Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Гимназия № 8» г. Мурманска
«Списывание в обучении правописанию»
Подготовила учитель
начальных классов
МБОУ «Гимназия № 8»
Морякова Г. Б.
г. Мурманск
2021
Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. Сначала они копируют отдельные буквы и слоги, затем воспроизводят первые слова, образцы которых даны в «Прописях». В этот период учителя главной своей задачей считают научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв, соблюдать интервалы между словами и т. п. Способ списывания при этом остаётся вне контроля. Не учитывается, что при этом списывать можно по – разному: копируя букву за буквой, слогами, словами, и даже целыми предложениями.
Если учитель посмотрит, как списывает ученик, стоя за его спиной, может увидеть сколько раз он заглядывает в учебник. Причём, тот, как кажется более внимательным, чаще сверяется с текстом, может допустить больше ошибок, чем тот, кто смотрит реже. Но и те, кто списывает одними и теми же единицами, делают это по – разному: одни с ошибками, другие без.
Дело в том, что одно и то же по своим внешним признакам учебное действие по своему внутреннему, психологическому механизму может быть разным, а значит, и приводить к неодинаковым результатам.
В словаре – справочнике по методике русского языка М. Р. Львова указано: «Списывание – один из наиболее употребительных вдов письменных упражнений; используется: при обучении техники письма и каллиграфии, при обучении орфографии и грамматике, как правило, с дополнительными заданиями».
Различают два вида списывания: В первом случае перед учеником одна задача – воспроизвести без ошибок готовый текст. Во втором – списывание либо предшествует выполнению того или иного языкового задания (грамматического или орфографического), которое проводится на материале списываемого текста, либо включает в себя дополнительные задания (вставку букв или слов, изменение формы слова и т. п.)
В обучении орфографии наиболее эффективным считается именно осложнённое списывание, т. к. в этом противном случае оно рассматривается как действие механическое, неосознанное и потому приводящее к ошибкам.
Методисты давно обсуждают вопрос, как научить детей списывать без ошибок. Так, они рекомендуют учить детей соблюдать определённый порядок действий при списывании. Но, к сожалению, жалобы учителей на то, что их дети допускают ошибки, списывая с доски, из учебника и т. п., не прекращаются.
Я хочу познакомить учителей с опытом организации обучения списыванию, при котором достигается безошибочность этого действия, и кроме того, совершенствуются орфографические навыки учащихся. Причём достигается это не за счёт привнесения в списывание дополнительных заданий, а путём специального формирования этого учебного действия на основе активной орфографической проработке копируемого текста.
Отправной точкой в разработке методики обучения списыванию послужили психологические исследования. Именно психологи изучили проблемы ошибок, которые допускают ученики при списывании, составили более точный и полный алгоритм операций, которые обеспечивают безошибочность воспроизведения текста, а также наметили способы превращения списывания в эффективное средство обучения правописанию.
Так Г. В. Репкина экспериментально обосновала, что побуквенное копирование, В котором дети, а порой и взрослые видят гарантию безошибочного списывания, не только избавляет их от ошибок, а наоборот, приводят к ним. В этом случае ученик не понимает, что он пишет, и, значит, это никак не может способствовать запоминанию правильной орфографической формы слова.
В этом исследовании была обоснована необходимость списывания смысловыми единицами (предложениями или его законченными частями). Кроме того, были разработаны приёмы, обеспечивающие активный орфографический анализ текста путём выделения в нём орфограмм. Специальное внимание Г. В. Репкина уделили организации контрольной операции при списывании.
