СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спирты- знакомые незнакомцы.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Спирты- знакомые незнакомцы.»

Тема урока: Спирты- знакомые незнакомцы. 10 класс.

Учитель: Кочижова Е.А.

Тип урока – урок усвоения нового материала

Цель: изучение класса спиртов: их строения, изомерии, номенклатуры, свойств, получения и применения.

Задачи:

- дать учащимся первоначальные понятия о кислородсодержащих веществах,

- развивать умения составлять молекулярные, структурные и электронные формулы спиртов, формулы изомеров у спиртов, называть их по систематической номенклатуре

- продолжить формирование негативного отношения к алкоголизму как общественному явлению


Методы: беседа, диалог, частично-поисковый и исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная.

Применяемые технологии: урок построен с использованием современных информационных технологий - программы Microsoft Power Point. Презентация происходит в виде сменяющихся слайдов. Используется «Технология опережающего обучения»

Оборудование и реактивы:  

Для учителя: мультимедийный проектор,  экран, презентация к уроку, реактивы

Реактивы и материалы:

пробирки, флаконы с реактивами: NaOH, этанол, бутанол, пентанол, глицерин, фенолфталеин, H2SO4, CuSO4, перманганат калия, белок(яйца), фарфоровая чашка, вода, пробирки, подставки для пробирок, мерный цилиндр, жевательная резинка, мерные стаканы.


Ход урока:

Вызов

  1. Орг. Момент. Приветствие (1 минута)

Повернитесь друг к другу лицом и прикоснитесь ладошками. Что вы чувствуете? Я желаю вам чтобы эти эмоции оставались у вас до конца урока.



Ход урока

I. Вызов.

Определим тему урока на слайде №2, 3 задание. (3 минуты)

Задание 1. Выбери незнакомца (подчеркнуть)

C7H14

C4H10

C2H2

CH2=CH=CH2

C2H5-OH

OHCH2-CH2OH

CH3Cl


CH3-CH=CH2


CH3-OH


Задание 2. Напишите структурную формулу этана и пропана в которых один атом водорода замените на -ОН группу.

СН3 –СН2 – ОН

СН3 – СН2 –СН2- ОН

Напишите структурную формулу пропана и замените около каждого атома углерода один атом водорода на -ОН группу.

СН2ОН-СНОН-СН2ОН

Вопросы к классу:

1. Как назвать класс получившихся веществ? (Cпирты)

2. Как можно отличить спирты от других классов органических веществ? (По –ОН)

3. Какое определение спиртов вы можете предложить?

Спирты – органические вещества, в молекулах которых содержится одна или несколько гидроксильных групп (ОН).

История спиртов.   ( сообщения готовят уч-ся)

Похититель рассудка — так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры – с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но знавших уже приемы приготовления хмельных напитков. Чистый спирт начали получать в 6-7 веках арабы и назвали его “аль коголь”, что означает “одурманивающий”. Первую бутылку водки изготовил араб Рагез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это послужило поводом для запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама (мусульманской религии) Мухаммедом (Магомет, 570-632). Этот запрет вошел впоследствии и в свод мусульманских законов – Коран (7 век). С тех пор на протяжении 12 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники этого закона (пьяницы) жестоко карались.

Но даже в странах Азии, где потребление вина запрещалось религией (Кораном), культ вина все же процветал и воспевался в стихах.

В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние сильного алкогольного опьянения, алхимик заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым, утомленного бодрым, тоскующего веселым.

С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира, прежде всего за счет постоянно растущего промышленного производства алкоголя из дешевого сырья (картофеля, отходов сахарного производства и т.п.). Алкоголь настолько быстро вошел в быт, что практически не один художник, писатель или поэт не обходил эту тему. Таковы картины пьянства на полотнах старых голландских, итальянских, испанских и немецких художников. Злую силу алкоголизма понимали многие передовые люди своего времени. Известный религиозный реформатор тех лет Мартин Лютер писал: “ Каждая страна должна иметь своего дьявола, наш немецкий дьявол – добрая бочка вина”.

Древняя Русь и алкоголь. (Слайд 10)

На Западе бытует мнение, что русские - самая невоздержанная в употреблении спиртных напитков нация, и так, якобы, повелось испокон веков. Часто мы и сами повторяем утверждения об “исторической предрасположенности” русских к алкоголю.

Однако сама история России опровергает этот миф. В дохристианскую эпоху на Руси потребление алкоголя имело место главным образом на языческих пиршествах (народный и княжеский пиры, игрища, тризны).

