СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы коррекции школьной дезадаптации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Способы коррекции школьной дезадаптации»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ОП. 01 ПЕДАГОГИКА

СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Прохоровой Дианы Александровны



Картотека:

«Способы коррекции школьной дезадаптации»





Преподаватель педагогики: Великановская

Людмила Анатольевна



Ейск, 2022 г

СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

1.«ПУТАНКА» 4

2. «СКАЖИ ЗАЙКЕ ДОБРЫЕ СЛОВА» 4

3. МЕТОДИКА «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК» 5

4. ИГРА «ПТИЧКА» 6

5.УПРАЖНЕНИЕ «КОТ И ЛОДЫРИ» 7

6. ИГРА «ИМЯ И ФРУКТ» 8

7.ИГРА «ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА» 8

8. ИГРА «ПЕРВОКЛАССНИК» 9

9. ИГРА «Я ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ» 10

10. МЕТОДИКА «ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МОРЮ ЛЮБИМЫХ ЗАНЯТИЙ» 10

11. УПРАЖНЕНИЕ «ПРИМЕНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ» 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Понятие школьная дезадаптация подразумевает расстройство адаптации ребенка школьного возраста к условиям учебного учреждения, при котором снижаются способности к обучению, ухудшаются взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Чаще всего она встречается у школьников младшего возраста. Один из эффективных способов решения данной проблемы – игра. Некоторые из них представлены в данной брошюре.

Этот материал предназначен для учителей начальных классов и воспитанников дошкольных учреждений младшего школьного возраста. Он поможет понять, что такое дезадаптации и найти выходы из этой ситуации.













1.«ПУТАНКА»

Цель: способствовать сплочению классного коллектива.

Ход игры: все берутся за руки, стоя к кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?»,- спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть».


2. «СКАЖИ ЗАЙКЕ ДОБРЫЕ СЛОВА»

Цель: способствовать повышению самооценки детей. 

Ход игры: дети перебрасываются мячиком и вспоминают, какие хорошие качества бывают у людей. Затем ведущий «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Дети придумывает для него хорошие слова, заканчивая предложение «Ты —... (добрый, старательный, веселый)». Затем каждый по очереди «превращается в зайку» (при этом берет его в руки), а остальные дети говорят ребенку в роли зайки добрые слова. 

3. МЕТОДИКА «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

Цель: выявление направленности интересов младших школьников.

Ход проведения: На уроке труда каждым учеником изготавливается цветок со съемными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнение которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребенок сформулирует 7 желаний, которые будут им же проранжированы.

Обработка полученных результатов: о содержании и направленности интересов каждого ребенка можно судить по его записям на первом, втором и третьем лепестках.

4. ИГРА «ПТИЧКА»

Цель: развитие самоконтроля у младших школьников.

Ход игры: перед началом игры ведущий знакомит детей с различными породами деревьев, может показать их на картинке, рассказать, где они растут. Перед игрой все подбирают для себя фант — игрушку или любую мелкую вещь. Игроки усаживаются в круг и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и всем остальным игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа). Каждый должен запомнить свое название.

Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на елку». Елка вызывает другое дерево и т. д. Кто прозевает, отдает фант. В конце игры фанты отыгрываются. Необходимо внимательно следить за ходом игры и быстро отвечать. Подсказывать нельзя.

5.УПРАЖНЕНИЕ «КОТ И ЛОДЫРИ»

Цель: подвести детей к пониманию необходимости учения.

Ход упражнения: педагог читает стихотворение С.Я. Маршака "Кот и лодыри", затем задает детям вопросы:

 — Кто такой лодырь? Назови иначе такого человека.

 — Быть лодырем - это плохо или хорошо?

 — Что может случиться с лодырем в будущем, когда он вырастет?

  — Можно ли пропускать уроки без уважительной причины и почему?

 — Зачем люди учатся?

 — Зачем дети ходят в школу?

6. ИГРА «ИМЯ И ФРУКТ»

Цель: знакомство учащихся друг с другом. Умение творчески подойти к представлению своего имени, для лучшего запоминания.

Х од игры: Все сидят в кругу. Первый игрок представляется (например, Миша) и называет свой любимый фрукт на первую букву своего имени ("Меня зовут Миша, я люблю мандарины"). Его сосед повторяет-"Миша любит мандарины" и также представляется и говорит свой любимый фрукт, и т.д. по кругу, пока все друг друга не запомнят.

