СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы создания условий для формирования и развития читательской грамотности учащихся в процессе реализации обновленных ФГОС НОО, ООО и при подготовке введения ФГОС СОО

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Способы создания условий для формирования и развития читательской грамотности учащихся в процессе реализации обновленных ФГОС НОО, ООО и при подготовке введения ФГОС СОО»

 «Способы создания условий для  формирования и развития читательской грамотности  учащихся в процессе реализации обновленных ФГОС НОО, ООО и при подготовке введения ФГОС СОО»  Садвакасова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ «Лицей № 19»

«Способы создания условий для

формирования и развития

читательской грамотности

учащихся в процессе реализации обновленных ФГОС НОО, ООО и при подготовке введения ФГОС СОО»

Садвакасова Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории МБОУ «Лицей № 19»

 План семинара-практикума   1. Понятие читательской грамотности и ее важность в современном мире; 2. Типы текстов и контексты чтения; 3. Глаголы как индикаторы уровня читательской грамотности; 4. Как можно доработать существующие задания? 5. Как разработать собственные задания? 6. Советы учителю

План семинара-практикума

1. Понятие читательской грамотности и ее важность в современном мире;

2. Типы текстов и контексты чтения;

3. Глаголы как индикаторы уровня читательской грамотности;

4. Как можно доработать существующие задания?

5. Как разработать собственные задания?

6. Советы учителю

 Данные последнего опроса ВЦИОМ  (29.09.21-8.10.21) каждый пятый подросток ненавидит читать; 50% делают это только ради получения хорошей оценки. Мнение экспертов: уже в ближайшем будущем мы можем получить нечитающее поколение. Согласно международному исследованию PISA, по читательской грамотности российские школьники занимают 31 место.  22% читают и не понимают сути – это примерно 250 тысяч учащихся; возникают трудности во время переноса предметных знаний в ситуации, приближенные к жизненным реальностям.

Данные последнего опроса ВЦИОМ (29.09.21-8.10.21)

  • каждый пятый подросток ненавидит читать;
  • 50% делают это только ради получения хорошей оценки.

Мнение экспертов:

  • уже в ближайшем будущем мы можем получить нечитающее поколение.

Согласно международному исследованию PISA, по читательской грамотности российские школьники занимают 31 место.

  • 22% читают и не понимают сути – это примерно 250 тысяч учащихся;
  • возникают трудности во время переноса предметных знаний в ситуации, приближенные к жизненным реальностям.
ПРИЧИНЫ:  недостаточная подготовка учителей в области формирования функциональной грамотности, а также отсутствие необходимых учебно-методических материалов особенности организации учебного процесса в российских школах, его ориентация на овладение предметными знаниями и умениями, решение типичных (стандартных задач) Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе. Министерство Просвещения РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии Образования» – М., 2021г

ПРИЧИНЫ:

  • недостаточная подготовка учителей в области формирования

функциональной грамотности, а также отсутствие необходимых учебно-методических материалов

  • особенности организации учебного процесса в российских школах, его ориентация на овладение предметными знаниями и умениями, решение типичных (стандартных задач)

Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе. Министерство Просвещения РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии Образования» – М., 2021г

Цель: создание условий для формирования и развития читательской грамотности ученика 5-11 классов, способного успешно решать образовательные задачи, социализироваться в обществе  - научить осознанно, правильно, выразительно читать; - формировать способность извлекать из текстов интересную и полезную информацию; - развивать умение самостоятельно выбирать книги для чтения; - формировать способность работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); - развивать умение высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; - развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном). Задачи:

Цель: создание условий для формирования и развития читательской грамотности ученика 5-11 классов, способного успешно решать образовательные задачи, социализироваться в обществе

- научить осознанно, правильно, выразительно читать;

- формировать способность извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

- развивать умение самостоятельно выбирать книги для чтения;

- формировать способность работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

- развивать умение высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

- развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).

Задачи:

Компоненты читательской грамотности.

Компоненты читательской грамотности.

Что такое читательская грамотность?   Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (OECD, 2009).   Читательская грамотность (чтение, письмо, говорение; язык/родной язык + иностранные языки) — это способность извлекать смысл и создавать смысловые сообщения на естественных языках в разных текстовых и визуальных форматах, в том числе в цифровой среде (читательская и визуальная грамотность + цифровая грамотность) (Добрякова, Фрумин, 2020)

Что такое читательская грамотность?

Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (OECD, 2009).

