СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы аналитико - синтетической переработки текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом разделе познакомитесь с методами свёртывания и развёртывания информации и о приёмах работы с рефератом и дайджестом

Просмотр содержимого документа
«Способы аналитико - синтетической переработки текста»

Тема занятия: «Способы аналитико-синтетической переработки текста. Методы свёртывания информации»

Цель: дать понятие о методах свёртывания и развёртывания информации и о приёмах работы над рефератом и дайджестом.


Задачи:

  • познакомить со специфическими особенностями различных методов свёртывания информации;

  • основными приёмами работы над текстом по свёртыванию информации;

  • структурными компонентами реферата.


Мы живём с вами в такое время, когда огромное значение имеет информация. Для образованного человека сегодня важно не заблудиться в огромном потоке, научиться ориентироваться и правильно работать с источником информации (книгой или статьёй). И главное применять впоследствии накопленные знания.

Работа с любым источником информации предполагает анализ текста, осмысление и критическую переработку полученных знаний и в конечном результате – создание собственного текста. Такая работа над текстом основывается на выработке умений и навыков по свёртыванию информации.

Что такое свёртывание информации? Это более краткое изложение этой информации (статьи, книги).

С некоторыми методами свёртывания информации вы уже знакомы. Давайте вспомним их. (Метод – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи).

План – структура статьи, схема. Примером плана к книге является обычное оглавление. Существуют 2 вида плана: простой и сложный (подробный).

Методы аналитико-синтетической переработки информации.

Операции формализованного свёртывания информации.

Среди них:

  • библиографическое описание публикации;

  • выделение ключевых слов;

  • аннотирование;

  • реферирование.


Библиографическое описание


Визитная карточка издания, точнее, его «удостоверение личности», паспорт.


Библиографическая запись.


Это подробная анкета.

Правила описания книг утверждены соответствующими органами и называются стандартами. С ними познакомимся попозже.


Ключевые слова.

Особое значение приобрело умение свернуть информацию (искомую или освоенную) до главных, ключевых слов.

Научиться точно выразить содержание прочитанного материала в ключевых словах – значит пройти тест на понимание и усвоение его.


Закрепление материала о ключевых словах проведём в форме игры «Экспромт».

Вызываются 3 ученика, которые в детстве зачитывались сказками Андерсена.

Участникам предлагается подборка слов, по которым нужно узнать, к какой сказке они относятся.



Аннотация

Способ представить информацию о данной публикации в свёрнутом виде.


Прочитать несколько аннотаций.


Дайджест


Дайджест – это краткое изложение какой-либо информации. Ещё в древности появилась потребность быстро находить нужные сведения среди собраний трактатов и манускриптов. И эта потребность дала жизнь одному из древнейших видов литературы – дигестам, что в переводе с латинского языка значит разделять, располагать по порядку, обстоятельно описывать.

Дигесты – краткие извлечения основных фактов и идей, содержащихся в манускрипте. Они служат как бы концентратом знаний.

Наиболее известным примером могут служить знаменитые дигесты византийского императора Юстиниана, приказавшего своим юристам сделать извлечения из трудов правоведов Древнего Рима. Эти извлечения и легли в основу свода гражданского права, положившего начало всей европейской юриспруденции.

А краткие варианты летописей и жития святых способствовали распространению на Руси грамотности и знаний по истории своей страны.

В настоящее время древние дигесты получили второе рождение. Они возродились в новых условиях и получили название «дайджесты», что в переводе с английского значит «краткое изложение».

Основные приёмы составления дайджеста: главные мысли автора, наиболее важные сообщаемые им факты и цифры не подвергаются изменениям. В итоге получается, как бы, выжимка из источника наиболее насущной для них или иных целей первичной информации.

Само построение и оформление дайджеста имеет целью максимально облегчить его чтение, сделать его интересным и поучительным.

Ярким примером дайджеста может служить журнал «Спутник». Это тип издания, перепечатывающего в сокращённом виде материалы из других изданий.

( Показать для примера несколько номеров журнала «Спутник»).

Если дайджест – это как бы выжимка первичной информации, то конспект и реферат предполагают создание вторичного текста, позволяющего автору пользоваться необходимой информацией немедленно или спустя какое-то время.


Реферат


Реферат (от лат. «докладывать», «сообщать») – это - либо доклад на определённую тему, который включает обзор соответствующих литературных и других источников, либо изложение содержания научной работы, книги и т.д.

Это серьёзный труд, который под силу выполнить хорошо подготовленным выпускникам.

Почему? Например, в докладе на литературную тему ученик должен показать знание художественного текста, литературной критики, теоретических литературных понятий. Всё это определяет содержательность и глубину работы. Причём ученик использует известные в литературоведении взгляды и оценки, однако рассуждения и доказательства должны принадлежать ученику. Именно такой реферат является самостоятельным.

Важным требованием к реферату является его стилевое единство: ученику необходимо выдержать научный стиль речи.

Текст реферата может сочетаться с иллюстрациями, диаграммами, схемами в том случае, если это помогает раскрыть основное содержание реферируемого материала.

(Модель реферата)


Особую трудность в составлении реферата имеет работа с источником информации: фиксирование наиболее важных и существенных сведений.


Предлагается упражнение. (Ж. Верн)



Далее следуют образцы библиографических описаний.



Вопросы для закрепления:


  • Какие методы свёртывания информации вы знаете?

  • Назовите основные отличия дайджеста-конспекта-реферата.

  • Основные приёмы работы над рефератом.







Работа с источниками информации.


  1. Прочитайте аннотации и предисловия ко всем отобранным книгам и составьте общее представление о них.


  1. Ознакомьтесь с содержанием книги.


  1. Найдите в каждой книге разделы, главы, параграфы, которые представляют интерес для раскрытия выбранной темы. Сделайте закладки.


  1. Выберите книгу, в которой наиболее полно представлен ваш материал.


  1. Внимательно прочитайте отобранный текст, выделите наиболее важные места.


  1. Составьте план прочитанного, пометьте в нём соответствующие страницы книг.


  1. Изучите другие источники, сделайте необходимые дополнения.


  1. Осмыслите отобранный материал повторно, выделив в виде тезисов, отдельных выписок то, что подтверждает, доказывает, поясняет, иллюстрирует, дополняет ваши доводы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!