СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы запоминания учебного материала

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы рациональной организации процессов запоминания музыкального материала.

Просмотр содержимого документа
«Способы запоминания учебного материала»

М инистерство образования науки и молодежи

Республики Крым


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный

комплекс-интернат-лицей искусств»










Методическое сообщение на тему:

«Способы запоминания учебного материала»









Подготовил педагог:

Никитас В.А..



2022 г.



Содержание:

  1. Введение

  2. Виды музыкальной памяти

  3. Функции памяти

  4. Способы организации информации в памяти

  5. Качества памяти

  6. Законы памяти

  1. Способы запоминания

  • Работа с текстом произведения без инструмента

  • Работа с текстом произведения за инструментом

  1. Выводы

  2. Приложение: применение системы «Box-X» для разучивания музыкального произведения

  3. Используемая литература

1.Введение

Проблема рациональной организации процессов запоминания волнует сегодня многих исполнителей и преподавателей любого уровня, будь то маститый музыкант, либо студент ВУЗа, или учащийся детской музыкальной школы. Расширение репертуара предъявляет к их памяти требования все более значительные и сложные. От метода работы над музыкальным произведением, в том числе от способа запоминания, во многом зависит успех при публичном выступлении. От этого же метода зависит и развитие музыкальной памяти исполнителя.

Память является одним из важнейших факторов развития художника любого вида искусства. Особенно велико ее значение для музыкантов-исполнителей, которым приходится выучивать и играть на память множество произведений. Это связано с трудностями, группирующимися вокруг проблем: проблемы запоминания (как выучить наизусть?) и проблемы забывания (как сделать, чтобы не забывать на сцене?).

2.Виды музыкальной памяти.

Музыкальная память – это психологический процесс, опосредующий накопление использования музыкального материала в различных видах музыкальной деятельности.

Музыкальная память представляет собой совокупность различных видов памяти, которыми обладает каждый нормальный человек, – это память уха, глаза, прикосновения и движения. Четыре типа памяти: слуховая, зрительная, тактильная и мускульная являются взаимозависимыми.

3.Функции памяти:

Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Полно и прочно запоминается то, что имеет для нас особо важное значение, что вызывает у нас интерес и эмоции.

Сохранение информации не является пассивным процессом ее удержании. В психологии раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности, злопамятство или добросердечие эмоциональной памяти и др.), условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала и др.. 4.Способы организации информации в памяти:



Пространственную организацию (позволяет установить связи в физическом пространстве);

ассоциативную организацию (т.е. группировку элементов с какими-либо общими признаками);

иерархическую организацию (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории он соответствует).

Воспроизведение — процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнавания и на уровне воспроизведения в узком смысле слова. В музыкальной памяти процесс узнавания очень важен (при втором прослушивании отдельной темы, группы тем, частей, всего произведения в целом; узнавания стиля музыки и по нему – автора, при обращении к незнакомой музыке – на основе знаний, опыта, традиций.).

Забывание — процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек избавляется от бесчисленных конкретных деталей и приобретает возможность обобщения.

Факторы, влияющие на забывание: возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция (ухудшающееся сохранение запоминаемого материала в результате наложения другого материала), торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного. Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации тесно взаимосвязаны (организация запоминания влияет на сохранение, а качество сохранения определяет воспроизведение).

5.Качества памяти:

  • скорость запоминания (количество повторений, необходимых для удержания материала в памяти,

  • скорость забывания (время, в течение которого запомнившееся хранится в памяти). Оба параметра измеряются по шкале «быстро- медленно» и дают четыре сочетания, описывающие особенности памяти по быстроте запоминания и длительности сохранения.

По наличию целевой установки и затрачиваемым на запоминание усилиям память можно разделить на непроизвольную и произвольную.

  • Непроизвольная память — это автоматическое запоминание и воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание.

  • Произвольная память — запоминание со специальной установкой запомнить и требующее определенных волевых усилий.

Одной из основных причин превалирования в младшем школьном возрасте непроизвольного запоминания музыкального материала над произвольным является то обстоятельство, что усвоение материала сопровождается решением сложных (для учащихся этого возраста) умственных задач, требующих высокой степени интеллектуальной активности. Когда же основные исполнительские навыки и умения будут в достаточной мере сформированы, непроизвольное запоминание начинает уступать по продуктивности произвольному.

По степени осмысленности память подразделяют на механическую и смысловую.

  • Механическая память основана на повторении материала без его осмысливания. При таком запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они и воспринимались.

  • Смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями. Осмысленное запоминание более действенно, поскольку требует от человека меньше усилий и времени.

В зависимости от установки на время хранения информации можно выделить кратковременную, оперативную и долговременную память.