Читательская грамотность (чтение, письмо, говорение; язык/родной язык + иностранные языки) — это способность извлекать смысл и создавать смысловые сообщения на естественных языках в разных текстовых и визуальных форматах, в том числе в цифровой среде (читательская и визуальная грамотность + цифровая грамотность) (Добрякова, Фрумин, 2020)

 Чтение – это всегда творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения, памяти, мыслей и чувств.   Поэтому от умения читать, извлекать необходимую информацию   зависит успех ученика и его желание учит ься   Чтение - универсальная техника получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

Чтение – это всегда творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения, памяти, мыслей и чувств. Поэтому от умения читать, извлекать необходимую информацию  зависит успех ученика и его желание учит ься

Чтение - универсальная техника получения знаний в современном обществе,

а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

  Смысловое чтение – это  восприятие графически оформленной текстовой информации и её переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А.А. Леонтьев).   Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др.)

Смысловое чтение – это  восприятие графически оформленной текстовой информации и её переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А.А. Леонтьев).

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др.)

Читательские действия, на которых основаны ключевые области читательской грамотности: Умение находить и извлекать информацию Умение интегрировать и интерпретировать информацию  Умение оценивать содержание и форму текста Умение использовать информацию из текста

Читательские действия, на которых основаны ключевые области читательской грамотности:

  • Умение находить и извлекать информацию
  • Умение интегрировать и интерпретировать

информацию

  • Умение оценивать содержание и форму текста
  • Умение использовать информацию из текста
Показатели сформированности читательских действий:  ГИА(ОГЭ, ЕГЭ, итоговое собеседование, итоговое сочинение);  ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ, КОНКУРСЫ (международного, федерального, регионального, муниципального уровней). ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Показатели сформированности читательских действий:

  • ГИА(ОГЭ, ЕГЭ, итоговое собеседование, итоговое сочинение);
  • ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ, КОНКУРСЫ

(международного, федерального, регионального, муниципального уровней).

  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Требования к уровню читательской грамотности осознанное и произвольное поиск и выделение построение речевого высказывания в устной и необходимой информации. письменной форме применение методов смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов информационного художественного, научного, публицистического и поиска, в том числе с помощью официально-делового стилей компьютерных средств

Требования к уровню читательской грамотности

  • осознанное и произвольное
  • поиск и выделение

построение речевого высказывания в устной и

необходимой информации.

письменной форме

  • применение методов
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов

информационного

художественного, научного, публицистического и

поиска, в том числе с помощью

официально-делового стилей

компьютерных средств

Сравнительная характеристика учебно-познавательных задач, направленных на развитие академической и функциональной грамотности АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ Моделирует ту или иную область научного познания; Предполагает развитие причинноследственного, линейного мышления; Конструируется на базе классической системы формирования понятий на основе преимущественного использования индуктивного метода; Ученики осваивают систему понятий конкретной науки и их теоретические обобщения Моделирует реальную жизненную ситуацию; Ориентирует на нелинейное (вероятностное) мышление. Сложные системы нельзя описать только причинно-следственными связями; Конструируется на базе концептов на основе преимущественного использования дедуктивного метода; Ученики осваивают систему концептов, включающих предметные знания учеников, становятся опорой, средством решения задач в реальных жизненных ситуациях

Сравнительная характеристика учебно-познавательных задач, направленных на развитие академической и функциональной грамотности

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

  • Моделирует ту или иную область научного познания;
  • Предполагает развитие причинноследственного, линейного мышления;
  • Конструируется на базе классической системы формирования понятий

на основе преимущественного использования индуктивного метода;

Ученики осваивают систему понятий конкретной науки и их теоретические обобщения

  • Моделирует реальную жизненную ситуацию;
  • Ориентирует на нелинейное (вероятностное) мышление. Сложные системы нельзя описать только причинно-следственными связями;
  • Конструируется на базе концептов на основе преимущественного использования дедуктивного метода;
  • Ученики осваивают систему концептов, включающих предметные знания учеников, становятся опорой,

средством решения задач в реальных жизненных ситуациях

Типы ситуаций 1  2 личные ситуации  учебные ситуации ситуации  3  4  общественные деловые ситуации  ситуации

Типы ситуаций

  • 1 2

личные ситуации учебные ситуации ситуации

  • 3 4

общественные деловые ситуации ситуации

  «Читать – значит выявлять смыслы, а выявлять смыслы – значит их именовать».  ВЫВОД: учителя в школах не работают над развитием навыков читательской грамотности, в том числе потому, что заданий на развитие ЧГ нет в УМК (Цукерман, 2011), (Добрякова, Фрумин, 2020) в учебниках преобладают сплошные тексты например: РЛанин Б. А. Литература. 9класс.: Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Б. А. Ланин. Л. Ю. Устинова; под ред. Б. А.аздел “Классическая литература XIX века”.

