СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спирты. Пагубное влияние на организм человека.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся получают знания о строении спиртов, их номенклатуре, изомерии, химических свойствах;о способах получения и применения спиртов;о влиянии спиртсодержащих веществ на организм человека, предупреждение асоциального поведения.

Просмотр содержимого документа
«Спирты. Пагубное влияние на организм человека.»

МКОУ КРЕМЛЕВСКАЯ СОШ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК



«Спирты.

Строение и применение спиртов.

Пагубное влияние алкоголя

на организм человека.»




ПодготовилиМария Аркадьевна Якунина,

социальный педагог 1 категории;

Елена Васильевна Баранова,

учитель химии 1 категории;

Наталья Васильевна Афанасьева,

учитель русского языка и литературы 1 категории.







с. Новокремлевское

2014 год



ЦЕЛИ:

1) формирование знаний обучающихся о строении спиртов, их номенклатуре, изомерии, химических свойствах;

2) способы получения и применения спиртов;

3) влияние спиртсодержащих веществ на организм человека, предупреждение асоциального поведения.

ХОД УРОКА

Эпиграф урока

1.Вступление.

Учитель химии

Ребята! Наш сегодняшний урок будет не совсем обычным. Мы с вами рассмотрим тему Спирты с точки зрения химии, литературы, а так же с точки зрения социального педагога.

2. Объяснение нового материала.

Учитель химии

1) Определение спиртов

Спиртами или алканолами называют органические вешества, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксильных групп - ОН, соединенных с углеводородным радикалом.

2) Классификация спиртов

Спирты бывают:

одноатомные, например: СН3-ОН – метанол

С2Н5-ОН – этанол

С3Н7-ОН – пропанол

С4Н9-ОН – бутанол

А теперь я предлагаю вам самим составить несколько формул спиртов:

(2 ученика записывают формулы: С5Н11-ОН – пентанол,

С6Н13-ОН – гексанол.)

- двухатомные, например НО-СН2-СН2-ОН - этандиол-1,2 или

этиленгликоль.

НО-СН2-СН2-СН2-ОН - пропандиол-1,3.

- трехатомные попробуйте составить сами:

1 ученик работает у доски и записывает формулу СН2-СН-СН2

! ! !

ОН ОН ОН

3) Применение спиртов

- как топливо,

-​ для производства уксусной кислоты,

- для производства каучука,

- для производства сложных эфиров,

- для производства лаков,

-​ для производства красок,

- для производства растворителей,

- для производства лекарственных средств




Ребята ответьте, пожалуйста, а кто из вас знает, какой из этих спиртов используется для производства спиртных напитков и как он называется

(это этиловый спирт или этанол - С2Н5-ОН).

4) Доклад ученика:

Этанол - бесцветная жидкость с характерным запахом и температурой кипения 78,3 С. Горюч. Смешивается с водой в любых пропорциях. Широко используется в промышленности. Используется для приготовления спиртных напитков. Небольшие количества этилового спирта при попадании в организм блокируют процессы торможения в коре головного мозга. Промежуточный продукт окисления этанола в организме – ацетальдегид – крайне ядовит и вызывает тяжелое отравление. Систематическое употребление этилового спирта и содержащего его напитков приводит к стойкому снижению продуктивной работы головного мозга, гибели клеток печени и замене их соединительной тканью – циррозу печени.

Социальный педагог

- Как по-другому можно назвать этиловый спирт или другие спиртосодержащие напитки? (Алкоголь.)

- Как вы относитесь к тем, кто пьёт?

- Когда вы учились в 7, 8 классе, я проводила анонимное анкетирование «Кто пробовал или употребляет алкоголь?» У меня тогда получился вот такой график: 

А если бы сегодня вам задали этот вопрос, как изменился бы наш график? Куда кривая выведет? (Реакция учащихся, ответы.)

Учитель литературы

Вы, конечно, по-разному относитесь к тому, что подростки употребляют спиртные напитки. Давайте представим, как могли бы выразить это отношение условные героини нашего урока. (Выступают подготовившиеся заранее ученицы).

«Хорошая» девчонка (примерно):

Раньше спиртные напитки продавали только после 18 лет, а теперь таблички об этом висят в магазинах, но продают даже 12-летним, только деньги плати! Подростки напиваются и творят что попало, ввязываются в драки, совершают преступления. На дискотеке, куда ходит молодёжь, они напиваются, чтобы было настроение, а сами грубы, развязны. Видели бы себя со стороны! Зачем пить, ведь можно поднять настроение и без алкоголя, тем более что он отрицательно влияет на растущий организм. Те, которые пьют, они болеют, тупеют, память ухудшается, внимание у них становится рассеянным, человек хуже учится. Зачем это надо?

