Способы повышения качества знаний по истории и обществознанию у учащихся с низкой мотивацией при подготовке к ОГЭ.
Никитина А. В., учитель истории и обществознания ФКОУ СОШ УФСИН России по Московской области.
Низкую мотивацию к учению имеют почти все учащиеся школ нашей системы. И для того, чтобы они преодолели экзаменационный порог, необходима планомерная подготовка к экзамену. Ученики отстают в обучении по разным причинам:
1) слабое физическое развитие, хронические заболевания;
2) задержка психического развития;
3) педагогическая запущенность;
4 отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения;
От учителя зависит немного в наших условиях, но добиться положительных сдвигов в наших силах. Наша цель - помочь слабым учащимся лучше подготовиться к экзамену по обществознанию (тем более, что данный предмет, в силу сложившихся обстоятельств, является наиболее востребованным). Основные причины плохой успеваемости:
1) слабые умственные способности;
2) слабые учебные умения;
3) низкие навыки устной и письменной речи;
4) недостаточные навыки чтения;
5) низкий уровень памяти;
6) не сформированные навыки исполнительского труда;
7) отсутствие прилежания;
8) низкая мотивация к изучению материала.
Часто у одного учащегося наблюдается наличие нескольких из перечисленных причин. Следовательно, низкую успеваемость надо рассматривать комплексно. Мой подход к данному вопросу следующий:
1) стараюсь выяснить причину; 2) нахожу способ подойти к ней со всех сторон; 3) использую разные методы: тренажеры, работа с понятиями, работа с картами (история), работа с тематическими тестами, презентаци, работа в парах, компьютерные технологии.
Использование данных методов позволяет: значительно улучшить изучение материала, улучшить изучение и закрепление материала на
уроках, повышает интерес отдельных учащихся, за которыми тянутся остальные. Для успешной сдачи экзамена ученик должен обладать не только теоретическим материалом, но и научиться применять его на практике, что и помогают делать тематические тесты, в которых:
- представлены разные задания по одной теме
- удобно проводить уроки повторения пройденного материала
- вести контроль знаний и умений.
От тематических тестов проще переходить к типовым, решать демоверсии. Выполнение диагностических работ ещё один из этапов подготовки к экзамену. Чтобы проследить результаты и уровень подготовки учащихся — ведётся диагностическая карта класса. Для того, чтобы разнообразить изучение материала, чтобы урок не был сухим и занудным, я использую элементы игры, ребусы, кроссворды и т. д., выполненные учениками с повышенным чувством юмора, фантазии, новизны. В течение года я провожу не менее 2-х раз пробное ЕГЭ с последующим обсуждением результатов. Всё это должно сделать экзамен не испытанием на прочность нервной системы ученика, а привычным моментом, где с помощью рассуждения, анализа, применения теории и практики ученик сможет получить наиболее высокий балл в пределах своих возможностей.