СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы образования новых слов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Способы образования новых слов»

Тема урока: «Способы образования новых слов в русском языке» (6 класс)

Цели урока:

  • Обучающая: сформировать умение определять способ образования слов, их морфемный состав, научить составлять словообразовательные цепочки, актуализировать знания о способах словообразования в русском языке.

  • Воспитывающая: воспитать интерес и уважение к русскому языку, его богатству.

  • Развивающая: развить творческие способности учащихся, развить навыки работы с информацией.

УУД:

  • Познавательные: формулирование темы, поиск и структуирование информации, рефлексия;

  • Коммуникативные: умение выразить мысль;

  • Регулятивные: постановка цели, планирование ждеятельности;

  • Личностные: смыслообразование.

Тип урока: урок-усвоение нового материала с использованием ИКТ.

Эпиграф: «Ошибок не пугайся, с ошибками справляйся!»



Ход урока

«Ошибок не пугайся,

с ошибками справляйся!»



I.Организационный момент

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Здравствуйте, ребята! Желаю вам хорошего настроения и удачи!

II. Актуализация знаний

Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Давайте его прочитаем. Как вы понимаете его?

Правильно! Найти верный путь всегда готов будь! А теперь проверим, насколько вы готовы.

ЗаданиеЗаписать стихотворение под диктовку.(один работает у доски)

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном.

  • Откуда эти строки, кто автор? («Узнак», А. С. Пушкин)

  • Найдите слова с орфограммой: проверяемая безударная гласная в корне слова. (сижу, темнице, вскормленный, молодой, махая, кровавую, (под) окном)

  • Найдите слова с орфограммой: непроверяемая безударная гласная в корне слова. (решётка, орел)

  • Найдите слово с непроизносимой согласной в корне. (грустный)

Индивидуальная работа на карточках ( один у доски).

Карточка № 1. Выполни морфемный разбор слов.

Сижу, за решеткой, сырой, вскормленный, в неволе, грустный.

  • Давайте проверим, правильно ли выполнен морфемный разбор слов. Используем сигнальные карточки. (Красная – неверно, зеленая – верно)

Обе работы проводятся одновременно. Сперва проверяем правильность выполнения работы со стихотворением, потом проверяем морфемный разбор.

  • Ребята, какие два раздела мы с вами повторили? (Морфемика и орфография)

  • Как вы думаете, эти разделы связаны? Чем может помочь умение делалить слово на морфемы?

  • А что поможет вам правильно выполнить морфемный разбор слова?

Проблемный вопрос:

  • Давайте попробуем дать лексическое значение слов: неволя, грустный.

  • Проследим, как они были образованы. (воля неволя, грустный грусть)

  • Как образуются новые слова? (Слова образуются от других слов и с помощью различных морфем)

  • О чем мы с вами сегодня будем говорить? Определим тему урока. (Запись темы в тетрадях и на доске)

  • Какие цели мы ставим перед собой? ( познакомиться с основными способами образования новых слов, научиться определять способ образования новых слов, закрепить умения, полученные на уроке)

(цели зафиксировать на доске)

III.Изучение нового материала

Наша проблема: «Как образуются слова в русском языке?»

Гипотеза: в русском языке множество слов, все эти слова можно разделить на группы по словообразованию.

Давайте докажем выдвинутую гипотезу.

1.Учебное задание «Следопыт»

У каждого на столах лежит карточка со словами. Попробуйте выяснить, с помощью какой морфемы было образовано каждое их них.

Карточка №2. Определите, как образованы следующие слова. С помощью какой морфемы?

1. Развесёлый ___________________________________

2.Овражек _____________________________________

3.Подсвечник ___________________________________

4.Бег _________________________________________

5.Лесовоз ______________________________________

6.Парашютистка ________________________________

7.кресло-кровать ________________________________

8.птицефабрика _________________________________

Давайте проверим,как вы выполнили задание.

