СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Справочник по русскому языку с памятками по работе над ошибками для начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Трудно детям выполнять работы над ошибками. Еще труднее контролировать эту работу родителям. В помощь родителям и учащимся создана эта брошюра.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Справочник по русскому языку с памятками по работе над ошибками для начальной школы»

учении___3 класса А

гимназии 402_______

_______________________________

Содержание:


Стр.

Текст.

4-5

Предложение.

6-11

Виды предложений.

6-7

Второстепенные члены.

8

Однородные члены предложения.

9

Схемы разбора предложений.

10

Фонетика.

12-15

Фонетический разбор.

13

Состав слова.

16-

Части слова и орфограммы.

16

Памятка разбора слов.

17

Орфограммы корня.

18-20

Различай орфограммы

22-23

Части речи.

24-42

Таблица частей речи.

24-25

Имя существительное.

26-29

Имя прилагательное.

30-33

Местоимение.

34-35

Глагол.

36-39

Имя числительное.

40-41

Наречие.

42



ПРИЗНАКИ ТЕКСТА


  1. Текст состоит из группы предложений.

  2. Предложения расположены в определенной последовательности.

  3. Предложения связаны друг с другом по смыслу и с помощью языковых средств (повторов слов, слов-синонимов, прямого и обратного порядка слов, с помощью местоимений, союзов).

  4. Предложения связаны темой (то, о чем говорится в тексте).

  5. Предложения связаны главной мысльюидеей (к чему призывает автор, чему учит, с какой целью написал текст).

  6. В тексте выражается законченный смысл.

  7. Текст имеет название, заголовок.



ПАМЯТКА АНАЛИЗА ТЕКСТА


  1. Докажите, что перед вами текст. (См. выше)

  2. Озаглавьте его. Если заголовок есть, обоснуйте имеющееся заглавие. Подберите свой заголовок, сравните с авторским.

  3. Определите тему текста (о чем?).

  4. Назовите главную мысль текста (идею).

  5. Определите, о чем текст: развитие действия, описание признаков или доказательства тезиса, т.е. тип речи. Докажите, обоснуйте это, учитывая особенности каждого типа текста.

  6. Определите его структуру. Выделите начало текста, укажите его особенности. Как начало вводит читателя в текст? Определите конец текста. Укажите на смысловую связь начала и конца текста. Каковы особенности использования языковых средств? Есть ли языковая связь?

  7. Придумайте свое начало и конец текста. Сравните их с авторскими.

  8. Определите стиль текста: разговорный, книжный (художественный, деловой, научный).




ТИПЫ ТЕКСТОВ

ТИПЫ ТЕКСТОВ:

повествование, описание, рассуждение.


ТЕКСТ-ПОВЕСТВОВАНИЕ

  1. Отвечает на вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ? (говорится о развитии действия: что было в начале, потом, затем и наконец). ЧТО ПРОИЗОШЛО?

  2. Имеет 3 части (несколько картин):

а) вступление – завязку (завязывается действие);

б) основную часть (развитие действия и кульминационный момент – самый яркий момент в повествовании);

в) заключение – развязку (результат развития события, заключительный момент, вывод).


ТЕКСТ-ОПИСАНИЕ

  1. Отвечает на вопрос: КАКОЙ? (признаки предмета).

  2. Имеет 3 части (нарисовать 1 картину):

а) вступление (предмет описания: предметы, люди, животные, природа);

б) основную часть (описание предмета, его признаков);

в) заключение (отношение к предмету описания).


ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ

  1. Отвечает на вопрос: ПОЧЕМУ? (причинно-следственные связи).

  2. Имеет 3 части:

а) вступление (тезис);

б) основную часть (доказательства);

в) заключение (вывод).


СТИЛИ РЕЧИ


КНИЖНЫЙ

РАЗГОВОРНЫЙ

НАУЧНЫЙ

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ


  1. Повествовательные (сообщает мысль).

Человек без друзей, что дерево без корней.

Глянул я на березку и остановился.

Унылая пора! Очей очарованье!

  1. Вопросительные (содержат вопрос).

В котором часу будет следующий поезд?

Что значит писать и говорить на тему?

  1. Побудительные (содержат побуждение).

Читайте сказки!

Бежим скорее в сад.

Возьмите свои вещи.

Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет!


ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКЕ


  1. Восклицательные (заключено сильное чувство: радость, удивление, испуг, восторг).

Как хорош лес в багряном уборе осени!

Какие перышки! Какой носок!

Разве можно опаздывать на уроки?!


В предложении стою я для того,

Чтобы выразить волнение, тревогу, восхищение, победу, торжество.

Не зря я от рождения противник тишины.

Где я, те предложения с особым выражением

Произносить должны!

С. Маршак

  1. Невосклицательные (все остальные).

На зеленой ножке выросли сережки.

ПО НАЛИЧИЮ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ


  1. Нераспространенные (без второстепенных членов предложения).

Облетели листочки.

Появились цветы.

Светает.

  1. Распространенные (второстепенные члены предложения есть).

Прожорливые скворцы уничтожают вредных насекомых.

Скоро рассветёт.



ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


Ч



ВТОРОСТЕПЕННЫЕ

ГЛАВНЫЕ




ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДОПОЛНЕНИЕ

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

СКАЗУЕМОЕ




ОБСТОЯТЕЛЬСТВО










ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ – второстепенный член предложения.


  1. Обозначает признак предмета.

  2. Отвечает на вопросы: какой? чей?

  3. П одчеркивается

какое?

×

В есеннее солнце землю воскрешает.

Признак предмета или явления.

Обозначает определение.

Чей? И какой? – ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.

× ×

Н а высокой ели уселась стайка черных дроздов.

чью? ×

Я очень люблю свою маму.

чей? ×

М ерзни, мерзни, волчий хвост.



ДОПОЛНЕНИЕ второстепенный член предложения.


  1. Обозначает предмет.

  2. Отвечает на вопросы косвенных падежей. (Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный)

  3. Подчеркивается - - - - - - - - - -

× кому?

Приплыла к нему рыбка, спросила…

× что?

Мы любим читать книги.

кому? × что?

Учитель детям прочитал интересную сказку.



*ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – второстепенный член предложения.


  1. Обозначает место, время, причину, образ действия.

  2. Отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?

  3. П одчеркивается . . .

как? × где? куда?

Лодка стрелой мчалась по реке к водопаду.

когда? × ×

Однажды лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись.

Взялись везти (когда?) однажды.





ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ



ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


  1. Отвечают на один и тот же вопрос.

  2. Относятся к одному и тому же члену предложения.


Однородными могут быть любые члены предложения:





Запятая при однородных членах предложения:

[O, O, O]

[О, О и О]

[О, О да О] да = и

[O, и О, и О]

[и О, и О, и О]

[О и О]

[О,О, но О]




Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

[ и ]. [О и О]

Комбайн жнет, молотит, веет. [O, O, O]

где?

×

Была удивительная тишина в поле, в роще, в воздухе.

где?

×

Была удивительная тишина в поле и в роще, и в воздухе.

[О и О, и О]

где?

×

Была удивительная тишина и в поле, и в роще, и в воздухе.

[и О, и О, и О]

Мал золотник, да дорог. [О, да О] да = но.

Однажды лебедь, рак да щука взялись с поклажей воз везти.

[О, О да О] да = и.



*ОПРЕДЕЛЕНИЯ

могут быть однородными и неоднородными


Неоднородные определения относятся к определяемому слову по-разному: ближайшее относится к определенному слову, а другое относится ко всему словосочетанию. Между этими определениями нельзя вставить союз И.

×

В чужие дальние края летят пернатые друзья.

В чужие дальние края (в чужие и дальние – неоднородные определения).

Было тихое летнее утро (тихое и летнее)






ПЛАН РАЗБОРА ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ


СХЕМА РАЗБОРА ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

  2. Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  3. Вид предложения по составу (простое, осложнено однородными членами предложения).

  4. По наличию второстепенных членов предложения (распространённое или нераспространённое)

  5. Главные и второстепенные члены предложения, какой частью речи выражены.














ФОНЕТИКА

ЗВУКИ

БУКВЫ

ГЛАСНЫЕ – голос-слог

СИЛЬНАЯ И СЛАБАЯ ПОЗИЦИЯ

А

О

Ы

У

Э

Я

Ё

И

Ю

Е

[йа]

[йо]

и

[йу]

[йэ]

[,а]

[,о]


[,у]

[,э]



СТОЛ



СТОЛЫ

[сталы]


СОГЛАСНЫЕ


СИЛЬНАЯ И СЛАБАЯ ПОЗИЦИЯ

ПАРНЫЕ


САДЫ



САД

[сат]

Б

В

Г

Д

Ж

З

- звонкие

П

Ф

К

Т

Ш

С

- глухие


сказочка

сказка

[скаска]


НЕПАРНЫЕ


ЗАПОМНИ

звонкие

М Н Р Л Й


глухие

Х Ц Ч Щ


ж ч ч к

и а у ч

ш щ щ н

нщ щн



ДОЛГИЕ


В АННА НН [н]

Г РУППА ПП [п]


Ь

ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ

ТЬ

[ Т,]

КОНЬКИ СЕТЬ

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь


Я

Ю

Е

Ё

И

[йа]

[йу]

[йэ]

[йо]

[и]

СЕМЬЯ ВЬЮГА

СЕ-МЬЯ ВЬЮ-ГА







ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ

  1. Количество слогов, ударный.

  2. Количество звуков, количество букв.

  3. Количество гласных звуков.

  4. Количество согласных звуков.

  5. Характеристика согласных звуков (звонкие, глухие, парные, непарные, твердые и мягкие).

  6. Несоответствие произношения написанию.


Пальто – 5 звуков ([п] [а] [л,][т][о]), 6 букв [пальто]

2 гласных звука [а][о], 3 согласных ([п][л,][т])

[п] – глухой, парный, твердый согласный звук,

,] – звонкий, непарный, мягкий согласный звук,

[т] – глухой, парный, твердый согласный звук.

Звуков 5, но букв 6, так как ь – показатель мягкости согласного звука[л,], обозначается двумя буквами.


г о/луб/ка

г – [г] – согласный, звонкий, парный, твердый

о – [о] – гласный, безударный

л – [л] – согласный, звонкий, непарный, твердый

у – [у] – гласный, ударный

б – [п] – согласный, глухой, парный, твердый

к – [к] – согласный, глухой, парный, твердый

а – [а] – гласный, безударный

7 б. 7зв.

Г олубка – голубь, голубок.








ПЕРЕНОС СЛОВ



Переноси слова:

  1. По слогам (лам-па, сест-ра).

  2. Одну букву не оставляй на строке и не переноси на другую строку (яма, ар-мия, Юлия).

  3. Й, Ь не отделяй от впереди стоящей буквы (май-ка, зай-ка, паль-то).

  4. С двойными согласными: одну букву оставляй на строке, вторую переноси на другую строку н-на, груп-па, суб-бота).

* 5. Одну согласную букву не отрывай от корня и не отделяй одну букву в конце приставки (по-крыл, со-брал, под-бросил). Об этом способе ты узнаешь в разделе «Состав слова».





РОЛЬ МЯГКОГО ЗНАКА

РОЛЬ МЯГКОГО ЗНАКА.

  1. Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков (больница – слышу мягкий согласный [л,], поэтому пишу мягкий знак.)

  2. Р азделительный мягкий знак


соловьи, ружьё, деревья, бурьян.

  1. Показатель имени существительного женского рода 3 склонения: ночь, рожь, брошь.

  2. Показатель 2 лица глагола:

сидишь, поёшь, видишь.

*5. Показатель неопределенной формы глагола:

беречь, жечь.


Ь – показатель мягкости согласных

Ь – разделительный

Ь – показатель формы (после шипящих)

  1. Пишется после согласных.

  2. Перед согласными.

  3. Указывает на мягкость согласных звуков.

письмо


  1. Пишется после согласных.

  2. Перед гласными.

  3. Отделяет согласную от гласной.


соловьи

  1. Женского рода 3 склонения:

ночь

  1. 2 лица глагола:

сидишь

*3. Неопределенной формы глагола:

стеречь


МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

При письме слов с мягким знаком после шипящих рассуждай так:

  1. О ПРЕДЕЛЮ ЧАСТЬ РЕЧИ


Е сли существительное


  1. О ПРЕДЕЛЮ СКЛОНЕНИЕ

1 2 3

не пишу ь пишу ь

нет туч ночь рожь

Е сли глагол


Пишу ь

сидишь, поешь






СОСТАВ СЛОВА

Опора по теме «Состав слова»

ПРИСТАВКА

¬

КОРЕНЬ


СУФФИКС

˄

ОКОНЧАНИЕ


образуют однокоренные слова

изменяет форму слова

ЗАПОМНИ


на- над-

з а- раз-

р ас- от- ото-

об- о- обо-

под- подо- про-

с - в- у-

в ы-

п ре- при-

вбежал

сделал


ПИШИ слитно!






