СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнительная таблица

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

сравнительная таблица инклюзивного образования в странах бывшего советского блока.

Просмотр содержимого документа
«Сравнительная таблица»

Таблица №1

Сравнительная характеристика инклюзивного образования в странах бывшего советского блока.

страна

Законодательная база инклюзивного образоания

Концепция развития

Подготовка педагогических кадров

Узбекистан


- Конституция Республики Узбекистан; - Закон Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка»; - Закон Республики Узбекистан «Об образовании»; - Национальный план действий по образованию в Республике Узбекистан, Ташкент 2002; - План развития сектора образования на 2013 – 2017 гг.; - Резолюция по инклюзивному образованию; - Стратегия Правительства по управлению государственными финансами 2008-2018/ Нормативную базу системы образования Узбекистана, можно оценить, как современную и высококачественную, дающую основу для внедрения различных инклюзивных образовательных практик.


Социальная инициатива 2007г проект «Инклюзивное образование в Узбекистане».




Развитие инклюзивного образования в Узбекистане началась в 1996 году

Поэтапное внедрение в систему образования.

«национальная модель инклюзивного образования». Строится с учетом отечественного и зарубежного опыта.

Опыт развития отличается тем, что дети с ОВЗ имеют право на выбор, посещать школу или специальное образовательное учреждение. Задачи перед государством: укрепление материально-технической базы

Создание системы непрерывного профессионального развития учителей и руководителей

разработано и опубликовано для обсуждения проект постановления Президента Узбекистана “О развитии системы непрерывного профессионального развития сотрудников системы народного образования”. Проектом постановления предложено

внедрить с 2019-2020 учебного года должность «ассистент учителя» в начальных классах учебных заведений с инклюзивным образованием;

Казахстан

В 2008г стал участником международной Конвенции по защите прав инвалидов.

закон «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»

Создание типов учреждений, где дети с ОВЗ обучались и социализировались.

Функционируют 13 реабилитационных центров



 Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан»

Типовые правила деятельности видов специальных организаций образования

  •  Рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии (Письмо  МОН  от 16 марта 2009 года № 4-02-4/450)


Все эти мероприятия направлены на то, чтобы подготовить детей, родителей, всех граждан страны принять идею инклюзии и создать фундамент для благополучного развития инклюзивного образования в Казахстане.

Принципы государственной политики в этом направлении гарантируют равенство и доступность образования на всех уровнях обучения всем без исключения детям (в том числе с особыми образовательными потребностями) с учетом их интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей, созданием специальных условий и необходимой социальной и психолого-педагогической поддержки. 


Проблема в наличии специалистов

Подготовка дефектологов в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая и на специализированной кафедре в Актюбенском государственном педагогическом университете имени К. Жубанова.

Профессиональная переподготовка кадров

Кыргыстан

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, Конвенция ООН о правах инвалидов, Конституция Кызгызкой Республики, закон Кыргызкой республики «Об образовании», о «правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья», Кодекс Кыргызкой Республики о детях

С 1987г интеграция детей с ограниченными возможностями признана официальной политикой просвещения стран Европейского сообщества.

Разработана концепция по внедрению инклюзивного образования, для ее реализации запущен проект по поддержке инклюзивного образования и улучшения обучения.

Сейчас полностью пересматривается учебная программа в педагогических вузах, выпускников которых готовят к обучению деток с особыми образовательными потребностями.

В настоящее время проводится реформа Кыргызской академии образования, появится Институт повышения квалификации учителей, который станет обучать педагогов работе с детьми с ОВЗ. В планах — создание методических центров при районных отделах образования, где учителям станут рассказывать об изменениях и новшествах по внедрению инклюзивного образования.


Латвия

«Закон об образовании»,

В июне 2011 г. к Латвийскому закону об образовании вышли поправки, которые касаются интеграции учеников с особыми потребностями в общеобразовательные школы [2]: 1. Начальные и средние общеобразовательные учебные заведения, в которых есть соответствующее обеспечение, могут интегрировать учеников с особыми потребностями. Требования к обеспечению определяет Кабинет министров. 2. Мероприятия по обеспечению доступности среды для учеников с особыми потребностями проводит учебное заведение. Также учебное заведение разрабатывает для таких учеников индивидуальный план освоения учебной программы. В настоящее время любое учебное заведение имеет право получить лицензию на специальную образовательную программу. 