1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)

2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)

3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)

4. Бег← бегать. (бессуффиксный)

5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)

6.парашютистка ← парашютист (суффиксальный)

7.кресло-кровать ← кресло и кровать (Сложение слов)

8. Птицефабрика← фабрика птиц (сложение основ)

  • О каких способах образования новых слов мы узнали? (заполнение карточки № 3)

1. Приставочный

2. Суффиксальный

3. Приставочно-суффиксальный

4. Бессуффиксный

5. Сложение целых слов

6. Сложение основ

  • Но все ли способы мы перечислили? Давайте прочитаем об этом в учебнике.

2.Работа с учебником (пар. 3, стр. 95, чтение теоретического материала)

  • О каких способах вы еще узнали?

7. Переход одной части речи в другую. (Школьная столовая(сущ.) из столовая(прил.) комната)

8. Сложносокращенные слова.


В русском языке есть несколько способов образования новых слов:

  1. Морфемный

  2. Способ Сложения

  3. Сложносокращенный способ


IV. Закрепление материала

Упр. 168. Запись выделенных слов (с указанием способа образования).

Рассада ← сад ˗ приставочный

Посадки ← сад ˗ приставочно-суффиксальный

Садовод ← сад, водить ˗ сложение основ

Садовник ← садовый ˗ суффиксальный.

Физкультминутка

Наклоны вправо, влево, приседания

Наклон вправо, если слово образовано приставочным способом. Влево – суффиксальным.

Присесть –приставочно-суффиксальным

Намордник (присесть), фокусник (наклон влево), антициклон (наклон вправо), мастерица (наклон влево), безвкусный (приседание), неволя (наклон вправо)

Упр. 169. Выполнение по образцу

V. Самостоятельная работа

Карточка № 3. Ответьте на вопросы, запишите ответ в графу «ответ»

Вопрос

Ответ

1

Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов, называется….

Суффикс

2

Каким способом образовано слово перезимовать?

Приставочным

3

Слово переход образовалось бессуффиксным способом?

Да

4

Какое окончание в слове видел?

Нулевое

5

С помощью какого суффикса образовано слово охотник?

Ник

6

Какой корень в слове маленький?

Мал

7

Слово белизна образовано_______ способом

суффиксальным

8

Каким способом образовано слово героизм?

Суффиксальным

Обменяйтесь карточками, приверяем по эталону.

(за 1-2 ошибки – 4; за 3 – 3, больше – 2).



VI.Подведение итогов урока

Игра «Составь слово».

А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.

От глагола понёс взять приставку,

от глагола дарить корень,

от существительного кружок суффикс. (подарок)


Итак, ребята. Словообразование – один из важнейших разделов русского языка. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.

  • Давайте вспомним, какие мы ставили цели перед основоением нового материала. Мы их добились?


Спасибо, дети,  за урок, за ваше активное участие, мне хотелось бы услышать ваши ответы. Заполните, пожалуйста, лист самоконтроля.

ФИ


Сегодня я узнал(а), что…


Мне показалось интересным …


У меня возникли трудности…


Я хотел бы больше узнать…


Урок был…




Выставление оценок.

Домашнее задание:

Для всех: параграф 33 учить.

На выбор: упражнение 172 или подобрать по 3 примера слов из текстов произведений художественной литературы, образованных приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным способами, сложением и переходом из одной части речи в другую (с указанием автора и названия произведения)

Приложение 1.

Карточка № 1. Выполни морфемный разбор слов.



Сижу, за решеткой, сырой, вскормленный, в неволе, грустный.




Карточка №2. Определите, как образованы следующие слова. С помощью какой морфемы?

1. Развесёлый ___________________________________

2.Овражек _____________________________________

3.Подсвечник ___________________________________

4.Бег _________________________________________

5.Лесовоз ______________________________________

6.Парашютистка ________________________________

7.кресло-кровать ________________________________

8.птицефабрика _________________________________




Карточка № 3. Ответьте на вопросы, запишите ответ в графу «ответ»

Вопрос

Ответ

1

Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов, называется….



2

Каким способом образовано слово перезимовать?


3

Слово переход образовалось бессуффиксным способом?


4

Какое окончание в слове видел?


5

С помощью какого суффикса образовано слово охотник?


6

Какой корень в слове маленький?


7

Слово белизна образовано_______ способом


8

Каким способом образовано слово героизм?













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!