СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Справочный материал по обществознанию при подготовке к ЕГЭ (социальная сфера)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Справочный материал по теме Социальная сфера представлен в виде планов. (28 задание ЕГЭ)

Просмотр содержимого документа
«1. Социальные связи»

Социальные связи.

  1. Понятие социальных связей – совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, отношения.

  2. Виды социальных связей:

  1. Социальные контакты (единичные, простые связи между отдельными индивидами)

  2. Социальные действия – действия, ориентированные на других индивидов, преследующие определенную цель.

  3. Социальные взаимодействия – систематические, регулярные действия субъектов, направленные друг на друга

  4. Социальные отношения – отношения между людьми или группами, осуществляющиеся в соответствии с законами социальной организации общества;

  1. Типы социальных действий (по Веберу):

  1. Целенаправленное

  2. Ценностно – рациональное (ориентировано на ценности)

  3. Традиционное (подражание определенным образцам).

  4. Аффективное – (главная характеристика – определенное эмоциональное состояние).

  1. Типы социальных взаимодействий:

  1. По видам: физическое, вербальное, жестовое

  2. По сферам: экономическое, профессиональное, демографическое, религиозное и территориальное.

  1. Формы социального взаимодействия:

  1. Сотрудничество:

  • Обоюдная заинтересованность

  • Направлено на выполнение общей цели

  • Связано с такими качествами, как верность, признательность, уважение, поддержка и т. п.

  1. Соперничество:

  • Стремление опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника.

  • Связано с отсутствием общих, совместных целей.

  •  Связано с такими качествами, как зависть, неприязнь, злоба.

  1. Конкуренция - индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами)

  2. Конфликт – особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов





Просмотр содержимого документа
«10. Социальный контроль»

Социальный контроль.

  1. Понятие - механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

  2. Функции социального контроля:

  1. Регуляция общественных отношений Мораль – с позиции добра и зла)

  2. Противостояние асоциальному деструктивному поведению членов общества (применение мер юридической ответственности)

  3. Координация жизни людей (согласно нормам Конституционного права, в РФ проводятся выборы в органы государственной власти)

  4. Поощрение социально – одобряемого поведения (общественное признание героев)

  1. Структура:

  1. Социальные нормы

  2. Санкции

  1. Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей

  2. Элементы социальных норм:

  1. Обычаи - Одобренные обществом массовые образцы действий, возникшие в результате их многократного повторения. Празднование Нового года.

  2. Традиции (по сути своей являются разновидностью обычая) - Ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. п., унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они, как правило, почитаются большинством членов общества.

Регулярные встречи выпускников учебного заведения.

  1. Ритуалы (по сути своей являются разновидностью обычая) Правила поведения людей, в которых самым главным является строго заданная форма их исполнения. Ритуал посвящения в рыцари в Средние века.

  2. Нормы морали (их иногда еще называют этическими нормами). Правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе.

  3. Религиозные нормы - Правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. По содержанию многие из них, выступая как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи.

  4. Политические нормы - Правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах.

  5. Эстетические нормы - Закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту. Носят, как правило, конкретно-исторический характер.

  6. Правовые нормы(законы и подзаконные акты) - Формально определённые правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обязательно выражены в официальной форме — в законах или других нормативных правовых актах.

  1. Виды социальных норм по степени обязательности:

  1. побуждающие;

  2. запрещающие;

  3. рекомендательные;

  4. императивные (от лат. imperatives — повелительный).

  1. Функции социальных норм:

  1. Регулируют общий ход социализации.

  2. Интегрируют личность в социальное окружение.

  3. Служат образцами, эталонами соответствующего поведения.

  4. Определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

  5. Контролируют отклоняющееся поведение.

  1. Формы социального контроля:

  1. Внутренний – при нем индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласуясь с общепринятыми нормами.

  2. Внешний – совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.

  1. Органы для осуществления социального контроля в РФ:

  1. Прокуратура РФ,

  2. Счётная палата РФ,

  3. Федеральная служба безопасности,

  4. различные органы финансового контроля и др.

  5. Функциями контроля наделены и депутаты различных уровней.

  6. Общественные организации.

  1. Методы социального контроля:

  1. Изоляция — установление непроходимых перегородок между девиантом (т. е. человеком, нарушающим социальные нормы) и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его.

  2. Обособление — ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы не нарушать общепринятых норм.

  3. Реабилитация — процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе.

