СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Справочник по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Справочник по русскому языку»





Справочник

по русскому языку






Справочник

по русскому языку


Речь


устная письменная

то, что мы то, что мы

слышим, видим,

говорим пишем

предложение


слово
слог
звук \ буква







Речь


устная письменная

то, что мы то, что мы

слышим, видим,

говорим пишем

предложение


слово
слог
звук \ буква


Звуки

Гласные Согласные

(это звуки, при (это звуки, при образовании образовании которых которых встречается

воздух свободно проходит преграда (губы, зубы, язык)

через полость рта, не встречая

никакой преграды.



ударные безударные твёрдые мягкие



звонкие глухие

произносятся произносятся

с голосом и шумом с шумом


гласные | согласные звонкие


а

о

у

ы

э

н

м

л

р

й

б

в

г

д

ж

з





Ъ

я

ё

ю

и

е






п

ф

к

т

ш

с

х

ц

ч

щ

ь


| согласные глухие


Всегда твёрдые: Ш, Ж, Ц

Всегда мягкие: Ч, Щ, й

Все остальные: могут быть твёрдыми и мягкими

Ь и Ъ – звука не имеют





Звуки

Гласные Согласные

(это звуки, при (это звуки, при образовании образовании которых которых встречается

воздух свободно проходит преграда (губы, зубы, язык)

через полость рта, не встречая

никакой преграды.



ударные безударные твёрдые мягкие



звонкие глухие

произносятся произносятся

с голосом и шумом с шумом


гласные | согласные звонкие


а

о

у

ы

э

н

м

л

р

й

б

в

г

д

ж

з





Ъ

я

ё

ю

и

е






п

ф

к

т

ш

с

х

ц

ч

щ

ь


| согласные глухие


Всегда твёрдые: Ш, Ж, Ц

Всегда мягкие: Ч, Щ, й

Все остальные: могут быть твёрдыми и мягкими

Ь и Ъ – звука не имеют




Схема фонетического разбора слова

1.Запиши слово.

2.Раздели на слоги.

3.Поставь ударение.

4.Сделай транскрипцию.

5.Запиши в столбик буквы, рядом – звуки.

6.Охарактеризуй каждый звук:

а) гласный или согласный

б) если гласный, то ударный или безударный

в) если согласный, то твердый или мягкий

звонкий или глухой

7.Посчитай количество букв и звуков.


____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________



Глагол

Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать? И обозначает действие предмета.

Например, бежит, пел, будет летать.


Вид глагола

несовершенный совершенный

что делать? что сделать?


_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________


Время глагола

настоящее прошедшее будущее

что делает? что делал? что будет делать?

что сделал? что сделает?

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Число глагола

единственное множественное

_________________________________________ _________________________________________

_________________________________________



Схема фонетического разбора слова

1.Запиши слово.

2.Раздели на слоги.

3.Поставь ударение.

4.Сделай транскрипцию.

5.Запиши в столбик буквы, рядом – звуки.

6.Охарактеризуй каждый звук:

а) гласный или согласный

б) если гласный, то ударный или безударный

в) если согласный, то твердый или мягкий

звонкий или глухой

7.Посчитай количество букв и звуков.


____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

Глагол

Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать? И обозначает действие предмета.

Например, бежит, пел, будет летать.


Вид глагола

несовершенный совершенный

что делать? что сделать?


_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________


Время глагола

настоящее прошедшее будущее

что делает? что делал? что будет делать?

что сделал? что сделает?

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Число глагола

единственное множественное

_________________________________________ _________________________________________

_________________________________________


Лицо глагола


1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

он

она

оно

они


Личные окончания глаголов



I спряжение

II спряжение

1 лицо

-у (-ю)

-ем

-у (-ю)

-им

2 лицо

-ешь

-ете

-ишь

-ите

3 лицо

-ет

-ут (-ют)

-ит

-ат (-ят)


Глаголы хотеть, бежать - разноспрягаемые


__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________






Лицо глагола


1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

он

она

оно

они


Личные окончания глаголов



I спряжение

II спряжение

1 лицо

-у (-ю)

-ем

-у (-ю)

-им

2 лицо

-ешь

-ете

-ишь

-ите

3 лицо

-ет

-ут (-ют)

-ит

-ат (-ят)


Глаголы хотеть, бежать - разноспрягаемые


__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________




Как определить спряжение глагола по начальной форме


I спряжение

II спряжение

не оканчивается на -ить

- ить

Глаголы-исключения

Глаголы-исключения

брить

гнать

стелить

держать


смотреть


видеть


дышать


слышать


ненавидеть


зависеть


вертеть


обидеть


терпеть


___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________




Как определить спряжение глагола по начальной форме


I спряжение

II спряжение

не оканчивается на -ить

- ить

Глаголы-исключения

Глаголы-исключения

брить

гнать

стелить

держать


смотреть


видеть


дышать


слышать


ненавидеть


зависеть


вертеть


обидеть


терпеть


___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Правописание глаголов


Правописание НЕ с глаголом


Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др..


Не играл, не было, не мог, не хочу, не знаю

_________________________________________

_________________________________________


Правописание Ь после шипящих в глаголах


Во всех глагольных формах после шипящих пишется Ь

Знаешь, нарежь, стеречь

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

Ь в неопределенной форме глагола.

(-тся –ться)

-тся -ться

что делает? что делать?

он учится любит учиться

__________________________________________

__________________________________________

Правописание глаголов


Правописание НЕ с глаголом


Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др..


Не играл, не было, не мог, не хочу, не знаю

_________________________________________

_________________________________________


Правописание Ь после шипящих в глаголах


Во всех глагольных формах после шипящих пишется Ь

Знаешь, нарежь, стеречь

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

Ь в неопределенной форме глагола.

(-тся –ться)

-тся -ться

что делает? что делать?

он учится любит учиться

__________________________________________

__________________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!