СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спорные вопросы истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Спорные вопросы истории»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного предмета

«Спорные вопросы истории»

10-11 кл.

2018-2020гг

Пояснительная записка.

Статус документа

Первостепенное значение в содержании предмета уделяется изложению дискуссионных, проблемных вопросов российской истории, которые неоднозначно трактуются в отечественной историографии.

Обоснование необходимости разработки и внедрение курса в учебно-воспитательный процесс:

Средняя школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России

В итоге различие между существующими ступенями исторического образования должно носить не количественный, а качественный характер, что подразумевает не столько увеличение суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования – от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки – и овладение начальными навыками самостоятельного научного исследования.

Таким образом, в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.

Программа элективного предмета разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения. Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного предмета поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

Рабочая программа элективного предмета по истории в 10-11 кл. разработана на основе следующих нормативных документов:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 (с изменениями от 08.06.2015, 28.12.2015, 26.01.2016, 21.04.2016, 29.12.2016, 08.06.2017, 20.06.2017, 05.07.2017) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 года № 1312 (с дополнениями и изменениями и дополнениями от 20.08.2008, 30.08.2010, 03.06.2011, 01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2011г. № 2643 « О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004г. № 1089.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.06.2017 № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Примерных программ среднего общего образования.

Основная образовательная программа среднего общего образования.

Конвенция о правах ребенка.

Структура документа

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения; календарно-тематическое планирование.

Цели курса:

1. Формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов об основных этапах важнейших событиях, происходивших в России и мире, о крупных деятелях отечественной и зарубежной истории.

2. Воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся

3. Формирование личностного отношения к истории своей страны, потребности самостоятельного поиска и расширения исторических знаний.

Задачи курса:

- познакомить учащихся с важнейшими дискуссионными проблемами российской истории;

-способствовать совершенствованию качества знаний учащихся по истории России за счет проблематизации, осмысления причинно-следственных связей, многомерности и альтернативности исторического процесса;

- способствовать формированию навыков самостоятельной работы с рекомендуемой литературой и источниками по истории России, аргументации собственной точки зрения;

-способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков ведения дискуссии и диалоговой культуры учащихся.

Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

Объяснительно-иллюстративный,сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).

Частично-поисковый,основанный на использовании знаний о химии, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.

Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умесновные формы и виды организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Типы урока

1. Урок усвоения новых знаний или нового материала.

2. Повторительно-обобщающий урок.

3. Урок развития речи.

4. Урок закрепления изученного материала.

5.Урок контроля.

6. Урок обобщающего контроля и т.д.

Формы организации работы учащихся:

· индивидуальная.

· коллективная:

· фронтальная;

· парная;

· групповая.

Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии

Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся. Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также, личностно-ориентированному и дифференцированному подходам.

В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии).

Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной технологий и развивающего обучения.

Формы учебных занятий

· Игры;

· Мини – лекции;

· Диалоги и беседы;

· Практические работы;

· Лабораторные работы;

· Проектные работы и т.д.

Виды деятельности учащихся

·Устные сообщения;

· Обсуждения;

· Работа с источниками;

· Доклады;

·Защита презентаций;

Рефлексия и т.д.

Общая характеристика учебного предмета

Особенность обучения истории заключается в том, что она призвана не только передавать знания, но и обеспечить воспитание нравственности и исторической культуры, что означает формирование уважительного отношения к людям, окружающему миру, чувства законности и справедливости. Такое воспитание требует методов, воздействующих на эмоциональную сферу личности.

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры.

Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся.

Межпредметные и внутрипредметные связи

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Место предмета в учебном плане

Структура элективного предмета: рассчитан на 68 учебных часов (10 класс- 34 часа, 11 класс – 34 часа).

Организация учебного процесса: классно-урочная.

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной, модульной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др., в зависимости от склонностей, способностей, возможностей каждого конкретного класса.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «История» являются:

Познавательная деятельность:

1. использование для познания окружающего мира различных методов: наблюдение, моделирование;

2. использование для решения познавательных задач различных источников информации;

3. формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

4. соблюдение норм и правил поведения в обществе, а также правил здорового образа жизни.

Информационно-коммуникативная деятельность:

1. владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

2. использование для решения познавательных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

1. владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий;

2. организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся

Формы промежуточного и итогового контроля: самостоятельные работы, тестирование, различные письменные работы, защита рефератов и проектов, участие в дискуссиях.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

· Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

· Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

· Самостоятельность.

