СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы совместной деятельности преподавателей общеобразовательного и профессионального циклов, при формировании экологической компетентности

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Способы совместной деятельности преподавателей общеобразовательного и профессионального циклов, при формировании экологической компетентности»

УДК 502 Десятова М.А., Филимонов А.Ю.

ГАПОУ ТО «Ишимский многопрофильный техникум»


СПОСОБЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛОВ, ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация:

В статье представлены способы совместной деятельности преподавателей общеобразовательного и профессионального цикла при освоении направления подготовки 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов в ГАПОУ ТО «Ишимский многопрофильный техникум». Рассмотрен процесс формирования общих и профессиональных компетенций при обучении на данной специальности. Формирование экологической компетентности в системе — СПО- это не только овладение главными ее составляющими, но и всеми элементами экологической деятельности образовательного учреждения. Сделан вывод о том, что формирование экологической компетентности обучающихся СПО закладывается с 1 курса начала обучения преподавателями общеобразовательных дисциплин и продолжается в процессе всего обучения преподавателями профессиональных дисциплин.

Ключевые слова: экологическая компетенция, методика «Экологический форсайт сессии», общие и профессиональные компетенции.



Desyatova M.A., Filimonova A.Yu.

GAPOU TO "Ishim multidisciplinary technical school"

METHODS OF JOINT ACTIVITY OF TEACHERS OF THE GENERAL EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL CYCLES, IN THE FORMATION OF ECOLOGICAL COMPETENCE

Annotation:

The article presents the ways of joint activities of teachers of the general education and professional cycle in the development of the direction of training 02/20/01 Rational use of natural-economic complexes in GAPOU TO "Ishim multidisciplinary technical school". The process of formation of general and professional competences in training in this specialty is considered. The formation of environmental competence in the system - SPE - is not only mastering its main components, but also all elements of the environmental activities of an educational institution. It is concluded that the formation of the environmental competence of students of secondary vocational education is laid from the 1st year of the beginning of training by teachers of general education disciplines and continues in the process of all training by teachers of professional disciplines. Key words: Environmental competence, “Environmental foresight session” methodology, general and professional competences.

Key words: environmental competence, “Environmental foresight session” methodology, general and professional competences.



Модель экологического образования обучающихся сегодня во многом отличается от устаревших стереотипов, она подразумевает безостановочный процесс взаимодействия преподавателей различных направлений между собой на протяжении всего периода обучения. Это необходимо для того, чтобы сделать учебный процесс более эффективным и современным, отвечающим всем требованиям, предъявляемым к качеству подготовки будущих специалистов.

Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса, одна из основных общих компетенций, которую должны освоить студенты, начиная с первого курса обучения. Так как, ни для кого не секрет, что очень часто, абитуриенты поступают не на ту профессию или специальность, которую они желали бы получить, это происходит в силу различных жизненных обстоятельств: не хватило проходного балла, посоветовали родители или просто поступили, не задумываясь над тем, что подразумевает под собой выбранная специальность. И потому задача педагогов помочь дать правильную оценку их выбору, создать все необходимые условия для комфортного обучения.

В ГАПОУ ТО «Ишимский многопрофильный техникум» на базе основного общего образования осуществляется обучение по направлению подготовки 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов. На примере, которой мы хотим показать взаимное сотрудничество педагогов общеобразовательного и профессионального циклов, а также представить разработанную нами совместную методику по формированию экологической компетентности.

Для формирования общих и профессиональных компетенций все преподаватели по данному направлению подготовки ставят своей целью – овладение студентами современными методами, формами и средствами необходимыми для будущей профессиональной деятельности. [2]

Стоит отметить, что в первый год обучения в техникуме на базе основного общего образования, обучающиеся осваивают учебные дисциплины за курс средней школы, но в отличие от школьной программы многие дисциплины общеобразовательного цикла имеют профильную направленность, обусловленную будущей квалификацией.

Педагоги с первого дня прикладывают все усилия, чтобы заинтересовать студентов в правильном выборе специальности, постоянно сотрудничая с педагогами и студентами старших курсов, приводя в пример их достижения, результаты работы, а также организуют с ними различные способы взаимодействия. [3]

Именно непрерывное сотрудничество помогает заложить основу фундаментальных знаний, привить уважение к выбранной траектории, создать ситуацию успеха, а самое главное сохранить контингент обучающихся.

