СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Справочник "Подготовка к решению тестовой части ОГЭ по русскому языку"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие для подготовки к решению тестовой части ОГЭ по русскому языку поможет выпускнику 9 класса успешно сдать экзамен.

Просмотр содержимого документа
«Справочник "Подготовка к решению тестовой части ОГЭ по русскому языку"»

Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Гимназия № 75»





Справочник по подготовке к решению тестовой части Общего Государственного Экзамена по русскому языку в 9 классе









2019







Оглавление


Вступление…………………………………………………….3
Задание № 2. Смысловой анализ текста……………………..4

Задание № 3. Выразительные языковые средства…………..5
Задание № 4. Правописание приставок……………………...7

Задание № 5. Правописание суффиксов……………………..9

Задание № 6. Синонимы………………………………………10
Задание № 7. Словосочетание………………………………...11
Задание № 8. Грамматическая основа предложения………..14

Задание № 9. Простое осложненное предложение. ………...15
Задание № 10. Вводные слова и обращения..………………..16
Задание № 11. Грамматическая основа сложного предложения…………………………………………………...18
Задание № 12. Сочинительная и подчинительная связь……19
Задание № 13. Сложноподчиненное предложение с разными типами подчинения……………………………………………21
Задание № 14. Сложное предложение с разными видами связи…………………………………………………………….23









Дорогие девятиклассники!

Содержание экзаменационной работы направлено на объективное измерение результатов обучения русскому языку в основной школе.
Тестовая часть экзаменационной работы состоит из 13 заданий (2-14). Все задания выполняются на основе прочитанного текста. Задания с выбором правильного варианта ответа проверяют глубину и точность понимания учеником содержания исходного текста, умение анализировать его структуру, речевой строй, находить в тексте средства выразительности речи. Задания с кратким ответом проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников. Все задания имеют практическую направленность и составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами.

Содержание экзаменационной работы соответствует многообразию речевой деятельности человека в реальной жизни. Поэтому качественная подготовка к экзамену поможет не только набрать максимальное количество баллов на ОГЭ, но и овладеть богатством русского языка для успешной самореализации в общественной жизни.

Условные обозначения:

– Совет!

– Запомни!

NB! – Важно!

– Удобный алгоритм выполнения задания


Успехов вам и удачи! И высоких баллов на экзамене!



Задание № 2. Смысловой анализ текста

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Анна Федотовна не хотела отдавать ребятам документы?»
1) Это были копии, а не настоящие документы.
2) Поведение детей обидело Анну Федотовну.
3) Документы были дороги Анне Федотовне как единственная память о сыне.
4) Анна Федотовна боялась, что документы подменят.



2






Данное задание направлено на проверку умения проводить информационно-смысловой анализ прочитанного текста. Для качественного выполнения этого задания целесообразно использовать алгоритм.

1)Прочитайте задание, осмыслите его содержание.
2)Изучите все варианты ответов к нему. Помните, что правильным может быть только один.
3) Прочитайте текст.
4) Соотнесите утверждения предложенных вариантов с содержанием текста.
5) Выберите правильный вариант. Найдите в тексте ту смысловую часть,которая подтверждает правильность выбранного ответа.
6) Номер правильного варианта запишите в строке ответа.

Выполняйте строго по алгоритму: сначала читайте задание ,потом – текст!







Задание 3. Выразительные языковые средства.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

3







В данном задании проверяется умение опознавать в тексте выразительные средства русского языка. Их называют еще изобразительно-выразительными. В русском языке выделяют собственно изобразительно-выразительные средства – тропы и стилистические фигуры речи.
Тропы – это обобщенное название стилистических приемов, состоящих в употреблении слова в переносном значении (метафора, эпитет, метонимия, синекдоха и т. д.).
Стилистические фигуры– это обобщенное название стилистических приемов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении (антитеза, инверсия, парцелляция, градация и т. д.).

Информацию о средствах выразительности, чаще всего используемых в контрольно-измерительных материалах, я поместил ниже, в разделе «Краткий словарь изобразительно-языковых средств».

Для того чтобы правильно выполнить это задание, необходимо выучить языковые средства выразительности из краткого словаря и использовать алгоритм.





1) Внимательно прочитайте задание.