  1. Санкции – реакция общества на действия индивида и группы.

  2. Виды санкций:

  1. Позитивные

  2. Негативные

  3. Формальные

  4. Неформальные

Просмотр содержимого документа
«11. Отклоняющее поведение»

Отклоняющее поведение.

  1. Понятие - это поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество.

  2. Причины девиантного поведения:

  1. Биологическое - Люди по своему биологическому складу предрасположены к определённому типу поведения.

  2. Психологическое - Девиантное поведение является следствием психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые имеют отчасти врождённый характер, отчасти формируются воспитанием и средой.

  3. Социологическое - Девиантное поведение вызывается распадом существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей.

  1. Формы девиации:

  1. Негативная - т.е. вредная для общества и человека (правонарушения, аморальные поступки)

  2. Позитивная - т.е. полезная для общества (новаторство, талант, героизм, самопожертвование, благотворительность)

  1. Виды девиации:

  1. Первичная девиация – индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя девиантом.

  2. Вторичная девиация - характеризуется тем, что на человеке ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми.

  1. Типы девиации:

  1. инновация

  2. бунт

  3. мятеж



Просмотр содержимого документа
«12. Национальные отношения»

Национальные отношения.

  1. 1) отношения между людьми различных национальностей, которые являются гражданами одного государства;

2) отношения между различными нациями.

  1. Формы межнациональных отношений:

1) мирное сотрудничество;

2) этнические конфликты.

III. Способы мирного сотрудничества:

1) Этническое смешивание — разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки.

2) Этническое поглощение — представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Существуют мирные и военные формы ассимиляции. 

IV. Тенденции развития:

  1. Интеграция – сотрудничество наций, сближение различных сторон жизни народов

  2. Дифференциация – стремление народов к национальной самостоятельности

  3. Этнический конфликт – это любая конкуренция (соперничество) от противоборства до социальной конкуренции

V. Причины межнациональных конфликтов:

1) несовпадение этнических и территориальных границ;

2) ухудшение экономического положения;

3) социальные противоречия;

4) национализм и шовинизм, возведённые в ранг официальной политики;

5) национальные и религиозные различия;

6) прошлые национальные обиды.



VI. Виды национальных отношений:

  1. Космополитизм – идеология, мировоззрение мирового гражданства и мирового государства, ставящая общечеловеческие интересы выше интересов отдельной нации

  2. Национализм – идеология, гл. принципом которой является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства.

V. Виды национализма:

1. этнический — борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности;

2) державно-государственный — стремление наций воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счёт малых народов;

3) бытовой — проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия (от гр. xenos — чужой и phobos — страх).

4) шовинизм - политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление её интересов другим нациям и народам.

5) Геноцид (от гр. genos — род и лат. — caedre — убивать) — преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. 

VI. Основные направления национальной политики РФ:

1) отказ от насилия и принуждения;

2) поиск согласия на основе консенсуса всех участников;

3) признание прав и свобод человека важнейшей ценностью;

4) готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

VII. Конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ.

1. Развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов РФ и целостности Российского государства.

2. Развитие национальных культур и языков народов РФ, укрепление духовной общности россиян.

3. Обеспечение политической и правовой защищённости малочисленных народов и национальных меньшинств.

4. Достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе.

5. Поддержка соотечественников, проживающих в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвийской, Литовской и Эстонской республиках, содействие развитию их связей с Россией.

VIII. Основные принципы национальной политики в России:

  1. Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям.

  2. Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

  3. Сохранение целостности и неприкосновенности территории РФ.

  4. Равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

  5. Гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

  6. Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения.

  7. Содействие развитию национальных культур и языков народов России.

  8. Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.

  9. Запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

  10. Защита прав и интересов граждан РФ за её пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

IX. Пути решения национального вопроса:

  1. демократизация всех сторон общественной жизни

  2. соблюдение принципов гуманизма в решении этнических проблем

  3. предоставление всем народам максимально широкого самоуправления

  4. отказ национальных меньшинств от сепаратизма

  5. постоянный поиск консенсуса, борьба с национализмом и шовинизмом





















Просмотр содержимого документа
«2. Социальные конфликты»

Социальные конфликты

  1. Межличностные конфликты – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, спор между людьми и группами в процессе социального взаимодействия.

  2. Участники- субъекты (индивиды, группы, организации и объединения)

  3. Причины –

  1. Социальная неоднородность общества

  2. Различия в уровнях доходов, доступа к власти, образованию, культуре и информации.

