СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы стимуляции речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своём выступлении я раскрою способы стимуляции речемыслительной деятельности на уроках английского языка.

Просмотр содержимого документа
«Способы стимуляции речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка»

Способы стимуляции речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка


Конспект выступления на заседании методического объединения. Подготовил учитель английского языка

Древоленко Вадим Юрьевич


Речевая деятельность (РД) - это целенаправленный, мотивированный, осмысленный процесс познания действительности речевыми средствами.

        Если РД осуществляется на иностранном языке, познавательный процесс становится специфичным (он свернут в объеме, снижен в темпе, осторожен в выводах).

        И этот процесс не полностью соответствует психологической норме. Более того, в иностранной речевой тренировке обнаруживаются даже черты патологии РД (отрыв от жизненного смысла, потеря эмоционального контакта, шаблонность, навязчивые повторения конструкций, бессмысленное фантазирование).

        Все это происходит в случае отсутствия мотивации.

        Мотив – осознание проблемы и способы ее решения речевыми средствами.

        В этих условиях нормальное речемыслительное действие включает три этапа:

1) получение речевой или неречевой информации

2) переработка информации

3) передача информации

        В силу своей специфики РД носит причинно-следственный характер. Она стремится к глубокому проникновению в сущность предмета, выявлению его особенностей, соединению с другими предметами.

        Именно эти особенности РД недостаточно представлены на уроке, который во многом пока еще остается организационной формой для развития скорее речемоторных, чем речемыслительных навыков.

        По традиции, получение речевой информации не всегда носит проблемный характер и не требует мыслительных усилий для переработки полученных сведений. Главное – понять и передать информацию, для чего нередко предлагается готовое содержание и форма. Мотивация говорения снижается – используются доступные стимулы в виде запоминания слов, фраз.

        Для изучения способов стимулировании РД важно проанализировать средства, формы, функции, операции, стратегию, тактику РД, а также индивидуальные особенности учеников.

        Средства РД – психологические орудия, которые делают деятельность возможной. Вербальные, т.е. грамматически организованные слова. Но не важно знать очень много слов. Вербальные средства лишь тогда становятся инструментом мышления, когда словарный запас формируется в ходе и в результате РД, а также в единстве с ней. Для этого не надо обладать расширенным словарным запасом. Пользуясь ограниченным вокабуляром, можно ответить на вопрос, высказать оценку.

        Форма РД – это тип обобщения существенных признаков. РД человека носит поисковый характер. Чтобы РД была более естественной, важно направить ее на решение познавательных задач. Традиционные учебные задачи (пересказ, вопросы) не исчерпывают всего арсенала познавательных действий. Формы РД бывают абстрактно – логическими, наглядно – образными и конкретно – ситуативными.

        Функции абстрактно – логического мышления включают анализ, логику, синтез. Анализ позволяет выявить признаки, логика устанавливает причинно – следственные связи между признаками, синтез обеспечивает более глубокое понимание предмета или явления.

        Например: English House

        Вместо того, чтобы дать готовое описание типичного английского дома, можно дать картинку и обнаружить на ней не менее 15 особенностей (details) английского дома.

        Опираясь на логические рассуждения, ученики делают вывод о том, почему в английском доме камин, почему стеклянные двери и много бытовой техники.

        Эффективная форма абстрактно – логического мышления – построение смыслового комплекса высказывания (mind map). Это основные понятия темы, связанные между собой логическими связями.

English House

washing-machine               colour TV               soft arm-chairs

hot and cold water               bedrooms               fire-place

large bathroom               sitting-room               warm

cordless telephone               carpeted floors               cosy

two storeys               kitchen               light               dish-washer

small garden               expensive               French windows

        Чтобы дальнейшая работа не потеряла своей дальнейшей мыслительной сущности, предлагаются задания на сравнение, дифференциацию, обобщение и классификацию. Например, что можно увидеть только в английском доме? Что только в русском? Какие признаки быта вам кажутся наиболее важными?

        Речемыслительная задача может стимулировать диалогическое общение. ( Убедите ваших родителей приобрести посудомоечную машину. Аргументы. Их возражения.)

        В обучении иностранной речи полезно опираться на наглядно-образное мышление. Здесь большое значение имеет воображение (по теме «Внешность ученик описывает монстра, а остальные слушают и рисуют), память (посмотреть на картинку и сказать по памяти, что есть, а чего нет), пространственные представления (как можно расположить мебель в комнате, выйти при пожаре – без зрительной опоры).

        Для стимуляции РД важно конкретно-ситуативное мышление (в процессе восприятия конкретной ситуации на картинке или фотографии). Привычная работа – описание. Но оно лишь тогда стимулирует РД, когда с помощью него решаются некоторые проблемно-познавательные задачи.

        Более сложное задание – рассуждение (если изображаемая ситуация не вполне ясна: well, it looks like a demonstration).

        Интерпретация. Цель ее - осмысление содержания картинки и формирование умозаключений.

        Мотивировать РД можно, если обучать стратегии высказывания. Это планирование и осуществление действий (высказывание может планироваться как ответ на вопрос, поиск деталей, подробностей, понимание процесса или явления, умозаключение, осмысление, логическое построение, резюме). Например, выдвижение гипотез стимулирует РД. При работе с научно-познавательным материалом она позволит высказать предположительное решение некоторых современных и древних проблем (исчезновение динозавров).

        Полезно фиксировать ход мысли ученика на доске. По ходу работы может появиться следующая схема:

Dinosaurs

appeared 230 million years ago               change of climate

died 135 million years ago                       did not die but changed

30 metres tall                                      

lived on the land

some began to live in the water  

        

        Практика – способ достижения цели. Практические ходы могут быть следующие: предъявление учащимся тезиса, текста, изображения, последовательное предъявление вопросов, пропуск деталей и подробностей, множественный выбор ответа, работа по образцу, поиск связей, творческая работа. Учитываются индивидуальные особенности: способность к воображению, потребность в зрительной опоре, наличие социально-психических умений общения, личные интересы и жизненные установки.

        Стимулирование РД позволяет управлять процессом овладения иностранным языком, преодолевать познавательные затруднения и оказывает общее развивающее воздействие на личность учащегося.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!