СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы деления клетки

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приложение 4. Технология личностно – ориентированного обучения

Просмотр содержимого документа
«Способы деления клетки»

Приложение 4

Технология личностно – ориентированного обучения



План-конспект

урока биологии в 6 классе

Тема: Деление клетки. Митоз и мейоз

Организационная информация

Общая тема

Процессы жизнедеятельности клетки

Тема урока

Деление клетки. Митоз и мейоз

Предмет

биология

Класс

6

Автор урока (ФИО, должность)

Жигжитова Татьяна Владимировна, учитель биологии и химии

Образовательное учреждение

ГОБУ «Республиканский центр образования»

Республика/край /область

Республика Бурятия

Город/поселение

г.Улан-Удэ


  • Цель: создать условия для ознакомления с типами деления клеток живых организмов "митоз» и "мейоз».

  • Задачи:

  • образовательные: способствовать изучению типов деления клеток, продолжить работу по формированию биологических терминов.

  • развивающие: способствовать развитию общеучебных умений и навыков сравнивать, анализировать и выделять характерные признаки, использовать теоретические знания в жизни; самостоятельной деятельности на уроке.

  • воспитательные: способствовать формированию умений работать в группе, толерантности, здорового образа жизни.

сформировать представление о размножении как одном из важнейших свойств живого; создать условия для ознакомления с разными типами деления клеток живых организмов, формирования понятий "митоз", "мейоз" и их отличительных особенностях.


Планируемые образовательные результаты

  • Личностные: уметь формулировать понятия "митоз", "мейоз", "фазы деления", сравнивать процессы митоза и мейоза, доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы, знать правила отношения к живой природе.

  • Метапредметные: умение работать с текстом учебника, развитие у учащихся навыков работы с цифровыми образовательными ресурсами; умение организовать свою учебную деятельность, осуществлять контроль и коррекцию, оценивать результаты работы; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию.

  • Предметные: сравнивать типы деления клеток, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.

Тип урока: формирование новых знаний.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Педагогические технологии: Элементы информационно сформировать представление о размножении как одном из важнейших свойств живого; создать условия для ознакомления с разными типами деления клеток живых организмов, формирования понятий "митоз", "мейоз" и их отличительных особенностях.урока, его образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Соответствие выбранного типа урока его цели. Влияние правильности выбора типа урока на его структуру и достижение цели урока.

-коммуникационных технологий, игровых технологий, здоровосберегаюшие технологии, технология проблемного обучения, технология смыслового чтения.

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний.

  3. Определение темы

4. Основные типы деления клеток. Митоз.

5. Интерфаза. Основные фазы митоза.

6. Особенности мейоза и его основные отличия от митоза

7. Физкультминутка

8. Первичное закрепление изученного материала

9. Домашнее задание

10. Подведение итогов. Рефлексия.

Оборудование: Фрагмент видеофильма «Деление клетки », таблицы «Митоз», «Мейоз», микропрепараты фаз митоза, набор ЦОР; учебник.


Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование

УУД

I. Организационный момент

Цель: организовать направление внимания обучающихся на урок.

Проверяет готовность учащихся

Показывают свою готовность к уроку

Регулятивные

II. Актуализация знаний учащихся

Цель: выявить систему опорных знаний и усвоенных учебных действий, необходимых для восприятия нового материала

1. Вспомните, какими характерными свойствами обладают живые организмы?

К числу свойств клетки как живой системы относится способность к делению. Об этом наш сегодняшний урок.

Это рост, развитие, размножение, раздражимость, движение.




Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

III. Определение темы урока

Цель: создание проблемной ситуации, фиксация новых учебных задач.

2. – Посмотрите на слайд.

Попробуйте ответить на вопрос: за счет чего растет организм - вырастают его клетки или возрастает их количество?

Смотрят фильм. Составляют ответ на поставленный вопрос.

Предположительный ответ:

- Для поддержания своего нормального роста и развития организм должен производить новые клетки на смену старым.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

- Откуда же берутся новые клетки на смену старым?

- Они появляются в результате деления предшествующей клетки.

- Таким образом, какой же можно сделать вывод?