  3. Религиозные различия

  4. Поведение человека., его социально- психологические черты (характер, интеллект, культура)

  1. Виды конфликтов:

  1. Внутриличностный

  2. Межличностный

  3. Внутригрупповой

  4. Конфликт с внешней средой

  5. Конфликт, охватывающий отдельные сферы (политический, экономический…)

  6. Конфликт, охватывающий все общество в целом (соц. революция)

  1. Классификации конфликтов:

  1. По длительности – краткосрочные, долгосрочные

  2. По источнику возникновения – объективные, субъективные

  3. По форме – внутренние, внешние

  4. По объему – глобальные, локальные

  5. По сферам – экономические, политические.

  6. По характеру развития – преднамеренные и спонтанные.


  1. Способы решения конфликта:

  1. Компромисс – это решение проблемы через взаимные уступки сторон

  2. Переговоры – это совместное обсуждение проблемы конфликта

  3. Посредничество – использование третьей стороны в решении проблемы

  4. Арбитраж – обращение к наделённому специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы

  5. Применение силы – власти, закона – одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее

  6. Уклонение – нежелание участвовать в урегулировании конфликта, защищать собственные интересы.

  7. Приспособление – попытка смягчить конфликтную ситуацию и сохранить отношения, уступая противнику.

  8. Конфронтация – достижение своих целей без учета интересов другой стороны.

  9. Сотрудничество – совместный поиск решения с учетом интересов всех сторон.

  1. Правила регулирования конфликта:

  1. Признать наличие конфликта

  2. Слушать оппонента

  3. Демонстрировать понимание роли другого

  4. Выяснить как другой видит конфликт

  5. Четко формулировать предмет конфликта

  6. Установить общие точки зрения

  7. Выяснить, что разъединяет, что соединяет

  8. Найти общее решение

  9. Следовать этому решению

  1. Позитивная роль конфликта:

  1. Информировании о наличии общих проблем

  2. Стимулирование соц изменений

  3. Снятие психологической напряженности

  1. Негативные последствия:

  1. Стрессовые ситуации

  2. Нарушение порядка общественной жизни

  3. Разрушение устойчивого положения







Просмотр содержимого документа
«3. Социальные группы»

Социальные группы, социальные общности.

  1. Понятие социальных общностей – реально существующая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

  2. Признаки социальных общностей:

  1. Сходство условий жизни

  2. Общность потребностей

  3. Совместная деятельность

  4. Социальная идентификация членов общности.

  1. Виды социальных общностей:

  1. Классовые общности и слои.

  2. Исторические формы общности.

  3. Социально-демографические общности.

  4. Корпоративные общности.

  5. Этнические общности

  • Род (кровное родство, язык, религиозные культы)

  • Племя (территория, язык, религия, зарождение культуры)

  • Народность (общность территории, язык, культура, зарождение экономических связей, формирование государства)

  • Племя – (общность экономической жизни, общность территории и языка, общность культуры и психологии – осознание принадлежности к истории и культуре народа)

  1. Территориальные общности.

  1. Понятие социальная группа – любая совокупность людей, имеющая какой-либо общий социально – значимый признак. (общие цель, деятельность или интересы).

  2. Признаки социальных групп:

  1. Устойчивость состава

  2. Продолжительность существования

  3. Общая система ценностей и норм

  4. Осознание принадлежности к группе

  1. Классификация групп:

  1. По характеру связей – формальные, неформальные

  2. По уровню взаимодействия внутри группы – первичные, вторичные

  3. По объему – большие и малые

  4. По факту существования – реальные и номинальные

  5. Квазигруппа – малоустойчивая, неформальная совокупность людей, имеющая неопределенную структуру, систему ценностей и норм.

  • Анонимность

  • Внушаемость

  • Социальная заражаемость

  • Бессознательность

  1. Воздействие социальной группы на человека:

  1. Позитивное:

  • Осуществление социализации

  • Развитие коммуникативных навыков

  • Учит правильно идентифицировать себя

  • Придает уверенность в себе.

  1. Негативные:

  • Групповой эгоизм – цели группы достигаются за счет ущемление интересов членов группы.

  • Неприятие гениев, одаренных людей

  • Конформность.



Просмотр содержимого документа
«4. Молодежь как социальная группа»

Молодежь как социальная группа.

  1. Понятие молодежи - это социально-демографическая группа, которую характеризуют совокупность возрастных характеристик (от 16 до 25 лет), периоды становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления.