ПРОВЕРЯЙ


  1. Безударные гласные

    Е, И, А, О, Я

  2. Парные согласные

Б

В

Г

Д

Ж

З

П

Ф

К

Т

Ш

С


г ладкий –

гладенький


  1. Непроизносимые согласные

Д Т Е Л


с олнце –

солнышко


ЗАПОМНИ


-ик- -ник-


-оньк- -еньк-


-очк- -ечк- -ушк-


-изн- -ость-


-лив- -к- -и-


дождливый


разговорчивый


светлый

ЗАПОМНИ

ПРОВЕРЯЙ


×

в роще

×

в земле


ПОМНИ

АЛГОРИТМ!

Сидел (где? на чем?)

на полянке

(полянка – сущ., 1 скл., в пр. падеже окончание – Е)












ПАМЯТКА РАЗБОРА СЛОВ ПО СОСТАВУ



Слова по составу разбирай так:

  1. Определи смысл слова (лексическое значение).

  2. Узнай часть речи (что слово обозначает и на какой вопрос отвечает).

  3. Найди окончание. Для этого слово измени (один – много, по вопросам).

  4. Найди корень. Для этого подбери два-три однокоренных слова.

  5. Найди приставку. Для этого подбери два слова с этой приставкой.

  6. Найди суффикс. Если можешь, подбери два слова с этим суффиксом.

  7. Назови все части слова и орфограммы в них.



Рассуждай так:



Посадка – место, на котором посажены растения. Это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос что?

О кончание – а. Изменяю: посадк и, посадк ой, о посадк е. Основа – посадк.



Корень – сад, однокоренные слова: пересадил, посадил.

Приставка по: построить, покупка.

Суффикс к.

Орфограммы: приставка по, гласная о – запоминаю; корень сад, согласная д, так как в однокоренном слове садик после согласного звука идет гласный. Суффикс -к-, окончание .



БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ



БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

А О Я Е И





АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ

  1. Поставь ударение.

  2. Найти букву, которую нужно проверить (т.е. определить звук – буква).

  3. Выделить корень.

  4. П одобрать проверочное слово (форму слова). Для этого его изменить (леса – лес) или подобрать однокоренное – (перелесок) так, чтобы гласный был в сильной позиции, под ударением.





ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ



ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

Б

В

Г

Д

Ж

З

П

Ф

К

Т

Ш

С







АЛГОРИТМ ПРОВЕРКИ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

  1. Найти парные звонкие и глухие согласные в конце слов или перед другими согласными звуками.

  2. В ыделить корень.

  3. П одобрать проверочное слово (изменить проверяемое зуб – зубы или подобрать однокоренное зубик так, чтобы после этого согласного звука был гласный.)




НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ


Д Т В Л

честный – честь



АЛГОРИТМ ПРОВЕРКИ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ


  1. Найти согласные, которые нужно проверить (опасное сочетание сн, зн).

  2. Выделить корень.

  3. Подобрать однокоренные слова, в которых после согласных (д, л, т, в) стоят гласные звуки:


свистнул – свисток

Почему появилось такое стихотворение?

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно букву Т писать напрасно!

Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно!

Интересно!

Слова без непроизносимых согласных.


В кусный, интересный, опасный, искусный, силосный, медоносный, переносной, колбасный, запасной, бесполезный, серьезный, адресный, небесный, безобразный, морозный, несуразный, алмазный, ровесник, блеснуть, участвовать, а также чудесный.



Слова с непроизносимыми согласными


С олнце, звездный, честный, окрестный, местный, прелестный, частное, грустный, поздний, постный, чувствовать, тростник, счастливый, бескорыстный, гигантский, поверхностный, горестный, завистливый, доблестный, свистнул, лестница, ненастный, известный, а также

р адостный, яростный, скоростной.



ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

д линный


д лина

о сенний


о сень

в есенний


в есна

С лово длинный образовано от слова длина при помощи суффикса н.

р ассвет


с вет

о ттащить


т ащить

Слова рассвет, оттащить образуются при помощи приставок рас, от.



Разделительный ъ пишется

  1. После приставки.

