Справка по итогам контроля состояния преподавания в 7 «а» классе
В соответствии с годовым планом работы с 14 января по 24 января проводился контроль за состоянием преподавания в 7 классе.
В ходе контроля была проделана следующая работа :
В 7 «а» классе обучается 27 человек, 2 отличника, 7 хорошистов.
Качество обученности за 3 года
класс | Качество обучения(%) | Количество хорошистов | Количество отличников |
5 | 51% | 10 | 5 |
6 | 48% | 8 | 5 |
7 | 37% | 8 | 2 |
Как видите наблюдается тенденция к снижению показателя качества обученности учащихся, что естественно вызывает тревогу, возникает необходимость проанализировать сложившую ситуацию, выявить причины, определить факторы, влияющие на качество обучения и определить конкретные мероприятия, направленные на повышение результативности.
Все мы хорошо понимаем, что не существует того единственного универсального приема (способа), который бы дал быстрые и хорошие результаты.
В данном классе работают 12 учителей. Из них высшую категорию имеют 1 человек, первую квалификационную категорию 7 чел, 4 чел без категории, т.е высшую и первую кв. категорию имеют 8 учителей. Это говорит о том, что в 7 классе работают опытные учителя, профессионалы своего дела.
Все учителя проводят работу по формированию общеучебных умений и навыков: выделение главного, умение сравнивать, давать полные ответы на поставленные вопросы, делать выводы, составлять алгоритмы, составлять план. При проведении опроса и закрепления учителя требуют от учащихся точных формулировок. Уроки проходят в оптимальном темпе.
Многие учителя, работающие в данном классе, дают творческие домашние задания (по желанию), например: на уроках биологии, географии, литературе, истории – домашние викторины, сообщения, кроссворды, проекты. В основном большинство уроков проводится по ФГОС. Некоторые преподаватели успешно используют современные образовательные технологии: элементы вузовской технологии(семинары, лекции, практикумы) на уроках, элементы групповой технологии на уроках (работа в парах, работа в группах). Чаще всего работают в медиатеке учащиеся на уроках истории, обществознания, литературы и русского языка, биологии, физике, геометрии; они защищают подготовленные ими презентации. Это свидетельствует о том, что учителя на своих уроках прививают навыки публичного выступления. Технологию личностно- ориентированного подхода используют все учителя. Эффективно используют наглядность.
Учителя при работе с классом используют разные формы работы :
поиск материала в сети интернет для подготовки учащимися сообщений;
создание презентаций;
творческие домашние задания.
групповые формы работы
проекты индивидуальные и групповые.
Во время работы с классом особое внимание обращается на известные в педагогике характеристики класса: на уровень восприятия учебного материала классом - в основном удовлетворительный( если судить по внешним признакам их поведения на уроке- все требования учителя выполняются всеми обучающимися; все обуч-ся слушают учителя, во время объяснения материала делают записи в тетрадях)
Есть еще один показатель, определяющий во многом результативность учебного процесса. Это уровень активности класса. По этому показателю в 7 «а» классе проблемы нет, т.к на всех уроках уровень активности хороший.
Наблюдая за учащимися 7 «а» класса можно сделать следующие выводы:
в целом класс действительно среднего уровня подготовки; На «4 и 5» стабильно могут заниматься 8-10человек, т.е 40 % уч-ся. -14 чел( имеют от 4 до 7 троек), т.е54%уч-ся, слабо занимаются: Ипатьев Михаил, Арефьев Егор, Чиркова Анастасия, Паршков Алексей, Баева Надежда.
слабая домашняя подготовка к устным предметам;
не регулярное выполнение домашних заданий;
испытывают трудности в усвоении учебного материала из-за пробелов в знаниях
Хочется отметить хорошую и достаточную накопляемость оценок в течение четверти по всем предметам, кроме черчения, достаточно высокий процент качества обучения по следующим предметам: истории, литературе, иностранному языку, музыке, физической культуре, обществознанию, информатике, низкое качество по русскому языку, геометрии, алгебре, физике.
Качество обученности по предметам(за 3 года)
Предмет | 5 класс | 6 класс | 7 класс (1 и 2 четверти) |
Русский язык | 64 | 63 | 52 |
Литература | 86 | 82 | 73 |
История | 92 | 73 | 69 |
Обществознание | - | 75 | 73 |
Алгебра | 54 | 46 | 33 |
Геометрия | - | - | 43 |
Биология | 100 | 81 | 70 |
География | - | 85 | 78 |
Физика | - | - | 42 |
Физкультура | 100 | 98 | 96 |
Музыка | 100 | 100 | 100 |
Черчение | - | - | 57 |
Английский язык | 100 | 82 | 80 |
Информатика | | | 92 |
Важную роль в учебно-воспитательном процессе играет здоровье учащихся. Состояние здоровья учащихся в 7 «а» вызывает тревогу потому, что на учете у специалистов состоят 25%, индекс здоровья учащихся низкий.
В ходе контроля за уровнем преподавания проведено анкетирование учащихся. Нам было важно выявить отношение учащихся к учебным предметам и степени их заинтересованности этими предметами. Им были предложены анкеты: «Предметные предпочтения», «Причины пробелов», «Отношение к выполнению домашнего задания, дозирование домашнего задания». Анкетирование «Предметные предпочтения» показало, что с интересом, желанием учащиеся занимаются историей, обществознанием, биологией, литературой, физикой, алгеброй, английским языком; с нежеланием занимаются геометрией, черчением.
Среди уч-ся 7 «а» класса по причинам пробелов в знаниях уч-ся, были получены следующие результаты:
1. 12 учащихся не умеют самостоятельно работать с учебником;
2 7 уч-ся не регулярно выполняют домашние задания;
6 уч-ся не могут сосредоточиться на уроке;
7 имеют пробелы в знаниях за прошлые уч.годы;
16 выполняют д/ задания в вечернее время. В чем причина?
Вызывают трудности: понимание уч. материала по геометрии, физике, алгебре, русскому языку, истории, черчению, географии, биологии.
Это анкетирование позволяет составить следующие рекомендации:
учителям –предметникам надо на каждом уроке в обязательном порядке комментировать д/з и осуществлять проверку д\з;
дифференцировать д/з;
доводить до родителей слабую подготовку уч-ся к урокам;
проводить индивидуальные консультации ( как делает Ирина Викторовна, Татьяна Сергеевна, Татьяна Александровна)
.
На основании проведенных тестов по изучению мотивационной сферы учащихся можно сделать следующие выводы: среди учащихся 7 «а» класса преобладают такие мотивы, как
мотив достижения успеха(56%),
мотив долга и ответственности(37%),
мотив самоопределения(11%),
учебно-познавательные мотивы выражены у 8% уч-ся,
коммуникативные мотивы выражены у 5% уч-ся.
Мотивация учения в целом представлена следующим образом:
высокий уровень- 23,5%
средний уровень-53%
низкий уровень – 23,5%
Пути решения проблемы:
не допускать использование одной формы организации учебной деятельности на протяжении всего урока;
использовать разнообразные методические приемы, стимулирующие активность уч-ся;
при планировании учебных занятий предусматривать различные приемы дифференциации и индивидуализации обучения;
эффективнее внедрять новые образовательные технологии;
наметить мероприятия по ликвидации пробелов в знания уч-ся;
в обязательном порядке применять здоровьесберегающие технологии;
активнее вовлекать в учебный процесс родителей.