  2. Особенности социального положения молодежи:

  1. необходимость усвоения выработанных обществом социальных норм, ценностей, установок, представлений и стереотипов (освоение новых социальных ролей);

  2. переходность положения (маргинальность);

  3. высокий уровень социальной мобильности;

  4. активный поиск своего места в жизни;

  5. наличие перспектив профессионального роста.

  1. Особенности социально – психологических качеств молодежи:

  1. внутренняя противоречивость;

  2. неустойчивость психики;

  3. низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia — терпение);

  4. стремление выделиться, отличаться от остальных;

  5. специфическая молодёжная субкультура.

  1. Признаки неформальных молодежных групп:

  1. возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;

  2. не зависят от официальных структур.

  3. нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищённости и престижной самооценки

  4. наличие иных ценностных ориентаций или даже мировоззрения, стереотипов поведения, не характерных для общества в целом;

  5. самоорганизация и независимость от официальных структур;

  6. относительная устойчивость, определённая иерархия среди членов группы;

  1. Типы самодеятельности молодежи:

  1. Агрессивная самодеятельность. Базируется на примитивных представлениях о жизненных ценностях и стремлении к самоутверждению;

  2. Эпатажная самодеятельность. В основе лежит вызов общественному мнению, относящемуся к одежде, прическе, лексике;

  3. Альтернативная самодеятельность. Основана на выработке альтернативных образцов поведения;

  4. Социальная самодеятельность. Связана с решением различных социальных проблем, таких как защита окружающей среды, сохранение культурного наследия

  5. Политическая самодеятельность. Связана с желанием изменить государственный строй в соответствии с собственными политическими взглядами.

  1. Проблемы молодежи:

  1. Проблема нравственного воспитание ( стремление достичь желаемого любой ценой)

  2. Проблема культуры молодежи (низкий уровень культуры, культ денег, моды, речевая культура)

  3. Психологические проблемы (отсутствие четких жизненных ориентиров, опыта, помощи государства)

  4. Безработица.

Просмотр содержимого документа
«5. Социальная стратификация и дифференциация»

Социальная стратификация и дифференциация.

  1. Понятие дифференциации - деление общества на группы, характеризующиеся различными признаками. Соподчиненности между ними нет. (О.Конт)

  2. Виды дифференциации:

  1. По социальным причинам:

  • Экономическая (богатые, средний слой, бедные)

  • Политическая

  • Профессиональная

  1. По биологическим причинам:

  • Этническая (народы, племена, нации…)

  • Демографическая (пол, возраст, место проживания)

  1. Понятие стратификации - совокупность расположенных в иерархическом порядке социальных слоев.

  2. Критерии стратификации:

  1. Власть

  2. Доход

  3. Образование

  4. Престиж.

  1. Виды стратификации:

  1. Экономическая – в различии доходов

  2. Политическая – делит общество на управляемых и управляющих.

  3. Профессиональная – деление по роду деятельности.

  1. Понятие неравенства – неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества между различными странами и слоями населения.

  2. Функции стратификации:

  1. Стратификация является методом выявления социальных слоев данного общества.

  2. Предоставление социального портрета данного общества.

  1. Социальная структура - строение общества в целом, система связей между

основными элементами

  1. Индивид

  2. Социальные группы и общности

  3. Социальный институт.

  1. Типы социальных институтов:

  1. Экономические (потребности в материальных благах)

  2. Политические (государство, партии, право, движения)

  3. Институт семьи (брак, родство и др. )

  4. Культурные (наука, образование, культура, религия)

  1. Стратификационный и классовый подход к анализу социальной структуры:

  1. Основа выделения страт – совокупность признаков, главный из которых доступ к богатству.

Основа выделения классов – обладание частной собственностью для получения прибыли.

  1. Конфликтность и солидарность групп в стратах

Конфликтность классов.

  1. Слои современного общества:

  1. Элита (олигархи, высшая бюрократия)

  2. Средний слой (мелкие и средние бизнесмены, работники торговли, сервиса)

  3. Базовый слой (интеллигенция, технический персонал, крестьяне, рабочие)

  4. Нижний слой (пожилые, инвалиды, иждивенцы, безработные, беженцы)

  5. Десоциализированное дно (бомжи, наркоманы)

  1. Понятие маргиналов - это социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями.

