СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнительная оценка способов определения функционально-резервных возможностей организма детей 6–18 лет

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье научно обосновано использование метода оценки функционально-резервных возможностей организма детей 6 - 18 лет для дифференцированного применения физических нагрузок на уроках физической культуры. В ходе исследования использована функциональная проба Руфье с дозированной физической нагрузкой. Сравнивались способы оценки выполнения пробы Руфье детьми разных возрастных групп. Установлено нарушение закона нормального распределения значений при использовании для детского контингента критериев определения уровней функционально-резервных возможностей, предусмотренных для взрослых, что приводит к неправильному распределению детей по медицинским группам для занятий физическим воспитанием. Доказана необходимость использования только возрастно-половых диагностических критер

Просмотр содержимого документа
«Сравнительная оценка способов определения функционально-резервных возможностей организма детей 6–18 лет»

Введение. Здоровье детей и подростков - основа здоровья нации. Состояние здоровья детей и подростков является одной из важных медико-социальных проблем, так как от него зависит будущее государства, его трудовой и интеллектуальный потенциал. Статистические данные свидетельствуют о росте за последние 10 лет заболеваемости среди детей Украины на 20%, распространенности хронических заболеваний в 2,87 раза, на 22,9% увеличился контингент детей-инвалидов. Наблюдается увеличение количества детей с функциональными расстройствами, синдромом дезадаптации, морфофункциональными отклонениями, увеличение контингента школьников в специальных медицинских группах по физической культуре, а соответственно уменьшение группы здоровых детей [1], [2]. Полученные данные о состоянии здоровья детей и влияние на него различных факторов среды диктуют необходимость пересмотра существующей системы воспитания детей и подростков. Главным направлением усилий специалистов отрасли общественного здоровья является разработка и внедрение новых и совершенствование существующих технологий сохранения и укрепления здоровья детского населения, мониторинг здоровьясберегающей деятельности и поиск информативных показателей их эффективности в учебных заведениях. Современные стратегии и планы по улучшению состояния здоровья детей основываются на применении межсекторального подхода к решению проблем здравоохранения с учетом принципов и задач Европейской стратегии ВОЗ «Здоровье и развитие детей и подростков» (2008). Прежде всего, это обусловлено тем, что на сегодняшний день практически теряется возможность управляемого положительного влияния на здоровье детей и раннюю профилактику болезней в детском возрасте в условиях учебных заведений. Этим обоснована необходимость соответствующей межотраслевого сотрудничества системы здравоохранения с отраслями образования, физической культуры и спорта. Анализ последних исследований и публикаций. Научной проблеме обоснования использования здоровьеформирующего влияния школьного физического воспитания и повышения его эффективности посвящено значительное количество исследований. На сегодня как в области общественного здоровья, так и области физической культуры существует главная задача: повышение оздоровительного потенциала школьного физического воспитания на основе 63 совершенствования педагогического процесса, использование новейших здоровьесберегающих технологий и методик обучения, принципа обратной связи для принятия адекватных решений по повышению эффективности физического воспитания (ФВ). Одними из критериев здоровья и опосредованной оценки физической работоспособности детей, являются общепринятые показатели функционального состояния организма. Для оценки функционального состояния организма детей ученые предлагают различные подходы: с использованием пульсометрии [3], изменения мощности нагрузки по замкнутому циклу [4], вариабельности сердечного ритма [5], [6], без дозированной физической нагрузки (с использованием антропометрических данных и показателей сердечно-сосудистой системы) [7] с дозированной физической нагрузкой [8], [9]. Таким образом, обеспечение дифференцированного использования средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности детей требует научного обоснования универсального способа, который позволил бы медицинским работникам проводить оценку функциональных возможностей