Известно, что в Древней Руси пьянства не было вовсе. Население Древней Руси не выращивало виноград, и вино для Причастного таинства привозилось из Византии. Хмельными напитками были сбродивший мёд и пиво.

С этих далеких времен сохранился знаменитый рефрен многих народных сказок: “И я там был. Мед, пиво пил. По усам текло, а в рот не попало”.

Таким образом, полтора столетия с начала ввоза в Россию спирта и столетие со времени изобретения его перегонки из хлебного сырья упоминаний о пьянстве на Руси не было.

II. “Осмысление”.

Классификация спиртов. (Слайд 11)

1. По числу гидроксильных групп:

  • одноатомные (одна группа - ОН),

  • многоатомные (две и более групп - ОН)

2. По типу углеводородного радикала.

  • Предельные.

  • Непредельные.

  • Ароматические.

3. По типу атома углерода связанного с гидроксогруппой (-ОН).

  • Первичные.

  • Вторичные.

  • Тритичные.

Номенклатура и изомерия. (Слайд 16)

При образовании названий спиртов к названию углеводорода, соответствующего спирту, добавляют (родовой) суффикс – ОЛ.

Цифрами после суффикса указывают положение гидроксильной группы в главной цепи:

Для спиртов характерны 3 вида изомерии:

  • изомерия углеродного скелета,

  • функциональной группы

  • межклассовая.

Опорный конспект

Для дальнейшего изучения спиртов учащиеся делятся на проектные группы, раздаются инструктивные карты. Результатом работы будет опорный конспект. На работу отводится 10-15 минут.

Группа №1. Инструктивная карта

Спирты: физические свойства.

1. Ознакомьтесь с образцами выданных вам предельных одноатомных и многоатомных спиртов. Охарактеризуйте их физические свойства: а) запах, б) летучесть в) агрегатное состояние. Проанализируйте изменение их физических свойств с увеличением молекулярной массы.

2. Проверьте растворимость этанола в воде. Сделайте вывод о растворимости предельных одноатомных спиртов  в воде.

3. На основании выполненной работы, обобщите физические свойства спиртов.

4. Возьмите этанол, налейте в фарфоровую чашку и подожгите его. Сделайте вывод о продуктах реакции. Составьте уравнение реакции, проставьте коэффициенты.

Ответ учащихся. (Слайд 16)

Физические свойства. Низшие и средние спирты (С1-C11) - летучие, бесцветные жидкости с резким, характерным алкогольным запахом, жгучим вкусом. Растворимы в воде до актонола.

Высшие спирты (C12 - и выше) - твердые вещества с приятным запахом. Нерастворимы в воде.

Группа 2. Инструктивная карта

Спирты: получение.

1. Изучите дополнительную литературу стр.148-149 учебника.

2. Привести примеры получения спиртов.

А) в лаборатории,

Б) в промышленности.

Ответ учащихся. (Слайд 17)

Группа 3. Инструктивная карта

Спирты: применение спиртов.

  1. Изучите стр.68,72-73 учебника

  2. Обобщите информацию о применении предельных одноатомных спиртов.

  3. Обобщите информацию о применении многоатомных спиртов.

  4. Характеристика этанола и метанола – воздействие на организм.

  5. Оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.

Ответ учащихся. (Слайд 21)

Группа 4. Инструктивная карта

Спирты: химические свойства

  1. Изучите учебник стр. 69-70 учебника.

  2. Обобщите информацию о химических свойствах одноатомных и многоатомных спиртах.

  3. Оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.

Ответ учащихся. (Слайд 19)

Некоторые свойства (наглядно), рассмотрим по диску “Химический эксперимент - 10 класс, часть 2”.

  1. Взаимодействие металлического натрия с образцами спиртов (этанол, бутанол, пентанол).

  2. Взаимодействие этанола с перманганатом калия (в подкисленном растворе с серной кислотой).

Рефлексия”. (Слайд 22-23)

Спирт относится к ксенобиотикам – веществам, не содержащимся в человеческом организме, но влияющим на его жизнедеятельность. Все зависит от дозы.

  1. Спирт – это питательное вещество, которое обеспечивает организм энергией. В средние века за счет потребления алкоголя организм получал около 25% энергии.

  2. Спирт – это лекарственное средство, имеющее дезинфицирующее и антибактериальное действие.