К сожалению, хотя Латвийское законодательство и предусматривает то, что каждый имеет равные права на образование, многие школы ни психологически, ни с точки зрения обеспечения не готовы принять детей с особыми потребностями. Многим педагогам не хватает ни знаний, ни опыта для работы с такими детьми. К основным препятствиям для обеспечения доступа к образованию можно отнести отсутствие образовательных программ, вспомогательного персонала и инфраструктуры, в том числе технических вспомогательных средств для детей-инвалидов. В Латвии существуют следующие проблемы для реализации инклюзивного образования [1]: в нормативных актах не определены понятие и содержание инклюзивного образования; затруднен доступ к дошкольному образованию (не обеспечивается для всех детейинвалидов соответствующая учебная программа); не всегда существует возможность получения образования в ближайшем от места жительства ребенка учебном заведении; отсутствие сотрудничества между самоуправлениями, такого как транспорт или доступ, если учебное заведение находится не рядом с местом жительства; в общеобразовательных школах не приспособлена соответствующая физическая и учебная инфраструктура; люди с ограниченными возможностями не могут продолжить обучение в профессионально-технических и высших образовательных программах из-за недоступной инфраструктуры и неэластичного подхода в организации программ;

Университеты и колледжи предлагают обучение без отрыва от производства для получения квалификации специальных учителей.

Квалификацию специального преподавателя можно приобрести несколькими способами:

Завершив 4-5 летнюю профессиональную учебную программу в области специального образования

2,5 летнюю программу для учителей которые уже имеют квалификацию

Через магистранские программы обучения

Через курсы повышения квалификации

Литва

Закон о реформе образования от 25 июня 1991 года

Закон о специальном образовании обеспечении детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учреждениях 1993 год

Закон о социальной интеграции инвалидов 1991г

Узаконить инклюзивное образование учащихся с Сэн в основных условиях.

Специальная педагогическая помощь учащимся с ограниченными возможностями здоровья оказывается на договорной основе, если численность учащихся в школе низкая.

Университеты, курсы повышения квалификации не менее 60 часов в области образования с особыми потребностями и психологии

Грузия

В 2005 году принят закон об инклюзивном образовании

«Закон об образовании»

13 декабря Грузия подписала и ратифицировала конвенцию ООН о правах лиц с ограниченными возможностями.

Начиная с 2012года все школы обязаны принимать детей с особыми потребностями.

Первый проект инклюзивного обучения стартовал в 2005 году.

Профессиональная подготовка педагогов в Национальном центре профессионального развития

В 2013 году национальный центр профессионального развития провел обучение 4700 работников сферы образования и психологов

Азербайджан

24 октября 2013 года принята «Государственная стратегия по развитию образования в Азербайджанской Республике»

Госпрограмма развития инклюзивного образования в 2018-2024 годах, Закон «О дошкольном образовании»



Одно из ведущих направлений государственной образовательной политики. Совместный проект с Детским фондом ООН ЮНИСЕФ

Проект «Образование для всех».

Подготовка программ развития инклюзивного обучения для детей, создание инклюзивной методологии обучения, применение оптимальных инклюзивных моделей

Проект «применение инклюзивного образования на уровне начального образования»

Реализация проектов направленных на подготовку кадров вовлеченных в инклюзивное образование.

Создание ресурсных центров

часто в вузах учителя жалуются на нехватку книг и учебных материалов в этой области, поэтому им приходится пользоваться литературой на иностранных языках. В рамках данного проекта также планируется перевод необходимых материалов на азербайджанский язык»

в рамках другого проекта Общественное объединение «Региональное развитие» создаст ресурсные центры в высших учебных заведениях: «Проект «Повышение квалификации преподавателей в области инклюзивного образования» предусматривает совершенствование учебных программ в ресурсных центрах для учителей и студентов, а также проведение тренингов по повышению квалификации».

что в области инклюзивного образования разрабатываются учебные модули. После того как они будут подготовлены, все учителя будут вовлечены в тренинги, которые планируется начать в феврале 2019 года. Повышение профессионального уровня преподавателей в этой области планируется проводить не только в рамках этих проектов. Министерство образования также организует тренинги для повышения квалификации учителей.


Украина

В 2009 году Украина ратифицировала основные международные документы в сфере обеспечения прав детей в соответствии с мировыми стандартами образования, социальной защиты и здравоохранения.

«Закон о внесении изменений в Закон Украины «Об образовании» от 5 сентября 2017 года.

В 2001-2007 годах пилотировал проект «Социальная адаптация и интеграция в общество детей с особенностями психофизического развития путем организации их обучения в общеобразовательных учебных заведениях»

Украинско-канадский проект «инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине» с 2008-2012гг.

Создана сеть «Школа для всех».

С 2020года программа повышения квалификации учителей начальных классов будет содержать ноый обязательный модуль- инклюзивное обучение

Тренинги для педагогов

Армения

Закон «об образовании лиц, нуждающихся в специальных Условиях в образовании» принят в июне 2005 г. Провозгласил инклюзивное образование государственной политикой страны.