«Читать – значит выявлять смыслы, а выявлять смыслы – значит их именовать».

ВЫВОД:

  • учителя в школах не работают над развитием навыков читательской грамотности, в том числе потому, что заданий на развитие ЧГ нет в УМК (Цукерман, 2011), (Добрякова, Фрумин, 2020)
  • в учебниках преобладают сплошные тексты

например:

  • РЛанин Б. А. Литература. 9класс.: Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Б. А. Ланин. Л. Ю. Устинова; под ред. Б. А.аздел “Классическая литература XIX века”.

Типы текстов Несплошные тексты включают: графики; диаграммы; таблицы; карты, схемы; рисунки, фотографии, формы (анкеты и др.)нформационные листы и объявления.    Сплошные тексты - без визуальных изображений (газетные статьи, эссе, романы)   Смешанные тексты   (веб-страницы, журнальные статьи)   Составные тексты  (несколько обложек,  журналов разной  направленности ) составные (множественные), включающие несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным.

Типы текстов

  • Несплошные тексты

включают: графики; диаграммы; таблицы; карты, схемы; рисунки, фотографии, формы (анкеты и др.)нформационные листы и объявления.

Сплошные тексты - без визуальных изображений

(газетные статьи, эссе,

романы)

Смешанные тексты

(веб-страницы,

журнальные статьи)

Составные тексты

(несколько обложек,

журналов разной

направленности )

составные (множественные),

включающие несколько текстов, каждый из

которых был создан независимо от другого и является связным и законченным.

АНАЛИЗ ЗАДАНИЙ УЧЕБНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (по итогам исследования магистрантов программы «Педагогическое образование» Института образования НИУ ВШЭ):

АНАЛИЗ ЗАДАНИЙ УЧЕБНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (по итогам исследования магистрантов программы «Педагогическое образование» Института образования НИУ ВШЭ):

Анализ заданий на развитие ЧГ в двух линиях  учебников по литературе

Анализ заданий на развитие ЧГ в двух линиях учебников по литературе

В чем заключается разница между текстами учебника и заданиями, развивающими ЧГ?

В чем заключается разница между текстами учебника и заданиями, развивающими ЧГ?

В чем заключается разница между текстами учебника и заданиями, развивающими ЧГ? Потому что в современных учебниках русского языка и литературы в основном даны задания, которые формируют (и это, конечно, важно!) смысловое чтение в учебной ситуации.   Тексты «используются» для решения учебных задач!!! Как только ученик сталкивается с текстом не в учебной ситуации, то чтение такого текста вызывает определенные затруднения у школьников

В чем заключается разница между текстами учебника и заданиями, развивающими ЧГ?

  • Потому что

в современных

учебниках русского языка и литературы в основном даны задания, которые формируют (и это, конечно, важно!) смысловое чтение в учебной ситуации.

  • Тексты «используются»

для решения учебных задач!!!

  • Как только ученик сталкивается с текстом не в учебной ситуации, то чтение такого текста вызывает определенные затруднения у школьников
Особая значимость работы по формированию и оценке читательской грамотности  связана с тем, что  изменились цели школьного  образования: к формированию способности использовать знания для решения различных задач, находить нужную информацию,  преобразовывать информацию для создания новых знаний. от освоения системы знаний

Особая значимость работы по формированию и оценке читательской грамотности связана с тем, что изменились цели школьного образования:

  • к формированию способности использовать

знания для решения различных задач, находить нужную информацию,

  • преобразовывать

информацию для создания новых знаний.

  • от освоения системы знаний

Основной особенностью текстов, служащих для формирования читательской грамотности, является постановка проблем, с которыми  Необходимо четко понимать отличительные особенности заданий для формирования и оценки читательской грамотности: подросток может столкнуться в своей повседневной жизни: по дороге в школу, на уроке, в общении с друзьями, родителями и т.д.  Текстовая задача по читательской грамотности моделирует реальную ситуацию.
  • Основной особенностью текстов, служащих для формирования читательской грамотности, является постановка проблем, с которыми

Необходимо четко понимать отличительные особенности заданий для формирования и оценки читательской грамотности:

подросток может столкнуться в своей повседневной жизни: по дороге в школу, на уроке, в общении с друзьями, родителями и т.д.