2) Вспомните, что обозначает заданный термин.
3) Прочитайте каждое предложение и определите, есть ли в нем указанное средство выразительности.

Помните о том, что некоторые средства трудно отличить друг от друга, например, метафору от олицетворения.

В случае затруднения используйте метод исключения.


Краткий словарь (средства выразительности, наиболее часто используемые в КИМ)

Антитеза – фигура речи, построенная по принципу контраста, резкого противопоставления понятий и т. д. (Ведь только шакалы нападают стаями, а тигры охотятся по одиночке).

Антонимы – слова одной части речи, имеющие противоположные лексические значения (На опушке были редкие заросли, а густые заросли - в глубине леса).

Градация – расположение ряда слов по степени нарастания или ослабления их смыслового или эмоционального значения. Синонимы – основа градации (Пришел, увидел, победил).

Гипербола(преувеличение) – образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты и т. п. (В сто сорок солнц закат пылал).





Литота (простота, малость) – образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета или явления (Мальчик-с-пальчик).

Метафора (скрытое сравнение при отсутствии сравнительного оборота) – перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков (Заря разгоралась за окнами, и в ее свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега).

Олицетворение (разновидность метафоры)–перенесение свойств человека на неодушевленные предметы (На крышах надрывались зенитки).

Просторечные слова– слова, выражения, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости (Башка – голова).

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого (Демонстрируя, он рукой ухватил меня за воротник, как добычу, которая может исчезнуть в потоке).

Фразеологизм– устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением (Колени у меня дрожали, язык заплетался).

Эпитет- образное определение предмета или действия (Каждое утро бесцеременно врывался в самые сладкие сны).


З

Из предложений 1–7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».

4

адание 4. Правописание приставок.




В данном задании проверяется умение проводить словообразовательный анализ для выбора орфографического правила, регламентирующего правописание приставок.
Если в задании сказано, что приставка всегда пишется одинаково, то нужно искать в тексте слово с неизменяемой приставкой. Остальные приставки относятся к изменяемым. От чего зависит их написание? Если написание приставки зависит от следующего за ней согласного, то нужно искать


приставку с буквами –З и –С на конце. Если в задании сказано, что найти приставку, которая имеет какое-либо значение, то нужно искать слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, потому что написание именно этих приставок определяется их значением.
Для выполнения задания необходимо хорошо знать все правила, которые регулируют правописание приставок. В этом отличным помощником может стать приведённый ниже кластер.

При выполнении задания сначала выясните, есть лив найденном слове приставка.

ГРУППЫ ПРИСТАВОК


Написание приставки зависит от глухости/звонкости последующей согласной


(изменяемые на письме)

Неизменяемые приставки



Остальные приставки



Приставки на –З и –С





Перед звонкими согласными пиши З (разбить), перед глухим – С (воспеть).

Без-/бес-, воз-/вос-, из-/ис-,
низ-/нис-, раз-/рас-, роз-/рос-, через-/черес-, чрез-/чрес-.

ПОДСКАЗКА!
Фока,хочешь поесть щец?
(все согласные глухие)

Геннадий Моржаевзаболел.
(все согласные звонкие)

NB! В приставках на З- и С- всегда больше одной буквы.



В-, вы-, до-, за-, к-, !с-, над-, на-, о-, от-, об-, по-, под-, пред-, пере-, про- и др.

ПОДСКАЗКА:З- приставки не бывает





Перед звонкими согласными пиши З (разбить), перед глухим – С (воспеть).

Без-/бес-, воз-/вос-, из-/ис-,
низ-/нис-, раз-/рас-, роз-/рос-, через-/черес-, чрез-/чрес-.

ПОДСКАЗКА!
Фока,хочешь поесть щец?
(все согласные глухие)

Геннадий Моржаевзаболел.
(все согласные звонкие)

NB! В приставках на З- и С- всегда больше одной буквы.

























Задание 5. Правописание суффиксов.

Из предложений 14–16 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила.

5







В данном задании проверяется сформированность умения выбирать правильное написание суффиксов различных частей речи в соответствии с правилами.
Задание сформулировано так, что для его решения необходимо опираться прежде всего на знание правил. Особую трудность представляют слова, в суффиксах которых пишется одна или две буквы Н. Это могут быть наречия, полные или краткие прилагательные и причастия. Чтобы выбрать правильный ответ, нужно уметь точно определять части речи, анализировать морфемное строение слова.
Необходимо действовать строго по алгоритму, применяя правила написания суффиксов в различных частях речи.

