Способы стимуляции речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка
Конспект выступления на заседании методического объединения. Подготовил учитель английского языка
Древоленко Вадим Юрьевич
Речевая деятельность (РД) - это целенаправленный, мотивированный, осмысленный процесс познания действительности речевыми средствами.
Если РД осуществляется на иностранном языке, познавательный процесс становится специфичным (он свернут в объеме, снижен в темпе, осторожен в выводах).
И этот процесс не полностью соответствует психологической норме. Более того, в иностранной речевой тренировке обнаруживаются даже черты патологии РД (отрыв от жизненного смысла, потеря эмоционального контакта, шаблонность, навязчивые повторения конструкций, бессмысленное фантазирование).
Все это происходит в случае отсутствия мотивации.
Мотив – осознание проблемы и способы ее решения речевыми средствами.
В этих условиях нормальное речемыслительное действие включает три этапа:
1) получение речевой или неречевой информации
2) переработка информации
3) передача информации
В силу своей специфики РД носит причинно-следственный характер. Она стремится к глубокому проникновению в сущность предмета, выявлению его особенностей, соединению с другими предметами.
Именно эти особенности РД недостаточно представлены на уроке, который во многом пока еще остается организационной формой для развития скорее речемоторных, чем речемыслительных навыков.
По традиции, получение речевой информации не всегда носит проблемный характер и не требует мыслительных усилий для переработки полученных сведений. Главное – понять и передать информацию, для чего нередко предлагается готовое содержание и форма. Мотивация говорения снижается – используются доступные стимулы в виде запоминания слов, фраз.
Для изучения способов стимулировании РД важно проанализировать средства, формы, функции, операции, стратегию, тактику РД, а также индивидуальные особенности учеников.
Средства РД – психологические орудия, которые делают деятельность возможной. Вербальные, т.е. грамматически организованные слова. Но не важно знать очень много слов. Вербальные средства лишь тогда становятся инструментом мышления, когда словарный запас формируется в ходе и в результате РД, а также в единстве с ней. Для этого не надо обладать расширенным словарным запасом. Пользуясь ограниченным вокабуляром, можно ответить на вопрос, высказать оценку.
Форма РД – это тип обобщения существенных признаков. РД человека носит поисковый характер. Чтобы РД была более естественной, важно направить ее на решение познавательных задач. Традиционные учебные задачи (пересказ, вопросы) не исчерпывают всего арсенала познавательных действий. Формы РД бывают абстрактно – логическими, наглядно – образными и конкретно – ситуативными.
Функции абстрактно – логического мышления включают анализ, логику, синтез. Анализ позволяет выявить признаки, логика устанавливает причинно – следственные связи между признаками, синтез обеспечивает более глубокое понимание предмета или явления.
Например: English House
Вместо того, чтобы дать готовое описание типичного английского дома, можно дать картинку и обнаружить на ней не менее 15 особенностей (details) английского дома.
Опираясь на логические рассуждения, ученики делают вывод о том, почему в английском доме камин, почему стеклянные двери и много бытовой техники.
Эффективная форма абстрактно – логического мышления – построение смыслового комплекса высказывания (mind map). Это основные понятия темы, связанные между собой логическими связями.
English House
washing-machine colour TV soft arm-chairs
hot and cold water bedrooms fire-place
large bathroom sitting-room warm
cordless telephone carpeted floors cosy
two storeys kitchen light dish-washer
small garden expensive French windows
Чтобы дальнейшая работа не потеряла своей дальнейшей мыслительной сущности, предлагаются задания на сравнение, дифференциацию, обобщение и классификацию. Например, что можно увидеть только в английском доме? Что только в русском? Какие признаки быта вам кажутся наиболее важными?
Речемыслительная задача может стимулировать диалогическое общение. ( Убедите ваших родителей приобрести посудомоечную машину. Аргументы. Их возражения.)
В обучении иностранной речи полезно опираться на наглядно-образное мышление. Здесь большое значение имеет воображение (по теме «Внешность ученик описывает монстра, а остальные слушают и рисуют), память (посмотреть на картинку и сказать по памяти, что есть, а чего нет), пространственные представления (как можно расположить мебель в комнате, выйти при пожаре – без зрительной опоры).
Для стимуляции РД важно конкретно-ситуативное мышление (в процессе восприятия конкретной ситуации на картинке или фотографии). Привычная работа – описание. Но оно лишь тогда стимулирует РД, когда с помощью него решаются некоторые проблемно-познавательные задачи.
Более сложное задание – рассуждение (если изображаемая ситуация не вполне ясна: well, it looks like a demonstration).
Интерпретация. Цель ее - осмысление содержания картинки и формирование умозаключений.
Мотивировать РД можно, если обучать стратегии высказывания. Это планирование и осуществление действий (высказывание может планироваться как ответ на вопрос, поиск деталей, подробностей, понимание процесса или явления, умозаключение, осмысление, логическое построение, резюме). Например, выдвижение гипотез стимулирует РД. При работе с научно-познавательным материалом она позволит высказать предположительное решение некоторых современных и древних проблем (исчезновение динозавров).
Полезно фиксировать ход мысли ученика на доске. По ходу работы может появиться следующая схема:
Dinosaurs
appeared 230 million years ago change of climate
died 135 million years ago did not die but changed
30 metres tall
lived on the land
some began to live in the water
Практика – способ достижения цели. Практические ходы могут быть следующие: предъявление учащимся тезиса, текста, изображения, последовательное предъявление вопросов, пропуск деталей и подробностей, множественный выбор ответа, работа по образцу, поиск связей, творческая работа. Учитываются индивидуальные особенности: способность к воображению, потребность в зрительной опоре, наличие социально-психических умений общения, личные интересы и жизненные установки.
Стимулирование РД позволяет управлять процессом овладения иностранным языком, преодолевать познавательные затруднения и оказывает общее развивающее воздействие на личность учащегося.