Текстовая задача по читательской грамотности моделирует реальную ситуацию.

Было бы неправильным думать, что чтение непрерывных (сплошных) текстов − включая литературные тексты – теряет свою ценность.... НО

  • поиск и извлечение информации «Прочитайте фрагмент из

книги В. Ключевского “Курс русской истории”. О каких особенностях психологии русского народа пишет автор?»;

  •  интеграцию и интерпретацию («Проанализируйте схему и расскажите о том, по каким направлениям происходит развитие словарного русского языка. Используйте материалы упражнений и свои примеры»);
  •  оценку («Прочитайте выписку из устава школы. Опираясь на сведения таблицы, данной в предыдущем упражнении, докажите принадлежность этого текста к официально-деловому стилю»)[3].

Но эти задания не выходят за рамки предметных знаний, т.к.

  • направлены на воспроизведение известного: условие четко определено,
  • понятен способ решения и его обоснование.
  • «Прочитайте правила сетевого общения, сформулированные Ю.

Андреевой и К. Турковой в книге “Русский без нагрузки”. Какие из них

вы соблюдаете?»

«Прочитайте два текста: словарную статью и выдержку из научно-популярной статьи. Дайте аргументированный и развернутый ответ: нужны ли репетиторы сегодня современным школьникам и какими качествами должен обладать репетитор?»

!!! Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Решение

многих ситуационных задач связано с анализом конкретных ситуаций.

  Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний, например, по русскому языку;  - в каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая, понятная учащемуся;  - контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;  - ситуация требует осознанного выбора модели поведения;  - вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны; требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области (русского языка, математики, физики и др.);  - используются иллюстрации: рисунки, таблицы; Основные критерии заданий для формирования и оценки читательской грамотности:  - наличие ситуационной значимости контекста;  - необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка, на язык предметной области;  - новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения

 Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний, например, по русскому языку;

 - в каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая, понятная учащемуся;

 - контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;

 - ситуация требует осознанного выбора модели поведения;

 - вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны;

требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области (русского языка, математики, физики и др.);

 - используются иллюстрации: рисунки, таблицы;

Основные критерии заданий для формирования и оценки читательской грамотности:

 - наличие ситуационной значимости контекста;

 - необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка, на язык предметной области;

 - новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения

КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО СЧИТАТЬ ДОБРЫМ? Формат текста: составной  Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура.  Если человек живет, чтобы приносить людям добро, давать радость, то он оценивает себя как человека, желающего достойно прожить свою жизнь.  По-моему, главная жизненная цель не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах, а должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своим соотечественникам, к стране. Очень важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО СЧИТАТЬ ДОБРЫМ?

Формат текста: составной

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ:

как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного

гарнитура.

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, давать радость, то он оценивает себя как человека, желающего достойно прожить свою жизнь.

По-моему, главная жизненная цель не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах, а должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своим соотечественникам, к стране. Очень важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Текст 2 Более 76% россиян считают себя добрыми, следует из результатов опроса, который проводил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Указывается, что чаще всего в своей доброте уверены женщины и молодежь от 25 до 34 лет (по 82%), а также люди среднего возраста (до 41 года) – 81%. По мнению 28% респондентов, отличительными качествами доброгочеловека являются готовность помочь и поддержать, а 27% опрошенных видят доброту в отзывчивости и отсутствии безразличия. Как показал опрос, 72% респондентов уверены, что к добрым людям нельзя относить тех, кто проявляет это качество только к своим близким. Среди своего окружения большинство опрошенных – 75% – также видит добрых людей.

Текст 2

Более 76% россиян считают себя добрыми, следует из результатов опроса, который проводил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Указывается, что чаще всего в своей доброте уверены женщины и молодежь от 25 до 34 лет (по 82%), а также люди среднего возраста (до 41 года) – 81%.

По мнению 28% респондентов, отличительными качествами доброгочеловека являются готовность помочь и поддержать, а 27% опрошенных видят доброту в отзывчивости и отсутствии безразличия.

Как показал опрос, 72% респондентов уверены, что к добрым людям нельзя относить тех, кто проявляет это качество только к своим близким. Среди своего окружения большинство опрошенных – 75% – также

видит добрых людей.

