Биологическое и социальное в человеке
Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Основные отличия человека от животного
Человек обладает мышлением и членораздельной речью
Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.
Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности.
Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.
Личность. Особенности подросткового возраста
Под личностью понимают устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Личность — это продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений путем активной предметной деятельности и общения. Поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окружающими его людьми.
Потребности и способности
Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение.
Группы потребностей:
-
биологические: потребности в еде, сне, воздухе, тепле, и т.д.
-
социальные, которые порождены обществом и необходимы человеку для взаимодействия с другими людьми.
-
духовные: потребности в познании окружающего мира и самого человека.
Группы потребностей по А. Маслоу:
-
Физиологические: потребность в пище, еде, дыхании, движении и т.д.
-
Экзистенциальные: потребность в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне и т.д.
-
Социальные: потребность в общении, в заботе о других, в понимании и т.д.
-
Престижные: потребность в самоуважении, признании, достижении успеха и т.д.
-
Духовные: потребность в самовыражении, самоактуализации.
Под способностями человека понимают его природную одаренность в чем-либо. Существуют такие уровни способностей, как задатки, способность, талант и гениальность.
Развить задатки в способность, а затем - в талант человек может только в деятельности, т. е. в форме социальной активности, направленной на преобразование действительности. При этом, чтобы добиться больших успехов в чем-либо, нужно быть достаточно трудолюбивым и целеустремленным.
Так, герой романа Джека Лондона "Мартин Иден", добиваясь любви девушки и положения в обществе, совершенствуя свой литературный дар, добился признания и стал известным писателем
Деятельность
Деятельность — активное взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность, требующее от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной устойчивости.
Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах.
Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.
Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.
Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].
Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).
Учение может приобрести характер самообразования.
Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Межличностные отношения
Межличностные отношения - это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.
Межличностные отношения делятся на следующие виды:
-
Официальные и неофициальные;
-
Деловые и личные;
Самой широкой формой межличностных отношений является знакомство. В определенных условиях знакомство перерастает в более тесные межличностные отношения — дружбу и любовь. Дружбой можно назвать положительные межличностные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.
Любовь — высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали, сопровождаемое готовностью сделать все возможное для благополучия любимого человека.
Социальные группы
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Они делятся на большие (государство, нация, партия, класс, и т.п.) и малые группы. Человек всегда зависит прежде всего от влияния малой группы, которая представляет собой небольшое объединение людей — от 2-3 (например, семья) до 20-30 (например, школьный класс), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Такие малые группы представляют собой элементарную ячейку общества, именно в них человек проводит большую часть своей жизни.
Для участников малой группы характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Мера психологической общности определяет сплоченность группы.
По признаку совместной деятельности выделяются следующие виды малых групп: производственные, семейные, учебные, спортивные и т.д.
По характеру взаимоотношений между членами группы они делятся на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Формальные группы создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций (например, школьный класс, спортивная команда «Спартак» и т.д.). Неформальные группы обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций. К ним можно отнести, например, поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организацию болельщиков какого-либо футбольного клуба и т.д.
Один и тот же человек одновременно является участником неопределенно многих малых групп, и в каждой из них его положение (статус) меняется. Например, один и тот же человек является младшим братом, учеником в классе, капитаном сборной команды по футболу, бас-гитаристом в рок-группе и т.д.
Группа всегда оказывает существенное влияние на психологию и поведение человека через отношения его с остальными участниками группы. И это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
Семья и семейные отношения. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные ценности и традиции.
Семья, основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Семейные отношения – отношения в семье между ее членами. С момента рождения мы вступаем в семейные отношения. Все семейные правоотношения можно разделить на два вида: личные (неимущественные) и имущественные отношения. Личными (неимущественными) являются отношения, касающиеся вступления в брак и прекращения брака, отношения между супругами при решении вопросов жизни семьи, выбора фамилии при заключении и расторжении брака, отношения между родителями и детьми по воспитанию и образованию детей и др.
Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности обучающихся.
Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
Цели и задачи образования:
• приобщение человека к достижениям и опыту общества и цивилизации;
• сохранение общественного культурного и духовного достояния;
• социализация личности, т. е. владение человеком программами поведения и деятельности, характерными для его культуры и того времени, когда он живет;
• передача информации будущим поколениям.
Функции образования:
1. Экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности).
2. Социальная (социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности).
3. Культурная (использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей).
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы.
В широком смысле, общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В узком смысле, общество –
1. Круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание.
2.Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество).
3.Исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество).
4.Человечество в целом
Общественные отношения – это многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
Сферы (области) жизни общества – взаимодействующие части общества, главные ее составляющие.
Социальные нормы – правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества.
Возникновение человека и возникновение общества – это единый процесс. Нет человека – нет общества. Нет общества – нет и человека
Основные сферы жизни общества.
Общество можно подразделить на четыре области, или сферы.
-
Экономическая сфера является во многом определяющей по отношению к другим сферам. В неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.
-
Социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга.
-
Политическая сфера жизни общества включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп.
-
Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей.
Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом. Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.
Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях:
1. Воздействие (влияние) природы на общество:
-
способность природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития;
-
способность природно-климатических условий влиять на такие стороны общества, как экономика, политика, социальный строй;
-
способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метеозависимость и т.д.);
-
разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха и т.д.).
2. Воздействие общества на природу:
-
истощение недр;
-
загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами;
-
уничтожение растительного и животного мира;
-
вырубка лесов;
-
применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.
Экономика
. Экономика — сфера общественной жизни, в которой происходит производство, распределение, обмен и потребление материальных благ; система хозяйствования; рационально организованная экономическая деятельность людей, направленная на создание предметов, товаров или услуг, удовлетворяющих потребности людей.
Главная цель экономической деятельности — удовлетворение потребностей человека. Никакое общество не может существовать, не удовлетворяя потребности людей. Для этого надо производить продукцию и оказывать услуги населению.
Экономика требует от людей рационального (разумного) поведения, умения делать выбор, отвечая на вопросы: что производить? как производить? для кого производить? Именно поэтому экономику всегда называли и называют до сих пор способом рациональной организации хозяйственной деятельности.
Экономическая (хозяйственная) деятельность людей состоит из четырёх сфер: производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.
. Экономика — сфера общественной жизни, в которой происходит производство, распределение, обмен и потребление материальных благ; система хозяйствования; рационально организованная экономическая деятельность людей, направленная на создание предметов, товаров или услуг, удовлетворяющих потребности людей.
Главная цель экономической деятельности — удовлетворение потребностей человека. Никакое общество не может существовать, не удовлетворяя потребности людей. Для этого надо производить продукцию и оказывать услуги населению.
Экономика требует от людей рационального (разумного) поведения, умения делать выбор, отвечая на вопросы: что производить? как производить? для кого производить? Именно поэтому экономику всегда называли и называют до сих пор способом рациональной организации хозяйственной деятельности.
Экономическая (хозяйственная) деятельность людей состоит из четырёх сфер: производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.
Все виды экономической деятельности подразделяются на производство товаров и производство услуг.
Социальные общности
Общество представляет собой совокупность социальных групп и социальных общностей. Так учёные называют социальные группы, обладающие определёнными признаками. В узком смысле социальными общностями называют только территориальные группы — совокупности людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, они взаимодействуют друг с другом, обмениваются услугами, зависят друг от друга и т.д. (например, жители посёлка).В широком смысле социальная общность — синоним социальной группы. Это объединения людей, которые формируются на основе своей культурно-исторической самобытности (народы, нации), родственных связей (семья), возраста, социального положения и т.д
Социальные общности — это объединения людей, у которых общее место проживания (деревня, посёлок, город), сходная история и культура, традиции и обычаи (нации), социальное положение (классы), возраст (молодёжные компании), интересы (клубы по интересам) или родственные отношения (семья).
