Тема занятия: «Способы аналитико-синтетической переработки текста. Методы свёртывания информации»
Цель: дать понятие о методах свёртывания и развёртывания информации и о приёмах работы над рефератом и дайджестом.
Задачи:
познакомить со специфическими особенностями различных методов свёртывания информации;
основными приёмами работы над текстом по свёртыванию информации;
структурными компонентами реферата.
Мы живём с вами в такое время, когда огромное значение имеет информация. Для образованного человека сегодня важно не заблудиться в огромном потоке, научиться ориентироваться и правильно работать с источником информации (книгой или статьёй). И главное применять впоследствии накопленные знания.
Работа с любым источником информации предполагает анализ текста, осмысление и критическую переработку полученных знаний и в конечном результате – создание собственного текста. Такая работа над текстом основывается на выработке умений и навыков по свёртыванию информации.
Что такое свёртывание информации? Это более краткое изложение этой информации (статьи, книги).
С некоторыми методами свёртывания информации вы уже знакомы. Давайте вспомним их. (Метод – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи).
План – структура статьи, схема. Примером плана к книге является обычное оглавление. Существуют 2 вида плана: простой и сложный (подробный).
Методы аналитико-синтетической переработки информации.
Операции формализованного свёртывания информации.
Среди них:
Библиографическое описание
Визитная карточка издания, точнее, его «удостоверение личности», паспорт.
Библиографическая запись.
Это подробная анкета.
Правила описания книг утверждены соответствующими органами и называются стандартами. С ними познакомимся попозже.
Ключевые слова.
Особое значение приобрело умение свернуть информацию (искомую или освоенную) до главных, ключевых слов.
Научиться точно выразить содержание прочитанного материала в ключевых словах – значит пройти тест на понимание и усвоение его.
Закрепление материала о ключевых словах проведём в форме игры «Экспромт».
Вызываются 3 ученика, которые в детстве зачитывались сказками Андерсена.
Участникам предлагается подборка слов, по которым нужно узнать, к какой сказке они относятся.
Аннотация
Способ представить информацию о данной публикации в свёрнутом виде.
Прочитать несколько аннотаций.
Дайджест
Дайджест – это краткое изложение какой-либо информации. Ещё в древности появилась потребность быстро находить нужные сведения среди собраний трактатов и манускриптов. И эта потребность дала жизнь одному из древнейших видов литературы – дигестам, что в переводе с латинского языка значит разделять, располагать по порядку, обстоятельно описывать.
Дигесты – краткие извлечения основных фактов и идей, содержащихся в манускрипте. Они служат как бы концентратом знаний.
Наиболее известным примером могут служить знаменитые дигесты византийского императора Юстиниана, приказавшего своим юристам сделать извлечения из трудов правоведов Древнего Рима. Эти извлечения и легли в основу свода гражданского права, положившего начало всей европейской юриспруденции.
А краткие варианты летописей и жития святых способствовали распространению на Руси грамотности и знаний по истории своей страны.
В настоящее время древние дигесты получили второе рождение. Они возродились в новых условиях и получили название «дайджесты», что в переводе с английского значит «краткое изложение».
Основные приёмы составления дайджеста: главные мысли автора, наиболее важные сообщаемые им факты и цифры не подвергаются изменениям. В итоге получается, как бы, выжимка из источника наиболее насущной для них или иных целей первичной информации.
Само построение и оформление дайджеста имеет целью максимально облегчить его чтение, сделать его интересным и поучительным.
Ярким примером дайджеста может служить журнал «Спутник». Это тип издания, перепечатывающего в сокращённом виде материалы из других изданий.
( Показать для примера несколько номеров журнала «Спутник»).
Если дайджест – это как бы выжимка первичной информации, то конспект и реферат предполагают создание вторичного текста, позволяющего автору пользоваться необходимой информацией немедленно или спустя какое-то время.
Реферат
Реферат (от лат. «докладывать», «сообщать») – это - либо доклад на определённую тему, который включает обзор соответствующих литературных и других источников, либо изложение содержания научной работы, книги и т.д.
Это серьёзный труд, который под силу выполнить хорошо подготовленным выпускникам.
Почему? Например, в докладе на литературную тему ученик должен показать знание художественного текста, литературной критики, теоретических литературных понятий. Всё это определяет содержательность и глубину работы. Причём ученик использует известные в литературоведении взгляды и оценки, однако рассуждения и доказательства должны принадлежать ученику. Именно такой реферат является самостоятельным.
Важным требованием к реферату является его стилевое единство: ученику необходимо выдержать научный стиль речи.
Текст реферата может сочетаться с иллюстрациями, диаграммами, схемами в том случае, если это помогает раскрыть основное содержание реферируемого материала.
(Модель реферата)
Особую трудность в составлении реферата имеет работа с источником информации: фиксирование наиболее важных и существенных сведений.
Предлагается упражнение. (Ж. Верн)
Далее следуют образцы библиографических описаний.
Вопросы для закрепления:
Какие методы свёртывания информации вы знаете?
Назовите основные отличия дайджеста-конспекта-реферата.
Основные приёмы работы над рефератом.
Работа с источниками информации.
Прочитайте аннотации и предисловия ко всем отобранным книгам и составьте общее представление о них.
Ознакомьтесь с содержанием книги.
Найдите в каждой книге разделы, главы, параграфы, которые представляют интерес для раскрытия выбранной темы. Сделайте закладки.
Выберите книгу, в которой наиболее полно представлен ваш материал.
Внимательно прочитайте отобранный текст, выделите наиболее важные места.
Составьте план прочитанного, пометьте в нём соответствующие страницы книг.
Изучите другие источники, сделайте необходимые дополнения.
Осмыслите отобранный материал повторно, выделив в виде тезисов, отдельных выписок то, что подтверждает, доказывает, поясняет, иллюстрирует, дополняет ваши доводы.