Текст 3. Из интервью с Гузель Санжаповой из Москвы, которая собрала 1,5 миллиона рублей на «медовый» проект спасения умирающей уральской деревни. «Нужен большой запас терпения, чтобы начать двигаться к своей цели, – говорит Гузель Санжапова. – Коллеги и знакомые первое время скептически относились к идее менять ситуацию в уральской деревне с помощью меда и ягод». По словам предпринимательницы, когда начинаешь дело, не стоит обращать на это внимание, потому что нет цели убедить скептиков – первые результаты и так покажут жизнеспособность идеи. Гузель Санжапова говорит, что остановить умирание деревни можно за четыре шага. Нужно дать людям работу, позаботиться и развить инфраструктуру, установить связи производителя с рынком, связать людей из городов с жителями деревень.

Текст 3.

Из интервью с Гузель Санжаповой из Москвы, которая собрала 1,5 миллиона рублей на «медовый» проект спасения умирающей уральской деревни. «Нужен большой запас терпения, чтобы начать двигаться к своей цели, – говорит Гузель Санжапова. – Коллеги и знакомые первое время скептически относились к идее менять ситуацию в уральской деревне с помощью меда и ягод». По словам предпринимательницы, когда начинаешь дело, не стоит обращать на это внимание, потому что нет цели убедить скептиков – первые результаты и так покажут жизнеспособность идеи. Гузель Санжапова говорит, что остановить умирание деревни можно за четыре шага. Нужно дать людям работу, позаботиться и развить инфраструктуру, установить связи производителя с рынком, связать людей из городов с жителями деревень.

Коды Задания  3.6. Согласны ли вы с точкой зрения автора на жизненную цель? (См. текст 1) Обоснуйте 2.6 Как иллюстрирует содержание текста 1 деятельность Гузель Санжаповой? 3.5 Ознакомьтесь с результатами опроса ВЦИОМ. Найдите противоречие. С чем оно связано? 4.1 Пользуясь материалами текстов, напишите статью «Жизненная цель» для толкового словаря  4.4 В фильме «Заплати другому» для изменения мира мальчик придумал цепочку добра: бескорыстно помочь трем незнакомым людям, каждый из которых также поможет трем незнакомцам. Таким образом, число добрых дел будет возрастать в геометрической прогрессии. Это утопия? Или идею можно воплотить в жизнь? К чему это приведет?

Коды Задания

3.6. Согласны ли вы с точкой зрения автора на жизненную цель? (См. текст 1) Обоснуйте

2.6 Как иллюстрирует содержание текста 1 деятельность Гузель Санжаповой?

3.5 Ознакомьтесь с результатами опроса ВЦИОМ. Найдите противоречие. С чем оно связано?

4.1 Пользуясь материалами текстов, напишите статью «Жизненная цель» для толкового словаря

4.4 В фильме «Заплати другому» для изменения мира мальчик придумал цепочку добра: бескорыстно помочь трем незнакомым людям, каждый из которых также поможет трем незнакомцам. Таким образом, число добрых дел будет возрастать в геометрической прогрессии.

Это утопия?

Или идею можно воплотить в жизнь?

К чему это приведет?

Новые вызовы: Если в конце XX века основным и преобладающим то в XXI веке актуальным становится формирования читательских умений при работе с множественными текстами, которые «включают в себя несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным. подходом при формировании и оценивании читательской грамотности школьников была направленность на оценку умений понимать, интерпретировать и осмыслять отдельные тексты,

Новые вызовы:

Если в конце XX века основным и преобладающим

то в XXI веке актуальным становится формирования читательских умений при работе с множественными текстами, которые «включают в себя несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным.

подходом при формировании и оценивании читательской грамотности школьников была

направленность на оценку умений понимать, интерпретировать и осмыслять отдельные

тексты,

ЗАЧЕМ??? Во-первых, качество школьного образования в основном определяется качеством профессиональной подготовки педагогов (по результатам PISA); во-вторых, качество образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных заданий, предлагаемых им педагогами (по результатам ITL, PISA) «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» («Алиса в стране чудес»)

ЗАЧЕМ???

  • Во-первых, качество школьного образования в основном определяется качеством профессиональной подготовки педагогов (по результатам PISA);
  • во-вторых, качество образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных заданий, предлагаемых им педагогами (по результатам ITL, PISA)
  • «Нужно бежать со всех ног,

чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать

как минимум вдвое быстрее!»

(«Алиса в стране чудес»)

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ.   Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские умения – те задачи и способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами.  Так тест PISA оценивает следующие читательские умения:  1. Найти и извлечь информацию.  2. Интегрировать и интерпретировать сообщения текста.  3. Осмыслить и оценить содержание и форму текста.  Выполняя первое действие, читатель концентрируется, прежде всего, на отдельных фрагментах информации текста. Выполняя второе действие, читатель соединяет эти фрагменты в общую картину. Выполняя третье действие, читатель соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией.

