СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнение уровня личностной тревожности и психологических защит между студентами младших и старших курсов факультета психологии

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное исследование показывает отдельные аспекты эффективности образовательного процесса на факультете психологии, касающиеся формирования профессионально необходимых личностных характеристик будущих психологов.

Просмотр содержимого документа
«Сравнение уровня личностной тревожности и психологических защит между студентами младших и старших курсов факультета психологии»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждения высшего образования

"КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И.Вернадского"

(ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И.Вернадского")

Таврическая академия

Факультет психологии

Кафедра общей психологии


Кравченко Алла Анатольевна


СРАВНЕНИЕ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ МЕЖДУ СТУДЕНТАМИ МЛАДШИХ И СТАРШИХ КУРСОВ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ

Курсовая работа

Специальность 6.030102 - психология





Курс 3, группа «А»

Научный руководитель:

к. биол. н., доцент

Махин Сергей Анатольевич





Симферополь 2015

Введение


Актуальность исследования. Исследование позволит оценить отдельные аспекты эффективности образовательного процесса на факультете психологии, касающиеся формирования профессионально необходимых личностных характеристик будущих психологов.

Объект исследования – сфера личностной тревожности и психологических защит индивида.

Предмет исследования – сравнение уровня личностной тревожности и психологических защит у студентов первого и третьего курсов.

Цель исследования ­– изучить виды проявления личностной тревожности и психологических защит у студентов психологии первого и третьего курсов.

Гипотеза исследования. В основу нашего исследования было положено предположение о том, что  студенты первого курса имеют более высокий уровень личностной тревожности, и менее зрелый характер психологических защит в отличие от студентов третьего курса.

В соответствии с целью и гипотезой исследования нами решались следующие задачи:

  1. Методолого-теоретический анализ проблемы тревожности и психологических защит

2. Установить уровень личностной тревожности студентов психологов.

3.Установить какие психологические защиты преобладают у студентов психологов на различных курсах.

Экспериментальная база исследования:

Студенты Крымского федерального университета имени В.И.Вернадского обучающиеся на дневной форме обучения, факультета психологии, на первом и третьем курсах.




В современной психологии тревога понимается как психическое состояние, а тревожность – как психическое свойство, детерминированное генетически, онтогенетически или ситуационно. Тревожность как устойчивая личностная черта формируется только в подростковом возрасте. До этого она является функцией тревоги.

Тревога как психическое состояние, и тревожность как психическое свойство находятся в конфронтации с базовыми личностными потребностями: потребностью в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности.

Тревожность не всегда стоит рассматривать как изначально негативную черту личности; она  представляет собой сигнал неадекватности структуры деятельности субъекта по отношению к ситуации. Для каждого человека характерен свой оптимальный уровень тревожности, так называемая полезная тревожность, которая является необходимым условием развития личности.

И тревога как психическое состояние, и тревожность как психическое свойство оказывают неоднозначное действие на эффективность деятельности. Тревога до определенного момента может стимулировать деятельность, оказывать мобилизующий эффект, но, преодолев рубеж «зоны оптимального функционирования» личности, достигнув своей интенсивности, начинает производить дезорганизующий эффект.  Дезорганизующим эффектом обладает только интенсивная тревога.

Тревога и тревожность может выполнять мобилизующую роль, связанную с повышением эффективности деятельности, начиная с подросткового возраста. На деятельность дошкольников и младших школьников она оказывает только дезорганизующее влияние, снижая ее продуктивность.

Тревога и тревожность не всегда осознаются человеком и могут регулировать его поведение на неосознаваемом уровне. Проследить проявление тревожности в поведении человека бывает довольно сложно, так как она может маскироваться под поведенческие проявления других проблем.

Механизмы психологической защиты обеспечивают регуляцию, направленность поведения, редуцируют тревогу и эмоциональное поведение.

Защитные механизмы начинают свое действие, когда достижение цели нормальным способом невозможно, или когда человек полагает, что оно невозможно.

Проявления механизмов защиты зависит от возрастного развития и особенностей когнитивных процессов. В целом они образуют шкалу примитивности-зрелости: Первыми возникают меха­низмы, в основе которых лежат перцептивные процессы (ощущение, восприятие и внимание). К ним относят отрицание и регрессию. Далее возникают защиты, связанные с памятью, а именно с забыванием информации - это вытеснение и подавление.

