От того, насколько дружен классный коллектив, зависит психологическое состояние каждого учащегося, а значит степень усвоения учебного материала и мотивация на учебу. Дружный коллектив нужно формировать ежедневно! Это кропотливая работа, которая требует осознанного отношения. Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной.
Какие формы работы классного руководителя способствуют формированию сплоченного коллектива?
Общеклассные мероприятия, связанные с коллективными выходами за пределы школы: экскурсии в музеи, выходы в театры, посещение выставок и парков. Старайтесь использовать образовательные ресурсы Москвы в полном объеме. (1-2 выхода в месяц).
Создание и осуществление какого-то социально значимого проекта, разработка и выполнение коллективного творческого дела. Совместная деятельность – самый простой способ формирования дружного коллектива. Например: создание экологического (или любого другого) макета и его защита на конкурсе, подготовка новогоднего праздника или книжной викторины для младших классов, участие в конкурсе военной песни, рисование всем классом плаката «Мы за здоровый образ жизни», высадка классной клумбы, сбор макулатуры и т.д. Важно, чтобы участие в этих мероприятиях принимали ВСЕ ребята, а не только группа активистов. Для этого в начале учебного года можно распределить «ответственных за общее дело» таким образом, чтобы в течение года активность проявил каждый. (4 - 5 общеклассных проекта в год).
Классные часы о дружбе, взаимовыручке, коллективизме. Используйте любой удобный случай для того, чтобы побеседовать с детьми о важности этих качеств в повседневной жизни. Приглашайте школьного психолога или социального педагога для проведения этих мероприятий. Очень полезны классные часы, которые привлекают внимание к личности каждого ребенка. Например, на тему: «Мои домашние животные», «История моей семьи в истории России», «Мое хобби» и т.д. (1 классный час на эту тему в четверть).
Участие всего класса в конкурсах и спортивных соревнованиях (внутришкольных, муниципальных, городских). Даже в том случае, когда от класса выступает группа учащихся важно сформировать из одноклассников группу поддержки, назначить ответственных за фоторепортаж и освещение события в социальных сетях. (3-4 мероприятия в год).
На уроках практикуйте групповые виды деятельности, причем чаще меняйте состав групп, чтобы ребята учились тесному взаимодействию. Деление на группы может быть по желанию, по жребию, по ряду в классе, по выбору педагога, по выбору самого «лидера» или «руководителя группы», по определенному признаку и т.д. Это может быть самая простая работа на 2-3 минуты по решению задачи или составлению словарного диктанта для других групп. Даже простая взаимопроверка задания будет полезна для создания комфортной психологической среды. Используйте групповые формы работы на уроке не реже 2 раз в неделю.
Применяйте в изучении своего предмета работу над мини-проектами, объединяя одноклассников в группы с разным составом. Часто дети стремятся к индивидуальной работе над проектом, так как для многих так легче. Однако, если мы стремимся формировать навыки совместной деятельности, работа над проектом - самый эффективный и простой способ повысить мотивацию к изучению предмета и улучшить взаимоотношения в классе. Для мини-проекта используйте объединения в маленькие группы по 3-5 чел.; постоянно меняя состав групп. Примеры мини-проектов: подготовка, проведение и проверка словарного или математического диктанта, доклад-презентация на определенную тему, создание плаката или модели. Запланируйте эту работу таким образом, чтобы каждый ребенок в течение года имел возможность поработать над мини-проектом 2-3 раза.
Поддерживайте комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасите вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушайте каждого ребенка, постарайтесь понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах. Привлекайте к работе в сложных ситуациях школьного психолога или социального педагога.
Избегайте проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным учащимся. Дети очень хорошо чувствуют фаворитизм. Они обязательно будут думать и говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке личность!
Особую работу следует вести с «отвергнутыми» детьми: попытаться привлечь их к совместной деятельности класса, найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности, чаще поощряйте их в присутствии класса, но делать это надо за конкретно выполненное ими действие или поступок. Помогите ребенку найти «своего» педагога среди коллег. Иногда достаточно одного учителя, с которым сложились доверительные отношения, чтобы ребенок почувствовал себя в школе комфортно. Привлекайте к работе с этими детьми школьного психолога или социального педагога.