смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «ДУХОВЩИНСКАЯ ШКОЛА- ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
_________________________________________
216200, Смоленская область, г. Духовщина, ул. Смоленская, д. 62
тел. (8-48166) 4-15-64, 4-24-20, 4-15-32
СПРАВКА
по итогам адаптации первоклассников
к новым условиям школьной жизни.
С 15 по 29 сентября 2020 года проводилось изучение адаптации учащихся 1 – го класса.
Цель: выявить степень успешности адаптационного периода, создание благоприятных условий учебно-воспитательного процесса.
С целью выяснения степени успешности адаптационного периода среди учащихся 1 – х классов была проведена следующая диагностическая работа:
1. Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой. Методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.
2. Методика исследования мотивации учения М.Р. Гинзбург. Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.
3. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан). С помощью методики определяется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт.
5. Анкета «Изучение поведенческих особенностей учащихся». Данный метод позволяет выявить формы дезадаптированного поведения ребенка, а также особенности его взаимоотношений с окружающими.
6. Диагностики самооценки «Кружки» по методике Дембо-Рубинштейна
Результаты исследования:
Внутренняя позиция школьника.
Внутренняя позиция школьника сформирована у Земцова Даниила и Макаренковой Евгении. Они осознают цель и важность учения, проявляют учебный и познавательный интерес. Им нравиться учиться и ходить в школу.
Филипчук Александр имеет средний уровень внутренней позиции школьника, т.е. ребёнок хочет учиться, ему нравиться заниматься, ходить в школу, но цели учения полностью им не осознаются, а желание учиться заменяется установкой: «Надо учиться, должен учиться».
При проведении методики «Кружки» был сделан вывод:
Все дети (Филипчук Саша, Земцов Даня и Макаренкова Евгения) имеют адекватную самооценку. У данных детей сформировано положительное отношение к себе, они умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.
Школьная мотивация:
У Земцова Д. и Макаренковой Е. хорошая школьная мотивация. Они успешно справляются с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему учащиеся также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
У Филипчука Саши положительное отношение к школе, но школа привлекает его внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Школьная тревожность
Нормальный уровень школьной тревожности наблюдается у 100 % первоклассников. Это означает, что дети в школе чувствуют себя комфортно и их ни что не тревожит.
Работоспособность (физическая энергия).
Оптимальная работоспособность выявлена у Земцова Даниила. Он отличается бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовностью к работе. Нагрузки соответствуют их возможностям. У Филипчука Саши и Макаренковой Евгении снижена работоспособность, у них присутствует состояние усталости, снижение активности.
Особенности поведения. положительное поведение у двоих учеников.
Общий вывод:
В целом адаптация первоклассников проходит нормально, у большинства первоклассников в школе преобладает хорошее настроение, положительные эмоции, наблюдается позитивная самооценка. Детям нравиться учиться и ходить в школу, хотя не все из них осознают цели и важность учения, некоторых детей школа привлекает внешней стороной.
03.10.2020г
Педагог – психолог Дмитриева М.А
смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «ДУХОВЩИНСКАЯ ШКОЛА- ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
_________________________________________
216200, Смоленская область, г. Духовщина, ул. Смоленская, д. 62
тел. (8-48166) 4-15-64, 4-24-20, 4-15-32
СПРАВКА
по итогам адаптации пятиклассников
к новым условиям школьной жизни.
В октябре – ноябре 2020г. педагогом - психологом была проведена диагностика адаптации в 5 классе. В этот период также был проведен ряд диагностических методик. В 5 классе было продиагностировано 5 учащихся – Бескакотов максим, Полторапавлов Кирилл, Севтунов Никита, Селиванова Елена и Янченкова Валерия.
Субъективных оценок психологического климата (по Сишору).
Цель: выявление психологического климата классного коллектива.
2.«Социометрия» (Я. Морено);
Социально-психологический тест разработанный Дж. Морено и применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе.
3.«Уровень тревожности» (по Кондашу);
Определение уровня личной тревожности.
4.Модифицированная анкета Лусканова Н. Г.:
«Черты идеального учителя»; «Отношение к школьным предметам»; «Чувства в школе.
5. Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»;
Диагностика уровня тревожности выявила следующие ситуации, вызывающие наибольшую тревогу и страх:
«Школа»: беседа с директором, трудности в выполнении ДЗ, экзамены – Селивановой Е., Полторапавлова К., Янченковой В.
«Самооценка»: страх неудачи, смех за спиной, трудности при принятии самостоятельного решения – Селивановой Е, Янченковой В., Севтунова Н.
«Межличностные отношения»: посетить незнакомых людей, необоснованная критика и упреки, воспринимают как маленького – Селивановой Е., Севтунова Н.
Оценка мотивации учения 5 класса:
1) У 3 учащихся повышенный уровень мотивации обучения (Бескакотова М, Полторапавлова К., Янченковой В.)
2) У 1 учащегося, нормальный уровень мотивации(Селивановой Е.)
3) У 1 учащегося внешняя мотивация (Севтунова Н.)
Любимые предметы учащихся:
1)У Бескакотова М., Полторапавлова К. - любимый предмет математика.
2)У Полторапавлова К., - русский язык.
3)У Бескакотова М., Полторапавлова К., Селивановой Е., Севтунова Н.– физкультура.
Сложные предметы:
1)У 4 учащихся (Севтунова Н., Селивановой Е.,Янченковой В. - математика.
2)У Янченковой В., Селивановой Е., Бескакотова М. – русский язык, чтение.
Оценка психологического климата в классе:
1.Селивановой Е., Янченковой В. скорее безразличен психологический климат класса. У них, вероятно, есть другая группа, где общение для них значимо.
2.Полторапавлов К., Севтунов Н., Бескакотов М. высоко оценивают психологический климат в классе. Им нравятся люди, с которыми они учатся.
«Настроение, с которым учащиеся идут в школу»
1) «Всегда с хорошим»: Бескакотов М., Севтунов Н., Янченкова В., Полторапавлов К.
2) «Чаще с хорошим»: Селиванова Е.
«Отношение классного руководителя»
1.Все учащихся считают, что классный руководитель относится к ним очень хорошо.
«Бывает ли желание перейти в другой класс?»
1.«Никогда не бывает»: Полторапавлова К., Севтунова Н., Бескакотова М., Селивановой Е.
2.«Редко бывает»: Янченковой В.
Все учащиеся – считают, что в классе иногда бывают ссоры.
В классе среди учащихся выделились 2 лидера (Бескакотов Максим, Янченкова Валерия)
Все учащиеся 5 класса адаптировались успешно.
12.11.2020г.
Педагог – психолог: М.А. Дмитриева