По мере развития процессов мышления и воображения формируются наиболее сложные и зрелые виды защит, связанные с переработ­кой и переоценкой информации - это рационализация.


Экспериментальное исследование уровня личностной тревожности у студентов психологов. Диагностика психологических

защитных механизмов

Организация и методы исследования уровня личностной тревожности студентов, и психологических защитных механизмов.

Исходя из поставленных в исследовании задач, нами была разработана программа эмпирического исследования направленного на решение следующих задач:

- определение уровня личностной тревожности у студентов

- выявление психологических защитных механизмов у студентов

- обработка и интерпретация полученных результатов.

В качестве испытуемых выступили студенты 1 и 3 курса Крымского федерального университета имени В.И.Вернадского, обучающихся на очном отделении, на факультете психологии. 1 курс – 11 юношей и 18 девушек, что в целом составляет 29 человек. 3 курс- 5 юношей и 20 девушек – 25 человек.

В целом выборка представлена 16 юношами и 38 девушками, что в общей сумме составляет 54 человека.

- Для определения уровня личностной тревожности использовалась шкала тревоги Спилбергера. Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory - STAI) является информативным способом самооценки уровня личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработана Ч.Д.Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным. Шкала содержит 20 утверждений, на которые респонденту предлагается зачеркнуть цифру (1-никогда; 2-почти никогда; 3-часто; 4-почти всегда) в зависимости от того, как он себя чувствует обычно. Студенты отвечали на вопросы преимущественно спокойно, сосредоточено и увлеченно.

- Для диагностики механизмов психологических защит, был взят опросник Плутчика Келлермана Конте, методика «Индекс жизненного стиля».

Методика Индекс жизненного стиля (Life Style Index, LSI) была разработана Р.Плутчиком в соавторстве с Г.Келлерманом и Х.Р.Контом в 1979 году. Тест используется для диагностики различных механизмов психологической защиты. Опросник содержит 97 утверждений, описывающих чувства, поведение и реакции людей в определенных жизненных ситуациях. Испытуемому необходимо отметить знаком «+» те номера, которые имеют к нему отношение. Студенты отвечали заинтересовано, увлеченно.























Обработка и анализ полученных результатов

Для обработки данных нами использовался критерий Стьюдента для двух независимых выборок. Мы сравнили средний уровень психологических защитных механизмов и уровень личностной тревожности между студентами первого и третьего курсов. Средний показатель уровня личностной тревожности у первого курса составил 43,6 у третьего курса 47,4. (рис.1.)

(рис. 1.)

Статистически значимое различие выявилось в такой защите как отрицание. Среднее значение для первого курса составляет 68,6, для третьего курса 52,9 при p=0,01. (рис 2; 2.1)

(рис. 2.)























(рис. 2.1.)

Согласно Роберту Плутчику [28] защитные механизмы появляются в порядке возрастания зрелости личности.

Такой защитный механизм как отрицание относится к одной из ранних защитных механизмов, как и регрессия, и относится к группе перцептивных защит. Это говорит о том, что у менее зрелой личности будет преобладать такого рода защита.

Профессиональная деятельность психолога предполагает высокий уровень осознанности и саморефлексии. Обучение на факультете психологии специфичен и стремится развить психологический рост студентов.

От концентрированности на себе и своих желаниях к взаимодействию со средой и людьми. Профессиональная специфика обучения влияет на личностный рост. Вместе с тем, растет уровень психологических защитных механизмов, от более ранних к более зрелым, что и подтверждается полученными нами результатами.

Так же обнаружилась статистически высоко значимая корреляция между самооценкой успеваемости обучения и отрицанием у студентов и первого и третьего курсов. (0,391 р=0,003) (рис.3)













(рис.3.)

Как известно, люди с преобладанием психологической защиты отрицание склонны считать, что у них нет проблем (в силу того, что игнорируют болезненную реальность) и ведут себя так, будто трудности в их жизни отсутствуют. Исходя из этого, можно предположить, что, так как трудности, проблемы и неудачи личностью отрицаются, в то время как все положительные события и успехи принимаются и учитываются как заслуги, самооценка может завышаться. При этом личность чувствует себя обладателем "иммунитета" от проблем. Соответственно студенты с преобладанием отрицания имеют более высокую самооценку своей успеваемости.