  • Кратковременная память хранит информацию в среднем около 20 сек. Эта память сохраняет не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого. Она работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.

  • Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений в этой памяти определяется задачей, стоящей перед человеком.

  • Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. В долговременную память поступает информация, имеющая для человека стратегическое значение.

6.Законы памяти:

  • Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий. Отсюда следует, что запоминание нужно делать интересным. Основа формирования интереса — цель. Если мы знаем, что информация понадобится для будущей работы, то ее освоение будет более продуктивным.

Закон установки может быть представлен в двух аспектах.

  • Закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое.

  • Закон края: лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце ряда информации (т. е. как бы с его края) и хуже запоминается середина ряда.

Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию.

Народная мудрость отразила это в следующей пословице: «Повторение — мать учения».

7.Способы запоминания.

В процессе активной деятельности по логическому запоминанию выделяются три основных направления: смысловая разбивка, выявление опорных пунктов – ориентиров и смысловое сопоставление.

Первое направление теснейшим образом связано с анализом музыкальной формы, ибо смысловые единицы – это крупные компоненты целого (экспозиция, разработка, реприза, отдельные части циклов и т. д.), более мелкие (главная, побочная, заключительная партии, отдельные элементы сложных и простых форм), и самые мелкие компоненты структуры (период, предложения, фраза, мотив). Процесс осмысленного запоминания движется от частного к целому, объединяя мелкие структурные составные во все более крупные. При этом понимание строения музыкального произведения подразумевает не только конструктивный анализ его структуры, но и выявление значения каждого элемента формы в общем замысле композитора.

  • Работа с текстом произведения без инструмента.

На этом этапе процесс ознакомления и первичное заучивание произведения осуществляется на основе внимательного изучения нотного текста и представления звучания при помощи внутреннего слуха. Мысленное музыкальное восприятие может проводиться по направлениям выявления и определения:

1) главного настроения произведения;

2) средств, при помощи которых оно выражается;

3) особенностей развития художественного образа;

4) главной идеи произведения;

5) понимания позиции автора;

6) своего собственного личностного смысла в анализируемом произведении.

  • Работа с текстом произведения за инструментом.

При первом проигрывании (т.н. «эскизном ознакомлении»), произведение проигрывается в нужном темпе от начала до конца (не обязательно точное исполнение).

После первого ознакомления начинается детальная проработка произведения — вычленяются смысловые опорные пункты, выявляются трудные места, выставляется удобная аппликатура, в медленном темпе осваиваются непривычные исполнительские движения. На этом этапе продолжается осознание мелодических, гармонических и фактурных особенностей произведения, уясняется его тонально-гармонический план, в рамках которого осуществляется развитие художественного образа. Непрестанная умственная работа, постоянное вдумывание в то, что играется — залог успешного запоминания произведения наизусть.

Одна из ловушек, в которую попадаются многие музыканты, разучивая новую вещь наизусть,—запоминание ее в результате многократных повторений. Основная нагрузка при таком способе заучивания ложится на двигательную память.

Для того чтобы процесс запоминания протекал наиболее эффективно, необходимо включать в работу деятельность всех анализаторов музыканта, а именно:

  • вглядываясь и всматриваясь в ноты, можно запомнить текст зрительно и потом во время игры наизусть представлять его мысленно перед глазами;

  • вслушиваясь в мелодию, пропевая ее отдельно голосом без инструмента, можно запомнить мелодию на слух

  • «выгрываясь» пальцами в фактуру произведения, можно запомнить ее моторно- двигательно;

  • включая механизмы синестезии, можно представлять в своем воображении вкус и запах играемых фрагментов,

  • отмечая во время игры опорные пункты произведения, можно подключать логическую память, основанную на запоминании логики развития гармонического плана.

  • Работа над произведением без текста (игра наизусть).

В процессе исполнения произведения наизусть происходит дальнейшее укрепление его в памяти — слуховой, двигательной, логической. Большую помощь в запоминании оказывают и ассоциации, к которым прибегает исполнитель для нахождения большей выразительности исполнения. Привлечение поэтических ассоциаций для активизации эстетического чувства — давняя традиция в музыкальном исполнительстве. Поэтические образы, картины, ассоциации, взятые как из жизни, так и из других произведений искусства, хорошо активизируются при постановке задач типа: «В этой музыке как будто...».

Когда произведение уже выучено наизусть, оно нуждается в регулярных повторениях для закрепления в памяти. Заучивая наизусть, не следует пытаться запомнить всё произведение сразу целиком. Лучше сначала попытаться запомнить отдельные небольшие фрагменты, т.к. мы уже знаем, «процент сохранения заученного материала обратно пропорционален объёму этого материала». Поэтому разумная дозировка выучиваемого должна соблюдаться.

