СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сравнительная характеристика Остапа и Андрия» (По повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: знакомство с алгоритмом построения сочинения в определённой       

                               композиционной форме

 

 Задачи урока: 

1) развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания;

2) развитие умения составлять собственный текст на основе прочитанного;

3) формирование умения применять цитирование;

4) соблюдение норм русского литературного языка на письме 

Планируемые образовательные результаты: учащиеся

- узнают структуру  создания сравнительной характеристики литературных   героев;

- овладеют алгоритмом написания литературного сочинения-рассуждения;

- построят план будущего текста-рассуждения;

- научатся оценивать правильность выполнения учебной задачи. 

Просмотр содержимого документа
««Сравнительная характеристика Остапа и Андрия» (По повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)»

Ход урока


1. Подготовила: Багомедова Бурлият Нуруллаевна


2. Предмет: литература 
3. Класс:
4. Тема урока: «Сравнительная характеристика

Остапа и Андрия» (По повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)

5. Цель урока: знакомство с алгоритмом построения сочинения в определённой

композиционной форме


6. Задачи урока: 

1) развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания;

2) развитие умения составлять собственный текст на основе прочитанного;

3) формирование умения применять цитирование;

4) соблюдение норм русского литературного языка на письме 


7. Планируемые образовательные результаты: учащиеся

- узнают структуру создания сравнительной характеристики литературных героев;

- овладеют алгоритмом написания литературного сочинения-рассуждения;

- построят план будущего текста-рассуждения;

- научатся оценивать правильность выполнения учебной задачи. 


8. Содержание урока: 


Этап урока 

Содержание и виды деятельности учащихся 


1. Вводный (организационно-мотивационный) этап 

1. Организационный момент.

  • Настраиваются на работу, включаются в работу.


2. Мотивация к учебной деятельности 

  • Отвечают на вопросы учителя: 

- Назовите приёмы, которые использует автор для изображения своих героев и их характеров.

( рассказывает о происхождении героев, о событиях жизни и переживаниях героев; показывает, как в поступках и поведении героя, в его наружности, одежде и речи проявляются основные черты его характера)


3. Формулировка темы урока. Постановка цели, учебных задач.

  • Учащиеся на основании объявленной темы
    - формулируют цели;

- записывают свои ожидания от урока и размещают их на

доску (запись на карточке Я узнаю… Я научусь…)

- сопоставляют свои ожидания с реальной целью, делают

вывод. 

2. Основной (информационно-аналитический) этап 

1. «Открытие нового знания» 



  • Ребята толкуют слово «сравнить» путём подбора,

синонимов (сопоставить, противопоставить).

  • Сравнивают свое понимание термина с трактовкой понятия из «Толкового словаря» С.И.Ожегова и Словаря литературоведческих терминов

  • Определяют роль сравнения героев

(это способ более глубокого постижения авторского замысла и понимания художественного произведения)

  • Анализируют этапы построения сравнительной характеристики

  Вступление - определение проблемы, над которой предстоит работать.

Основная часть - парал­лельное сравнение поступков и действий героев в аналогичных ситуациях или по одним и тем же признакам (сходство и различие героев). Заключение - вывод по ана­лизу (исследованию) характеров героев.

  • Ознакомительное чтение памятки при построении сравнительной характеристики

  1. Следует помнить о том, что Вам нужно продемонстрировать не только умение размышлять, думать и рассуждать. Вам нужно еще пояснить и убедить.

  2. Сочинение-рассуждение имеет четкую структуру (тезис - доказательство - вывод), и ее необходимо строго придерживаться.

  3. Нужно составить план сочинения.

  4. Не забывайте логически разделять части Вашего сочинения.

  5. Чтобы избежать повторений, используйте синонимы.

  6. Не следует забывать и о том, что есть несколько способов для приведения аргументов. Использование цитат и указание нумерации предложений должны быть использованы в сочинении.

  • Обычно сочинение - сравнительная характеристика — это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей того или иного художественного произведения



- Теперь давайте более подробно рассмотрим, как правильно писать сочинение–рассуждение.



Части сочинения

Выдвинуть тезис, полное опровержение или доказательство которого будет детально разобрано в основной части нашего текста.

Вступление следует начинать с какого-нибудь вводного слова. Однако использовать вводные слова вовсе необязательно. Вступление может состоять из трех предложений. Также важно правильно заканчивать вступление. Последним предложением нужно закончить первую часть и начать основную. К примеру, фразы: "давайте поговорим об этом" или "давайте разберемся" являются отличным логическим завершением вступления.

