СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спряжение глаголов в утвердительной форме настоящего времени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот план-конспект практического урока по теме "Спряжение глаголов в утвердительной форме настоящего времени". Расчитан  для учеников 10-11 классов, желающих изучать крымскотатарский язык самостоятельно.

Просмотр содержимого документа
«Спряжение глаголов в утвердительной форме настоящего времени»

Тема занятия: Спряжение глаголов в утвердительной форме настоящего времени.

Тип : закрепление изученного материала

Количество часов: 90 мин.

Цель: научить спрягать глаголы в утвердительной форме настоящего времени.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать умение распознавать число и лицо глагола по суффиксу.

Развивающие: развивать умение обосновывать написание личных окончаний глаголов, развивать и обогащать речь обучающихся, правильно употреблять глаголы в речи.

Воспитательные: воспитывать уважение к крымскотатарскому языку, его многозначности, образности.

Компетенции:

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 1.3.Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.


Ход практического занятия


1.Организационный момент – 4-6мин
2. Актуализация опорных знаний – 10-15 мин
3. Практическая работа обучающихся -30-60мин
4.Осмысление и систематизация полученных знаний и умений – 5-10 мин
5.Подведение итогов -2-3мин
6.Задание на дом – 2-3 мин


Литература:

1. Акмоллаев Э.С. Къырымтатар тилининъ амелияты. Синтаксис. Ташкент, 1989.

2.Акмоллаев Э.С. Классификация бессоюзных сложных предложений, Ташкент, 1986.

3.Акмоллаев Э.С. Къырымтатар тили. Симферополь: Къырымдевокъув-

Алиева Л.А. Педнешир, 1998.

4.Меметов А.М. Къырымтатар тили. Симферополь: Къырымдевпеднешир, 1997.

5.Меметов А.М. Земаневий къырымтатар тили. Симферополь:

Къырымдевокъувпеднешир, 2006.

6.Усеинов С.М. Самоучитель крымскотатарского язык, - Симферополь,2015г.


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.


  1. Какая часть речи в крымскотатарском языке отвечает на вопросы ким? Не?
  2. Как склоняются имена существительные крымскотатарском языке?
  3. На что надо обращать внимание в склонениях существительных в притяжательной форме?
  4. Какие привила сингармонизма используются при склонениях существительных?


Задание: просклонять существительные в простой форме и в форме принадлежности по падежам.

Куньделик; фырчы – 3 л., ед.ч. Задание 1: Перед вами лежат опорные конспекты с упражнениями. Выполняем 1 задание: разделите глаголы на 2 группы…….

Язмакъ, бере, турмакъ, отурмакъ, турасыз, юкъламакъ, сорай, истемек, язам, кельмек, келемиз, сорайым, юкълайсынъ, япамыз, истемек, ятасыз, келе, язалар

На какие группы вы разделили слова? Что такое глагол? Как называется глагол в крымскотатарском языке? Начальная форма глагола это? Как изменяются глаголы? Какие правила сингармонизма действуют при спряжении глагола?

3.Практическая работа обучающихся Задание 2 Проспрягайте глаголы в утвердительной форме настоящего времени: Йырламакъ, динълемек, бакъмакъ, кетмек.

Задание 3

Переведите слова с крымскотатарского языка на русский язык.

Раатланам, сорайлар, юкълайсынъ, кетемиз, турым, сорай, язамыз, отуралар, джевап бере, бакъасыз, косьтере, йырлаймыз, окъуйсыз, япалар, истейим, бакъа.

Переведите слова с русского языка на крымскотатарский язык.

Бегут, читаю, отвечают, идут, сидит, поем, бегут, чертит, показываю, слушаем, лежит, иду, играют, бежит, танцуешь, отдыхаем, делает, смотрю, читает Задание 4 Составьте с глаголами 10 словосочетаний.

Задание 5

Используя существительные, составьте 5 предложений.

Китап, мектеп, дерс, талебе, оджа.

Задание 6 Составьте предложения , используя глаголы.

Али мектепке……. Балалар сыныфкъа………… Рустем дерс……… Огъланлар спортзалда …… Мен китап……… Анифе музыка дерсинде………. Оджа тахтада……. Оджалар сыныфта музыка…… Талебе дерсте……. Дерсте балалар къалемнен …………..

Слова для справок: джевап бермек, язмакъ, окъумакъ, кетмек, отурмакъ, чапмакъ, йырламакъ, динълемек. 4.Осмысление и систематизация полученных знаний и умений.

  1. На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?
  2. Какие правила сингармонизма действуют при спряжении глаголов в настоящем времени?
  3. Какие особенности спряжения глаголов имеются в крымскотатарском языке?
  4. Какие аффиксы используются если глагол заканчивается на гласный звук?


  1. Подведение итогов.
    1.На занятии я работал Активно/ пассивно
    2.Своей работой на занятии я Довольна /не довольна
    3.Занятие для меня показалось Коротким/длинным
    4.На занятии я Не устала/ устала
    5.Моё настроение Стало лучше/ стало хуже
    6.Материал мне был Понятен/ не понятен Полезен/бесполезен Интересен /скучен
  2. Задание на дом.
Выучить глаголы: тикмек –шить бояламакъ – красить, кесмек – резать, бурмакъ- крутить, закручивать, ашамакъ – кушать, сувармакъ – поливать, парламакъ – колоть, ломать, пычмакъ – пилить, ичмек –пить. Проспрягать глаголы в настоящем .времени: ашамакъ, ичмек, кесмек, бояламакъ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!