Сначала точно определи часть речи и проанализируй морфемное строение слова, а потом действуй!

I .Отымённые прилагательные.

НН

1) В суффиксах ОНН (станционный), ЕНН (искусственный)

2) Если образовано от основы на -н- с помощью суффикса -н- (истинный)

Исключение:
Ветреный (день)
НО!!! С приставкой =безветренный

















!!! Особая группа бессуффиксных прилагательных:свиной, юный, синий, пряный, рьяный,багряный

I I. Отглагольные прилагательные и причастия.



Н

1) Нет условий для удвоенного написания Н

2) В кратких причастиях (связана)


Исключение: раненый
НО!С приставкой или зависимым словом =израненный, раненный в плечо



НН

1) Если есть зависимое слово (вязанная мамой)

2) Если есть приставка, кроме НЕ- (связанная)

3) Если образовано от глагола совершенного вида (решенная задача)

4) Если заканчивается на –ованный, -ёванный (линованный, корчёванный)

Исключения:кованый, жеваный
НО! С приставкой =подкованный, изжеванный





















III. Наречия на –О и –Е и краткие прилагательные.

Пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано.

Туманный = утро туманно
Румяные =румяны



З

Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

6

адание 6. Синонимы.





В данном задании проверяется владение словарным запасом русского языка, знание разных пластов лексики, умение свободно обращаться с лексическим материалом.
Необходимо внимательно проанализировать отрывок из текста, в котором





есть стилистически окрашенное слово (просторечное, слово разговорного или книжного стиля), определить его значение. Затем вспомнить слова, близкие по смыслу, которые встречаются в художественных и публицистических произведениях, грамотной литературной речи, то есть подобрать стилистически нейтральный синоним, относящийся к общеупотребительной лексике.



Синонимы – это слова одной части речи, близкие по лексическому значению. Например, храбрый - смелый. Могут иметь различия в стилистической окраске. Например, смекнуть (просторечное) – сообразить (нейтральное).



1) Внимательно прочитайтезадание.

2) Найдите фрагмент текста, в котором употреблено указанное слово.

3) Определите лексическое значение этого слова, сообразуясь с контекстом, т. к. только в контексте слово имеет определенное значение.

4) Подберите стилистически нейтральное слово-синоним.

5) Запишите подобранный синоним в строку ответа.

Помните о том, что подбираемые вами и заданные слова должны быть близки по значению. Поэтому начните с выяснения того, что обозначает заданное слово (стилистическая окраска указана в самом задании).



Задание 7. Словосочетание.

Замените словосочетание «деревянная шкатулка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

7






Данное задание проверяет знание типов связи слов в словосочетании и грамматические нормы, регулирующие связь главного и зависимого слова в

словосочетании.
Необходимо понимать, что слова в предложении связываются по-разному. Есть главные члены предложения, от одного можно задать вопрос к другому, но при этом они остаются равноправными. Однородные члены предложения связаны между собой по смыслу и также являются равноправными. При решении задании нужно исключить сочетания равноправных слов, так как на экзамене проверяется только знание типов подчинительной связи, при которой одно слово является главным, другое – зависимым. Важно запомнить названия типов подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), а также освоить приемы опознавания этих типов в словосочетании, чтобы использовать эти умения при составлении синонимичной замены.



1) Внимательно прочитайте задание и в предложенном словосочетании найдите главное слово и зависимое.

2) Определите, какой частью речи выражено зависимое слово.

3) Измените словосочетание так, чтобы сохранилось его значение, а тип связи стал другим.

Помните, в новом словосочетании главное слово останется таким же, изменится только зависимое слово.

Приведённый ниже кластер поможет быстрее запомнить материал.

С огласование порядковое числит.



ГС ЗС прич.



СЧР прил.










Управление



Существительные



Г С ЗС



СЧР Местоимение, по форме
схожее с существит.













Примыкание



Деепричастие



Г С ЗС Наречие



С ЧР Инфинитив







Задание 8. Грамматическая основа предложения.

Выпишите грамматическую основу предложения 22.