  2. Типы маргиналов:

  1. этномаргиналы

  2. социомаргиналы

  3. экономические

  4. политические

  5. религиозные

  1. Тенденции развития социальной структуры общества:

  1. дифференциация (появление новых слоев и групп)

  2. интеграция (сближение условий труда)

  3. маргинализация (увеличение числа людей, занимающих промежуточное положение между основными социальными слоями)

  4. люмпенизация (увеличение количества людей, опустившихся на дно общественной жизни)

  5. поляризация (увеличение числа людей, живущих за чертой бедности)





Просмотр содержимого документа
«6. Социальная мобильность»

Социальная мобильность.

  1. Понятие - перемещение отдельных индивидуумов или социальных групп от одной позиции в иерархии социальной стратификации к другой. (любые изменения в социальном положении индивида или социальной группы).

  2. Виды:

  1. Добровольная и диктуемая структурными изменениями в обществе.

  2. Межпоколенная (дети выше родителей)

  3. Внутрипоколенная (один индивид меняет положение несколько раз)

  4. Индивидуальная, групповая

  5. Горизонтальная, вертикальная (восходящая, нисходящая)

  6. Организованная мобильность (перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали) управляется государством. Эти перемещения могут осуществляться:

а) с согласия самих людей,

б) без их согласия.



  1. Причины (факторы)

  1. Образование

  2. Социальный статус семьи

  3. Система общественного устройства (если общество открытое, то нет формальных ограничений мобильности).

  4. Изменения в технологиях – приводят к новым, лучше оплачиваемым профессиям)

  5. Социальные потрясения (войны, революции) приводят к смене правящих элит.

  6. Различный уровень рождаемости в разных странах – (в верхних слоях мало, в нижних много вакуум в верхних слоях продвижение снизу).

  1. Понятие социального лифта – каналы социальной мобильности.

  2. Социальные лифты:

  1. Социальные институты – армия, семья, школа, церковь.

  2. Умственные и физические внешние данные.

  3. Брак.

  1. Позитивное значение социальной мобильности:

  1. Реализация личных качеств человека

  2. Выработка реалистической самооценки.

  3. Появляются возможности создания новых групп.

  4. Предотвращается застой в социальной структуре общества, обновление элиты.

  5. Формирование новых ценностей

  6. Освобождение общества от устаревших элементов.

  1. Негативное значение:

  1. Индивид становится маргиналом, утрачивая свою групповую принадлежность.

  2. Проявление напряженности в отношении с другими людьми.

  3. Вызывает социальные конфликты

  4. Дестабилизирует общество.

  5. Происходит разрыв устоявшихся социальных связей.

  1. Способы преодоления негативных последствий:

  1. Изменение образа жизни (принятие нового статусного стандарта)

  2. Развитие типичного статусного поведения (изменение манеры общения, новые словесные обороты, новые способы проведения досуга)

  3. Изменение социального окружения (куда индивид хочет попасть).

Просмотр содержимого документа
«7. Социальный статус»

Социальный статус, социальная роль.

  1. Понятие социального статуса - это положение человека в обществе, занимаемое им как представителем определенной социальной группы и включающее определенный набор прав и обязанностей.

  2. Виды статуса:

  1. Предписанный (пол, нация, раса, возраст)

  2. Достигаемый (образование, профессия)

  3. Личный (положение в малой группе)

  4. Основной (определяет главное в жизни человека)

  5. Смешанный (предписанный и достигаемый)

  1. Компоненты статуса:

  1. Права и обязанности

  2. Символы

  3. Имидж

  4. Идентификация

  1. Понятие престижа -оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми, связан с социальным статусом (профессия, деятельность)

  2. Понятие авторитета - обозначает степень признания личных или деловых качеств человека обществом или группой людей, связан с личным статусом (человек)

  3. Факторы престижности:

  1. Полезность

  2. Система ценностей, которая характерна для общества.

  1. Значение статуса:

  1. Определяет характер отношений

  2. Является структурным элементом общества.

  1. Понятие социальной роли – модель поведения, ориентированная на определенный статус

  2. Ролевой набор – совокупность ролей:

  1. Основные роли (типичные)

  2. Ситуационные

  1. Структура социальной роли:

  1. Поведение, соответствие статусу

  2. Нормы

  3. Оценка выполнения роли

  4. Меры поощрения или наказания

  1. Понятие ролевого конфликта - это ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.

  2. Виды ролевых конфликтов:

  1. Внутриролевые

  2. Межролевой

  3. Личностноролевые








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!