Сравнительный анализ различий в зависимости от пола при помощи критерия Стьюдента, показал статистически значимые различия в уровне личностной тревожности.

Что составило у юношей 40,7 и у девушек 47,3 (р=0,003). (рис.4)

Как указывалось ранее, личностная тревожность характеризуется повышенной склонностью к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточных оснований. Зачастую женский пол более склонен к проявлению тревожности, чем мужской. Так же личностная тревожность может стать способом привлечения к себе внимания и отыгрывания роли жертвы, что так же свойственно преимущественно женскому полу. Такую тенденцию можно так же проследить в проявлении регрессии. В среднем, между двумя группами уровень регрессии у юношей составил 43,4 в то время как у девушек 57,7 (р=0,022).

Такие механизмы психологических защит, как подавление и реактивное образование так же показали статистически значимые корреляции.

Уровень подавления у юношей 51,1 у девушек 39,2 (р=0,029), уровень реактивного образования у юношей составил 29,4 у девушек 45,5 (р=0,017).

Однако эти данные сложно интерпретировать однозначно и их следует исследовать более детально.


(рис.4.)

На следующем этапе с помощью корреляции Спирмена мы проверили, существуют ли зависимости, между самооценкой успеваемости и психологическими защитами, а так же личностной тревожностью и психологическими защитами между студентами первого и третьего курса вместе и для каждого курса в отдельности.

Положительные статистически значимые связи у студентов обоих курсов были обнаружены между уровнем самооценки успеваемости и отрицанием

(0,39, р=0,003); уровнем самооценки успеваемости и интеллектуализацией (0,377 р=0,005); личностной тревожностью и регрессией (0,379 р=0,005); личностной тревожностью и реактивным образованием (0,341 р=0,012)

Отрицательная статистически значимая связь наблюдается между личностной тревожностью и отрицанием (-0,538 р=0,000). Эти данные показывают, чем выше уровень личностной тревожности, тем ниже отрицание. Можно предположить, что личности склонные к большей тревожности имеют менее выраженный защитный механизм отрицание, так как этому типу защиты, как уже говорилось ранее, свойственно непризнание всякого рода проблем и неудач, и соответственно у такого человека будет отсутствовать личностная тревожность. При этом стоит учитывать тот факт, что методика Спилбергера направлена на самооценку личностной тревожности, и при исследовании механизм отрицания заблокирует показатель тревожности. Если же отрицание не проявляется или выражается в малой степени, уровень личностной тревожности будет соответственно выше.

Для первого курса положительные корреляции выявлены между уровнем личностной тревожности и проекцией (0,479, р=0,008) и между уровнем личностной тревожности и реактивным образованием (0,398, р=0,033). Отрицательные корреляции обнаружены между самооценкой успешности и проекцией (-0,373 р=0,04) и уровнем личностной тревожности и отрицанием (0,550 р=0,002)

Анализ третьего курса показал лишь две статистически значимые связи, между самооценкой успеваемости и интеллектуализацией (0,606 р=0,001), и между личностной тревожностью и отрицанием (-0,516 р=0,008)

Основываясь на этих данных можно сделать вывод о том, что к третьему курсу у студентов формируются другие стратегии совладения со стрессом. Поэтому меняется структура защит, связанных с переживаемой тревожностью и самооценкой успешности обучения. Защиты становятся более зрелыми, (от отрицания и проекции у первого курса к интеллектуализации у третьего) что так же свидетельствует о личностном росте студентов.

Анализируя полученные результаты можно так же отметить, что в целом степень выраженности психологических защитных механизмов у студентов третьего курса ниже, чем у студентов первого курса.





РЕЗЮМЕ

Основной целью данного исследования было подтверждение гипотезы о том, что  уровень личностной тревожности и особенности психологических защит у студентов третьего курса отличны, от студентов первого курса. Психологические защиты имеют более зрелый характер.

Подводя итоги можно сказать, что гипотеза во многом подтвердилась.

Механизмы психологических защит у студентов третьего курса имеют менее выраженный характер, что говорит о большей осознанности и рефлексии студентов, а так же положительном влиянии специфичности обучения на формирования профессионально необходимых качеств. Так же исследование показало, у студентов третьего курса преобладают более зрелые механизмы психологических защит, такие как интеллектуализация, проекция. У студентов первого курса преобладает защитный механизм отрицание, что является ранним, перцептивным механизмом.