В соответствии с данным законом принято постановление о финансировании инклюзивных школ.

В 2009г утверждено постановление «Пилотная программа всеобщего инклюзивного образования. Программа и новые процедуры финансирования»

В августе 2011года правительство Армении утвердило инклюзивное национальное основное образование. Стандарты и учебные программы общего образования

Переход на всеобщее инклюзивное образование. С 2016г и завершиться в 2025г.

«Программа развития образования на 2011-2015 годы»

Уменьшение количества специальных школ.

Увеличение числа инклюзивных школ.

Профессиональная подготовка педагогов совместно с датской организацией «Миссия Восток» и общественной организацией «Мост Надежды»

Национальный институт образования внедряет программы подготовки учителей и переподготовки по новым методам преподавания.

Государственный педагогический университет основывает свое обучение на старой Советской «дефектологии».


Беларусь

Конституция республики Беларусь, Закон «О правах ребенка», «Об образовании», «об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)»

Декрет Президента РБ от 17 июля 2008г №15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования»

Инклюзивная практика ограничена, экспериментальна и неустойчива. Система инклюзии находится на стадии формирования.

Большинство детей обучаются в специальных учреждениях заведениях интернатного типа.

В настоящее время разработан проект» Концепция развития инклюзивного образования в Республике Беларусь».

Проблемы кадрового обеспечения.

Областные институты повышения квалификации на факультетах специального образования читается специальный курс «интегрированное обучение»

Отсутствие специальных учебно-методических материалов и пособий, обучающих программ.





Молдова

Конституция Республики 1994г, Закон «Об образовании» 1995г, Концепция развития образования в Молдове 1994г, программа модернизации системы образования на 2005-2009годы, национальная концепция защиты ребенка и семьи 2003, концепция развития вспомогательного профессионального образования 2004, Стратегия и национальный план действий 2Образование для всех» 2004-2008г,минимальные качественные стандарты по уходу, воспитанию и социализации детей в учреждениях интернатного типа

Программа-пилот «Дети с ограниченными возможностями» от 19 декабря 2002 г.

Продвигает принципы охвата всех детей национальной образовательной системой, модернизация этой системы с целью реализации инклюзивного образования. Процесс внедрения инклюзии носит комплексный характер.

Идея инклюзивного образования в РМ появилась в последнее десятилетие благодаря осознанию необходимости вовлечения детей с ООП в образовательный процесс, а также благодаря сотрудничеству со специалистами из стран Западной Европы (Дания, Испания, Италия, Англия, Скандинавские страны и т.д.), которые накопили большой опыт в области такого образования.

В данный момент ведётся работа по подготовке проекта Концепции «Инклюзивное образование детей с ООП в массовых школах». Данный проект - результат теоретических исследований и опыта их внедрения в практику педагогической работы по инклюзивному образованию детей с ООП.

Одна из главных целей реформы образовательной системы в Молдове -ориентация её на европейские стандарты.

В перспективе инклюзивные школы должны стать самостоятельными в контексте общеобразовательной системы страны.

Вопрос кадров для инклюзивного образования в Республике Молдова не является столь острым, поскольку наше хорошо налаженное специальное образование, функционирующее на принципах дифференцированного зачисления, может стать ценным источником для пополнения школы опытными педагогическими кадрами.

Для подготовки специалистов по проблемам инклюзивного образования при Институте Педагогических Наук с 1.01.2007 организованы курсы повышения квалификации «Инклюзивное Образование». При Университете «А. Руссо» г. Бэлць также организованы курсы повышения квалификации «Специальная Психология». С целью подготовки будущих специалистов по проблемам инклюзивного воспитания ведётся работа по внедрению в учебные планы факультетов, подготавливающих педагогические кадры, курса «Инклюзивное образование». Организуются конференции, семинары, «круглые столы» с целью обмена опытом по данной проблеме, а также разрабатываются методические и дидактические пособия (методические и дидактические работы, статьи, куррикулум, программы и др.).

Эстония

В 2000г принята Доктрина инклюзивного образования, пересмотрен ряд положений, включены дополнения и изменения в закон «Об образовании» и нормативные документы.

10 января 2017 года парламент Эстонии одобрил поправки к Закону об основной школе и гимназии

Вывести организацию учебного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на новый уровень, привлечь в школы психологов и помощников педагогов.

Ребенок с ОВЗ имеет право обучаться в любом учреждении

В системе образования представлены также специальные коррекционные учреждения.

Применяются хев-технологии.

Для каждого ребенка с ОВЗ создается индивидуальная программа всех служб

на данный момент в Эстонии отсутствует сформированная образовательная модель и технология инклюзии детей с особыми потребностями.


Педагоги владеют специальными методиками и главное ориентированы на инклюзию




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!