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ. Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские умения – те задачи и способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами. Так тест PISA оценивает следующие читательские умения: 1. Найти и извлечь информацию. 2. Интегрировать и интерпретировать сообщения текста. 3. Осмыслить и оценить содержание и форму текста. 

Выполняя первое действие, читатель концентрируется, прежде всего, на отдельных фрагментах информации текста.

Выполняя второе действие, читатель соединяет эти фрагменты в общую картину.

Выполняя третье действие, читатель соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией.

Современному школьнику важно научиться понимать информацию  - из многочисленных разнообразных текстовых или других источников,  что предусматривает, помимо анализа,  синтеза, интеграции и интерпретация информации, формирование таких умений, как  сравнение информации, полученной из разных источников, оценка достоверности текстов,  интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся, а иногда  противоречащих по содержанию, источников. В современном образовательном пространстве школьнику необходимо постоянно проявлять способность находить информационно-смысловые взаимосвязи текстов разного типа и формата, объединенных одной темой, проблемой, соотносить информацию из разных текстов с внетекстовыми фоновыми знаниями, критически оценивать информацию и делать собственный вывод.

Современному школьнику важно научиться понимать информацию - из многочисленных разнообразных текстовых или других источников, что предусматривает, помимо анализа, синтеза, интеграции и интерпретация информации, формирование таких умений, как сравнение информации, полученной из разных источников, оценка достоверности текстов, интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся, а иногда противоречащих по содержанию, источников.

В современном образовательном пространстве школьнику необходимо постоянно проявлять способность находить

информационно-смысловые взаимосвязи текстов разного типа и формата, объединенных одной темой, проблемой, соотносить информацию из разных текстов с внетекстовыми фоновыми знаниями, критически оценивать информацию и делать собственный вывод.

Методические рекомендации для разработки заданий для развития читательской грамотности обучающихся. 1. Нахождение и извлечение информации из текста. Задания, направленные на развитие этого умения, могут быть сформулированы следующим образом: • определите место в тексте, где содержится необходимая информация; • найдите в тексте и запишите информацию (примеры), которая иллюстрирует определенную мысль автора/процесс; • найдите в тексте, таблице, диаграмме, графике, картинке информацию (примеры), которая под- тверждает или опровергает приведенное высказывание; • определите наличие или отсутствие информации по заданной теме. Примеры из кейсов Прочитайте текст. Ответьте на вопросы: в чем заключается проблема мусорных свалок в России и какой вред экологии наносят несанкционированные свалки? Какая наука была основной сферой деятельности А. М. Бутлерова? Свой ответ обоснуйте цитатами из текста. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: в чем главная особенность электронной переписки?

Методические рекомендации для разработки заданий для развития читательской грамотности обучающихся.

  • 1. Нахождение и извлечение информации из текста.
  • Задания, направленные на развитие этого умения, могут быть сформулированы следующим
  • образом:
  • • определите место в тексте, где содержится необходимая информация;
  • • найдите в тексте и запишите информацию (примеры), которая иллюстрирует определенную
  • мысль автора/процесс;
  • • найдите в тексте, таблице, диаграмме, графике, картинке информацию (примеры), которая под-
  • тверждает или опровергает приведенное высказывание;
  • • определите наличие или отсутствие информации по заданной теме.

Примеры из кейсов

  • Прочитайте текст. Ответьте на вопросы: в чем заключается проблема мусорных свалок в России

и какой вред экологии наносят несанкционированные свалки? Какая наука была основной сферой деятельности А. М. Бутлерова? Свой ответ обоснуйте цитатами из текста.

Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: в чем главная особенность электронной переписки?

Интеграция и интерпретация текста.

Задания, направленные на развитие этого умения, могут быть сформулированы следующим образом:

  • Интерпретация текста предполагает получение такой информации, которая сообщается не явно
  • (выявление опосредованных связей, извлечение подтекста, определение позитивной или негатив-
  • ной окраски текста).
  • Интеграция подразумевает умение связать части текста, единицы информации, определить
  • объединяющую их идею.