Работая по учебнику, самостоятельно формулируют ответ:

- Деление - важнейшее свойство клеток, без него были бы невозможны рост и развитие многоклеточного организма, замена и восстановление отдельных клеток, тканей и целых органов.

Предлагает определить тему и задачи урока

В ходе обсуждения определяют тему, цель и задачи урока с помощью учителя. Записывают тему в тетрадь.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

IV. Изучение нового материала

Основные типы деления клеток. Митоз.

Цель: решение учебных задач.

3. - Все ли клетки делятся одинаково? Какие вы знаете типы деления клеток?

- Нет, не все клетки делятся одинаково. Смотрят видеофильм. Делают выводы:

- Есть обычное деление, называется митоз, и деление, в ходе которого образуются половые клетки, это деление называется мейоз.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

- Оба эти названия процессов деления в основе своей имеют греческое происхождение.

- Выпишите в тетрадь определения этих терминов.

Стр. 25

Работая с текстом учебника, выписывают слова в тетради.

Познавательные

- Поскольку на этом и последующих уроках мы будем изучать названные типы деления клеток, то наиболее рациональным станет изучение их в сравнении, а для этого составим в тетрадях сравнительную таблицу и по ходу изучения темы станем ее заполнять.

Рассказывает о механизме процесса деления клеток, используя ресурсы ЦОР. Комментирует материалы диска, ведет диалог с учащимися.

Слушают рассказ, рассматривают слайды ЦОР и иллюстрации учебника, участвуют в диалоге.

Составляют вместе с учителем сравнительную таблицу по характеристике митоза и мейоза.

Заполняют только графу, где

характеризуется митоз.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные


V. Изучение нового материала Интерфаза. Основные фазы митоза.

Цель: решение учебных задач.

4. - Что происходит с дочерней клеткой сразу же после деления?

- Она растет. Готовится к делению. В ней образуются белки, удваиваются органоиды.

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

- А зачем это необходимо?

- Чтобы при делении содержимое материнской клетки было поделено поровну между дочерними.

- Этот процесс подготовки клетки к делению носит название интерфаза. Вся жизнь клетки от момента ее возникновения в результате деления материнской клетки до ее собственного деления или гибели называется жизненным (или клеточным) циклом. Одну часть этого цикла и составляет интерфаза, которая может продолжаться до 20 часов.

Слушают объяснение учителя.

Записывают определение интерфазы и клеточного цикла в тетради.

5. - А теперь перейдем непосредственно к фазам митоза. Как мы выяснили, их 4. Названия каждой также греческого происхождения.

Запишем их в тетрадь.

Записывают названия фаз и

пояснения к ним в словарь.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

- Рассмотрим рисунки учебника, иллюстрирующие процессы, происходящие в фазах митоза.

Работают с рисунками и текстом учебника.

- Обратите внимание на новые термины. Запишите их дома в тетрадь.

- Центриоли, полюса клетки, экватор клетки, нити веретена деления, хроматиды, дочерние хромосомы.

Познавательные

Регулятивные

- Как будет выглядеть процесс деления клетки в живых клетках в жизни. Увидеть это можно с помощью микропрепарата «Митоз в клетках корешка лука». Рассмотрите микропрепараты, сравните наблюдаемые фазы деления с рисунками учебника.

Рассматривают на слайдах готовые микропрепараты. Делают выводы, находят сходства и отличия.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

- В чем биологический смысл

митоза?

Работа с текстом учебника, обсуждение в парах,

Предположительные ответы:

- Дочерние клетки, которые

образуются в результате деления материнской, получают

наследственную информацию,

которая идентична материнской.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

- В основе каких процессов лежит митоз?

- Митоз лежит в основе роста организмов, вегетативного размножения, зарастания ран,

восстановления утраченных органов и т. д.


6. - Продолжим составлять сравни­тельную таблицу особенностей митоза и мейоза.

Для этого нам понадобятся текст учебника , и презентация

Слушают учителя.

Работают с текстом учебни­ка и рисунками, анимацией электронного диска.

Заполняют вместе с учителем таблицу.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные


VI. Изучение нового материала Мейоз

Цель: решение учебных задач.