  2. После приставки, оканчивающейся на согласную.

  3. Перед корнем.

  4. Перед корнем, начинающимся с гласных ю, е, ё, я.

Разделительный ъ пишется

  1. После приставки.

  2. После приставки, оканчивающейся на согласную.

  3. Перед корнем.

  4. Перед корнем, начинающимся с гласных ю, е, ё, я.


П одъезд, съехал, подбежал, соловьи, объявления, съёжился, вьюга.




Ъ пишется

Ь пишется



согл Ъ



ё

е

я

ю





согл Ь


е

ё

я

и

ю








РАЗЛИЧАЙ ОРФОГРАММЫ

  1. Большая буква в именах собственных.

Жучка, деревня Дёмшино, город Москва.



  1. Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков.

Письмо, пальто.



  1. Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк, нщ, щн.

Чаща, чучело, жизнь, речка, речной, каменщик.



  1. Р азделительный мягкий знак.

Семья, ружьё.

  1. Д войные согласные в корне слова и на стыке разных частей слова.

Тонна, суббота, рассада, ранний.

  1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.



Б ежит, светает, тропинка.

  1. Б езударные гласные в корне, не проверяемые ударением.

Директор, председатель.

  1. Звонкие и глухие согласные в корне слова.



Ошибка, робкий.

  1. Н епроизносимые согласные.

Ненастный – ненастье, сердце – сердечный, но опасный – опасаюсь.

  1. Гласные и согласные в приставках.

Отбежал, сбросил, надстроил.

  1. Разделительный твёрдый знак.



Подъезд, съехал, объяснение.



  1. Мягкий знак в конце имён существительных единственного числа после шипящих.

Ночь, рожь, тишь, брошь – сущ., ж.р., 3 скл.,

Врач, кирпич – м.р., не 3 скл.



  1. Безударные окончания имён существительных.



Ч итал (где? в чём? в книг –1 скл., П.п., ) в книге. Полотенце.



  1. Безударные окончания имён прилагательных.

×

В синем море. В море (ср.р., ед.ч., П.п., -ом, -ем, каком?)синем.



  1. Окончание глаголов прошедшего времени.



Стекло зазвенело (ср.р.), песня зазвенела (ж.р.).



  1. Безударные гласные в личных окончаниях глаголов.

С ветит – светить, II спр., светится – светиться, II спр.

  1. Мягкий знак в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа.

Светишь (2 л., ед. ч..), светишься (2 л., ед.ч.).

  1. ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах 3 лица и неопределённой формы.



Он (что делает?) борется, нужно (что делать?) бороться.



  1. Суффикс глаголов в прошедшем времени.



З аметил заметить.



  1. Правописание предлогов.

В лесу, под окном, из портфеля.

  1. Правописание суффиксов.



Аистёнок, медвежонок, смелость, белизна.

ЧАСТИ РЕЧИ

Самостоятельные

(имеющие значение)

Служебные

(служат для связи слов)







Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Предлог



Союз









Изменяемые

Неизменяемые





Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол



Наречие











Склоняемые

Спрягаемые





Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол











  1. По падежам изменяются имена существительные, имена прилагательные, местоимения, имена числительные.

  2. По родам изменяются имена прилагательные, местоимения 3 лица единственного числа, глаголы прошедшего времени единственного числа.

  3. По лицам и числам изменяются глаголы настоящего и простого будущего времени.

ЧАСТИ РЕЧИ (СВОДНАЯ ТАБЛИЦА)

Часть речи

Обозначает

Отвечает

на вопросы

Изменяется по

Имя существительное

предмет

стена, гром,

смелость

кто? что?

числам и падежам

Имя

прилагательное

признак предмета

высокий, сильный

какой?

какая?

какое?

какие?

родам, числам и падежам в зависимости от имени существительного

Имя

числительное

количество

предметов

и порядок их

при счёте

пять, пятый



сколько?

который?


Местоимение

указывает на

лицо

я, он


падежам;

мест. 3 л. – по числам,

мест. 3 л. ед. ч. – по родам

Глагол

действие

предмета

летать,

бежать,

прилететь

что делать?

что сделать?

наст. вр. по лицам

б уд.вр. и числам.


прош.вр. – по числам,

в ед. ч. – по родам.

