СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы выражения авторской позиции в рассказе И.А. Бунина «Часовня»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Способы выражения авторской позиции в рассказе И.А. Бунина «Часовня»»

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В РАССКАЗЕ И.А. БУНИНА «ЧАСОВНЯ»

Рассказ И.А. Бунина «Часовня» входит в цикл «Тёмные аллеи» и является в нём самым коротким, но от этого не менее значимым, он несёт в себе довольно глубокий философский смысл.

Само название данного произведения достаточно символично и обладает определённой семантикой: часовня представляется нам тихим, уютным местом, где можно побыть наедине со своими мыслями, обратиться к Богу, помолиться.

Но по мере прочтения рассказа перед нами предстаёт совершенно противоположный образ: полуразрушенное кирпичное здание с зияющим окном, из которого «ничего не видно, оттуда только холодно дует». И вообще, она являет собой скорее усыпальницу, где «в железных ящиках лежат какие-то дедушки и бабушки и еще какой-то дядя, который сам себя застрелил», а не тихую молельню.

Нарратором в рассказе выступает сам автор, однако пространственно-временная организация текста указывает на то, что он повествует о событиях в ретроспективе, интерпретируя их детским взглядом. В отличие от взрослых, дети воспринимают всё через образы, и этот прием помогает Бунину передать контрасты окружающего мира наиболее ярко.

Солнечный летний день, наполненный светом, теплом и всевозможными красками символизирует радость жизни. В то же время детей влечет и нечто другое, тайное, потустороннее, совершенно противоположное: заброшенное, заросшее кладбище, одинокая, полуразрушенная часовня, темнота и холод, железные ящики с умершими людьми, — все, что олицетворяет смерть.



Заглядывая «в узкое и длинное разбитое окно на уровне земли», они ощущают, приближение к чему-то новому, потустороннему: «Везде светло и жарко, а там темно и холодно…». «Всё это очень интересно и удивительно», прикасаясь к «смерти», дети познают жизнь.

Молодость и старость – тоже противоположны, но в контексте данного произведения мы понимаем, что их объединяет тот факт, что жизнь может прекратиться и в молодом и в старом возрасте. Помимо гробов со стариками, в часовне лежит молодой человек, который «был очень влюблен, а когда очень влюблен, всегда стреляют себя». Автор простыми, наивными детскими словами передаёт всю трагедию данного обстоятельства. Хотя любовь являет собой прекрасное удивительное глубокое чувство, она может стать причиной большой человеческой драмы.

Таким образом, становится понятно, что основным приёмом данного произведения является антитеза, а именно противопоставление композиционных образов, создающее эффект резкого контраста. Конфронтируют настоящее и прошлое, молодость и старость, свет и тьма, тепло и холод, жизнь и смерть… А символической границей между противоположными мирами является «разрушающаяся кирпичная часовня», а точнее давно разбитое окно этой самой часовни, которое является художественной выделительной деталью в миниатюре Бунина.

Финальная фраза рассказа: «И чем жарче и радостней печет солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна» подтверждает, что вся наша жизнь построена на контрастах, таков закон бытия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!