К социальным общностям можно отнести футбольных фанатов, неформальные молодёжные объединения (например, рокеры, металлисты, брейкеры), партии, политические клубы, многочисленные землячества, приходскую общину и др.
Племена возникли ещё в первобытном обществе и существуют на планете по сей день. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией. Народности сформировались в эпоху рабовладения. По численности они превышают племя и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Нации сформировались в период развития промышленного производства. Для них характерно наличие государственной власти, общность экономической жизни, развитая социальная структура. Язык — отличительный признак этноса. Существует около 6000 языков, на которых разговаривают человеческие сообщества. Обычно один этнос — один язык. Однако нередко на одном языке могут говорить несколько народов (например, английский, испанский, немецкий). Овладевая родным языком, каждое новое поколение осваивает в то же время нормы, традиции, ценности предшествовавших поколений.
Политическая сфера общества охватывает деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров.
Политика — сфера жизни общества, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными групппами по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти. Политика отвечает за безопасность и порядок в обществе.
Политика — это искусство управления государством.
Политика разделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика связана с решением внутригосударственных проблем: организацией хозяйственной деятельности, охраной общественного порядка, помощью пенсионерам, сиротам, инвалидам. Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами. Осуществляя внешнюю политику, государство защищает своих граждан, свою территорию от нападений, заключает договоры с другими государствами, участвует в решении международных проблем. Политика направлена на завоевание, использование и удержание государственной власти.
Государственная власть
Стержнем политической сферы общества выступает государственная власть.
Государственная власть в нашей стране реализуется на принципах её разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Россию возглавляет избранный всем народом Президент. Президент РФ является главой государства, президент не включён ни в одну из трёх ветвей власти, но активно влияет на них и обеспечивает их взаимодействие
Законодательная власть представлена парламентом (Федеральное Собрание РФ), . Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума.
В Совет Федерации Федерального Собрания РФ входят представители от каждого субъекта Федерации.
В Государственной Думе Федерального Собрания РФ работают 450 депутатов, которые избираются гражданами государства на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран любой гражданин Российской Федерации, который достиг 21 года и имеет право участвовать в выборах. Заседания обеих палат Федерального Собрания РФ проходят раздельно и являются открытыми, т.е. на них могут присутствовать представители прессы.
Исполнительную возглавляет Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Председателя Правительства назначает Президент с согласия Государственной Думы.
Судебную — Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ Конституционный суд РФ разрешает споры о соответствии Конституции РФ других нормативных актов (законов) и действий должностных лиц, осуществляет защиту конституционных прав и свобод граждан. Даёт толкование (разъяснение) Конституции.
Верховный суд РФ возглавляет систему судов, которые разрешают гражданские, уголовные и административные дела.
Законы (юридические нормы) принимает высший законодательный орган страны (парламент). Разработкой законов занимаются профессионально подготовленные люди. Законы исполняет высший исполнительный орган — правительство, в котором работают министры. Судьи входят в состав судебных органов власти. Таковы три главные ветви современной власти.
Смысл разделения властей состоит в том, чтобы не допускать сосредоточений всей власти в руках какого-то одного органа. Это означает, что каждая власть независима от другой и может контролировать остальные ветви власти. «Четвёртой властью» в современном обществе называют средства массовой информации (СМИ), которые по силе влияния на людей практически встали в один ряд с тремя властями — законодательной, исполнительной, судебной
Конституция
Конституция РФ состоит из введения, заключения, 9 глав и 137 статей. Вводная часть Конституции называется Преамбула (от французского слова preambule — предисловие). В преамбуле прописаны цели и задачи Основного закона страны.