·Оригинальность суждений.

Содержание учебного материала

10 класс – 34 часа.

Введение.

Тема: «История России с древности до конца XIII в.» 12 часов

Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия. Восточнославянские племена и их соседи. Индоевропейцы. Славяне: западные, восточные, южные. Взаимоотношения славян с фино-угорскими и балтийскими племенами.

Занятие, общественный строй, верования восточных славян. Занятия восточных славян: пашенное земледелие (подсечно-огневая система, перелог), скотоводство, рыболовство, охота, бортничество. Общественный строй: вече. Князь, дружина, ополчение. Торговый путь «из варяг в греки». Язычество. Пантеон богов. Идолы, волхвы.

Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей.

Русь при первых князьях. Олег. Военные походы, торговые договоры. Князь Игорь, полюдье. Княгиня Ольга :налоговая реформа. Святослав. Владимир Красно Солнышко. Принятие христианства на Руси. Христианская культура и языческие традиции. Княжение Ярослава Мудрого, «Русская Правда», Категории населения. Владимир Мономах.

Культура древней Руси. Письменность и просвещение. Литература: «Повесть временных лет», «Слово о Законе и Благодати». Былины. Развитие зодчества (крестово-купольный храм). Живопись: иконопись, мозаика, фрески. Прикладное искусство.

Феодальная раздробленность: причины, особенность. Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель.

Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская земля: вече, посадник, тысяцкий, епископ. Галицко-Волынское княжество.

Борьба Руси с иноземными захватчиками. Сражение на реке Калка. Северо-Восточный поход Батыя на Русь. Юго-Западный поход Батыя на Русь. Русь и Орда (иго, ярлык, выход). Экспансия с Запада.

Культура XII-XIII вв. «Слово о полку Игореве». «Моление» Даниила Заточника. Зодчество: Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота во Владимире-на-Клязьме, церковь Покрова на Нерли. Изобразительное искусство. Культура в период монголо-татарского ига. «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Архитектура. Иконопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Контрольная работа по теме «История России с древности до конца XIII в». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение практических заданий.

Тема «История России с начала XIV до конца XVI вв.» 11 часов

Начало образования Российского централизованного государства. Москва как центр объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Борьба за власть внутри Московского великокняжеского дома. Причины возвышения Москвы. Московский князь Иван Данилович Калита, особенности внутренней и внешней политики. Дмитрий Иванович Донской. Куликовская битва. Поход Тохтамыша на Русь.

Политика московских князей в первой половине XV в. Династическая война 1427 – 1452 гг. Василий II Темный.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Правление Ивана III. Присоединение Новгорода. «Стояние на Угре». «Судебник 1497». Василий III.

Россия при Иване IV. Регенство Елены Глинской. 1547 год – венчание на царствование. Избранная рада. Земский собор. Приказная система центральных органов власти. Судебник. «Стоглав». Опричнина Ивана Грозного.

Расширение территории России в XVI в. Ливонская война. Присоединение Казанского княжества. Присоединение Астраханского княжества. Присоединение Сибири. Ливонская война.

Смута. Правление Федора Ивановича. Борис Годунов. Гибель царевича Дмитрия. Лжедмитрий I. Правление Лжедмитрия I. Правление Василия Шуйского. Выступление под предводительством Ивана Болотникова. Лжедмитрий II – «тушинский вор». «Семибоярщина». Первое народное ополчение (Ляпунов). Второе народное ополчение (Д. Пожарский, К. Минин). Земский собор 1613 г.

Культура России в XIV-XVI вв. «Хождение за два моря» А. Никитин. Начало книгопечатания в России. Иван Федоров. Живопись. Архитектура. Успенский собор. Шатровый стиль. Собор Василия Блаженного. Федор Конь.

Контрольная работа по теме «История России с начала XIV до конца XVI вв». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий.

Тема «История России XVII-XVIII вв.» 10 часов

Первые Романовы. Итоги смутного времени. Экономическая система в XVII в. Внутренняя политика России в XVII в. Михаил Романов и Филарет. Алексей Михайлович. Соборное уложение. Федор Алексеевич. Царевна Софья.

