Способы создания психологического комфорта на уроках в начальной школе как важный фактор адаптации и успешной учебной деятельности школьников
Психологический комфорт
Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Урок – зона психологического комфорта
Введение в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, способствует изменению микроклимата на уроках.
Атмосфера на уроках становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения. С этой целью используются методы:
- методы эмоциональной раскачки;
- медитативно релаксационные упражнения;
- упражнения на рефлексию;
- упражнения на визуализацию и релаксацию.
Золотые правила психологического комфорта на уроке
- Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
- Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
- Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
- Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
- Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).
- Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
Методы эмоциональной раскачки
- Метод эмоциональной раскачки
- Этот метод основан на периодической и равномерной раскачке эмоционального состояния человека. К примеру, вам предлагается набор дуальных ситуаций, подразделяющийся на 2 категории – причина-следствие. Дается набор причин, в которых вызывается определенная эмоция и, набор следствий, в которых дается уже противоположная эмоция.
Методы эмоциональной раскачки
1. Упражнение «Комплименты».
Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.
2. Игра «Вам - сообщение».
По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.
3. Игра «Подарок».
Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».
4. Методика «Утренний сбор».
Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п.
- Разминка «Приветствие».
- Ведущий: Сейчас мы поиграем в интересную игру, во время которой нужно делать все очень-очень быстро. Вы сможете показать, на сколько внимательно вы умеете слушать и делать то, о чем вас просят. Сейчас у вас есть пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро пожать ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно «поздороваться» друг с другом:
- - правая рука к правой руке!
- - спина к спине!
- - пятка к пятке!
- - колено к колену! И т.д.
- Упражнение «Волшебная палочка».
- Ведущий: Садитесь в круг, право говорить получит тот, у кого в руках волшебная палочка, все остальные внимательно слушают. Каждый, у кого в руках волшебная палочка, расскажет нам, что хорошего случилось с ним на прошлой неделе.
- Возможные вопросы:
- - Что было для тебя на прошлой неделе самым трудным?
- - Хотел ли ты на прошлой неделе что-нибудь сделать, что пришлось отложить на будущее?
- - Было ли на прошлой неделе то, что ты делал действительно с удовольствием?
- Ведущий: И так, волшебство продолжается. Представьте, что вы в школе, где учился Гарри Поттер, и сегодня у нас первый урок практической магии. Тема урока: «Заговоры». Заговоры обычно делают на что-то хорошее: удачу, счастье, здоровье, исполнение желаний и т.д.
- Приведу примеры некоторых заговоров:
- - Раз, два, три, четыре, пять, все уроки буду знать!
- - Пятак под пятку, ответ в десятку!
- - Ясно солнце утром встало, жизнь прекрасная настала!
- - Шишли-мышли, Шишли-мышли все проблемы вон все вышли!
- - Тили-бом, тили-бом, в школе весело живём!
- А теперь попробуйте свои силы в составлении магических заклинаний!
- Ребята оформляют свои заговоры на бумаге и помещают в общий коллаж.
- Разминка «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся»
- Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, все сидят напротив друг друга, на небольшом расстоянии вытянутой руки.
- Ведущий: Закройте глаза, протяните друг к другу руки, познакомьтесь одними руками. Продемонстрируйте добрые отношения. Опустите руки.
- Снова вытяните, ваши руки ссорятся. Опустите, а теперь они мирятся, вы расстаётесь друзьями.
- После этого обсуждаются ощущения детей в ходе игры
- Упражнение «Портрет нашего класса». √
- Материалы: листы бумаги, карандаши, маркеры, клей, ватман.
- Ведущий: Ребята, сейчас вы попробуете нарисовать свой портрет, используя всевозможные изобразительные средства, а затем мы создадим «Фотографию» нашего класса, поместив свой портрет на общий лист. (Данное упражнение позволяет провести первичную социометрию).
- По окончании работы ребятам предлагается придумать девиз класса и вместе с «Фотографией» поместить в классный уголок.
- Упражнение «Портрет нашего класса». √
- Материалы: листы бумаги, карандаши, маркеры, клей, ватман.
- Ведущий: Ребята, сейчас вы попробуете нарисовать свой портрет, используя всевозможные изобразительные средства, а затем мы создадим «Фотографию» нашего класса, поместив свой портрет на общий лист. (Данное упражнение позволяет провести первичную социометрию).
- По окончании работы ребятам предлагается придумать девиз класса и вместе с «Фотографией» поместить в классный уголок.
Медитативно-релаксационные упражнения
Релаксация (от лат. relaxatio – облегчение, расслабление) — состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением.
Разделяют долговременную релаксацию, которая происходит во время сна, гипноза, при фармакологических воздействиях, и относительно кратковременную, которая сменяется напряжением.
Медитативно-релаксационные упражнения
1.Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую».
Ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует. Количество предложений зависит от уровня обучения.
2.Упражнение «Деревянная кукла» в формате физминутки.
Кукла падает. Сначала кисти поднятых рук, затем до локтя, голова, кукла складывается в поясе и покачивается.
3.Упражнение на релаксацию и визуализацию.
Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Я прошу представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п.
Вербальные и невербальные методы поощрения
Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является похвала ученика.
Она может быть вербальной : « Хорошо ! Отлично сделано! », « Молодец ! » и т . д .
Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты, а также раздаточные жетоны, карточки.
Использование рефлексии.
Например, оцени свою работу на уроке:
«очень хорошо»
«хорошо»
«попробуй еще!»
Можно с помощью смайликов.