Теперь переходим к написанию основной части. В ней нужно доказать тот тезис, который мы выдвинули во вступлении. Нужно дать два доказательства и ограничиться этим количеством. Аргументы должны быть весомыми и опираться на заданную тему. Необходимо очень грамотно оформлять фрагменты из текста. Вы можете использовать цитаты, если их объемы позволяют это сделать. Как и в случае с прямой речью, мы точно так же расставляем знаки препинания, используя кавычки. Если цитата внушительная, то можно взять отрывок из цитируемого источника, заключить его в кавычки и поставить перед ним и после него многоточие. Многоточие означает, что отрывок начат и закончен по середине предложения. Если же выбранный Вами отрывок имеет в конце знак препинания, то также ставьте его в цитате без многоточия, но в кавычках. 

Третьей частью является заключение. Зачастую Ваша оценка зависит именно от концовки. Именно она может испортить все сочинение, или же, наоборот, исправить некоторые допущенные неточности. Как и вступление, заключительная часть не должна превышать объем основной части. Для концовки достаточно использовать несколько предложений. В этой части сочинения весьма желательно использовать те самые вводные слова. Целью заключительной части является подведение итога основной части и соединение аргументов, приведенных до этого, воедино. В заключении не должно быть вопросов. Нужно просто подтвердить те аргументы, которые Вы приводили в основной части.



План сочинения-рассуждения
  1. Сначала пишем введение.

  2. Далее занимаемся постановкой проблемы.

  3. Пишем комментарий к данной проблеме.

  4. Описываем позицию автора.

  5. Высказываем свою позицию.

  6. Приводим аргументы, опираясь на текст.

  7. Пишем заключение.


2. Закрепление материала.



1. Сопоставление Остапа и Андрия (в таблице)



1. Что общего у героев

  • Учащиеся выделяют 4 сходства

(оба вышли из семьи запорожского казака, оба получили одинаковое воспитание в бурсе, оба увлекались боевой жизнью и обычаями запорожской Сечи, оба были молоды, отличались храбростью и ловкостью).


2. Чем отличаются друг от друга

1.Внешность

Остап суровый на вид, мужественный. – Андрий более нежный, красивый.


2.Отношение к учёбе

Остап был способен к учению, но желания учиться не имел. – Андрий учился охотно и без напряжения.

3.Проявление характера

Остап умный, честный, прямодушный, не умел хитрить, никогда не подводил своих товарищей. – Андрий более изобретательный, хитрый, умел увёртываться от наказания.


3. Поведение в бою

Остап хладнокровен и рассудителен. Во время боя он взвешивает положение противника, быстро соображает, какими средствами отбить врага. – Андрий - горячий, неуравновешенный человек. Он не ставит перед собой определённой цели, а действует так, как ему подсказывает чувство, которое преобладает у него над рассудком.


4. Отношение к Отечеству

Остап отличался горячей любовью к родине, был готов за неё отдать свою жизнь. – Андрий изменил родине. Любовь к полячке стала ему дороже отчизны.


5. Выдержка, воля

Остап – человек твёрдой воли, большой выдержки – мужественно переносит нечеловеческие мучения, пытки. – Андрий – человек безвольный, не борется со своим чувством, а поддаётся влиянию полячки и врагов.


  1. Отношение автора к своим героям

Н.В.Гоголь осуждает Андрия за измену родине. Герой умирает, по его словам, «бесславно, как подлая собака» (с.199).

Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Писатель изображает его как былинного богатыря, защитника родины, сравнивает со львом, говорит, что ему «на роду был написан битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». Как и в Тарасе Бульбе, в Остапе воплощены лучшие черты русского человека, готового умереть за родину.


(попутно отбирают материал для выборочного цитирования (словосочетания, предложения) и вписывают в таблицу)


2. Коллективное составление вступления.


Своеобразным отражением жизни казаков Запорожья конца XVI и в первой половине XVII века является повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. В ней решаются вопросы не только исторические, но и глубоко нравственные: об обязанностях казака перед отчизной, товарищами, вопросы долга, чести.

В решении этих проблем особенно важна роль двух героев повести – Остапа и Андрия. Ставя их раз за разом перед серьезным выбором, автор утверждает мысль о том, что дорога чести – это дорога верности долгу перед родиной, дорога чести и глубокого патриотизма (идея сочинения).

3. Заключитель

ный (оценочно-рефлексивный) этап 

1. Назовите ключевые слова урока.

  • Учащиеся по одному предлагают варианты ответов.

2. Анализ сопоставления своих ожиданий с реальной целью,

вывод о реализации цели урока (дополнительно обсудить 3 вопроса: «Что больше всего вам понравилось на уроке и почему?», «Кто испытывал затруднения? «С чем они связаны?»)

3. Оценивание работы на уроке с комментированием

(самооценка, взаимооценка, оценка учителя)

4. Учащиеся выставляют оценки в дневник.

5. Домашнее задание (написать черновое сочинение

«Сравнительная характеристика Остапа и Андрия» 









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!