Президент РФ, вступая в должность, принимает присягу на верность своему народу, Конституции государства, так как в ней закреплены самые важные права и свободы человека и гражданина
Основным законом большинства государств является Конституция. В истории нашего государства было несколько Конституций. Современная Конституция России принята на референдуме 12 декабря 1993 года. В ней закреплены важные правила совместной жизни людей, эти правила носят общий характер и адресованы не только гражданам, но и всем людям, проживающим на территории нашей страны. В Российской Федерации действуют и другие законы, где более конкретно разъясняется, как должен вести себя человек в той или иной правовой ситуации. Все законы должны соответствовать Конституции РФ.
Конституционный строй
Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с Конституцией, называется конституционным строем.
Давайте одним словом охарактеризуем конституционный строй нашей страны. Это будет слово гуманизм. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей. Гуманный строй — значит «человечный строй». То есть не человек создан для государства, а, наоборот, государство должно служить человеку. В нашем государстве человек рассматривается как высшая ценность, а потому его права и свободы охраняет Конституция.
Страшным преступлением является убийство человека, посягательство на его жизнь. Нельзя лишать жизни даже самого тяжелобольного человека. Но в то же время и самого злого убийцу нельзя назвать преступником, пока не будет вынесен обвинительный приговор суда.
Основы конституционного строя
Основы конституционного строя нашей страны определяет Конституция Российской Федерации.
По Конституции единственным источником власти в России является многонациональный народ.
Никто не может присваивать власть в России. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по закону. Этим закладывается гарантия против тирании — установления единоличной диктатуры.
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Каждый гражданин России, достигший 18 лет, имеет право принимать участие в референдуме — всенародном голосовании. На референдум выносятся самые главные вопросы государственной и общественной жизни и важные законопроекты. Конституция России, как вы помните, была принята всеми гражданами страны на референдуме.
Другая форма непосредственного волеизъявления народа — свободные выборы, на которых граждане имеют право выбирать того, кто достоин исполнять те или иные государственные функции. Например, в Государственной Думе или органах местного самоуправления.
Наша страна является демократическим, федеративным и правовым государством с республиканской формой правления. Что это значит?
Демократическое государство обеспечивает общие интересы всего народа. Вам уже знакомо греческое слово «демократия», означающее «власть народа». Как же властвует народ?
Граждане России имеют право сами (непосредственно) принимать участие в управлении государством: высказывать свою точку зрения на митингах и демонстрациях, голосовать на референдуме. А также управлять государством через представителей, например через избранных народом депутатов Государственной Думы, которые представляют интересы граждан и наделены правом принимать законы.
Следует заметить, что демократия — это не вседозволенность. Это не означает, что я могу делать всё, что захочу. Гражданин наделён ещё и обязанностями, которые следует выполнять (например, платить налоги).
Россия — федеративное государство. Это означает, что Российская Федерация состоит из равноправных территорий, которые называются субъекты Федерации. Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Все субъекты имеют свои законы, но они не могут противоречить Конституции России.
По Конституции РФ наша страна является федеративным, демократическим, правовым, светским, социальным государством, с республиканской формой правления. Все люди, живущие в Российской Федерации, равны в своих правах и защищаются государством. Россия — это республика, так как глава государства — Президент — выбирается гражданами. Россия — это федерация, т.е. она состоит из самостоятельных субъектов — республик, краёв, областей, автономных округов, автономной области. Два города имеют статус субъектов Федерации — Москва и Санкт-Петербург.
Духовные ценности
У каждого народа есть духовные ценности — нравственная основа общественной жизни, залог его исторических успехов и экономических достижений. Есть они и у российского народа. В них входят две категории ценностей — общечеловеческие, те, что приняты мировым сообществом, и исторически унаследованные, отражающие национальный характер народа.
Духовные ценности российского народа — семья, честный труд, взаимопомощь, религиозная вера, национальные традиции, любовь к Родине, к своей истории, к своему народу, патриотизм, готовность бороться со злом, приходя на помощь слабым и обездоленным. Это вечные ценности российского общества, которые вели на труд и на подвиг лучших сынов России — Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Петра Великого, Михаила Ломоносова, Александра Суворова, Дмитрия Менделеева, Георгия Жукова, Юрия Гагарина и многих-многих других.