7.ИГРА «ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА»

Цель: подчеркнуть важность каждого игрока в решении задачи. Развитие концентрации внимания. Формирование навыков совместного решения групповой задачи.

Ход игры: каждому участнику игры назначается одна буква из алфавита. Предлагается участникам игры представить, что они клавиши печатной машинки. На этой удивительной машинке можно печатать слова. Для этого «клавиши» увидев свою букву на доске, быстро встают и хлопают в л адоши. Когда игроки видят, что слово напечатано, встают все вместе и еще раз делают хлопок.

8. ИГРА «ПЕРВОКЛАССНИК»

Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях, воспитывать у них желание учиться, собранность, аккуратность.

Ход игры: на столе у учителя лежит портфель и много разнообразных предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа и т. д. Педагог предлагает ребенку посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закроет портфель. Нужно обращать внимание не только на то, как быстро справился ребенок с заданием, но и на то, насколько аккуратно он это сделал.

9. ИГРА «Я ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ»

Цель: способствовать повышению самооценки детей. 
Ход игры: Ведущий предлагает детям повторить вслед за ним несколько слов. Каждый раз ведущий произносит слово с разной громкостью: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, все дети прошептывают, затем проговаривают, затем кричат слово «Я», затем — слово «очень», потом — слово «хороший». 

10. МЕТОДИКА «ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МОРЮ ЛЮБИМЫХ ЗАНЯТИЙ»

Цель: определение интересов и потребностей младших школьников.

Ход проведения: учитель сообщает детям, что они отправляются в путешествие по морю любимых занятий, и каждый выберет себе там дело, которое ему понравится. Выбирать надо такое занятие или дело, которое ребенок захочет и сможет потом выполнить самостоятельно или вместе с одноклассниками. Выбирается вид транспорта, капитан, и дети "путешествуют с одного острова на другой". К доске прикрепляется карта, на которой изображено море. Постепенно на море появляются острова. Форма островов одинаковая: все острова имеют по пять бухт, в каждой из них можно заниматься каким-нибудь делом.

Надо выбирать любимое.

Остров труда

1. Мастерить.

2. Шить или вязать.

3. Ухаживать за животными или растениями.

4. Изготавливать игрушки.

5. ?

Остров красоты

1. Петь.

2. Танцевать.

3. Ходить и ездить на экскурсии.

4. Рисовать.

5. ?

Остров игр

1. Играть в подвижные игры.

2. Заниматься спортом.

3. Играть в шахматы и шашки.

4. Участвовать в КВН и других конкурсах.

5. ?

Остров знаний

1. Читать книги.

2. Рассматривать художественные альбомы и открытки.

3. Слушать стихи и музыку.

4. Помогать младшим и сверстникам в учебе.

5. ?

Ответы записываются каждым учеником индивидуально на своем листочке. После выполнения этого задания детям предлагается записать тот остров, к которому они в следующий раз поплывут в первую очередь.

О бработка полученных результатов: педагог составляет таблицу, в которой по вертикали перечисляются фамилии и имена учащихся, а по горизонтали – бухты островов. В прямоугольники, образовавшиеся при пересечении вертикальных и горизонтальных линий, заносятся результаты выбора каждого ребенка. Подсчет количества сделанных всеми учащимися выборов той или иной бухты помогает выявить наиболее желаемые (популярные) занятия детей этого классного сообщества. Анализ результатов выбора конкретного ребенка позволяет судить о его интересах. Особое внимание при определении его индивидуальных увлечений и интересов следует обратить на итоги выполненного им последнего задания игры.



11. УПРАЖНЕНИЕ «ПРИМЕНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ»

Цель: развитие творческого интеллекта.

Материалы: скрепку для бумаг, зубную щетку,

карандаш, спичку. и т. д.

Время: 10–15 минут

Ход проведения: За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их.

Это упражнение, развивающее творческий интеллект. Для рассмотрения можно брать любой другой предмет.














СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Подласый И.П. и др. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ.пед.колледжей: в 2 кн. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 400 с.:ил

  1. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

  2. Сайт для учителей: инфоурок [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru (Дата обращения: 10.09.22 г).

  3. Сайт для учителей: солнечный свет [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://solncesvet.ru (Дата обращения: 10.09.22 г).

  4. Сайт для учителей: мультиурок [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru (Дата обращения: 10.09.22 г).




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!