Связь предложений в тексте
Разминка
- КЯЫЗ
- ЩИОБЕНЕ
- ЧЬЕР
- КТЕСТ
- НЛВАИКГИСИТ
- ЯЗЫК
- ОБЩЕНИЕ
- РЕЧЬ
- ТЕКСТ
- ЛИНГВИСТИКА
Вспомним определение текста
ткань, связь, соединение.
объединенных в целое одной темой.
по смыслу и грамматически.
выражения мысли.
- Текст – от лат. textum , что значит
- Текст - это группа предложений,
- Предложения связаны между собой
- Текст создается для
Прочитайте текст
- (1) Вокруг города по низким холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые. (2) В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. (3) Сосны всё время тихонько шумели. (Ю. Казаков)
КАКИЕ СЛОВА ПОМОГАЮТ СВЯЗЫВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?
Цепная связь
- Наконец мы увидели море. Оно было огромным и очень спокойным. Но это спокойствие было обманчивым.
1
2
3
Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст.
- А. Да это белка!
- Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.
- В. Как она очутилась в городе?
- Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.
Весна в лесу.
(1) Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. (2) Звонко поют птицы . (3) Звенят под деревьями весенние ручейки . (4) Смолой пахнут набухшие почки .
Параллельная связь
Леса оздоровляют землю. Они не только исполинские лаборатории, дающие кислород. Они поглощают пыль и ядовитые газы. Их справедливо называют «легкими земли».
1
2
3
4
- Лё…кий в…терок шев…лил ярко-зелёные лист…я дерев…ев.
- Белые обл…чка бр…дили в голубом небе.
- Утро было свежее, чистое.
- А ласковое со…нце д…рило т…пло и наполняло сердце радостью.
Отредактируйте текст
- Передо мной иллюстрация художника Л. Владимирского к повести-сказке А. Н. Толстого “Золотой ключик”. На иллюстрации изображен Буратино. На иллюстрации Буратино получает в подарок от Черепахи Тортилы золотой ключик. Буратино очень рад подарку. Подарок поможет ему открыть тайну заветной дверцы.
Подведем итоги
- Какую связь предложений в тексте отражают схемы:
2
3
1
1
4
2
3
Определите способ связи
- 1) Вот и наступил Новый год. Мы всегда с нетерпением ждём этого праздника. Праздничное настроение дарит нам всё вокруг: нарядные ёлки и фигуры Деда Мороза и Снегурочки на улицах и площадях, яркие гирлянды фонариков вдоль дорог, украшенные витрины магазинов.
- 2) Вот и наступил Новый год. Загорелись праздничными фонариками площади городов. По улицам там и тут спешат оживлённые прохожие с ёлками под мышкой. Ребятню ждут праздничные представления и новогодние подарки.
Самостоятельная работа
1. Определите текст, в котором предложения соединены цепной связью.
- 1). Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на обозримой степи. Лошади были запряжены.
- 2). Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. На ней была надпись черной краской.
2. Определите текст, в котором предложения соединены параллельной связью.
- 1)Вечером резко похолодало. Солнце скрылось в облаках и перестало согревать землю. Дождь постепенно превращался в мокрый снег. Усиливающийся северный ветер навевал тоску.
- 2)Музей, к сожалению, был закрыт. Около его дверей с корзиной рыбы сидела худая женщина. Она спозаранку шла на базар, присела на стёртые ступени.
- 3. Определите способ связи
Среди первых минералов, открытых человеком, было золото. Оно очень быстро стало символом могущества: чем больше этого металла было в сокровищнице вождя или владыки, тем выше был их авторитет. Золото не только окружало монархов в этом мире, но и сопровождало в мир иной. Достаточно вспомнить гробницу Тутанхамона, в которой было найдено множество прекрасных золотых изделий. Но больше всего поражал сам саркофаг, изготовленный из единого блока золота весом 110 кг.
4. Определите способ связи
- Дачу мы снимали у города, много лет подряд. Простой серый дощатый дом под ржавой железной крышей. Лесенка с нижнего балкона сходит прямо в сирень. Столбы качелей; старая скамья под огромной ивой еле видна — так густо кругом. В высоком плетне — калитка на дорогу. Если встать лицом к Оке, влево — грядки, за ними — малина, смородина и крыжовник, за домом — крокетная площадка. (А. И. Цветаева)
5. Расставьте предложения в правильном порядке
- А . Слов нет, красива летняя берёза, но почти вся её привлекательная белизна скрыта листьями.
- Б. Осенняя тоже отвлекает нас листьями – оранжевыми, жёлтыми, малиновыми.
- В. Зимняя берёза смотрится холодно: ведь мы поднимаем на неё глаза от снега.
- Г. Белый цвет сливается с белым.
- Д. Самая притягательная берёза – весенняя.
- Е. Судите сами.
- Ж. Зато весенняя берёза вся доступна взгляду и раскрывается передо мною: белый ствол, белые ветви, обласканные солнцем, и веснушки – на стволе, на ветках…
- З. Весёлая берёза.
Домашнее задание
Словесная зарисовка на тему «Осень».
- 1 группа – цепная связь предложений.
- 2 группа – параллельная связь предложений.