организма с наиболее эффективным использованием всех видов имеющихся ресурсов, в том числе, минимизировать применение, при проведении мониторинга, сложного и дорогостоящего оборудования, сократить время диагностики и упростить расчёт. Цель исследования - научно обосновать использование метода оценки функционально-резервных возможностей организма детей 6 - 18 лет для дифференцированного применения физических нагрузок на уроках физической культуры Организация и методы исследования. В исследовании принимали участие 2907 школьников 6 - 18 лет общеобразовательных учебных заведений г. Сумы (1475 мальчиков и 1432 девочки). Дети разделены на три возрастные группы: 6 - 9 лет (953 человека), 10 - 14 лет (962 человека), 15 - 18 лет (992 человека). Исследование проводилось с соблюдением принципов добровольности, с гарантией защиты прав и свобод человека, неприкосновенности его физической и психической целостности, с соблюдением принципов справедливости и равенства в соответствии с «Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации» (2005). Исследование выполнено в соответствии с темой НИР кафедры медикобиологических основ физической культуры Учебно-научного института физической культуры Сумского государственного педагогического университета имени А. С. Макаренко «Физиолого-гигиеническое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учебных заведений» (номер государственной регистрации - 0113U004662). Показатели деятельности сердечно-сосудистой системы (частоту сердечных сокращений (ЧСС), систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД) определяли общепринятыми методами. Возрастные нормы САД и ДАД определялись в соответствии с рекомендациями ВОЗ (WHO, 1999). Возрастные нормы ЧСС определялись по средним значениям пульса [10]. Индекс Руфье использовался для оценки функционально-резервных возможностей (ФРВ) организма у детей 6-18 лет. Способ оценки заключался в выполнении физической нагрузки (30 приседаний за 45 секунд для детей 8 - 18 лет и 20 приседаний за 45 секунд для детей 6 - 7 лет), с определением ЧСС, последующим расчетом по формуле: 10 ) 4 200 1 2 3 (      ЧСС ЧСС ЧСС ИР , где ЧСС1 - пульс за 15 сек. в состоянии покоя, ЧСС2 - пульс за первые 15 сек. первой минуты восстановления, ЧСС3 - пульс за последние 15 сек. первой минуты восстановления, и оценивался в соответствии с детским возрастом и полом (табл. 1) [11]). 64 Таблица 1 – Значение индекса Руфье детей 6–18 лет (Л. В. Квашнина, Н. С. Полька, И. А. Калиниченко, Ю. А. Маковкина 2010 [11]) Возраст Пол Уровни высокий выше среднего средний ниже среднего низкий 1 2 3 4 5 6* м ≤5,20 5,21 – 6,80 6,81 – 11,20 11,21 – 14,60 ≥14,61 д ≤3,60 3,61 – 6,20 6,21 – 12,80 12,81 – 16,60 ≥16,61 7* м ≤4,00 4,01 – 6,40 6,41 – 10,80 10,81 – 14,00 ≥14,01 д ≤3,60 3,61 – 6,00 6,01 – 10,80 10,81 – 14,80 ≥14,81 8 м ≤3,60 3,61 – 6,00 6,01 – 9,60 9,61 – 12,40 ≥12,41 д ≤4,80 4,81 – 6,40 6,41 – 9,60 9,61 – 13,60 ≥13,61 9 м ≤3,60 3,61 – 6,80 6,81 – 10,00 10,01 – 13,60 ≥13,61 д ≤4,00 4,01 – 6,00 6,01 – 10,00 10,01 – 14,00 ≥14,01 10 м ≤3,20 3,21 – 6,80 6,81 – 10,40 10,41 – 14,60 ≥14,61 д ≤3,40 3,41 – 6,80 6,81 – 10,80 10,81 – 15,20 ≥15,21 11 м ≤3,60 3,61 – 6,40 6,41 – 10,40 10,41 – 14,40 ≥14,41 д ≤4,00 4,01 – 6,40 6,41 – 10,80 10,81 – 15,60 ≥15,61 12 м ≤3,60 3,61 – 7,20 7,21 – 11,20 11,21 – 15,60 ≥15,61 д ≤4,40 4,41 – 7,20 7,21 – 12,00 12,01 – 16,80 ≥16,81 13 м ≤4,40 4,41 – 7,60 7,61 – 10,80 10,81 – 15,20 ≥15,21 д ≤4,40 4,41 – 7,20 7,21 – 11,60 11,61 – 16,60 ≥16,61 14 м ≤4,00 4,01 – 6,80 6,81 – 11,60 11,61 – 15,20 ≥15,21 д ≤4,40 4,41 – 6,80 6,81 – 11,60 11,61 – 16,40 ≥16,41 15 м ≤3,20 3,21 – 6,40 6,41 – 11,60 11,61 – 15,60 ≥15,61 д ≤3,20 3,21 – 6,80 6,81 – 11,20 11,21 – 16,80 ≥16,81 16 м ≤4,00 4,01 – 6,80 6,81 – 10,40 10,41 – 15,20 ≥15,21 д ≤3,60 3,61 – 7,20 7,21 – 11,80 11,81 – 15,20 ≥15,21 17 м ≤3,40 3,41 – 6,80 6,81 – 11,20 11,21 – 16,60 ≥16,61 д ≤4,40 4,41 – 9,20 9,21 – 15,60 15,61 – 19,30 ≥19,31 18 м ≤3,40 3,41 – 7,20 7,21 – 13,20 13,21 – 16,50 ≥16,51 д ≤5,40 5,41 – 9,00 9,01 – 15,20 15,21 – 21,40 ≥21,41 Примечание: * - физическая нагрузка в объеме 20 приседаний за 45 секунд. Математическая обработка данных, полученных в ходе исследования, осуществлялась с помощью прикладных программ «STATISTIKA», достоверность различий определяли с использованием t-критерия Стьюдента. Результаты исследования и обсуждение. Средние значения артериального давления преобладали у школьников во всех возрастных группах (p


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!