8





Данное задание проверяет знания учащихся в области синтаксиса простого предложения, умение определять его грамматическую основу, способы выражения подлежащего и сказуемого.
Для выполнения этого задания, которое относится к числу наиболее сложных, надо знать, что такое главные члены предложения, на какие вопросы они отвечают, каковы способы их выражения. Кроме того, нужно уметь производить синтаксический разбор предложения, потому что особенно трудно определять грамматическую основу в односоставных предложениях. Особое внимание нужно обратить на такие предложения, в которых нет ярко выраженного действия, а описываются состояния человека или природы.

1) Внимательно прочитайте предложение, чтобы определить его основное содержание.

2) Найдите подлежащее (его может не быть, если предложение односоставное).

3) Найдите сказуемое (его может не быть, если предложение односоставное назывное).

4) Выпишите ГО.



Сказуемое найти в предложении бывает гораздо сложнее, чем подлежащее, потому что существует несколько типов сказуемых.

  1. Простое глагольное сказуемое (ПГС) = смысловой глагол



Корабль одинокий несется.







  1. Составное глагольное сказуемое (СГС) = вспом.глаг. + инфинитив


И стали три пальмы на Бога роптать.





  1. Составное именное сказуемое (СИС)

СИС = глаг.-связка (быть, есть) + именн.часть (сущ., прил., числ., мест., нар., недел. сл/с и т. д.)



Я буду врачом.



Задание 9. Простое осложненное предложение.

Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

9







В данном задании проверяется умение анализировать структуру простого предложения с однородными и обособленными членами с целью правильной постановки знаков препинания в нем.
Для выполнения задания необходимо точное знание такого синтаксического явления, как члены предложения, так как однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения. Нужно знать, на какие вопросы отвечают члены предложения, какие признаки имеют однородные члены предложения. Это поможет опознать однородные члены.
Обособленными могут быть только второстепенные члены предложения. Для того чтобы опознать их в тексте, помимо умения задавать вопросы к словам, требуется знание условий обособления указанных членов предложения и умение применять правила на практике.

  1. Прочитайте задание и определите признаки, по которым вы должны опознать указанное предложение.

  2. Прочитайте все предложения, данные для анализа.

  3. Начните последовательно анализировать строение предложений, выделяя ГО и выявляя наличие или отсутствие указанных в задании характеристик.





1) Однородные члены предложения (ОЧП)

- ОЧП могут соединяться как бессоюзной, так и союзной сочинительной связью (в последнем случае вспомните известные вам сочинительные союзы).

- При них могут быть обобщающие слова

Не являются ОЧП фразеологические обороты, повторы.
Нельзя при поиске ОЧП ориентироваться только на знаки препинания, потому что их может не быть вообще.



2) Обособленные члены предложения.
Обособляться могут все ВЧП.

- определения (чаще всего выражены ПО) и приложения
- обстоятельства (чаще всего выражены ДО и одиночным деепричастием)
- дополнения (существительные с предлогами сверх, помимо, кроме, вместо)



Задание 10. Вводные слова и обращения.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Но и этот громкий голос пролетел,(1) видимо,(2) мимо сознания Анны Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5) вздохнула с облегчением: – Ступайте,(6) дети. Я очень устала.

100








Данное задание проверяет умение делать пунктуационный анализ предложений со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения, вводными словами и обращениями.
Признаком наличия вводной конструкции или обращения в тексте является слово или сочетание слов, окруженное запятыми. Но обособляться могут не только вводные конструкции, но и второстепенные члены предложения.
Чтобы успешно выполнить это задание, необходимо прежде всего помнить о функции вводных слов в предложении: они всегда несут дополнительную эмоциональную окраску, дают оценку, определяют источник сообщения, порядок действий. Некоторые вводные слова являются глаголами и могут выполнять в предложении основную функцию – быть членами предложения. Поэтому нужно определять грамматическую основу.
Не только глаголы, но и другие части речи могут выступать в роли как вводных слов, так и членов предложения. Выявив слова, близкие по значению вводным словам, нужно проверить, связаны ли они синтаксически с другими членами предложения.


1) Внимательно прочитайте каждое предложение указанного фрагмента и найдите вводное слово или обращение.

2) Определите, можно ли к найденным словам задать вопрос от других ЧП.

3) Определите, можно ли найденные слова убрать без ущерба для смысла предложения.

4) Запишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции или обращении, в строку ответа.



Вводные конструкции.

NB!Не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова и сочетания слов: авось, бишь, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, иногда, как будто, как бы, как раз, между тем, никак, почти и др.

Обращения.

Обращения может быть выражено только именем существительным или другой ЧР в роли существительного в именительном падеже.

Найдите в заданном предложении все слова в именительном падеже, при которых стоят запятые. Дальше действуйте методом исключения.



Задание 11. Грамматическая основа сложного предложения.

Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой.



110







Задание проверяет умение проводить синтаксический анализ сложного предложения, а именно определять количество грамматических основ в сложном предложении.
Чтобы справиться с этим заданием, нужно выработать навык синтаксического разбора сложного предложения. Для этого необходимо знать:
1) виды грамматических основ и способы выражения главных членов предложения; типы подлежащих и сказуемых, виды предложений по составу и количеству грамматических основ;
2) типы сложных предложений, способы связи между частями сложного предложения.

  1. Прочитайте указанное предложение. Обратите внимание на союзы, союзные слова и знаки препинания – они могут помочь при последующем синтаксическом анализе.

  2. Определите тип этого предложения (бессоюзное, союзное: сложносочиненное или сложноподчиненное, в одном предложении может быть несколько типов связи).

  3. Определите первую ГО и границы первой части (если это СП).

  4. Определите ГО и границы других частей СП.

  5. Чтобы проверить правильность определения структуры предложения, составьте на черновике схему предложения и сосчитайте количество ГО.

  6. Запишите ответ в строке ответов.



П редложение по количеству грамматических основ











С ложное предложение по характеру отношений между частями

Бессоюзное



Части относительно равноправны и связаны при помощи знаков препинания без союзов





















Задание 12. Сочинительная и подчинительная связь.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала: – Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5) чтобы я слышала.

12




















Данное задание проверяет умение делать пунктуационный анализ сложного предложения, то есть определять условия постановки знаков препинания в сложных союзных предложения.
Для выполнения этого задания необходимо научиться определять границы частей сложного предложения, находить средства связи в сложном предложении, различать сочинительную и подчинительную связь. Нужно повторить союзы и союзные слова, которые являются «сигналами» сочинительной или подчинительной связи.

  1. Прочитайте задание, обратите внимание на то, какую именно связь необходимо опознать по условию - сочинительную или подчинительную.

  2. Прочитайте указанный в задании фрагмент текста. Отметьте союзы.

  3. Последовательно определите функции запятых. Для этого необходимо вспомнить правила постановки знаков препинания не только в сложном предложении, но и в простом, чтобы правильно исключить не относящиеся к заданию запятые.

  4. Отметьте цифры, которые обозначают запятые, отвечающие условиям задания.

  5. Чтобы убедиться в правильности определения структуры предложения, составьте на черновике структуру предложения.

  6. Запишите цифры в любой последовательности в строке ответа.

NB! Так как в задании представлены и ССП, и СПП, то необходимо уметь различать сочинительные союзы и подчинительные и их разновидности.

Сочинительные союзы – союзы, связывающие однородные члены предложения и простые равноправные предложения в составе сложносочиненного.
1. Соединительные: и, да (=и), и… и, ни… ни, тоже, не только… но и и т. д.
2. Противительные: а, но, да(=но), однако, зато, а то и т. д.
3. Разделительные: ибо, иль, ли… ли, то… то, то ли… то ли… и т. д.
4. Пояснительные: именно, то есть, или (= то есть) и т. д.
5.Присоединительные: да и, также, а также, тоже и т. д.

Подчинительные союзы – союзы, связывающие части сложноподчиненного предложения. Их функция зависит от типа СПП, в котором они находятся.

Определительные

который, что, где,…

Изъяснительные

что, чтобы, как, …

Обстоятельственные

- Временные

когда, пока, как только, лишь, с тех пор как, …

- Причинные

так как, потому что, ибо, …

- Целевые

чтобы, для того чтобы, лишь бы, …

- Условные

если, ежели, коли, кабы, раз, …

- Уступительные

хотя, пускай, несмотря на то что, …

- Сравнительные

как, словно, точно, …

- Следствия

так что



З

Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

13

адание 13. Сложноподчиненное предложение с разными типами подчинения.







