СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы создания психологического комфорта на уроках в начальной школе как важный фактор адаптации и успешной учебной деятельности школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация включает в себя материал, раскрывающий понятие "психологический комфорт" и пути его создания на уроках. В нем дается описание некоторых психологических упражнений, которые можно использовать при работе с обучающимися начальных классов для их адаптации и успешной учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Способы создания психологического комфорта на уроках в начальной школе как важный фактор адаптации и успешной учебной деятельности школьников»

Способы создания психологического комфорта на уроках в начальной школе как важный фактор адаптации и успешной учебной деятельности школьников

Способы создания психологического комфорта на уроках в начальной школе как важный фактор адаптации и успешной учебной деятельности школьников

Психологический комфорт  Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Психологический комфорт

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Урок – зона психологического комфорта  Введение в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, способствует изменению микроклимата на уроках.

Урок – зона психологического комфорта

Введение в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, способствует изменению микроклимата на уроках.

 Атмосфера на уроках становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения. С этой целью используются методы: методы эмоциональной раскачки; медитативно релаксационные упражнения; упражнения на рефлексию; упражнения на визуализацию и релаксацию.

Атмосфера на уроках становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения. С этой целью используются методы:

  • методы эмоциональной раскачки;
  • медитативно релаксационные упражнения;
  • упражнения на рефлексию;
  • упражнения на визуализацию и релаксацию.

  Золотые правила психологического комфорта на уроке   Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована). Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.

Золотые правила психологического комфорта на уроке

  • Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
  • Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
  • Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
  • Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
  • Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).
  • Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
Методы эмоциональной раскачки Метод эмоциональной раскачки Этот метод основан на периодической и равномерной раскачке эмоционального состояния человека. К примеру, вам предлагается набор дуальных ситуаций, подразделяющийся на 2 категории – причина-следствие. Дается набор причин, в которых вызывается определенная эмоция и, набор следствий, в которых дается уже противоположная эмоция.

Методы эмоциональной раскачки

  • Метод эмоциональной раскачки
  • Этот метод основан на периодической и равномерной раскачке эмоционального состояния человека. К примеру, вам предлагается набор дуальных ситуаций, подразделяющийся на 2 категории – причина-следствие. Дается набор причин, в которых вызывается определенная эмоция и, набор следствий, в которых дается уже противоположная эмоция.
Методы эмоциональной раскачки  1. Упражнение «Комплименты».  Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.

Методы эмоциональной раскачки

1. Упражнение «Комплименты».

Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.

 2.  Игра «Вам - сообщение».   По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.

2. Игра «Вам - сообщение».

По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.

 3.  Игра «Подарок».   Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».

3. Игра «Подарок».

Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».

4. Методика «Утренний сбор».  Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п.

4. Методика «Утренний сбор».

Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п.

