№ | Критерии | Традиционный урок | Современный урок |
1 | Цель | Формирование знаний, умений и навыков; «изолированное» изучение ЗУН | формирование опыта самостоятельной, коммуникативной деятельности через применение знаний и умений |
2 | Интегральная характеристика | Обучение строится на традиционных основах: классно-урочной системе обучения, преобладающем иллюстративно-объяснительном методе преподавания, фронтальной форме организации учебного пространства, контроле и опросе репродуктивного типа. | Обучение ориентируется на личность обучаемого. Направлено на овладение таких теминов, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр. У ученика появляется потребность и интерес к личностному росту. |
3 | Преобладающий тип и характер взаимоотношений | Субъект-объектный | Субъект-субъектный |
4 | Девиз педагога | Следуй за мной | Не навреди (ученик самостоятельно изучает материал под контролем учителя) |
5 | Характер и стиль взаимодействия | Авторитарность, монологичность, закрытость. Общение между учащимися опосредованное. Акцент делается на соревновательность между учащимися. | Демократичность, диалогичность и открытость. Акцент делается на совместную коллективную работу. На первом месте ученик, на втором компьютер, а потом уже учитель |
6 | Формы организации | Индивидуальная форма усвоения знаний, групповая. Фронтальная в сочетании с индивидуальной | Учебное сотрудничество в достижении целей обучения: групповая работа, работа в парах. Взаимопроверка и взаимоконтроль |
7 | Средства обучения | Традиционные (карты, учебники, наглядность) | УМК по предмету и цифровые средства обучения: мультимедийные учебники, электронные карты и презентации, космические снимки, интерактивная доска и т.д. |
8 | Особенности и типы уроков | Урок изучения нового материала. Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Урок обобщения и систематизации. Комбинированные уроки. Уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков. Четкое разграничение этапов урока. | Урок открытия нового знания Урок отработки умений и рефлексии Урок построения системы знаний (общеметодологической направленности) Урок развивающего контроля. Урок – исследование (урок творчества). Нет четкого различения этапов урока. |
9 | Методы обучения | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности и индивидуальная работа). | Проблемные: сочетание частично-поискового, объяснительно-иллюстративного, репродуктивного и исследовательского методов. Применяется групповой, индивидуальный методы, игровые технологии, проектный метод (Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану, индивидуальной траектории) |
10 | Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником | Репродуктивный, воспроизводящий | Продуктивный, творческий, проблемный |
11 | Формула обучения | Знание – репродуктивная деятельность | Проблемная деятельность – рефлексия - знания |
12 | Способы усвоения | Заучивание, деятельность по алгоритму | Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия |
13 | Функции учителя и направления деятельности | Носитель информации, хранитель норм и традиций. Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться. Учитель в ходе выполнения работы, а также по её итогам осуществляет коррекцию. Оценивание учащихся за работу на уроке. | Главная задача учителя – создание и организация условий, инициирующих учебную деятельность школьников. Учитель использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. |
14 | Позиция ученика | Пассивность, низкая мотивация к личностному росту. | Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности |