СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спрос и предложение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Спрос и предложение»

За­кон спро­са ра­бота­ет в ус­ло­ви­ях ста­бильно­го эко­номи­че­ско­го раз­ви­тия. Он не действу­ет в си­ту­аци­ях ажи­отаж­но­го спро­са, выз­ванно­го ожи­да­ющим­ся по­выше­ни­ем цен, не рас­простра­ня­ет­ся на ан­тиква­ри­ат, пред­ме­ты рос­ко­ши (т.е. на те то­вары, ко­торые выс­ту­па­ют средс­твом на­коп­ле­ния), а так­же на те слу­чаи, ког­да спрос пе­рек­лю­ча­ет­ся на тех­но­логи­чес­ки но­вые то­вары.

Из­ме­нение ко­личес­тва то­вара, ко­торое по­купа­тели хо­тят и мо­гут ку­пить в за­виси­мос­ти от из­ме­нения це­ны, на­зыва­ют из­ме­нени­ем ве­личи­ны спро­са. Ес­ли це­на на то­вар сни­жа­ет­ся, то ве­личи­на спро­са на не­го воз­раста­ет и на­обо­рот.

Пред­ло­жение — на­мере­ние про­дав­ца пред­ло­жить свой то­вар к про­даже за оп­ре­делен­ный про­межу­ток вре­мени при всех воз­можных це­нах на не­го.

Действу­ющий на рын­ке за­кон пред­ло­жения со­сто­ит в том, что при рав­ных ус­ло­ви­ях ко­личес­тво пред­ла­га­емо­го про­дав­ца­ми то­вара тем вы­ше, чем вы­ше це­на это­го то­вара, и, на­обо­рот, чем ни­же це­на, тем ни­же ве­личи­на его пред­ло­жения. Ос­новным фак­то­ром пред­ло­жения так­же яв­ля­ет­ся це­на.

Кро­ме це­ны на пред­ло­жение ока­зыва­ют вли­яние и дру­гие не­цено­вые фак­то­ры:

  • уро­вень тех­но­логии (при улуч­ше­нии тех­но­логии на еди­ницу ре­сур­сов мож­но по­лучить больше про­дук­ции);

  • це­ны на ре­сур­сы (рост цен на ре­сур­сы вы­зыва­ет рост се­бес­то­имос­ти про­дук­ции и, как следс­твие, уве­личе­ние це­ны);

  • на­логи (что­бы ком­пенси­ровать рост на­логов, про­из­во­дите­ли уве­личи­ва­ют це­ну про­дук­ции);

  • ко­личес­тво про­из­во­дите­лей (с уве­личе­ни­ем их чис­ла пред­ло­жение воз­раста­ет);

  • ожи­дания про­из­во­дите­ля (пред­ло­жение мо­жет из­ме­няться в за­виси­мос­ти от ожи­даний от­но­сительно бу­дущих цен на то­вары, сырье, из­ме­нения на­логов и др.);

  • це­ны на дру­гие то­вары (ес­ли они рас­тут, про­ис­хо­дит от­ток ка­пита­ла в сфе­ру про­из­вод­ства этих то­варов).

Со­от­но­шение спро­са и пред­ло­жения фор­ми­ру­ет рав­но­вес­ную (ры­ноч­ную) це­ну, ко­торая стре­мит­ся ус­та­новиться на та­ком уров­не, при ко­тором спрос ра­вен пред­ло­жению.

Ры­ноч­ное рав­но­весие — со­сто­яние рын­ка, ха­рак­те­ризу­юще­еся ра­венс­твом спро­са и пред­ло­жения всех то­варов и ус­луг.

При ана­лизе рав­но­весия на рын­ке од­но­го то­вара (ког­да рас­смат­ри­ва­ет­ся один вид про­дук­ции) со­от­но­шение спро­са и пред­ло­жения ка­са­ет­ся только это­го то­вара, при этом не учи­тыва­ет­ся си­ту­ация на рын­ке дру­гих то­варов, хо­тя из­вес­тно, что спрос на то­вар за­висит не только от его це­ны, но и от цен за­меня­ющих его то­варов. По­это­му на­руше­ние рав­но­весия на рын­ке од­но­го то­вара мо­жет ока­зать вли­яние на рын­ки дру­гих то­варов, его за­меня­ющих. В этой свя­зи су­щес­тву­ет два под­хо­да к проб­ле­ме ры­ноч­но­го рав­но­весия:

1) час­тичное рав­но­весие, ког­да рас­смат­ри­ва­ют­ся один, два, три и т.д. рын­ка, взя­тые изо­лиро­ван­но от всей ос­тальной эко­номи­ки;

2) об­щее рав­но­весие, ког­да рас­смат­ри­ва­ет­ся вся эко­номи­че­ская сис­те­ма в це­лом со все­ми ее внут­ренни­ми свя­зями и вза­им­ны­ми вли­яни­ями. Вы­бор ме­тода ана­лиза в каж­дом слу­чае за­висит от це­ли ис­сле­дова­ния и кон­крет­ной ры­ноч­ной си­ту­ации.

Сос­тавной частью рын­ка яв­ля­ет­ся фон­до­вый ры­нок (или ры­нок цен­ных бу­маг), на ко­тором то­варом выс­ту­па­ют цен­ные бу­маги (ак­ции, об­ли­гации, век­се­ля, го­сударст­вен­ные дол­го­вые обя­за­тельства и др.). Субъек­та­ми фон­до­вого рын­ка яв­ля­ют­ся эми­тен­ты, ин­весто­ры, про­фес­сио­нальные учас­тни­ки.

Облигация

Ры­ноч­ная эко­номи­ка пред­став­ля­ет со­бой на­ибо­лее рас­простра­нен­ный тип эко­номи­че­ских сис­тем в со­вре­мен­ном ми­ре. Имен­но в ус­ло­ви­ях рын­ка воз­можно на­ибо­лее пол­но ре­али­зовать свои пред­при­нима­тельские спо­соб­ности и удов­летво­рить не­об­хо­димые по­треб­ности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!