Пояснительная записка
Актуальность программы.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей гимназии. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Настоящая программа «Юный патриот» разработана в условиях реализации ФГОС второго поколения.
В основу разработки программы положены основные нормативные документы:
1.1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
1.2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
1.3.Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа призвана средствами учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Спецкурс «Юный патриот» носит личностно ориентированный характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.
Цель:
формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
сохранение истории нашего края для будущих поколений;
воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
Для достижения цели должны решаться следующие задачи:
Задачи:
сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях республики Татарстан.
сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.
организовать экскурсии по историческим местам Чистополя, Татарстана.
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;
Исполнители программы:
учащиеся
классные руководители
учителя-предметники
психолог
родители
сотрудники музея.
Принципы, положенные в основу программы.
При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся руководствуемся в своей деятельности следующими принципами:
последовательности
гуманизации
интеграции
системности
культуросообразности.
В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников ВО войны, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.
Ожидаемые результаты:
Результаты освоения программы кружка “Юный патриот”:
Личностные:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Находить и выделять при помощи взрослых информацию необходимую для выполнения заданий из разных источников.
Строить рассуждения (или доказательство своей точки зрения по теме кружка в соответствии с возрастными нормами).
Включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками.
Поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом.
Готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых.
Предметные:
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия и победы.
Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Изучив курс «Юный патриот», учащиеся должны знать:
название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);
символику страны, края, села, школы;
государственные праздники;
имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.
должны уметь:
описывать изученные события истории Отечества;
оценивать поступки других с позиции добра и зла;
уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Учебно-методическое обеспечение для учителя
Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.
И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М,: «ТЦ Сфера», 2005.
Учебно-методическое обеспечение для учащихся
Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003
Содержание программы.
Раздел I. Я – гражданин (4ч)
Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов.
Понятия: герб, флаг, гимн, символ, значение цветов и образов.
Символика Воронежской области. Город Лиски. Достопримечательности области. Люди и их занятия.
Понятия: односельчанин, достопримечательность, гражданин, права и обязанности граждан, патриот.
Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.
Понятия: семья, родословная, труд, отдых.
Народные праздники России .Русские народные песни и игры. Местные народные песни и игры.
Понятия: семейная традиция, праздник.
Раздел II. Живые страницы прошлого (2ч)
Кто такие предки. Их быт, нравы и культура.
Понятия: предки, друг, заповедь.
Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством художника В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».
Понятия: былины и сказания, богатырь, защитник, честь, долг, бескорыстие.
Раздел III. Прошлое рядом (3ч)
Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга.
Понятия: Город-герой, защитник.
Край в годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои.
Понятия: война, подвиг, награда.
Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей. Дети Беслана.
Понятия: дети войны
Учебно - тематический план
№ п./п. | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Я – гражданин | 4 |
2 | Живые страницы прошлого | 2 |
3 | Прошлое рядом | 3 |
Календарно-тематическое планирование
Дата | № п/п | № в теме | Тема урока |
план | факт |
Я – гражданин |
28. 09 | | 1 | 1 | Россия- Родина моя. Символы государства- герб и флаг. Гимн России. |
05.10 | | 2 | 2 | Родной край – частица России. Символика края. |
12.10 | | 3 | 3 | Родной дом и семья. |
19.10 | | 4 | 4 | Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут. |
Живые страницы прошлого |
26.10 | | 5 | 1 | Как жили наши предки. |
16.11 | | 6 | 2 | Богатырская наша сила. |
Прошлое рядом |
23. 11 | | 7 | 1 | Заочное путешествие по городам – героям. |
30.11 | | 8 | 2 | Наш край в годы Великой Отечественной войны. |
07.12 | | 9 | 3 | Дети войны. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
(МКОУ «Дракинская СОШ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Рассмотрено на заседании МО классных руководителей протокол № ___ от «___» _____________20____ г. Руководитель МО ____________ /Шайкина Е.Г./ | Согласовано Зам. директора по ВР _____________ /Терехова Т.Н./ | «Утверждаю» Директор МКОУ «Дракинская СОШ» ____________ /Шепелева Е.В./ ФИО Приказ № _____ от «___»___________20___г. |
внеурочной деятельности (спецкурс)
Тип программы: ориентирована на достижение результатов в
духовно- нравственной деятельности
Модуль: «Юный патриот»
Срок реализации программы: 1 год
Класс «2 Б»
2015 – 2016 учебный год
Ф.И.О. учителя Медведева Ирина Александровна
с. Дракино
2015 г.