Задание нацелено на проверку теоретических знаний и умения делать синтаксический анализ сложного предложения, то есть видеть и понимать структуру предложения, типы связи – сочинительную или подчинительную, в подчинительной – последовательную, параллельную или однородную.
Чтобы успешно выполнить это задание, необходимо
1) хорошо знать способы выражения грамматической основы предложения;
2) средства связи предложений в тексте – союзы и союзные слова.
На этом базируется последовательность действий. Сначала определяются грамматические основы во всех предложениях текста, затем последовательно исключаются из дальнейшего анализа простые предложения – с одной грамматической основой, сложные предложения, содержащие сочинительную связи, и предложения, в которых менее двух придаточных предложений. В оставшихся предложениях нужно определить вид подчинения, задавая вопросы от одного предложения к другим.



  1. Прочитайте задание, акцентируйте внимание, на каком из трех типов подчинения придаточных оно ориентировано: последовательное, однородное или параллельное.

  2. Прочитайте каждое предложение из указанного фрагмента текста и по количеству ГО определите, простые или сложные эти предложения. Исключите из анализа простые.

  3. Определите разновидности союзных сложных предложений: ССП или СПП. Исключите из анализа ССП.

  4. Определите количество придаточных в составе СПП (придаточных должно быть не менее двух!)

  5. Отметьте границы частей и при помощи вопросов определите, как связаны между собой части СПП.

  6. Составьте схему предложения, чтобы проверить правильность определения его структуры.

  7. Выберите из проанализированных предложений предложение с указанным типом подчинения и запишите его номер в строке ответа.



Типы подчинения в СПП с несколькими придаточными.

Тип подчинения

Характеристика

Пример

Последовательное

Вопрос ставится от главного – к первому придаточному, от первого придаточного – ко второму и т. д.



Они верили, что никто не отнимет у них свободу, которую они завоевали в трудной борьбе.



[ ], (что ), (которую ).

Однородное
(= одинаковое)

Вопрос ставится от одного и того же слова в главном предложении в разным придаточным – один и тот же

Мы поднялись рано, когда солнце еще не взошло и когда степью клубился туман.



[ ], (когда ), (когда ).

Неоднородное
(= параллельное)

Разные вопросы ставятся от главного предложения к разным придаточным

Если встать пораньше, то можно увидеть, что солнце купает своилучши в росе.



(Если ), [ ], (как ).









NB! Задания КИМ показывают, что еще одной наиболее частой формулировкой задания 13 является: найти в тексте СПП или сложное предложение с заданным типом придаточного. Для этого нужно уметь отличать типы придаточных предложений, которые определяются по вопросу, заданному от главной части.

Определительные придаточные

Какой?

Местоименно-определительные придаточные

Какой? (Кто именно?Что именно?)

Изъяснительные придаточные

Вопросы косвенных падежей (что? кого? о чем? и т. д.)

Обстоятельственные придаточные

- Места

Где? Куда? Откуда?

- Времени

Когда? Как долго? С (до) каких пор?

- Образа действия

Как? Каким образом?

- Меры и степени

В какой степени? Насколько?

- Условия

При каком условии?

- Сравнения

Как что? В сравнении с чем?

- Причины

Почему? Отчего?

- Цели

Зачем? С какой целью?

- Уступки

Несмотря на что? Вопреки чему?

- Следствия

Что из этого следует?

Присоединительные придаточные

Что можно к этому добавить?





Задание 14. Сложное предложение с разными видами связи.

Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

14









23

Алгоритм выполнения задания

  1. Прочитайте задание, акцентируйте внимание на выделенных жирным шрифтом названиях типов связи простых предложений в сложном: бессоюзная, сочинительная, подчинительная и их сочетание.

  2. Прочитайте каждое предложение и по количеству ГО определите, простые или сложные эти предложения. Исключите простые.

  3. Рассмотрите оставшиеся сложные предложения. Отметьте границы частей, обведите союзы и союзные слова.

  4. Определите, как связаны между собой части СП: сочинительной, подчинительной или бессоюзной связью.

  5. Составьте схемы предложений, чтобы проверить правильность определения их структуры.

  6. Выберите из проанализированных предложений предложение с указанным в задании типом связи и запишите его номер в строке ответа.























24


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!