Как показывают исследования советских и зарубежных психологов, повторение выученного материала оказывается эффективным тогда, когда оно включает в себя нечто новое, а не простое восстановление того, что уже было. В каждое повторение необходимо всегда вносить хоть какой-то элемент новизны - либо в ощущениях, либо в ассоциациях, либо в технических приёмах. Огромную пользу для запоминания произведения приносит игра в медленном темпе, которой не должны пренебрегать даже музыканты с хорошей памятью. Это помогает, освежить музыкальные представления, уяснить все, что могло с течением времени ускользнуть от контроля сознания.

8.Выводы.

Суммируя наблюдения различных педагогов-исследователей, можно привести следующие рекомендации, способствующие эффективности процесса запоминания:

  • сосредоточенное чтение нот, стимуляция зрительной памяти;

  • сольфеджирование и другие способы стимуляции слуховой памяти;

  • подчеркнуто активное исполнение, стимулирующее моторно-двигательную память;

  • использование механизмов синестезии, представляя цвет, запах, вкус звучания отдельных исполняемых фрагментов;

  • подключение логической памяти через прослеживание драматургии движения от одной смысловой точки к другой;

  • постоянное использование приемов вербализации деятельности сознания, способствующих переводу внешних действий во внутренний план и свертыванию последовательных процессов в структурные, одновременные, цельные;

  • работа по фрагментам, структурным делениям с разумным дозированием задачи уровнем ближайшего развития, не пытаться заучивать, а следовательно, и запоминать произведение целиком;

  • чередование видов и степеней напряженности деятельности с учетом возможности стирания неокрепших нейронных связей (эффект ретроактивного торможения), последующих психических перегрузок или последствий психического утомления на последующую деятельность (эффект проактивного торможения);

  • недопущение «ленивых действий», дающих сомнительные результаты, расточающих «драгоценное время», так как только сочетание и взаимодействие мыслительной, сенсорной и чувственной активности приведут к наискорейшему результату;

  • разучивание простейших произведений в результате только просматривания текста. При этом ценен любой результат как своеобразный тест, определяющий сиюминутное состояние работоспособности памяти учащегося, жизненного и профессионального опыта, внутренних и подсознательных склонностей.

  • Привлечение поэтических ассоциаций, взятых из жизни и других видов искусства, соединение слышимых звуков с внемузыкальными образами, активизация эстетического чувства также пробуждают и развивают эмоциональную память, столь значимую для художественной натуры, но эффективно укрепляющую и самый рациональный ум.

  • полный отказ от механистических повторов типа «зубрежки», не только не эффективной для закрепления памяти, но и тормозящей общее развитие музыканта, притупляющей его художественное чутье;

  • любой повтор должен содержать элементы новизны или в ощущениях, или в ассоциациях, или в технических приемах;

  • необходимо учитывать не только дефекты сознательных действий обучающегося, но и влияние подсознания на процессы забывания;

  • работа по нотам должна постоянно чередоваться с проигрыванием фрагментов наизусть; надежно выученное произведение полезно просматривать по нотному тексту, выискивая в нем все новые смысловые связи, детали, проверяя предположения и новые идеи, уточняя возникшие в памяти пробелы, освежал музыкальные представления.

9.Приложение.

Применение системы «Box X» в практике разучивания произведения.

В процессе анализа и разбора произведений, нередко учащийся находит фрагменты мелодии, аккомпанемента, имеющие схожее или идентичное мелодическое (ритмическое) построение. Часто такие фрагменты содержатся в секвенциях. В практиках эстрадных гитаристов эти логические единицы получили название «Box» (коробка).

Эти аппликатурные схемы предназначены для роковых, джазовых гитаристов.

Переосмысление принципа работы этой системы применительно к другим инструментом, сделало возможным реализацию этого метода запоминания в школьной практике. Данный метод показал хорошие результаты.

В произведении содержатся четыре логически однотипных «Box». Они начинаются с разных нот, но имеют сходную структуру. В конечном счёте разучивание нотного текста сводится к запоминанию четырёх мелодических и ритмических алгоритмов, что значительно ускоряет осмысливание и запоминание текста произведения.

10.Использованная литература:

1.»Методы устойчивого запоминания музыкального произведения»

Методическая работа преподавателя МОУДОД«Волоколамская детская музыкальная школа»,по классу аккордеона Боровской Т.В. Волоколамск 2012

2. «Методика развития музыкальной памяти. Исполнение наизусть».Доклад преподавателя высшей категории фортепианного отделения Колесник Н.Н. г.Ульяновск 2019г.

3.Система игровых упражнений, как средство развития музыкальной памяти учащихся младших классов на уроках специального инструмента (домра, гитара) в ДМШ. Гузина Т.Н., преподаватель высшей квалификационной категории

4. http://guitarpages.narod.ru/Boxes.html

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!