Церковный раскол. Социальные движения в XVII веке. Патриарх Никон. Церковные реформы. Раскол. Старообрядцы. Протапоп Аввакум.

Внешняя политика России в XVII веке. Поляновский мир. Воссоединение Украины с Россией. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Культура России в XVII веке. Светский характер культуры. Научные знания. Литература. Театр. Архитектура. Живопись.

Россия при Петре I. Великое посольство. Северная война. Основные сражения. Ништадтский мирный договор. Реформы Петра в области экономике, управления, военном деле, социальной сфере. Народные выступления в первой половине XVIII в.

Период дворцовых переворотов. Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть.Екатерина I и А. Д. Меншиков. Петр III. Анна Иоанновна, бироновщина, кондиции. Россия при Елизавете Петровне.

Внутренняя политика Екатерины II. Петр III. Екатерина II. Эпоха «просвещенного абсолютизма». Развитие промышленности и торговли. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.

Россия в войнах второй половины XVIII века. Россия в Семилетней войне. Русско-турецкие войны: выход к Черному морю. П. А. Румянцев. Г. А. Потемкин. Ф. Ф. Ушаков. А. В. Суворов. Разделы Польши.

Культура России в XVIII веке. Эпоха Просвещения. Развитие образования. Наука и техника. Литература. Живопись – парадные портреты. Скульптура. Архитектура. Театр.

Контрольная работа по теме «История России XVII-XVIIIвв». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.

11 класс – 34 часа.

Тема «Россия в XIX веке» 11 часов

Внутренняя и внешняя политика Александра I. Россия при Павле I. Внутренняя политика. Реформы Александра I. Войны с Францией. Тильзитский мир. Война с Персией.Отечественная война 1812 г: основные сражения. Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. Венский конгресс. Священный союз.Восстание декабристов. Последние годы царствования Александра I. Аракчеев А. А. «Союз спасения». «Союз благоденствия». «Северное тайное общество» и «Южное тайное общество». Выступление декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.

Россия при Николае I: внутренняя и внешняя политика. Николай I . Расправа над декабристами. Кодификация законов, М. М. Сперанский. Реформы П. Д. Киселева и Е. Ф. Канкрина. Война с Персией. Война с Турцией. Кавказская война. Договоры с Китаем. Крымская война: причины, участники, ход военных действий, итоги. Парижский мирный договор.

Общественная мысль в 1830-1850 гг. «Общество любомудров». «Теория официальной народности». Западники и славянофилы. «Общинный социализм» А. И. Герцена. Петрашевцы.Русская культура в первой половине XIX века. Развитие системы образования: университеты, институты, реальные училища. Развитие науки. Литература: романтизм, реализм. Искусство (живопись)Скульптура. Архитектура. Театр. Музыка.

Александр II. Реформы 1860-1870-х гг. Александр II. Отмена крепостного права: причины, разработка реформы, проведение. Значение отмены крепостного права в России. Земская реформа. Судебная реформа. Городская реформа. Военная реформа. Реформа просвещения. Реформа печати. Значение либеральных реформ.

Общественное движение второй половины XIX вв. Либеральные идеи. Теория «крестьянского социализма». «Земля и воля». Народничество. Три течения в народничестве: бунтарское, заговорщическое, пропагандистское. «Хождение в народ». Раскол «Земли и воли»: «Черный передел» и «Народная воля». Убийство Александра II. Рабочее движение. «Освобождение труда». В. И. Ульянов (Ленин).

Внутренняя и внешняя политика Александра III. Александр III. Контрреформы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Образование военных блоков.

Культура второй половины XIX в. Процесс демократизации культуры. Система образования. Развитие науки. Литература. Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Театр. Музыка. Печать и книгоиздательское дело.

Контрольная работа по теме «Россия в XIX в». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.

Тема «Россия в первой половине XX века» 11 часов

Социально-экономическое и политическое развитие страны в начале XX в. Русско-японская война. Особенности экономического развития России в начале XX в. Социальный состав населения. Политическое развитие. Николай II – последний российский император. Необходимость модернизации. Реформы С. Ю. Витте. Русско-японская война. Портмутский мирный договор. Образование первых в России политических партий.

Революция 1905-1907 гг. Столыпин П. А. Причины революции. Основные события революции. Деятельность I и II Думы. Итоги первой русской революции. Реформы П. А. Столыпина.