  3. Спирт – это яд, нарушающий естественные биологические процессы, разрушающий внутренние органы и психику и при чрезмерном употреблении влекущий смерть. 60-70% -ный его раствор оказывает угнетающее действие на микроорганизмы, разрушая их частично или полностью убивая. Если концентрация раствора выше 20 %, он вызывает дегидратацию (обезвоживание) и коагуляцию (свертывание) белковых веществ и протоплазмы клетки. Алкоголь является наркотиком, оказывающим опьяняющее действие на организм , но в отличие от других наркотиков, это его действие на организм проявляется при употреблении больших доз – от 0,2 до 0,5 г на метр крови.

Влияние алкоголя на организм. (Доп. материал-готовит ученик заранее)

О том, что алкоголь оказывает отрицательное влияние на нервную систему и мозг, было известно давно. Один из крупнейших мыслителей древности Аристотель, много веков тому назад писал, что “пьянство – добровольное безумие”.

Эксперименты показали, что при употреблении только 100 г алкоголя снижается способность к устному счету на 15%, почти в 6 раз увеличивается количество ошибок при выполнении умственной работы, нарушается нормальная деятельность нервной системы. При употреблении спиртных напитков человек становится более раздражительным, теряет присущее ему ранее чувство ответственности.

При глубоком исследовании можно выявить нескоординированность движений, некоторую потерю памяти. И это не случайно. Наибольшей концентрации алкоголь, введенный в организм, достигает в клетках головного и спинного мозга, содержащих значительное количество липидов. Алкоголь растворяется в них и часть растворяет сам. За это время только одного тяжелого алкогольного опьянения погибает около 20 млн. нервных клеток. Пьяницы и алкоголики постепенно деградируют за счет гибели нервных клеток, становятся забывчивыми, пренебрегают своими обязанностями.

Даже однократный прием небольших доз алкоголя вызывает временное ослабление психики, затрудняет восприятие и снижает работоспособность, ориентировку в пространстве. Ослабление тормозных процессов в коре головного мозга сразу же сказывается на поведении выпившего – он делается развязнее, болтливее, начинает придираться к окружающим, слабо контролируют свои действия и поступки. По мере усиления опьянения происходит дальнейшее нарушение деятельности коры головного мозга. Под воздействии алкоголя может в последующем происходить угнетение деятельности нервной системы , в результате чего человек впадает в сон, напоминающей оцепенение. Злоупотребление алкогольными напитками сначала в виде эпизодического , а затем систематического пьянства постепенно приводит к алкоголизму, который как заболевание нервной системы характеризуется астеническим синдромом (утомляемость, раздражительность, колебания настроения, расстройства сна).

Вопросы для закрепления. Слайд 25-26

  1. В одном сосуде без подписи находится вода, а в другом – спирт. Можно ли воспользоваться индикатором, чтобы их распознать? (Нет)

  2. Кому принадлежит честь получения чистого спирта? (Алхимики)

  3. Может ли спирт быть твердым веществом? (Да, чем выше количество атомов углерода - с 12)

  4. Молекулярная масса метанола 32, а углекислого газа 44. Сделайте вывод об агрегатном состоянии спирта. (Жидкости, газы)

  5. Как провести инспектора ГАИ? (Не пить)

Демонстрация опыта.

Влияние этанола на белок. В три пробирки налили раствор белка. В каждую пробирку добавили этанол в возрастающих концентрациях. Наблюдали денатурацию белка. Образовался осадок. Затем добавили в эти пробирки воды. В первой пробирке осадок частично растворился, в двух других остался без изменения.

Вывод: Если на белок подействовать неразбавленным спиртом, то происходит денатурация. Аналогичный процесс происходит и в организме человека под воздействием этилового спирта.

Обнаружение сорбита (ксилита, маннита) в жевательной резинке (дополнительный):

Измельчить жевательную резинку, залить водой и оставить на 20 минут.

В другой хим. стакан + 3-4 капли CuSO4+ 1 мл NaOH — осадок синего цвета + добавить (немного) взвесь из химического стакана. Цвет получается темно-синий.

Вывод: жевательные резинки (любые) содержат многоатомные спирты: сорбит, ксилит, маннит.

Используемая литература:

1. Настольная книга учителя. Химия 10 класс \ О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. - М.: Дрофа; 2019. - 480 с.

2. Химия 10 класс - базовый уровень\ О.С. Габриелян – М.: Дрофа; 2015.

3. Реферат. Применение спиртов. Влияние спиртов на живые организмы.

4. Интернет-телешкола химии. Применение спиртов.

5. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 10 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008.

6. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. М.: Дрофа, 2006 г.

ё


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!