Алгоритм списывания, составленный с учётом всех названных требований, вначале детально разворачивается в обучении. После того как учащиеся научатся осознанно выполнять все действия, последние могут быть переведены в умственный план и сокращены. Отсюда вытекает важное требование к организации обучения списыванию на первоначальном этапе. Работа вначале проводится только в классе, коллективно, под строгим контролем учителя. Как только учащиеся овладеют всеми операциями, они могут начать списывать дома. В классе алгоритм списывания составляется коллективно и размещается рядом с доской. Памятка включает в себя следующие действия:
Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
Выдели орфограммы в списываемом тексте
Прочитай предложение так, как оно написано
Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать
Пиши, диктуя себе так, как проговаривал
Проверь написанное:
Читай то, что написал, отмечая дугами слоги
Подчеркни орфограммы в написанном
Сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
Остановимся более подробно на содержании и методике освоения каждого действия алгоритма.
Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
Это действие необходимо для того, чтобы исключить механическое копирование текста. Предложения, с которых начинается обучение, небольшие (3 - 5 слов), в качестве смыслового отрезка выступает целое предложение. Далее в качестве смысловой части может выступать словосочетание или часть предложения., но в любом случае вначале нужно прочесть всё предложение, чтобы было понятно содержание списываемого.
Чтение предложения на данном этапе осуществляется по нормам орфоэпии – «читаем так, как надо говорить». Таким образом, списывание оказывается связанным с обучением правильному говорению.
Повтори предложение, не заглядывая в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
Повторяя предложение, не глядя в него, ребёнок развивает память, учится запоминать осмысленно.
Выдели орфограммы в списываемом тексте.
Этот этап можно назвать активным орфографическим анализом текста. Необходимо учитывать,, что с первых шагов обучения дети сталкиваются не только с орфограммами, связанными с обозначением звуков буквами, но и с орфограммами других типов: слитно – раздельное написание, прописная буква и другие. Их важно отмечать в списываемом тексте..
Если списывание идёт с доски, то орфограммы выделяются на доске, или, если это списывание с учебника, то непосредственно в учебнике.
Прочитай предложение, как оно написано.
Если предыдущая операция входит в действие постановки учебных задач, то данный этап относится уже к её решению. Хотя решение в данном случае достигается практически: путём приведения к полному соответствию зрительного и слухового образа слова.
Обучение орфографическому проговариванию целесообразно начинать одновременно с обучением грамоте. Когда ребёнок читает по слогам, у него само собой происходит орфографическое чтение слова. Добиваясь от детей слитного произнесения слова, учитель переводит их на орфоэпический уровень, т. е. учит произнесению слова в соответствии с нормами русского литературного произношения.
В обучении списыванию не просто формируются два вида чтения, а каждый из них приобретает для ученика своё обоснование: «Проговариваем, чтобы не ошибиться при письме», «Читаем, как говорим, чтобы научиться читать и говорить правильно».
Учитывая, что в текстах встречаются орфограммы, не связанные с произношением, проговаривание при коллективной работе может сочетаться с комментированием: «Предлог со словом пишем раздельно» и т. д.
Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.
Выполняя этот пункт плана, ученик готовится к тому, чтобы правильно диктовать себе во время письма. Повторное по памяти проговаривание закрепляет в памяти буквенный образ слова, воссозданный в его произношении.
Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.
Готовя детей к самостоятельному списыванию, необходимо проследить, как диктуют себе те, кто склонен выполнять эту операцию формально и поэтому допускают ошибки при списывании. Важно также, чтобы во время письма под собственную диктовку ученик уже не смотрел в текст, а опирался на свою речедвигательную память.
Проверь написанное.
Чтобы ученик действительно проверял написанное, он должен знать, как это надо делать, т. е. отчётливо представить себе ту систему действий, с помощью которой можно осуществить проверку. Требуя от ученика подчеркнуть орфограмму в написанном, мы даём ориентиры для того, что именно нужно сравнивать в написанном и исходном тексте.
Подчёркивание орфограмм в сочетании с проверкой необходимо для того, чтобы исключить пропуски, перестановки букв и т. п.
Предлагаемая организация обучения списыванию делает его самостоятельным орфографическим упражнением. В этом случае оно не нуждается в дополнительных заданиях.