Культура в начале XX века. Серебряный век русской культуры. Развитие образования и науки. Выдающиеся писатели и поэты Серебряного века. Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Музыка.

Россия в Первой мировой войне. Причины первой мировой войны, участники. Позиция большевиков. События на фронтах первой мировой войны. «Прогрессивный блок». Влияние войны на ситуацию в стране.

Великая российская революция. Февральская революция 1917 года: причины, участники. От Февраля к Октябрю. Двоевластие. Октябрьская революция. Провозглашение и утверждение советской власти. II съезд Советов, первые декреты.

Внутренняя и внешняя политика советского правительства в 1917-1920 гг. Гражданская война. Первые мероприятия Советской власти. Разгон Учредительного собрания. Брестский мир. Политика «военного коммунизма». Гражданская война: причины, участники, основные события. Интервенция. Итоги гражданской войны.

Контрольная работа по теме «Россия в первой половине XX вв.». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.

Тема «Россия во второй половине XX в – начале XXI вв.» 10 часов

СССР в первое послевоенное десятилетие. «Холодная война». Восстановление народного хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. «Холодная война» и ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику СССР.

СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг. Н. С. Хрущев, приход к власти. XX съезд КПСС. «О культе личности и его последствия». Общественно-политическая жизнь страны. Реформы в социально-экономической сфере. Внешняя политика.

СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг. Приход к власти Л. И. Брежнева. Экономическая реформа 1965 года. «Продовольственная программа». Концепция «Развитого социализма». Внешняя политика.

СССР во второй половине 1980-х гг.: внутренняя и внешняя политика. Распад СССР. М. С. Горбачев. Перестройка. Авария на Чернобыльской АЭС.Внешняя политика: «новое политическое мышление». События 1991 г. Распад СССР.Развитие науки и культуры в 1950 – 1980-х гг.

Россия в 1992 – 2008 гг. Становление новой российской государственности. События 1993 г. Принятие Конституции 1993 г. Переход к рыночной экономике. Политическое, экономическое, национальное, культурное развитие современной России.Россия в системе современных международных отношений.

Контрольная работа по теме «Россия во второй половине XX в – начале XXIвв.» Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.

Итоговое занятие 2 ч.

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Количество часов


10 класс

1.

Введение

1

2.

«История России с древности до конца XIII в.»

12

3.

« Россия с начала XIV до конца XVI вв.»

11

4.

Россия XVII-XVIII вв.»

10


Итого

34


11 класс


1

«Россия в XIX веке»

11

2

«Россия в первой половине XX века»

11

3

«Россия во второй половине XX в – начале XXI вв.»

10

4

Итоговое занятие

2


Итого

34



Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса учащиеся должны

уметь:

- анализировать и оценивать исторические события и явления;

-работать с разнообразными источниками и литературой;

-грамотно излагать свои мысли и вести дискуссию;

знать:

- важнейшие проблемы социально-экономического и государственно-политического развития России, а также различные подходы к их оценке;

-основные вопросы российской истории, которые имеют дискуссионный характер;

понимать: причины появления различных трактовок по тем или иным аспектам отечественной истории;

- причинно-следственные связи и факторы исторического развития страны.

Содержание программы тесно связано с курсом истории России, дополняя и углубляя знания по тем учебным проблемам, которые имеют сложный дискуссионный характер. В связи с этим возможно синхронное изучение программного материала предлагаемого элективного предмета с учебным курсом отечественной истории. Структурно программа построена по проблемно-хронологическому принципу. В ней выделяются несколько разделов в соответствии с основными периодами и этапами отечественной истории. В составе каждого раздела выделяются наиболее важные учебные темы, имеющие неодназначную трактовку в отечественной историографии. Поскольку программа элективного предмета предполагает различные подходы к рассмотрению исторического процесса и разнообразные оценочные суждения, в организации учебного процесса по данному курсу важную роль призваны играть различные формы учебных занятий. В частности, проблемные лекции, тематические семинары, разнообразные формы дискуссии, уроки-дебаты.

Литература для учителя и учащихся

Агафонов С. В. История России в таблицах: 6-11-й кл.: справ.материалы /С. В. Агафонов. – М.: АСТ: Астрель, 2014

Владимирова О. В. История: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / О. В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2014.

Владимирова О. В. История: 30 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки кГЭ / О. В. Владимирова. – М.:АСТ; Владимир: ВКТ, 2017.

