Тема занятия: Спряжение глаголов в утвердительной форме настоящего времени.
Тип : закрепление изученного материала
Количество часов: 90 мин.
Цель: научить спрягать глаголы в утвердительной форме настоящего времени.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать умение распознавать число и лицо глагола по суффиксу.
Развивающие: развивать умение обосновывать написание личных окончаний глаголов, развивать и обогащать речь обучающихся, правильно употреблять глаголы в речи.
Воспитательные: воспитывать уважение к крымскотатарскому языку, его многозначности, образности.
Компетенции:
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ПК 1.3.Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
Ход практического занятия
1.Организационный момент – 4-6мин
2. Актуализация опорных знаний – 10-15 мин
3. Практическая работа обучающихся -30-60мин
4.Осмысление и систематизация полученных знаний и умений – 5-10 мин
5.Подведение итогов -2-3мин
6.Задание на дом – 2-3 мин
Литература:
1. Акмоллаев Э.С. Къырымтатар тилининъ амелияты. Синтаксис. Ташкент, 1989.
2.Акмоллаев Э.С. Классификация бессоюзных сложных предложений, Ташкент, 1986.
3.Акмоллаев Э.С. Къырымтатар тили. Симферополь: Къырымдевокъув-
Алиева Л.А. Педнешир, 1998.
4.Меметов А.М. Къырымтатар тили. Симферополь: Къырымдевпеднешир, 1997.
5.Меметов А.М. Земаневий къырымтатар тили. Симферополь:
Къырымдевокъувпеднешир, 2006.
6.Усеинов С.М. Самоучитель крымскотатарского язык, - Симферополь,2015г.
Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Какая часть речи в крымскотатарском языке отвечает на вопросы ким? Не?
- Как склоняются имена существительные крымскотатарском языке?
- На что надо обращать внимание в склонениях существительных в притяжательной форме?
- Какие привила сингармонизма используются при склонениях существительных?
Задание: просклонять существительные в простой форме и в форме принадлежности по падежам.
Куньделик; фырчы – 3 л., ед.ч. Задание 1: Перед вами лежат опорные конспекты с упражнениями. Выполняем 1 задание: разделите глаголы на 2 группы…….
Язмакъ, бере, турмакъ, отурмакъ, турасыз, юкъламакъ, сорай, истемек, язам, кельмек, келемиз, сорайым, юкълайсынъ, япамыз, истемек, ятасыз, келе, язалар
На какие группы вы разделили слова? Что такое глагол? Как называется глагол в крымскотатарском языке? Начальная форма глагола это? Как изменяются глаголы? Какие правила сингармонизма действуют при спряжении глагола?
3.Практическая работа обучающихся Задание 2 Проспрягайте глаголы в утвердительной форме настоящего времени: Йырламакъ, динълемек, бакъмакъ, кетмек.
Задание 3
Переведите слова с крымскотатарского языка на русский язык.
Раатланам, сорайлар, юкълайсынъ, кетемиз, турым, сорай, язамыз, отуралар, джевап бере, бакъасыз, косьтере, йырлаймыз, окъуйсыз, япалар, истейим, бакъа.
Переведите слова с русского языка на крымскотатарский язык.
Бегут, читаю, отвечают, идут, сидит, поем, бегут, чертит, показываю, слушаем, лежит, иду, играют, бежит, танцуешь, отдыхаем, делает, смотрю, читает Задание 4 Составьте с глаголами 10 словосочетаний.
Задание 5
Используя существительные, составьте 5 предложений.
Китап, мектеп, дерс, талебе, оджа.
Задание 6 Составьте предложения , используя глаголы.
Али мектепке……. Балалар сыныфкъа………… Рустем дерс……… Огъланлар спортзалда …… Мен китап……… Анифе музыка дерсинде………. Оджа тахтада……. Оджалар сыныфта музыка…… Талебе дерсте……. Дерсте балалар къалемнен …………..
Слова для справок: джевап бермек, язмакъ, окъумакъ, кетмек, отурмакъ, чапмакъ, йырламакъ, динълемек. 4.Осмысление и систематизация полученных знаний и умений.
- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?
- Какие правила сингармонизма действуют при спряжении глаголов в настоящем времени?
- Какие особенности спряжения глаголов имеются в крымскотатарском языке?
- Какие аффиксы используются если глагол заканчивается на гласный звук?
- Подведение итогов.
1.На занятии я работал | Активно/ пассивно |
2.Своей работой на занятии я | Довольна /не довольна |
3.Занятие для меня показалось | Коротким/длинным |
4.На занятии я | Не устала/ устала |
5.Моё настроение | Стало лучше/ стало хуже |
6.Материал мне был | Понятен/ не понятен Полезен/бесполезен Интересен /скучен |
- Задание на дом.
Выучить глаголы: тикмек –шить бояламакъ – красить, кесмек – резать, бурмакъ- крутить, закручивать, ашамакъ – кушать, сувармакъ – поливать, парламакъ – колоть, ломать, пычмакъ – пилить, ичмек –пить. Проспрягать глаголы в настоящем .времени: ашамакъ, ичмек, кесмек, бояламакъ.