СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнение семиотических теорий Р.Барта и Ю.М.Лотмана

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сравнение семиотических теорий Р.Барта и Ю.М.Лотмана»

Творческий путь Барта можно представить себе, говоря его же словами, как "семиологическое приключение", как "путешествие сквозь семиологию". Семиология Барта примечательна тем, что объектом ее исследования становятся не непосредственно осознаваемые и сознательно используемые людьми знаковые системы, а знаковые системы, которые людьми до конца не осознаются, знаковые системы, которые управляют обществом, властвуют над ним. Барт в некотором смысле продолжил идеи и начал анализировать латентные, скрытые в буржуазной культуре, культуре общества потребления идеологические знаковые системы, которые обществом могут не осознаваться, но которые господствуют над ним. Барту удается гармонично соединить семиологию со структурным методом, что значительно расширяет возможности исследований в области культуры современного общества и в литературоведении. Главная цель Барта — тотальная критика буржуазной культуры. Барт видел два пути для этой борьбы — попытку создания

«контрязыка» и «контркультуры», и всестороннее изучение буржуазного образа мышления, изучение социальных механизмов, лежащих в основании языка.

Итак, текст, по Барту, это не устойчивый «знак», а пространство со множеством входов и выходов, где встречаются для свободной «игры» гетерогенные культурные коды. Текст — это интертекст, «галактика означающих», а произведение —«эффект текста», зримый результат

«текстовой работы», происходящей на «второй сцене», шлейф, тянущийся за текстом, - пишет Р. Барт. Уровнем Текста является не значение, но Означающее, в семиотическом и психоаналитическом смысле этого понятия. Текст шире, чем традиционное литературное произведение.

Р. Барт для Текста выбрал метафору сети, в которой Текст не развивается, а простирается, благодаря комбинированию и систематизации элементов, следовательно, Текст можно читать, не принимая в расчет волю его автора. Согласно концепции Р. Барта, любой текст сплетен из бесконечного количества неосознаваемых автором культурных кодов («ассоциативных полей»), которые впитаны текстом бессознательно, при этом сам текст оказывается вплетен в бесконечную ткань культуры.

В семиотической интерпретации культуры Ю. Лотманом важнейшую функцию выполняет категория «текст». Для него текстом является не только результат чьего-либо интенсионального использования готового языка, но и любое непроизвольное или спонтанное действие, любой наделяемый смыслом объект. Иными словами, не существует никаких априорных и объективных качеств, делающих нечто текстом; текст – это культурная функция: нечто

идентифицируется в качестве текста, если оно выступает в качестве текста, по мнению Ю. Лотмана.


Подобно тому, как содержание текста неотделимо от его структуры, культура не является пассивным носителем информации: ее содержание неотделимо от ее структуры. Внутренняя структура культуры неразрывно связана со структурой ее внешних связей. В этом аспекте структура культуры гарантирует ее внутреннее единство, идентичность, равно как и отличие от других культур. В этой связи культура может интерпретироваться и как текст и как (коллективное) сознание, которое является самого себя читающим текстом. Поддержание культурной жизни (жизни культуры), культурной самоидентичности обеспечивается постоянной интерпретацией культурного кода – комплекса необходимой для существования данной культуры информации, содержащейся в самых разнообразных текстах этой культуры.


Итак, различие двух концепций заключается в том, что у Барта общее строение человеческого подсознания и организма лежит в основе социальных норм и правил поведения, в Лотмановской концепции природа культуры и текста определяется «физико-психологическими» индивидуальными различиями между людьми и наслаивающимися на них групповыми культурно-психологическими различиями, которые «принадлежат к самой основе бытия человека как культурно-семиотического объекта», т. е. в своей концепции он переходит от философии тождества к философии различия.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!