Владимирова О. В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России с Древности до начала XVII века» / О. В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 20017.

Владимирова О. В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Россия в XIX в» / О. В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2016.

Владимирова О. В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России в XX – начале XXI вв.» / О. В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2017.

Гевуркова Е. А. ЕГЭ 2010. История: сборник заданий /Е. А. Гевуркова, В. И. Егорова, Л. И. Ларина. – М.: Эксмо, 2015.










Календарно- тематический планирование элективного курса

«Спорные вопросы истории» 10-11 кл.

(68 часов)


п/п

Наименование тем курса

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

Дата

по

плану

Дата фактически

10 класс – 34 часа

1

Введение

1

Вводная лекция




Тема: «История России с древности до конца XIII в.» 12 часов

2

Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



3

Занятие, общественный строй, верования восточных славян

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



4

Возникновение государственности у восточных славян.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



5-6

Русь при первых князьях

2

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



7

Культура древней Руси.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



8

Феодальная раздробленность: причины, особенность

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



9

Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



10

Борьба Руси с иноземными захватчиками.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



11

Культура XII-XIII вв

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



12-13

Контрольная работа по теме «История России с древности до конца XIII в»

2

Практическая контрольная работа

Решение практических заданий



Тема «Россия с начала XIV до конца XVI вв.» 11 часов

14

Начало образования Российского централизованного государства. Москва как центр объединения русских земель.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



15

Политика московских князей в первой половине XV в.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



16

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



17-18

Россия при Иване IV

2

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



19

Расширение территории России в XVI в. Ливонская война.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



20-21

Смута

2

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



22

Культура России в XIV-XVI вв.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



23-24

Контрольная работа по теме «История России с начала XIV до конца XVIвв»

2

Контрольная работа

Решение практических заданий



Тема «Россия XVII-XVIII вв» 10 часов

25

Первые Романовы

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



26

Церковный раскол. Социальные движения в XVII веке

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



27

Внешняя политика России в XVII веке

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



28

Культура России в XVII веке.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



29

Россия при Петре I

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



30

Период дворцовых переворотов

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



31

Внутренняя политика Екатерины II

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



32

Россия в войнах второй половины XVIII века

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



33

Культура России в XVIII веке.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



34

Контрольная работа по теме «История России XVII-XVIIIвв»

1

Контрольная работа

Решение практических заданий



11 класс – 34 часа

Тема «Россия в XIX веке» 11 часов

35

Внутренняя и внешняя политика Александра I.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



36

Восстание декабристов

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



37

Россия при Николае I: внутренняя и внешняя политика

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



38

Общественная мысль в 1830-1850 гг.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



39

Русская культура в первой половине XIX века.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



40-41

Александр II. Реформы 1860-1870-х гг.

2

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



42

Общественное движение второй половины XIX вв.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



43

Внутренняя и внешняя политика Александра III

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



44

Культура второй половины XIX в.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



45

Контрольная работа по теме «Россия в XIX в»

1

Контрольная работа

Решение практических заданий



Тема «Россия в первой половине XX века» 11 часов

46

Социально-экономическое и политическое развитие страны в начале XX в. Русско-японская война.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



47

Революция 1905-1907 гг. Столыпин П. А.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



48

Культура в начале XX века

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



49

Россия в Первой мировой войне.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



50

Великая российская революция.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



51-52

Внутренняя и внешняя политика советского правительства в 1917-1920 гг. Гражданская война.

2

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



53

Советская Россия, СССР в 1920-1930-е гг.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



54-55

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

2

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



56

Контрольная работа по теме «Россия в первой половине XX вв.»

1

Контрольная работа

Решение практических заданий



Тема «Россия во второй половине XX в – начале XXI вв.» 10 часов

57

СССР в первое послевоенное десятилетие. «Холодная война»

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



58

СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



59-60

СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг.

2

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



61-62

СССР во второй половине 1980-х гг.: внутренняя и внешняя политика. Распад СССР.

2

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



63

Развитие науки и культуры в 1950 – 1980-х гг.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



64-65

Россия в 1992 – 2008 гг.

2

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий



66

Контрольная работа по теме «Россия во второй половине XX в – начале XXIвв.»

1

Контрольная работа

Решение практических заданий



67-68

Итоговый контроль

2


Решение практических заданий












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!