- Мейоз более сложный процесс, чем митоз. Поэтому рассмотреть его надо детально.

Слушают учителя. Работают с текстом, анимацией и рисунками.

Активно участвуют в обсуждении вопросов, анализируют увиденное, аргументируют ответы.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

- Чем отличаются этапы мейоза друг от друга?

- Перед 1 -м делением происходит удвоение хромосом, а перед 2-м делением не происходит.

- Что происходит с «гомологичными», т. е. парными, соответствующими друг другу хромосомами в 1-м делении?

- Они образуют пары, тесно прилегают друг к другу, перекручиваются по всей длине, обмениваются участками и разделяются.

- Как выстраиваются гомологичные хромосомы по экватору клетки?

- Они выстраиваются попарно.

- Как расходятся хромосомы к полюсам?

- Из каждой пары отходит хромосома, состоящая из 2-х хроматид. Расхождение происходит независимо от хромосом других пар.

VII. Физминутка

Цель: предупреждение утомления, активизация внимания обучающихся.

Упражнения для глаз, рук и воротниковой зоны

Дети выполняют вместе с учителем

Личностные

VIII. Первичное закрепление знаний

Цель: привлечь внимание к новым сведениям, выя-вить осознан-ное понимание нового материала.

- Составив сравнительную таблицу 2-х делений мейоза, закрепим изученный материал.


Самостоятельно составляют таблицу, используя собственные знания, материалы учебника, рисунки, схемы, таблицы.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные




7. - Зачем нужен такой сложный процесс?

- В чем его биологическое значение?

- Мейоз связан с половым размножением, формированием половых клеток у растений,

животных.

Познавательные

Регулятивные

Личностные

- Да, все это верно, но это не все о биологическом значении мейоза. Вы обратили внимание на то, что образовавшиеся клетки несут половинный, или одинарный набор хромосом. А что получается при слиянии этих половых клеток?

- Число хромосом при слиянии двух клеток во вновь образовавшейся клетке удваивается и становится снова двойным (2n).

- А что это будет за наследственный материал в хромосомах? Что с этими хромосомами происходило в

1-м делении мейоза?

- Они обменивались между собой участками.

- Можно ли сказать, что образовавшиеся в ходе мейоза клетки будут похожи на материнскую?

- Нет, нельзя. Клетки получаются с наследственной информацией, отличающейся от материнской, более разнообразной.

- Таким образом, биологическое значение мейоза заключается в том, что организмы, образующиеся в ходе полового размножения, сохраняют и передают по наследству свои хромосомы и в то же время приобретают новые признаки, что помогает им приспосабливаться и выживать в изменяющихся условиях жизни.

Слушают учителя. Делают записи в тетрадях.

Познавательные


Выполните тест

Отвечают на тесты, используя собственные знания, материалы учебника, рисунки, схемы, таблицы.

(взаимопроверка)

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

IX. Домашнее задание



Параграф 4 учебника-повторить, составить план рассказа по теме.

РТ стр 19-21 задания 27-30 в тетради.

Записывают задания.

Регулятивные

Личностные

X. Итог урока. Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Что мы сегодня узнали на уроке?



Оцените и объясните свой уровень знания, психологическое состояние и работу на уроке.

В ходе коллективного обсуждения делают выводы по уроку


Оценивают свою работу на уроке (самооценка) и обсуждают перспективы познавательного процесса.

Регулятивные

Личностные

Сравнительная характеристика

Название фазы

Мейоз-1

Мейоз-П

Профаза

Гомологичные хромосомы образуют пары и обмениваются участка­ми

Хромосомы видны, состоят из двух хроматид

Метафаза

Пары гомологичных хромосом выстраиваются на экваторе

Хромосомы выстраиваются на экваторе клетки.

Анафаза

К полюсам расходятся целые хромосомы, состоящие из двух сест­ринских хроматид. Именно это приводит к уменьшению числа хромосом в 2 раза

К полюсам расходятся хроматиды хромосом.

Телофаза

Образуются две дочерние клетки с уменьшенным вдвое числом хро­мосом.

Образуются четыре клетки с одинарным набором хромосом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!