Закон спроса работает в условиях стабильного экономического развития. Он не действует в ситуациях ажиотажного спроса, вызванного ожидающимся повышением цен, не распространяется на антиквариат, предметы роскоши (т.е. на те товары, которые выступают средством накопления), а также на те случаи, когда спрос переключается на технологически новые товары.
Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить в зависимости от изменения цены, называют изменением величины спроса. Если цена на товар снижается, то величина спроса на него возрастает и наоборот.
Предложение — намерение продавца предложить свой товар к продаже за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на него.
Действующий на рынке закон предложения состоит в том, что при равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения. Основным фактором предложения также является цена.
Кроме цены на предложение оказывают влияние и другие неценовые факторы:
уровень технологии (при улучшении технологии на единицу ресурсов можно получить больше продукции);
цены на ресурсы (рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции и, как следствие, увеличение цены);
налоги (чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают цену продукции);
количество производителей (с увеличением их числа предложение возрастает);
ожидания производителя (предложение может изменяться в зависимости от ожиданий относительно будущих цен на товары, сырье, изменения налогов и др.);
цены на другие товары (если они растут, происходит отток капитала в сферу производства этих товаров).
Соотношение спроса и предложения формирует равновесную (рыночную) цену, которая стремится установиться на таком уровне, при котором спрос равен предложению.
Рыночное равновесие — состояние рынка, характеризующееся равенством спроса и предложения всех товаров и услуг.
При анализе равновесия на рынке одного товара (когда рассматривается один вид продукции) соотношение спроса и предложения касается только этого товара, при этом не учитывается ситуация на рынке других товаров, хотя известно, что спрос на товар зависит не только от его цены, но и от цен заменяющих его товаров. Поэтому нарушение равновесия на рынке одного товара может оказать влияние на рынки других товаров, его заменяющих. В этой связи существует два подхода к проблеме рыночного равновесия:
1) частичное равновесие, когда рассматриваются один, два, три и т.д. рынка, взятые изолированно от всей остальной экономики;
2) общее равновесие, когда рассматривается вся экономическая система в целом со всеми ее внутренними связями и взаимными влияниями. Выбор метода анализа в каждом случае зависит от цели исследования и конкретной рыночной ситуации.
Составной частью рынка является фондовый рынок (или рынок ценных бумаг), на котором товаром выступают ценные бумаги (акции, облигации, векселя, государственные долговые обязательства и др.). Субъектами фондового рынка являются эмитенты, инвесторы, профессиональные участники.
Облигация
Рыночная экономика представляет собой наиболее распространенный тип экономических систем в современном мире. Именно в условиях рынка возможно наиболее полно реализовать свои предпринимательские способности и удовлетворить необходимые потребности.