СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы размножения организмов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

СПОСОБЫ РАЗМНОЖЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ Требования к ЗУН:

Обучающие: скорректировать и углубить знания по теме «Размножение и развитие организмов».

Развивающие: развитие логического мышления, умений сравнивать, раскрывать причины постоянства числа и формы хромосом в поколениях и клетках организма.

Воспитательные:  формирование научного мировоззрения.

Тип урока: комбинированный.

Просмотр содержимого документа
«Способы размножения организмов»

__ Урок № _15 __ 02.12.2019г. ______ _10 класс _БИОЛОГИЯ_________


СПОСОБЫ РАЗМНОЖЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ
тема урока


Требования к ЗУН:

Обучающие: скорректировать и углубить знания по теме «Размножение и развитие организмов».

Развивающие: развитие логического мышления, умений сравнивать, раскрывать причины постоянства числа и формы хромосом в поколениях и клетках организма.

Воспитательные:  формирование научного мировоззрения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:  Учебник «Биология 10 -11 класс. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В. Биология (базовый уровень) – М.:Просвещение,2014», электронное приложение к учебнику, презентация.


Ход урока:


1. ОРГАНИЗАЦИЯ

Приветствие. Проверка отсутствующих, заполнение журнала.



2. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Формулирование темы урока и задач совместно с учениками, опираясь на ранее изученные темы и проводя с ними связь.



3. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Организация деятельности учащихся, проверка выполнения домашнего задания (опрос с опорой на знания учащихся), выявление пробелов и их коррекция.

Задачи: выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты. Само- и оценивание учеников.


4. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Выявление опорных знаний, которые уже имеют ученики, необходимые для усвоения нового материала.


5. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО

Деление клетокоснова самовоспроизведения и размножения живых организмов. В ходе эволюции возникли разнообразные способы размножения. Однако все они могут быть отнесены
к одной из двух форм: бесполому или половому.

Учитель раздает каждому ученику карточку с формами размножения. Совместная работа учеников с учителем.













Если размножение происходит без участия половых клеток, то его называют бесполым. При таком способе в размножении участвует одна материнская особь, которая делится, почкуется или образует споры.

 Групповая работа по заполнению таблицы пользуясь слайд-шоу «Виды бесполого размножения» - по интерактивному приложению электронного учебника.

Способы бесполого размножения

Примеры организмов











В основе бесполого размножения лежит митоз. Поэтому все дочерние особи — точные копии материнской.

Почкование встречается у одноклеточных грибов (дрожжей), кишечнополостных. При этом новая особь образуется на теле материнской особи в виде выроста — почки, а затем отделяется от неё.

Анимация «Процесс почкования у животных», «Процесс почкования у грибов (дрожжи)»

Некоторые водоросли, высшие споровые растения, а также грибы формируют споры. Это специальные клетки, покрытые плотной оболочкой. Они служат для размножения и расселения. Подвижные споры водорослей снабжены жгутиками.

У высших растений развита способность к вегетативному размножению. Новый организм образуется из части материнского. Такой способ размножения позволяет сохранять признаки сорта, быстро выращивать новые растения и потому широко используется в сельском хозяйстве.

С лайд-шоу «Примеры вегетативного размножения растений» - ученики работают самостоятельно и оформляют материал в виде схемы в тетрадь. Также акцентируют свое внимание на естественном и искусственном размножении.















































Анимация «Вегетативное размножение»

Для животных вегетативное размножение не характерно, но есть исключения.

В половом размножении участвуют две родительские особи, которые производят половые клетки (гаметы). Гаметы формируются в ходе мейоза и содержат гаплоидный набор хромосом. Процесс слияния гамет, приводящий к образованию диплоидной зиготы, называют оплодотворением. Он лежит в основе полового размножения. Наследственный материал материнской и отцовской особей в результате оплодотворения объединяется, и из зиготы развивается новый организм, похожий на родителей и вместе с тем отличный от них. Кроме того, к различным комбинациям родительских признаков приводит обмен участками гомологичных хромосом в профазе мейоза I. Таким образом, половое размножение обусловливает наследственную изменчивость, дающую материал для естественного отбора. В результате оно имеет значительные эволюционные преимущества перед бесполым размножением.

В цикле развития большинства растений и некоторых животных (простейшие, кишечнополостные) наблюдается чередование бесполого и полового поколений. У растений бесполое поколение развивается из зиготы, имеет двойной набор хромосом. На нём формируются органы бесполого размножения — спорангии со спорами. Половое поколение развивается из споры и содержит гаплоидный набор хромосом. Оно формирует половые клетки — гаметы. У всех высших растений (за исключением мхов) в жизненном цикле доминирует бесполое поколение. Половое поколение развито слабо и существует недолго.

Р ассмотрим бесполое размножение на примере зеленой водоросли – Ульва.



















У папоротников половое поколение представлено заростком, размеры которого составляют несколько миллиметров, а время жизни несколько недель. В жизненном цикле мхов доминирует половое поколение, представляющее собой побеги мха. Бесполое поколение коробочка со спорами на длинной ножке развивается на побегах.

Анимация «Жизненный цикл папоротникообразных»

Т от факт, что половое поколение папоротников и мхов представляет собой самостоятельное образование, объясняется тем, что их размножение связано с водой. Вода необходима для того, чтобы сперматозоиды достигли яйцеклетки и произошло оплодотворение.

Размножение семенных растений не связано с водой. Поэтому половое поколение не является самостоятельным. У голосеменных это часть семязачатка и пыльцевое зерно.

Анимация «Жизненный цикл голосеменных»

У покрытосеменных оно представлено зародышевым мешком и также пыльцевым зерном.

Анимация «Жизненный цикл покрытосеменных (цветковых)»

Кроме того, половое поколение, не покидающее пределов растения, лучше защищено от неблагоприятных условий.

И зучение схемы чередования поколений у высших растений. Соотношение полового и бесполого поколений у разных групп растений.

























6. ИТОГОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Этап рефлексии. Вопросы по изучаемой теме. Прохождение тестов на электронном тренажере учебника.
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
П. 13 - учить, пересказывать
8. САМООЦЕНИВАНИЕ. КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК

Деление клеток – это ____________________________________________________________________________________________________________ .

Б есполое размножение – это ______________________________________________________________________________________________________

Почкование – это _______________________________________________

Спора - ________________________________________________________

_______________________________________________________________

Вегетативное размножение - _____________________________________

_______________________________________________________________



















У всех высших растений (за исключением мхов) в жизненном цикле доминирует бесполое поколение.





































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!