Спецкурс «Эксперименты и практические работы по физике для обучающихся в 9 классе», не предусмотренный учебным планом школы, подготовлен по программе авторов: Кабардин О.Ф., Орлов В.А. на 30 уроков (1 час в неделю) Автор: Шаврина И.А.(учитель физики МБОУ школа №72 г.о.Самара
Цель курса – предоставление учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности при проведении самостоятельных экспериментов и исследований и подготовки к ОГЭ.
Просмотр содержимого документа
«Спецкурс по физике для 9 класса "Эксперименты и практические работы по физике"»
Пояснительная записка
Спецкурс «Эксперименты и практические работы по физике для обучающихся в 9 классе», не предусмотренный учебным планом школы, подготовлен по программе авторов: Кабардин О.Ф., Орлов В.А. на 30 уроков (1 час в неделю с октября 2015г) Автор: Шаврина И.А.(учитель физики МБОУ школа №72 г.о.Самара)
Цель курса – предоставление учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности при проведении самостоятельных экспериментов и исследований.
Основные задачи курса
Создание условий для формирования и развития у обучающихся
интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента, позволяющих исследовать явления природы;
интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента;
умения самостоятельно приобретать и применять знания;
творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
2. Подготовка к итоговой аттестации по физике ОГЭ .
Планируемые образовательные результаты
После изучения курса учащиеся:
- приобретут опыт самостоятельного планирования и проведения экспериментов,
- научатся обрабатывать, анализировать и представлять результаты выполненных исследований, понимать общие принципы безопасного использования измерительных приборов и технических устройств.
Работу учащихся оценивают с учетом их активности, качества подготовленных отчетов, выполненных экспериментов и решенных задач. В конце курса предусмотрена тренировочная работа в форме ОГЭ 2016 с использованием оборудования для проведения практического задания №24.
Методические и учебные пособия:
1. Кабардина С. И. Измерения физических величин. Элективный курс: Методическое пособие/ С. И. Кабардина, Н. И. Шефер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 136 с.
2. Кабардина С. И. Измерения физических величин. Элективный курс: Учебное пособие/ С. И. Кабардина, Н. И. Шефер. Под ред. О. Ф. Кабардина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 151 с.
Календарно тематическое планирование курса
«Эксперименты и практические работы по физике»
9 класс
№ занятия | тема | дата |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи элективного курса физики. Инструктаж по ТБ. Физика и физические методы изучения природы. | |
2 | Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешности их измерений. | |
3 | Механические явления. Механическое движение. Измерение ускорения. | |
4 | Инерция. Инертность. Масса. | |
5 | Л/р Измерение плотности тела. | |
6 | Законы Ньютона. Сила упругости. Закон Гука | |
7 | Л/р Измерение жесткости пружины | |
8 | Л/р Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине от степени ее растяжения | |
9 | Сила трения | |
10 | Л/р Измерение коэффициента трения скольжения | |
11 | Законы сохранения в механике. Простые механизмы. | |
12 | Л./ р Измерение работы силы упругости при подъеме грузов с использованием неподвижного блока и динамометра. | |
13 | Л/р Определение работы силы трения | |
14 | Л/р Исследование условия равновесия рычага. | |
15 | Л/р Определение КПД наклонной плоскости | |
16 | Л/р Определение КПД подвижного блока | |
17 | Давление. Атмосферное давление. Плавание тел | |
18 | Л/р Измерение давления, оказываемое книгой, на поверхность стола. | |
19 | Л/р Измерение выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на тело погруженное в жидкость. | |
20 | Механические колебания и волны. Л/р Исследование зависимости периода колебания математического маятника от длины нити. | |
21 | Тепловые явления. Измерение температуры. | |
22 | Электромагнитные явления. Электризация тел. | |
23 | Постоянный электрический ток. | |
24 | Л/р Исследование зависимости силы электрического тока, проходящий через резистор от напряжения на его концах. Измерение сопротивления резистора. | |
25 | Л/р Измерение работы и мощности тока, проходящего через резистор. | |
26 | Магнитное поле. Электромагнитная индукция. Электромагнитные колебания и волны. Наблюдение явления электромагнитной индукции. | |
27 | Оптические явления. | |
28 | Л./р Исследование свойств изображений, полученных с помощью собирающей линзы. Л/р Измерение оптической силы собирающей линзы. | |
29 | Квантовые явления. Изучение треков элементарных частиц. | |
30 | Итоговое тестирование | |