Наречие

признак действия и признак признака

шли наугад

очень хороший

где? когда? куда? откуда? как? в какой степени?


Предлог

в, на, за, к, о,

по, над, под, от



Союз

и, а, но





ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Давно живёт оно в мире этом.

Даёт названия предметам.

  1. Обозначает предмет:

конкретные предметы: дерево, стол, тигр;

явления природы: гром, молния, дождь;

события: война;

признаки, качества как предмет: белизна, смелость;

действие, состояние как предмет: бег, ходьба,стон.

  1. Отвечает на вопросы:

кто? человек, птица;

что? растение, цветок.

  1. Бывает одушевленным и неодушевленным (кто? что?), собственным и нарицательным (город Санкт-Петербург).

  2. Имеет род (мужской, женский, средний), склонение (1, 2, 3).

  3. Изменяется по числам и падежам.

  4. В предложении чаще всего бывает подлежащим, дополнением,

обстоятельством.

Склонение имен существительных

(изменение по падежам)

Вопросы и предлоги падежей

имен существительных

Название падежей

Вопросы (смысловые и

падежные)

Предлоги

Именительный

(есть) И.п.

Кто? что?

(конь, земля)

Родительный

(нет) Р.п.

Кого? чего? откуда?

чья? где?

(коня, земли)

Около, из, до, у,

для, от, до, без, с,

из-под

Дательный

(дал) Д.п.

Кому? чему? куда? где?

(коню, земле)

К, по

Винительный

(вижу) В.п.

Кого? что? куда?

(коня, землю)

В, на, за

Творительный

(доволен) Т.п.

Кем? чем? где?

(конём, землёй)

С, под, над, перед,

за, при

Предложный

(думаю) П.п.

О ком? о чём? где? как?

(о земле, о коне)

На, в, о, об, обо,

при



Род имен существительных

Мужской род

Средний род

Женский род

Он, мой, тот, этот,

Песок, город

Оно, моё, то, это

Бельё, железо

Она, моя, та, эта,

Беседа, лужица


А какого рода существительное сластёна?


☺ (Общего. Он ужасный сластёна. Она ужасная сластёна.)


Алгоритм написания падежных окончаний

имен существительных


  1. Найду слово, от которого зависит имя существительное.

Поставлю вопрос.

  1. Определю склонение имени существительного и падеж

(по вопросу и предлогу).

  1. Вспомню окончание имени существительного в этой форме.

  2. Использую приём подстановки (подставляю существительное

в этой форме с ударным окончанием).

  1. Запишу окончание данного существительного.



Морфологический разбор имен существительных

  1. Часть речи. Общие признаки (значение, вопрос).

  2. Морфологические признаки:

    1. начальная форма (им. п., ед. ч.);

    2. постоянные признаки:

- собственное, нарицательное;

- одушевлённое или неодушевлённое;

- РОД, СКЛОНЕНИЕ;

    1. непостоянные признаки:

ЧИСЛО, ПАДЕЖ.

  1. Роль в предложении.



Образец разбора



Ребята гуляли в парке.

(В) парке (парк) – сущ., нариц., неодуш., в ед. ч., м. р.,

2 скл., в пр. п., обстоят.




Склонение существительных



1 скл.

2 скл.

3 скл.

м. р.

ж. р.

- а – я

голова́

м. р. - 

ср. р.

- о – е

плечо́

ж. р. –





грудь





ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ


ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

  1. Обозначает признак предмета.

  2. Отвечает на вопросы какой? какое? какая? какие?

  3. Согласовано с именем существительным.

  4. Изменяется по родам, числам и падежам (в зависимости от существительного).

  5. В предложении чаще всего бывает определением.

ОКОНЧАНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Мужской род

Средний род

Женский род


И. какой? – ый, - ий, -ой

Р. какого? – ого, - его

Д. какому? – ому, - ему

В. какой? – ый, - ий, - ой

какого? – ого, - его

Т. каким? –ым, - им

П. о каком? – ом, - ем


какое? – ое, - ее

какого? – ого, - его

какому? – ому, - ему

какое? – ое, - ее


каким? – ым, - им

о каком? – ом, - ем


какая? – ая, - яя

какой? – ой, - ей

какой? – ой, - ей

какую? – ую, - юю


какой? – ой, - ей

о какой? – ой, - ей


Алгоритм написания окончаний

имен прилагательных

  1. Найду имя существительное, с которым связано имя прилагательное.

