Особенности программы | Особенность обучения по УМК «Перспектива» в том, что, система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их последующему детальному изучению. Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления ребенка, его воображения, интуиции. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика. технологии организации учебно-воспитательной работы. Еще одной отличительной чертой системы учебников «Перспектива», является разработанная специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации. Таким образом, система учебников «Перспектива» интегрирована в единую идеологическую, дидактическую и методическую систему, помогающую учителю обеспечивать требования современного образовательного процесса, определяемые ФГОС. | Важнейшей отличительной чертой всего учебно-методического комплекта является его единое внутреннее построение. В УМК реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей младшего школьного возраста, учитывать технологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации. Методика обучения предметам строится на приобретённом использовании наглядно-образного мышления как типичного для детей данного возраста, на особом внимании к игровым методам обучения и такой организации учебного процесса, которая обеспечивает ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе. Преобладают задания проблемного характера, имеется система специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу. В УМК впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Комплект учебников «Начальная школа XXI века» реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. Особое внимание авторы учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» уделяют созданию особой эмоционально-положительной атмосферы обучения младших школьников, развитию учебной инициативы и самостоятельности. Методика обучения построена таким образом, что предоставляет каждому ребенку право на ошибку, на самооценку своего труда, самостоятельный анализ как процесса, так и результатов обучения (рубрика «Проверь себя», рекомендации учителю по формированию контролирующей деятельности школьников). |
Специфика структуры уроков | Оба учебно-методических комплекта соответствуют требованиям, предъявляемым ФГОС НОО, что отражается в специфике построения уроков. Особенностью построения уроков в УМК «Перспектива» является то, что уроки как бы дифференцированы по блокам «слово-состав слова-части речи-предложение-текст», в отличии от УМК «Начальная школа 21 века», где один урок плавно вытекает из другого, не делясь при этом на определённые блоки, например, уроки по изучения слова и текста чередуются, позволяя обучающимся прочнее закрепить, получаемые знания. Общим является то, что оба комплекта позволяют учащимся делать выводы по ходу урока, развивают умение формулировать и доказывать свою позицию по тому или иному вопросу, например, в УМК «Начальная школа 21 века» при постановке вопроса, автор всегда уточняет «почему, ты считаешь так?», «объясни свою точку зрения». Обучающиеся сами как бы «открывают» новое правильно, а только потом знакомятся с ним в книге. Отличительной особенностью уроков по УМК «Перспектива» является включение игровых ситуаций, что несомненно вызывает интерес у школьников. По ходу изучения материала, в обоих учебно-методических комплектах организуется самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. |
Методы обучения | Разработчики обоих УМК старались полностью уйти от репродуктивного метода, который подразумевал лишь воспроизведение, получаемой в готовом виде, информации и заменить его деятельностным методом обучения, особенность которого заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» новые понятия в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Основной особенностью методов обучения в УМК «Перспектива» и УМК «Начальная школа 21 века» является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. |