РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
МКОУ «НОВОКАРАКЮРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им. М.Р.Расулова»
368753, с.Новокаракюре, Докузпаринский район, novokarakure68@mail.ru
СПРАВКА
о применении здоровьесберегающих технологий,
используемых учителем в образовательном процессе
Наблюдения за проведением уроков биологии и химии учителя Аладиновой Рефеат Султанмурадовны показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, формирует основные компетенции, позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия обучающегося и учителя.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В своей работе Рефеат Султанмурадовна применяет несколько групп здоровьесберегающих технологий, наиболее значимыми из которых являются здоровьесберегающие образовательные технологии обучения, основанные на:
- возрастных особенностях познавательной деятельности учеников;
- обучении на оптимальном уровне трудности;
- вариативности методов и форм обучения;
- оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок;
- использовании наглядности;
- сочетании различных форм представления информации;
- создании эмоционально благоприятной атмосферы;
- формировании положительной мотивации к учебе;
- культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
Работая по этим технологиям,Аладинова Р.С. учитывает:
- организацию обучения через разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также целей и задач урока;
- знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности;
- знание об уровнях работоспособности учащихся в течение рабочего дня;
- планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания;
- распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.
Учителем результативно применяются следующие методы работы с обучающимися:
- фронтальный; групповой; практический, познавательная игра;
- ситуационный метод; игровой метод; соревновательный;
- активные методы обучения; метод индивидуальных заданий.
Кроме методов учитель применяет следующие приемы и умения:
- приёмы (защитно-профилактические, стимулирующие, информационно-обучающие),
- умения (логические; дискуссионные, умение видеть, слышать, слушать).
Активно участвуя в предметных декадах, Рефеат Султанмурадовна демонстрирует коллегам яркие, эмоциональные уроки с использованием физкультурных упражнений, с примерами из жизни, делая урок насыщенным, интересным, продуктивным и полезным.
При проведении всех своих уроков она выполняет следующие требования:
- кабинет биологии и химии представляет собой здоровьесберегающее пространство;
-гигиенические условия в кабинете: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение, отсутствие неприятных раздражителей, которые снижают утомляемость обучающихся и возможность аллергических реакций; применение оборудования для создания развивающей здоровье среды обучения в классе. Это снижает риск заболеваний: зрения, сердца, психики, опорно-двигательной и иммунной систем,
- смена видов деятельности, так как однообразность урока вызывает утомление;
- использование на уроках не только словесного вида преподавания, но и наглядного, аудиовизуального (не менее 3 за урок);
-использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся (беседа, ролевые игры, дискуссии);
-обязательная составная часть урока - физкультминутки; физические упражнения позволяют снять эмоциональное напряжение, локальное утомление и длительное время сохранять работоспособность (общеукрепляющая гимнастика, дыхательная и звуковая гимнастика, упражнения для глаз, упражнения для укрепления мышц рук, упражнения на отдых позвоночника, релаксационные упражнения для мимики лица);
-выделяет и подчеркивает вопросы, связанные со здоровьем непосредственно в ходе урока;
-формирование потребностей в здоровом образе жизни;
- формирование у обучающихся мотивации к учебной деятельности интерес к изучаемому материалу, стремление больше узнать, радость от активности и общения;
- благоприятный психологический климат на уроке; профилактика «школьных неврозов» зависит от умения учителя предупредить на уроке конфликты из-за несогласия с оценкой, нарушения дисциплины и т.д.;
- в течение урока обращает внимание на осанку обучающегося, так как осанка обучающихся в основном формируется в школе, поза и мимика обучающихся, чередование их в зависимости от характера выполняемой работы;
- при использовании ИКТ соблюдает требования, прописанные в Санитарных правилах и нормах.
Вся эта работа, проводимая системно, позволяет учителю добиваться высокой результативности на каждом уроке.
Проводимая в школе диагностика результативности применения здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе показала, что в 8 классе увеличилось количество оздоровительных и спортивных мероприятий с 2,4 до 3,5 мероприятий в год на одного ученика за последние 3 года работы.
Традиционным стало проведение Дней здоровья, спортивных праздников. В классе, где Рефеат Султанмурадовна является классным руководителем, нет учеников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Таким образом, можно сделать вывод, что учитель успешно и результативно решает проблемы сохранения здоровья обучающихся при организации образовательного процесса.
Директор МКОУ
«Новокаракюринская СОШ имени М.Р.Расулова»