• определите целевую аудиторию или кому предназначен этот текст;

• определите сюжет, эпоху, временную (или любую другую) последовательность событий;

• объясните связи между представленными в тексте событиями или утверждениями (причина – следствие, аргумент – контраргумент, сходство – различие, общее – особенное, форма – содер-

жание, революция – эволюция, стагнация – прогресс и др.);

• объясните значение слова (выражения) на основе контекста;

• переведите визуальное изображение в вербальный текст и наоборот;

• озаглавьте представленный текст (отдельные части текста);

• подтвердите свое понимание авторской позиции фрагментами текста.

Актуальная форма заданий

Интеграция и интерпретация текста.

  • Примеры из кейсов
  • Опираясь на информацию, представленную в тексте, объясните значение выражений:
  • • «пить чай по-купечески»;
  • • «музыкальность самовара»;
  • • «баба на чайник»;
  • • «сахарная голова».
  • Какова основная идея этих плакатов? Кому они адресованы? Какие маркетинговые приемы использовали авторы этих плакатов? Для чего? Какой из плакатов производит большее впечатление? Почему?
  • Выпишите из текста 5 фактов, которые отражают основную идею этого текста.

• определите целевую аудиторию или кому предназначен этот текст;

• определите сюжет, эпоху, временную (или любую другую) последовательность событий;

• объясните связи между представленными в тексте событиями или утверждениями (причина – следствие, аргумент – контраргумент, сходство – различие, общее – особенное, форма – содер-

жание, революция – эволюция, стагнация – прогресс и др.);

• объясните значение слова (выражения) на основе контекста;

• переведите визуальное изображение в вербальный текст и наоборот;

• озаглавьте представленный текст (отдельные части текста);

• подтвердите свое понимание авторской позиции фрагментами текста.

Интеграция и интерпретация текста.

  • Примеры из кейсов
  • Опираясь на информацию, представленную в тексте, объясните значение выражений:
  • • «пить чай по-купечески»;
  • • «музыкальность самовара»;
  • • «баба на чайник»;
  • • «сахарная голова».
  • Какова основная идея этих плакатов? Кому они адресованы? Какие маркетинговые приемы использовали авторы этих плакатов? Для чего? Какой из плакатов производит большее впечатление? Почему?
  • Выпишите из текста 5 фактов, которые отражают основную идею этого текста.

• определите целевую аудиторию или кому предназначен этот текст;

• определите сюжет, эпоху, временную (или любую другую) последовательность событий;

• объясните связи между представленными в тексте событиями или утверждениями (причина – следствие, аргумент – контраргумент, сходство – различие, общее – особенное, форма – содер-

жание, революция – эволюция, стагнация – прогресс и др.);

• объясните значение слова (выражения) на основе контекста;

• переведите визуальное изображение в вербальный текст и наоборот;

• озаглавьте представленный текст (отдельные части текста);

• подтвердите свое понимание авторской позиции фрагментами текста.

Осмысление и оценка текста с учетом собственного опыта и убеждений. Пример формулировки заданий:

Примеры из кейсов

  • оцените соответствие содержания текста, его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций,
  • инфографики и т. п.) поставленным целям;
  • • оцените форму текста (структуру, стиль, оформление и т. д.), рациональность авторских приемов;
  • • оцените полноту, достоверность и релевантность представленной информации;
  • • найдите и укажите противоречия, содержащиеся в тексте, укажите причины наличия противоречия;
  • • обоснуйте собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.

• Прочитайте информацию о сетевом этикете и подготовьте памятку «Как правильно писать электронные письма».

В текстах о мёде и пчеловодстве найдите высказывания, которые можно отнести к фактам и мнениям. Выпишите их по три в два столбика.

Прочитайте правила хорошего тона, размещённые в одном из сетевых сообществ. Отметьте правила, которые вы всегда соблюдаете, и правила, с которыми вы не согласны. Приведите два примера, когда вы или ваши собеседники нарушали правила сетевого этикета и это привело к коммуникативной неудаче.

Использование информации из текста для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Примеры из кейсов

Важно учитывать условия переноса сформулированных выводов и обобщений в контекст собственных действий:

• Опираясь на приведенные данные, рассчитайте количество продуктов, которое необходимо для удовлетворения суточной нормы йода в организме взрослого человека.

• составьте план действий, опишите порядок действий или определите приоритет, выберите доминирующую идею, выберите наиболее рациональный способ действия;

Выделите продукты, которые требуют осторожности в употреблении для профилактики передозировки йода.

• используйте информацию для решения поставленной задачи с привлечением фоновых знаний;

Представьте себя на месте Николая Шиллинга.

• сформулируйте на основе проведенного анализа собственную гипотезу;

Что могло стать основанием для выдвижения гипотезы о существовании неоткрытых земель в северной части Баренцева моря?