«Плохая» девчонка (примерно):

Ой, да выпить, ну чуть-чуть для настроения – это классно! Мы с девчонками перед дискотекой выпили и пошли. Пришли в клуб, настроение у всех поднялось, все проблемы забыли, стали танцевать, веселиться, громко смеяться, и на нас обратили внимание пацаны. Мы с ними познакомились и от души повеселились. А Вы говорите - не пить! Если бы мы не выпили, разве бы мы так расслабились, забыли о своих проблемах, «двойках» и комплексах? Конечно, нет! Мы бы ходили загруженные, а с таким настроением уже не повеселиться. Так что немного пить – это никому не вредит.

- А с кем вы? На чьей стороне – «хорошей» или «плохой» девчонки? (Учащиеся делятся мнениями).

Социальный педагог

Те, кто нормально относится к пьющим, как правило сам употребляет. А вот вопрос к тем, кто отрицательно относится к пьющим: пытались помочь, вытащить их из пьяного омута?

Как эффективнее это сделать?

Варианты ответов: 1) никогда не составлять им компанию в пьянке;

2) раскрыть им глаза на отрицательные моменты их поведения в пьяном состоянии;

3) предложить другие формы досуга, интересные, познавательные, где и не требуется горячительное.

Учитель литературы

Часто ребята признаются, что впервые попробовали спиртное дома, в нормальной обстановке, на дне рождения или в праздник с разрешения родителей. Получается, что сами взрослые приобщают детей к спиртному, пропагандируют «культурное питие». Конечно, ни одна мама и ни один папа не хотят, чтобы их сын или дочь стали пьяницами. Но вот перед вами красивая хрупкая рюмка, фужер на тонкой ножке; вино переливается и играет на свету тёплыми янтарными бликами. И тогда создаётся ощущение, что чем больше вина, тем интереснее и радостнее праздник. И хочется некоторым, чтобы он был почаще и подольше.

Социальный педагог

Нередко человек, приводящий себя в состояние опьянения, подсознательно, а то и сознательно ставит задачу вести себя разнузданно или «раскованно», как деликатно выражаетесь вы. Художники-сатирики из вашего класса нарисовали карикатуры, отражающие три степени опьянения человека. (Демонстрация рисунков и комментарии к ним учащихся).

Дополнения учителя:

1-я степень человек слегка пьяный уподобляется петуху: так же хлопает крыльями (руками), кукарекает (часто болтает невпопад и не к месту), распускает хвост; криклив, егозлив, «раскован», говоря по-вашему.

2-я степень человек уподобляется обезьяне, считает себя остроумным, находчивым, совершает необдуманные поступки, но его «приколы» не умны и мало приятны посторонним.

3-я степень Человек уподобляется свинье, не зря же есть пословица: «Посади свинью за стол, она и ноги на стол», но тут несколько иначе: рылом в стол, в тарелку.

Вывод: Не зря алкоголь с древних времён называют похитителем рассудка. Как говорил Пифагор, «пьянство есть упражнение в безумии».

Учитель химии

Специфические химические свойства спиртов:

А давайте посмотрим, что происходит в организме человека, когда в него проникает алкоголь.

1. Опыт с печенью. С2Н5-ОН + печень животного = печень животного

разлагается

(Опыт производит внушительное впечатление: кусочек печени за несколько

минут становится рыхлым, поверхность его легко разрушается).

Мы можем сделать вывод, что спирт пагубно влияет на организм, и в первую очередь разрушает печень, которая является естественным фильтром организма.




2. При взаимодействии спиртов с жирами происходит образование более тяжелого соединения, чем этанол и жир.




3. Реакция горения: С2Н5-ОН +3 О2 = 2СО2 +3 Н2О + Q

затрудняет процесс переваривания пищи, а ведь такое

происходит, если в желудок попадает спиртосодержащее

вещество.

Мы с вами увидели процесс горения, а теперь

представьте, как эта горючая жидкость может обжечь желудок, если она

туда попадет.

Учитель литературы

Но, несмотря на такое разрушительное воздействие на организм, люди пили и пьют. Проблема алкоголизма нашла отражение и в русской литературе. Удивительная вещь! Можно встретить немало примеров восторженного отношения поэтов к алкогольным напиткам. «И луна утонула в бокале золотого, как небо, аи», - пишет Александр Блок. «Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро!» - это уже Игорь Северянин. И даже Пушкин обращается к няне со словами: «Выпьем с горя, где же кружка?» Но ни один автор не восхищается пьяницами, а наоборот, со щемящей болью в сердце изображают писатели всю неприглядность картины пьянства на Руси. Недавно мы с вами

читали поэму Николая Алексеевича Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо…». Нельзя не

обратить внимание на то, как автор описывает

ярмарку. Давайте представим себе некоторых

героев поэмы и задумаемся, чем они объясняют

пьянство на Руси вообще и своё собственное

пристрастие к алкоголю?

ТЕАТРАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ. XIX ВЕК.