Разминка «Приветствие». Ведущий: Сейчас мы поиграем в интересную игру, во время которой нужно делать все очень-очень быстро. Вы сможете показать, на сколько внимательно вы умеете слушать и делать то, о чем вас просят. Сейчас у вас есть пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро пожать ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно «поздороваться» друг с другом: - правая рука к правой руке! - спина к спине! - пятка к пятке! - колено к колену! И т.д.
  • Разминка «Приветствие».
  • Ведущий: Сейчас мы поиграем в интересную игру, во время которой нужно делать все очень-очень быстро. Вы сможете показать, на сколько внимательно вы умеете слушать и делать то, о чем вас просят. Сейчас у вас есть пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро пожать ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно «поздороваться» друг с другом:
  • - правая рука к правой руке!
  • - спина к спине!
  • - пятка к пятке!
  • - колено к колену! И т.д.
  • Упражнение «Волшебная палочка».
  • Ведущий: Садитесь в круг, право говорить получит тот, у кого в руках волшебная палочка, все остальные внимательно слушают. Каждый, у кого в руках волшебная палочка, расскажет нам, что хорошего случилось с ним на прошлой неделе.
  • Возможные вопросы:
  • - Что было для тебя на прошлой неделе самым трудным?
  • - Хотел ли ты на прошлой неделе что-нибудь сделать, что пришлось отложить на будущее?
  • - Было ли на прошлой неделе то, что ты делал действительно с удовольствием?
  • Ведущий: И так, волшебство продолжается. Представьте, что вы в школе, где учился Гарри Поттер, и сегодня у нас первый урок практической магии. Тема урока: «Заговоры». Заговоры обычно делают на что-то хорошее: удачу, счастье, здоровье, исполнение желаний и т.д.
  • Приведу примеры некоторых заговоров:
  • - Раз, два, три, четыре, пять, все уроки буду знать!
  • - Пятак под пятку, ответ в десятку!
  • - Ясно солнце утром встало, жизнь прекрасная настала!
  • - Шишли-мышли, Шишли-мышли все проблемы вон все вышли!
  • - Тили-бом, тили-бом, в школе весело живём!
  • А теперь попробуйте свои силы в составлении магических заклинаний!
  • Ребята оформляют свои заговоры на бумаге и помещают в общий коллаж.
Разминка «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся» Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, все сидят напротив друг друга, на небольшом расстоянии вытянутой руки. Ведущий: Закройте глаза, протяните друг к другу руки, познакомьтесь одними руками. Продемонстрируйте добрые отношения. Опустите руки. Снова вытяните, ваши руки ссорятся. Опустите, а теперь они мирятся, вы расстаётесь друзьями. После этого обсуждаются ощущения детей в ходе игры
  • Разминка «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся»
  • Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, все сидят напротив друг друга, на небольшом расстоянии вытянутой руки.
  • Ведущий: Закройте глаза, протяните друг к другу руки, познакомьтесь одними руками. Продемонстрируйте добрые отношения. Опустите руки.
  • Снова вытяните, ваши руки ссорятся. Опустите, а теперь они мирятся, вы расстаётесь друзьями.
  • После этого обсуждаются ощущения детей в ходе игры
Упражнение «Портрет нашего класса». √  Материалы: листы бумаги, карандаши, маркеры, клей, ватман. Ведущий: Ребята, сейчас вы попробуете нарисовать свой портрет, используя всевозможные изобразительные средства, а затем мы создадим «Фотографию» нашего класса, поместив свой портрет на общий лист. (Данное упражнение позволяет провести первичную социометрию). По окончании работы ребятам предлагается придумать девиз класса и вместе с «Фотографией» поместить в классный уголок.
  • Упражнение «Портрет нашего класса». √
  • Материалы: листы бумаги, карандаши, маркеры, клей, ватман.
  • Ведущий: Ребята, сейчас вы попробуете нарисовать свой портрет, используя всевозможные изобразительные средства, а затем мы создадим «Фотографию» нашего класса, поместив свой портрет на общий лист. (Данное упражнение позволяет провести первичную социометрию).
  • По окончании работы ребятам предлагается придумать девиз класса и вместе с «Фотографией» поместить в классный уголок.
Упражнение «Портрет нашего класса». √  Материалы: листы бумаги, карандаши, маркеры, клей, ватман. Ведущий: Ребята, сейчас вы попробуете нарисовать свой портрет, используя всевозможные изобразительные средства, а затем мы создадим «Фотографию» нашего класса, поместив свой портрет на общий лист. (Данное упражнение позволяет провести первичную социометрию). По окончании работы ребятам предлагается придумать девиз класса и вместе с «Фотографией» поместить в классный уголок.
  • Упражнение «Портрет нашего класса». √
  • Материалы: листы бумаги, карандаши, маркеры, клей, ватман.
  • Ведущий: Ребята, сейчас вы попробуете нарисовать свой портрет, используя всевозможные изобразительные средства, а затем мы создадим «Фотографию» нашего класса, поместив свой портрет на общий лист. (Данное упражнение позволяет провести первичную социометрию).
  • По окончании работы ребятам предлагается придумать девиз класса и вместе с «Фотографией» поместить в классный уголок.
Медитативно-релаксационные упражнения  Релаксация (от лат. relaxatio – облегчение, расслабление) — состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением.  Разделяют долговременную релаксацию, которая происходит во время сна, гипноза, при фармакологических воздействиях, и относительно кратковременную, которая сменяется напряжением.

Медитативно-релаксационные упражнения

Релаксация (от лат. relaxatio – облегчение, расслабление) — состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением.

Разделяют долговременную релаксацию, которая происходит во время сна, гипноза, при фармакологических воздействиях, и относительно кратковременную, которая сменяется напряжением.

Медитативно-релаксационные упражнения  1.Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую».  Ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует. Количество предложений зависит от уровня обучения.

Медитативно-релаксационные упражнения

1.Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую».

Ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует. Количество предложений зависит от уровня обучения.

 2.Упражнение «Деревянная кукла» в формате физминутки.  Кукла падает. Сначала кисти поднятых рук, затем до локтя, голова, кукла складывается в поясе и покачивается.

2.Упражнение «Деревянная кукла» в формате физминутки.

Кукла падает. Сначала кисти поднятых рук, затем до локтя, голова, кукла складывается в поясе и покачивается.

 3.Упражнение на релаксацию и визуализацию.  Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Я прошу представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п.

3.Упражнение на релаксацию и визуализацию.

Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Я прошу представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п.

Вербальные и невербальные методы поощрения  Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является похвала ученика.  Она  может  быть  вербальной : « Хорошо ! Отлично сделано! », « Молодец ! »  и  т . д .  Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты, а также раздаточные жетоны, карточки.

Вербальные и невербальные методы поощрения

Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является похвала ученика.

Она может быть вербальной : « Хорошо ! Отлично сделано! », « Молодец ! » и т . д .

Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты, а также раздаточные жетоны, карточки.

Использование рефлексии.    Например, оцени свою работу на уроке:  «очень хорошо»  «хорошо»  «попробуй еще!»  Можно с помощью смайликов.

Использование рефлексии.

Например, оцени свою работу на уроке:

«очень хорошо»

«хорошо»

«попробуй еще!»

Можно с помощью смайликов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!