СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнительная характеристика стихотворений Н. Гумилева и А.Ахматовой.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробная сравнительная характеристика с историей создания и филологическим анализом текстов.

Просмотр содержимого документа
«Сравнительная характеристика стихотворений Н. Гумилева и А.Ахматовой.»

5



Абзеппарова Е.В., магистрант БелГУ

Н. Гумилев и А. Ахматова: два стихотворения

Николай Гумилев и Анна Ахматова – два поэта, два любящих сердца. Их любовь была прекрасной и необычной в ее стереотипном понимании. Исследуемые нами стихотворения («Жираф» и «Он любил…») являются этому доказательством.

Стихотворение «Жираф» Н. Гумилева начинается хронотопом сегодня. Проанализируем первую строфу:

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Грусть – одна из основных концептуальных лексем в русской языковой картине мира. В словаре С.И. Ожегова грусть значиться как чувство печали, уныния. Печаль в свою очередь – горе. Как видим, лирическая героиня Гумилева испытывает глубокую печаль. Причем определение грустен дается взгляду, а взгляд, как мы знаем, зеркало души. Повтор особенно изображает необыкновенную ситуацию. Оппозиция «Я – Ты» задается в первой строке. Руки тонки – непосредственно указывает на адресата (Анна Андреевна всегда отличалась тонкостью стана, шеи и рук). На протяжении всего произведения множество деталей указывает на жену Николая Гумилева, Анну Ахматову. Лирический герой не слышит героиню, это выражено на структурном и семантическом уровне. Две первые строчки противопоставляются двум последующим: обращение послушай разрывает строфу. Хронотоп сегодня продолжается другим – далеко, лирический герой говорит о том, что героиня и он друг от друга. Прилагательное изысканный относится больше не к жирафу, а к лирической героине. Образ жирафа ассоциативно соотносится с образом героини, ведь жираф – символ грации. В этом произведении присутствуют архетипические образы:

Образы, которые относятся к лирическому герою:

  1. вождь – демонизм, страсть, импульсивность, холодность, стойкость;

  2. грот – высота духа, власть, тайна, основательность;

  3. корабль - радость, надежда, свобода, творческий поиск, бегство от суеты, идея высоты;

  4. парус – творческое дыхание, побуждение к действию, ветер, свобода, надежда, несвязанность мирскими заботами;

  5. тропическим садможно ассоциативно представить как рай, место, где нет забот, где отношения людей идеальны;

  6. травы – природная сила, естественность, уединение;

  7. озеро – таинственность, загадочность, глубина, сосредоточение внутренних сил, созерцательность, тишина;

Образы, которые относятся к лирической героини:

  1. дева – чистота, обещание рая, заботливость, тишина;

  2. луна – посредник между небом и землей, покровительство матери, непостоянство, женственность, эйфория, мир мрака, обман;

  3. земля – плодовитость, радость, покой, также – женское начало;

  4. туман – неопределенность, неясность;

  5. дождь – иллюзорность неприятностей, земные радости бытия;

  6. плач – слезы, грусть, печаль, горе.

Все архетипы, которые относятся к герою передают нечто: страстное, радостное, таинственное, динамичное, духовное творческое; все, что относится к образу героини – грустное, бытийное, статичное, неопределенное, хотя – покровительственное заботливое. У поэта противопоставлено каждое слово, каждый образ, глаголы плачешь и послушай завершают ряд внутриобразных противопоставлений. Именно такое построение стихотворения позволяет понять одиночество и героя, и героини, их нежелание понять друг руга.

Состояние чувств не раскрывается непосредственно, оно передается психологически значимым жестом, движением, перечислением вещей.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет,

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот. [№1: 43]

Здесь жираф уподобляется «я» лирического героя. Судя по всему, в пространстве стихотворения есть и второе «я» лирической героини. Жираф грациозен, изыскан. Руки героини тонки. Взгляд грустен. Как видим, образ жирафа включает и личность героини. Получается, что жираф – это и герой, и героиня одновременно. Он есть отражение их взаимоотношений.

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

Повтор я знаю акцентирует наше внимание на личности автора. Эта строфа построена по принципу антитезы: первые две строки – экзотический мир героя, следующие строки – туманный Петербург героини. Образы девы и вождя противопоставляются.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав...

Ты плачешь? Послушай... далеко на озере Чад

Изысканный бродит жираф. [№1: 43]

Тропический сад и стройные пальмы опять воссоздают образ экзотического далекого места. Эпитет немыслимых говорит нам о некой сказке, т.е. немыслимый, значит, невозможный, трудный для того, чтобы представить (см. словарь Ожегова). Риторический вопрос показывает, что герой не слышит героиню и не хочет ее понять. Он настойчиво напоминает героине о себе, это показано с помощью глагольной формы повелительного наклонения послушай и приема умолчания после нее.

Кольцевая композиция усиливает внимание на образе жирафа, то есть на жизненной концепции автора, тогда как концепция героини противопоставляется на уровне внешних черт: грустный взгляд, руки особенно тонки, изысканный жираф, грациозная нега. Графическое построение текста сообщает читателю о гармоничном восприятии автором мира жирафа и мира грустноглазой женщины.

«Жираф» - одно их первых произведений Николая Гумилева написано в пору его влюбленности в юную Анну. 1907 год был для Гумилева, можно сказать, ключевым: Париж, подготовка «Романтических цветов» и предложение руки и сердца Анне Ахматовой.

Стихотворение «Он любил…» Анна Ахматова датировала точной датой – 9 ноября 1910 г. Киев.

Название произведения говорит о некой незавершенности. Отрицательная частица используется автором как антитеза. Причем отрицается чай с малиной, дети и женская истерика – понятия, ассоциативно связанные с семьей. Заметим, что дети как образ заявлены в настоящем времени (глагольная форма плачут). Подобные емкие детали очень зримо рисуют образ лирического героя. Союз а усиливает эмоциональное воздействие: возникает лирическое «я» героини. Обращение он указывает на отстраненность героини, на некую недоговоренность в отношениях. Самыми яркими аргументами в пользу того, что стихотворение посвящено Гумилеву, являются, конечно, фразы пенье, белых павлинов, стертые карты Америки.

Мы видим, что героиня отстраненно говорит, казалось бы, о близком человеке, интимное и поэтическое начало у нее идет рядом с общечеловеческим.

Вероятно, для решения драматической ситуации, заявленной в стихотворении, недостаточно быть одаренным поэтом – сколь бы ни был велик талант поэта.

Два величайших поэта эпохи Серебряного века передали в своих лирических произведениях настроения двух любящих сердец. Темы любви и понимания были раскрыты с помощью культурных архетипов и деталей. Архетипы «Жирафа» раскрыли образы времени и чувства лирического героя. Детали стихотворения А.Ахматовой помогли постичь тайны женской души, способной одновременно и страдать, и кокетливо улыбаться своим страданиям.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гумилев Н.С. Стихи и поэмы // Гумилев Н.С. Сочинения: В 3 т. – М., 1991.

  2. Ахматова А.А. // Ахматова А.А. Соч.: В 2 т. – М., 1985.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!