Вопреки ожиданиям, уровень личностной тревожности у студентов третьего курса оказался выше чем у первого курса. Можно предположить, что учебный процесс вырабатывает у студентов более серьезное отношение к обучению, в связи с чем, повышение мотивации может повышаться наравне с ростом тревожности. Так же в связи с сессией, курсовой работой и практикой, уровень ответственности и личностной тревожности у студентов третьего курса может значительно повыситься, на фоне студентов первого курса. Однако так как различие не большое и составляет лишь 3,8 можно увидеть, что первая сессия в университете так же повышает уровень тревожности.







Заключение

В результате проведения теоретического и эмпирического исследования уровня личностной тревожности и выраженности психологических механизмов защиты, можно сделать следующие выводы:

- Обучение на факультете психологии положительно влияет на формирование необходимых профессиональных качеств студентов таких как саморефлексия, интроспекция, личностный и психологических рост.

- У студентов третьего курса преобладают более зрелые механизмы психологических защит, такие как интеллектуализация, проекция.

- У студентов первого курса преобладает защитный механизм отрицание, что является ранним, перцептивным механизмом.

- Личностная тревожность, вопреки ожиданиям, у студентов третьего курса имеет более высокое значение, это может говорить о том, что учебный процесс вырабатывает у студентов более серьезное отношение к обучению, в связи с чем, повышение мотивации может повышаться наравне с ростом тревожности.

В дальнейшем исследовании планируется проследить уровень развития механизмов психологических защит у студентов первого и третьего курсов, спустя год, и сравнить имеющиеся показатели с изменениями. Так же было бы интересно пронаблюдать, имеется ли такая же тенденция у студентов других факультетов, и в чем состоят различия.









Список использованной литературы:



1. Астапов В.М. Тревожность у детей. - М., ПЕРСЭ, 2001Факультет психологии

2. Бахтин М.М. Из жизни идей. - М.: Лабиринт, 1995. - 151 с.

3. Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. - Киев: "Next", 1994. - 384 с.

4. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. — М.: КСП+; СПБ.: Ювента, 1999. — 300 с. 

5. Бюдженталь Д. Наука быть живым. М.: Класс, 1998.

6. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. М., 2000, с.36-39.

7. Гёте, И. Мировоззрение / Пер. с нем. — СПб.: Деметра, 2011. — 192 с.

8. Гегель. Феноменология Духа. — СПб., 1913. Перевод под редакцией

Э. Л. Радлова.

9.  Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л., 1988.

10. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. -- Мн.: 1997.(с. 13-18, в сокращении)

11. Локк Д. "Опыт о человеческом разуме" // Избранные философские

произведения в двух томах. Т. I. М., 1960. С. 153-162.

12. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. М. : Высшая

школа, 1968. - 191с.
13. Мэй Р. Экзистенциальная психология. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс,

2001

14. Никольская И. М., Р. М. Грановская, 2001, с. 28

15. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая

природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный

институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.

16. Романова Е.С., Гребенников Л.Г. Механизмы психологической защиты:

генезис, функционирование, диагностика – Талант, 1996г. - 144 стр.

17. Слотин Т.В., Психология личности Шестов Л. Киркегаард и

экзистенциальная философия. Санкт-Петербург, 1908

18. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового

возраста – СПб.: Издательство «Питер», 2000.т (8)

19. Тиллих П. Мужество быть. Перевод О.Седаковой // Символ. - № 28. - 1992.



20. Уотсон Д. Психология как наука о поведении. - М.: ООО "Издательство

АСТ-ЛТД", 1998. - 704 с.
21. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., "Прогресс", 1990.

22. Фромм Э. О Бытии человека = On Being Human. — 1997.

23. Фрейд, Анна. Психология Я и защитные механизмы = Das Ich und die

Abwehrmechanismen. — Москва: Педагогика-Пресс, 1993. — 68 с. 

24. Фрейд З. Страх и жизнь влечений // Введение в психоанализ: Лекции. М.:

Наука, 1989. С. 349-369.

25. Хорни К. Собрание сочинений в 3-х т.. — М.: Смысл, 1997.

26. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и

предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, б.г. (1996).

27. Юнг К. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. 320 с.

28. Plutchik, Robert (1980), Emotion: Theory, research, and experience: Vol. 1.

Theories of emotion 1, New York: Academic.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!