  2. Определю его род, число, падеж.

  3. Имя прилагательное согласовано с именем существительным. Следовательно, стоит в том же роде, числе и падеже.

  4. Вспомню окончания имени прилагательного в этой форме. Проверю ударным окончанием, вопросом.

  5. Окончание запишу.

Морфологический разбор

имен прилагательных

  1. Часть речи. Общее значение.

  2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

  3. Род, падеж, число прилагательного (в зависимости от существительного).

Аллой (лентой) – прилагательное, так как обозначает признак предмета, нач. форма алый, зависит от существительного лента, стоит в ж.р., ед. ч.,Т.п.



Образец разбора



В зимнем лесу стоит тишина.

В зимнем (лесу) – (зимний (лес))

- прилаг., в ед. ч., м.р., в пр. п., определ.



МЕСТОИМЕНИЯ

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения.

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена.

МЕСТОИМЕНИЕ

В предложении ставится на место

и мени существительного:

я мы

ты вы

он она оно они

имени прилагательного: наш ваш

мой твой такой

имени числительного: сколько несколько


ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ


ед. ч.

мн. ч.

1 л.

2 л.

3 л.

я

ты

он она оно

мы

вы

они


СКЛОНЕНИЕ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ

И.п.

кто?

я

ты

он

она

оно

мы

вы

они

Р.п.

кого?

меня

тебя

его

ее

его

нас

вас

их

Д.п.

кому?

мне

тебе

ему

ей

ему

нам

вами

им

В.п.

кого?

меня

тебя

его

ее

его

нас

вас

их

Т.п.

кем?

мною

тобою

им

ею

им

нами

вами

ими

П.п.

о ком?

обо мне

о тебе

о нем

о ней

о нем

о нас

о вас

о них


чья?

чья?



их работа

его работа



чья?

у кого?



ее работа

у него все сделано

у кого?




у нее сделана работа



Образец разбора

Чашка с молоком стояла возле её носа, она отворачивалась. Её (она) – мест., 3 л., в ед. ч., ж.р., в р.п., определ.


ГЛАГОЛ

  1. Обозначает действие предмета.

  2. Отвечает на вопросы: что делать? что сделать? что делает?

что будет делать?

  1. Постоянные признаки: спряжение (1, 2)

  2. Изменяется по временам, числам.

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются

по лицам и числам, т.е. спрягаются.

Глаголы прошедшего времени изменяются

по числам, а в единственном числе по родам.

  1. В предложении чаще всего бывает сказуемым.


Неопределенная форма глагола


Глаголы отвечают на вопросы

Что делать? (несов. в.)

Что сделать? (сов. в.)

Будить, говорить,

нести, петь

Разбудить, проговорить,

отнести, спеть


Алгоритм нахождения неопределенной формы глагола

1. Поставить вопрос к глаголу

написал

писал

сидишь

что сделал?

что делал?

что делаешь?

2. Не меняя первой буквы в вопросе, перевести этот глагол в неопределенную форму (не менять вид глагола)

что сделать?


что делать?

написать

писать

сидеть


ЗАПОМНИ!

НЕ с глаголами пишется раздельно!

Не сидел

Не гулял

Не был


Времена глагола

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

  1. Действие совершается сейчас, в данный момент.

  1. Отвечает на вопросы: что делает? что делают?

пишет, читает, сидит, поют.



ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ

  1. Действие уже совершилось, произошло.

  1. Отвечает на вопросы: что делал? что сделал?

написал, прочитал, читал, пели.


БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ

  1. Действие будет происходить, произойдет.

  1. Отвечает на вопросы: что будет делать? что сделает?

будет писать, напишет, прочитает, споет.


Изменение глаголов по временам.


Н.ф

Настоящее вр.

Прошедшее вр.

Будущее вр.

˄

Что делать?

Читать

Читает

Читал

Будет читать


Что сделать?

Прочитать

־

Прочитал

Прочитает

˄

Что делать


Решать

Решает

Решал

Будет решать


Что сделать?

Решить

־

Решил

Решит


БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

1 спр. :– Е, - УТ, - ЮТ

2 спр. : - И, - АТ, - ЯТ


Все остальные глаголы

(не входящие в состав 2 спр.)


