Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие, например, недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения (дисграфией, дислалией).
Поэтому одной из главных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями является коррекция речевого дефекта и подготовка к обучению грамоте. (Программы «Коррекция нарушений речи», автор-составитель Г.В. Чиркина).
Для решения данной задачи при дошкольных общеобразовательных учреждениях созданы и работают речевые группы и дошкольные логопункты. Работа логопеда в речевой группе и работа логопеда на логопункте при ДОУ имеет несколько существенных отличий, которые влияют на результаты коррекционно-развивающего процесса.
Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевой группе. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ.
В отличие от специализированных групп, задача коррекции речи в логопункте является дополнительной. В расписании нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной образовательной программы.
Нет тесной взаимосвязи с воспитателями групп. Педагоги работают по своим планам, испытывают трудности при контроле за правильным произношением звуков, не имеют стимула в выполнении этой работы.
В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, лет, на логопеда приходится до 12 детей. На логопункт дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у логопеда занимаются 20-25 детей.
В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое нарушение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ОНР, ФФНР, ФН, ЗРР).
Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, на логопункте являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения. Логопед на логопункте вынужден подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты; в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети речевой группы детского сада. Поэтому, дети со сложными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР), посещавшие ранее речевую группу, зачастую, лучше подготовлены к школе, чем дети с такими же диагнозами, но посещавшие логопункт при ДОУ. Детям со сложными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР) рекомендуется посещать речевые группы при ДОУ, где им будет оказана систематическая коррекционно-развивающая помощь. |