Экологическая компетентность у первокурсников начинает формироваться при освоении дисциплин общеобразовательного цикла: экология, химии, биология, география, которые в дальнейшем, являются фундаментальными при изучении таких профессиональных дисциплин как: общая экология, мониторинг загрязнения окружающей среды, природопользование и охрана окружающей среды, управление твердыми, твердыми бытовыми и радиоактивными отходами, промышленная экология и промышленная радиоэкология и т.д., которые осваивают будущие техники –экологи. [1]

Не должно прослеживаться разобщенности при изучении учебных дисциплин. Именно поэтому экологическое образование в нашей профессиональной образовательной организации носит интегрированный характер. Девиз: «От теории к практике», является стимулом для взаимного сотрудничества педагогов.

Современная жизнь диктует свои правила, и они таковы, что сегодня приходится доказывать значимость общеобразовательных дисциплин для той или иной специальности. Актуальность межпредметных связей обусловлена задачами всестороннего развития личности, тенденциями интеграции наук, развитием системного метода познания. Системообразующим фактором, объединяющим в единую систему проводимые мероприятия, являются экологические дисциплины, которые диктуют отбор материала для проведения научно-практических конференций, деловых игр, семинарских занятий, а также разработки учебно-исследовательских работ, экологических проектов, межпредметных олимпиад, профессиональных квестов, форсайт сессий.

Эффективность применяемых методов, приёмов, форм, и принципов работы с обучающимися, помогает формированию профессиональных компетенций на следующих курсах обучения, а сформированные общие компетенции у студентов помогут им в освоении дисциплин профессионального цикла и прохождения производственной практики.

Нами разработана методика проведения «Экологической форсайт сессии», которую мы внедряем на протяжении нескольких лет. Она объединяет обучающихся всех курсов по направлению подготовки 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов, а также всех желающих более глубоко и осмысленно изучать способы взаимодействия живых организмов между собой и окружающей природной средой, одним словом, всех неравнодушных к современному экологическому состоянию.

Цель данной методики - объединить обучающихся и преподавателей всех курсов и учебных и профессиональных дисциплин для формирования экологической компетенции, как одной из основополагающих в системе образования.

Задачи методики:

  • повышение престижа специальности 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов;

  • актуализация системы интегрированного обучения;

  • формирование общих и профессиональных компетенций у обучающихся через совместные деятельности преподавателей общеобразовательного цикла и преподавателей профессиональных дисциплин;

  • создание комфортной образовательной среды для взаимодействия обучающихся всех курсов.

В рамках Экологической форсайт сессии проводится ряд мероприятий различной направленности: «Эко-пати», конкурсы социальной экологической рекламы, конкурсы по созданию экологических знаков, экологические форумы с участием работодателей и успешных выпускников-экологов, конкурсы мультимедийных экологических проектов, мониторинги состояния окружающей среды своего региона.

На практическом уровне наша методика приобретает особую актуальность в связи с тем, что от компетентности специалистов - экологов среднего звена, которых готовит наше образовательное учреждение во многом, будет зависеть успешность преодоления экологических кризисных явлений в экономике природопользования. Данная методика позволит будущим экологам на любом уровне принимать грамотные, обоснованные решения, основанные на достаточной осведомленности об экологических последствиях хозяйственной деятельности. Позволит рационально использовать экологические знания в области охраны окружающей среды, что является их главной задачей.

Важно отметить также и тот факт, что только совместные усилия педагогов как общеобразовательного, так и профессионального циклов помогут подготовить грамотного, конкурентно способного специалиста.

Основы экологической компетентности закладываются еще на первом курсе преподавателями – предметниками и продолжают свое формирование под руководством опытных наставников-профессионалов.

Использованные источники

  1. Захлебный А. Н. Экологическая компетенция - новый планируемый результат экологического образования/ А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Экологическое образование, 2007. - № 3. - С. 3-8.

  2. Якиманская И.С. Основы личностно-ориентированного образования/И. С. Якиманская – Москва : Лаборатория знаний, 2011. –С. 220

  3. Чуйкова, Л. Ю.Экологическое сознание: социально-педагогические аспекты, детерминирующие его формирование: монография / Л. Ю. Чуйкова. – Астрахань: Нижневолжский экоцентр, 2013. – С. 368












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!