• сделайте прогноз развития событий, результата предпринятых действий на основе анализа текста;

Приведите три версии рассуждений, которые могли бы стать основой для выдвижения этой гипотезы.

• оцените вероятность похожего развития событий в новом контексте.

Источники текстов для составления заданий

Источники текстов для составления заданий

Методические  рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с  использованием открытого банка заданий на цифровой платформе. Министерство  Просвещения РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской  Академии Образования». – Москва, 2021г

Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе. Министерство Просвещения РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии Образования». – Москва, 2021г

Можно дополнить «констатирующие» («знаниевые») вопросы аналитическими (в соответствии с таксономией Б.Блума) + «Прогнозирование».
  • Можно дополнить «констатирующие» («знаниевые») вопросы аналитическими (в соответствии с таксономией Б.Блума)

+

  • «Прогнозирование».
Сопоставления уровней читательской грамотности по PISA с таксономией Блума-Андерсона + глаголы действия, которые управляют деятельностью учащихся.

Сопоставления уровней читательской грамотности по PISA с таксономией Блума-Андерсона + глаголы действия, которые управляют деятельностью учащихся.

 РЕКОМЕНДАЦИИ :  глаголы-действия, соответствующие уровням ЧГ. 1в уровень:  чертить, распознавать, пдписывать, выбирать, записывать, читать наизусть, перечислять, повторять. 1а уровень: подбирать, делать вывод, находить несколько единиц явной информации, определять главную тему. 2 уровень :  обосновывать, устанавливать связь, подтверждать, описывать, пересказывать, преобразовывать, предсказывать. 3 уровень: применять, составлять, решать, конструировать, сообщать, истолковать значениеслова или фразы. 4 уровень:  анализировать, сортировать, классифицировать,сравнивать, дискутировать. 5 уровень:  критически оценивать, рецензировать, раскрывать тему, давать оценку, выводить заключение. 6 уровень: объединять, сочинять, разрабатывать, проектировать, формулировать, составлять план.

РЕКОМЕНДАЦИИ : глаголы-действия, соответствующие уровням ЧГ.

  • 1в уровень: чертить, распознавать, пдписывать, выбирать, записывать, читать наизусть, перечислять, повторять.
  • 1а уровень: подбирать, делать вывод, находить несколько единиц явной информации, определять главную тему.
  • 2 уровень : обосновывать, устанавливать связь, подтверждать, описывать, пересказывать, преобразовывать, предсказывать.
  • 3 уровень: применять, составлять, решать, конструировать, сообщать, истолковать значениеслова или фразы.
  • 4 уровень: анализировать, сортировать, классифицировать,сравнивать, дискутировать.
  • 5 уровень: критически оценивать, рецензировать, раскрывать тему, давать оценку, выводить заключение.
  • 6 уровень: объединять, сочинять, разрабатывать, проектировать, формулировать, составлять план.

Интернет - ресурсы https://education.apkpro.ru/media/material_files/140/0be6c140-073d-420e-93c7-3e90bc5d5ea5.pdf https://rg.ru/2020/04/14/rodina-kuhnya-chichkbn.html\ Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / [Н.П.Забродина, И.Е.Барсуков, А.А.Бурдакова и др.]; [под общ. ред. Р.Ш.Мошниной]. – М.: Академия Минпросвещения России, 2021. – 80 с http://alternathistory.com/aleksandr-chichkin-yaroslavskij-otets-yaponskogo-chuda/ http://goldring.ru/news/show/105570 https://education.apkpro.ru/media/material_files/140/264c5e7d-be40-4ad4-9fbb-aa5e4773432c.pdf http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_rl.html

Интернет - ресурсы

  • https://education.apkpro.ru/media/material_files/140/0be6c140-073d-420e-93c7-3e90bc5d5ea5.pdf
  • https://rg.ru/2020/04/14/rodina-kuhnya-chichkbn.html\
  • Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / [Н.П.Забродина, И.Е.Барсуков, А.А.Бурдакова и др.]; [под общ. ред. Р.Ш.Мошниной]. – М.: Академия Минпросвещения России, 2021. – 80 с
  • http://alternathistory.com/aleksandr-chichkin-yaroslavskij-otets-yaponskogo-chuda/
  • http://goldring.ru/news/show/105570
  • https://education.apkpro.ru/media/material_files/140/264c5e7d-be40-4ad4-9fbb-aa5e4773432c.pdf
  • http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_rl.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!