(идти)

˄

Все глаголы на – ИТЬ (говорить)

˄

+ 7 глаголов-исключений на – ЕТЬ


видеть, ненавидеть, смотреть,

терпеть, вертеть, зависеть, обидеть

˄

+ 4 глагола-исключения на – АТЬ


гнать, дышать, держать, слышать




Внимание! Есть и такие глаголы:

Я

хочу

даю

бегу

ем

создаю

надоем

Ты

хочешь

дашь

бежишь

ешь

создаешь

надоешь

Он

хочет

даст

бежит

ест

создаст

надоест

Мы

хотим

дадим

бежим

едим

создадим

надоедим

Вы

хотите

дадите

бежите

едите

создадите

надоедите

Они

хотят

дадут

бегут

едят

создадут

надоедят


Спрягаются по-разному, называются РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ.

АЛГОРИТМ ПРАВОПИСАНИЯ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛА

  1. Определяю, ударное окончание глагола или безударное.

  2. Если безударное, поставлю глагол в неопределенную форму.

˄

Если глагол на ить, он 2 спряжения (кроме брить, стелить).

В окончании И, в 3 лице мн. ч. - АТ, - ЯТ.

˄ ˄

  1. Входит ли глагол в перечень 11 глаголов на – ать, - еть.


Если ДА

Если НЕТ



глагол 2 спряжения

глагол 1 спряжения

- И,

- АТ,

- ЯТ

- Е,

- УТ,

- ЮТ


Морфологический разбор глагола


  1. Часть речи. Общие признаки.

  2. Неопределенная форма глагола.

  3. Спряжение глагола.

  4. Время, число, лицо, род.




Образец разбора


Родился ландыш в майский день. И лес его хранит.


˄

Родился (родиться) – гл., сов. в., II спр., в прош. в., в ед. ч., м. р., сказуемое.


˄

Хранит (хранить) – гл., несов. в., II спр., наст. в., в ед. ч., 3 л., сказуемое.


АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

  1. О пределяю часть речи.

Е сли существительное

Е сли глагол



  1. О пределяю склонение

ПИШУ Ь


сидишь, поешь

Если 1 2

3


НЕ ПИШУ Ь

ПИШУ Ь


туч

ночь, рожь, сушь



В словах с основой на шипящие

Ь пишется

Ь не пишется

  1. В сущ. 3 склонения

дрожь, печь

  1. В глаголах

2 лица: сушишь

н. ф.: беречь

  1. В сущ. 1 и 2 склонения

луч, шалаш

задач

туч



Изменение глаголов прошедшего времени


Малыш гулял .




М. р. - .


Вьюга гуляла.




Ж. р. - а


Дитя гуляло.




Ср. р. - о


Они гуляли.





Мн. ч. - и


3. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Чем различаются слова: четыре, четвёрка, четвёртый?

Проверь себя:

Обозначает предмет (четвёрка).


Количество предметов (четыре).


Порядок при счёте (четвёртый).


Отвечает на вопросы:


что? (четвёрка),


сколько? (четыре),


который? (четвёртый).

Четвёрка – это имя существительное, а ЧЕТЫРЕ, ЧЕТВЁРТЫЙ?

Часть речи, которая обозначает количество предметов или порядок предметов при счёте, называется именем числительным.

Имена числительные отвечают на вопросы:

СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?



НАРЕЧИЕ

НАРЕЧИЕ

Что обозначают и на какие вопросы отвечают выделенные слова?

Какие слова они поясняют?

Вчера была хорошая погода. Была (когда?) вчера.

День был почти безоблачным. Был безоблачным (в какой степени?) почти.

Выделенные слова – наречия.

  1. Обозначает признак действия, поясняет глагол.

Обозначает признак признака, поясняет имя прилагательное.

  1. Отвечает на вопросы:

где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?

Наречие – неизменяемая часть речи.




НАРЕЧИЕ

НАРЕЧИЕ

  1. Обозначат признаки действия, поясняет глаголы.

Обозначает признаки признаков, поясняет прилагательные.

  1. Отвечает на вопросы: где? когда? куда? как? откуда? в какой степени?

На лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.

Брызнет (как?) вдруг, т.е. неожиданно, внезапно.

Он внимательно читал книгу. Это очень интересный рассказ.

Читал (как?) внимательно.

Рассказ (насколько интересный?) очень.

НАРЕЧИЕ – НЕИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!