Ведущий. Итак, мы в XIX веке. Русь крестьянская. Сельская ярмарка. Воскресный день. В районный центр из разных деревень съехались крестьяне. Кто торговать, кто покупать, кто на людей посмотреть, кто себя показать, а кто и попить-погулять.

Послушайте историю деда Вавилы.

Дед Вавила. Люди добрые, хочу рассказать одну историю, которая со мной приключилась. Собрался я как-то раз на ярмарку, вещей купить, на людей посмотреть. А мне тут внучка-егоза на шею прыгнула и попросила меня купить ей подарочек – ботиночки, ну я и пообещал. Как тут не пообещаешь, она-то меня любит! Да вот пришёл я на ярмарку, да и пропился до последней копеечки, а когда протрезвел, так даже стыдно стало.

«Жена – плевать, пускай ворчит!

А внучку жаль! Повесилась

На шею егоза:

Купи гостинчик, дедушка…

Эх! Как же я-то теперь в глаза внучке посмотрю. Приду домой ни с чем, она же ждёт, бегает за калитку, глядит на дорогу – не идёт ли дедушка. Но, слава Богу, мир не без добрых людей. Нашёлся барин, пожалел старика, купил он эти ботиночки и мне их отдал. А я-то, дурак старый, так обрадовался, что даже барина не поблагодарил, так и убежал домой к внучке.

Ведущий. Почему Вы пьёте? Вам легко достаются деньги?

Дед Вавила. Работаю много, получаю гроши. Устаёшь спину гнуть задарма. Вот и выпьешь с устатку.

Ведущий. Так почему же Вы последние деньги пропиваете?

Дед Вавила. Выпил рюмку, выпил две – закружилось в голове. А дальше уж и не помню, как «пропился до грошика».

Купец.

Я на ярмарке бываю. А вот что я видел по дороге на ярмарку:




Всё чаще попадаются

Избитые, ползущие,

Лежащие пластом.

Без ругани, как водится,

Словечко не промолвится,

Шальная, непотребная,

Слышней всего она!

У кабаков смятение,

Подводы перепутались,

Испуганные лошади

Без седоков бегут;

Тут плачут дети малые,

Тоскуют жёны, матери:

Легко ли из питейного

Дозваться мужиков?..




Яким.




Постой, башка порожняя!

Щальных вестей бессовестных

Про нас не разноси!

Чему ты позавидовал!

Что веселится бедная

Крестьянская душа?




Купец.

Вот оттого вы и бедны, что пьёте много. Почему последнюю копеечку в кабаке пропиваете?

Умны крестьяне русские,

Одно нехорошо,

Что пьют до одурения,

Во рвы, в канавы валятся –

Обидно поглядеть!

Яким.




По деревням ты хаживал?

Возьмём ведёрко с водкою,

Пойдём-ка по избам;

В одной, в другой навалятся,

А в третьей не притронутся –

У нас на семью пьющую

Непьющая семья!

Не пьют, а так же маются…




Купец.

И всё равно, я остаюсь при своём мнении, что и пьянство виновато в вашей нищете.

Яким




Жалеть – жалей умеючи,

На мерочку господскую

Крестьянина не мерь!

Не белоручки нежные,

А люди мы великие

В работе и в гульбе.







Ведущий. Только ли из-за пьянства в нищете, холоде и голоде живут русские люди? (Нет. Есть семьи, где не пьют, а также маются. С ранних лет привыкают к тяжёлой и зачастую грязной работе, учиться детям было некогда.)

Ведущий. Всё это верно. И всё-таки, какие люди ищут спасение в вине? И почему именно в вине? (Пытаются уйти от проблем, «забыться». А очнутся – проблемы не решены, да ещё новые появились, коль без гроша в кармане остался. «Спасение» в вине ищут люди слабые, безвольные, слабохарактерные, не умеющие находить разумный выход из сложных жизненных ситуаций. И пьянство до добра не доведёт!)




Другой русский писатель 19 в., Лев Николаевич Толстой, говорил, что в каждом человеке 50 на 50 от бога и от чёрта. И если сейчас в вас преобладает тёмная сторона души, то сорняки в своей душе надо выпалывать, и дать возможность расцвести прекрасному цветку, который дремлет в душе каждого из нас.

Творческое задание (работа в парах):

сочините четверостишие о вреде пьянства.

Даётся немного времени для выполнения

задания. Варианты заслушиваются.

Социальный педагог

Напутственное слово. Вот и закончился наш урок-дискуссия. Вы узнали о пользе и вреде спиртов и спиртосодержащих веществ. Мы услышали мнения о проблеме алкоголизма представителей не только разных поколений, но и разных веков. Надеемся, что всё услышанное и увиденное сегодня запомнится вам и, в случае необходимости, поможет сделать правильный жизненный выбор. «Думайте сами, решайте сами»: пить или жить в радости, счастье, согласии с близкими людьми.

Письменный ответ на вопрос: спирты – помощники или враги человека?

Подведение итогов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!