СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина и Д.Н.Кугультинова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • Образовательные: через сравнение выявить своеобразие поэтики А.С.Пушкина и Д.Н.Кугультинова; показать, что особенности стилистики и поэтики отражают духовный мир поэта, его мировосприятие, обучить анализу стихотворения, помочь постичь  смысл поэтического текста.

 

  • Воспитательные: формировать креативное и критическое мышление, совершенствовать навыки работы в группе, формировать способность видеть красоту окружающего мира;  воспитать чувство прекрасного, любовь к слову.

 

  • Развивающие: развивать навыки творческого чтения, целостного анализа поэтического текста; активизировать исследовательскую деятельность.

 

Тип урока: объяснение нового.

Форма  урока: урок-лаборатория

Методы: проблемный, поисковый.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, пакеты с заданиями для групп, тексты стихотворений .

 

Просмотр содержимого документа
«Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина и Д.Н.Кугультинова»

Урок литературы в 9 классе.

Учитель Шунгурцикова В.Ч.





Тема урока «Сравнительный анализ стихотворений

А.С.Пушкина и Д.Н.Кугультинова»

Цели:

  • Образовательные: через сравнение выявить своеобразие поэтики А.С.Пушкина и Д.Н.Кугультинова; показать, что особенности стилистики и поэтики отражают духовный мир поэта, его мировосприятие, обучить анализу стихотворения, помочь постичь смысл поэтического текста.



  • Воспитательные: формировать креативное и критическое мышление, совершенствовать навыки работы в группе, формировать способность видеть красоту окружающего мира; воспитать чувство прекрасного, любовь к слову.



  • Развивающие: развивать навыки творческого чтения, целостного анализа поэтического текста; активизировать исследовательскую деятельность.



Тип урока: объяснение нового.

Форма урока: урок-лаборатория

Методы: проблемный, поисковый.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, пакеты с заданиями для групп, тексты стихотворений .

















Ход урока.

  1. Оргмомент

  • обращение к эпиграфу:

«Тепло и любовь, которые мы отдаем, гораздо важнее тепла и любви, которые мы получаем. Лишь когда мы делимся теплом и любовью, ощущаем подлинную заботу о других, иными словами, проявляем сострадание, мы обретаем условия для подлинного счастья. Из этого следует, что любить самому важнее, чем быть любимым». Далай Лама

  • объявление темы урока, целей.

Сегодня вам предстоит сравнить произведения двух великих писателей. Сравнительный анализ двух произведений – современный и интересный способ изучения литературы. В толковом словаре так трактуется слово «сравнение»: «Сравнение – рассмотрение одного в связи с другим для установления сходства и различия, для установления преимуществ одного перед другим; сопоставление». Сравнивать можно стихи и прозу, произведения одного и разных авторов, живших в одну и разные эпохи, относящихся к русской и зарубежной литературе. В основе будет всегда один и тот же принцип – найти сходства и различия. На уроках литературы мы неоднократно сравнивали произведения. Сегодня на занятии мы продолжим работу по сравнительному анализу.



В начале урока мы прочитали высказывание Далай Ламы.

Как вы думаете, на какую тему будут данные стихотворения, что будет связующим звеном между произведениями известных писателей. (подсказка- ключевые слова)

Сегодня мы с вами откроем еще одну страницу в  творчестве А. С. Пушкина и Д.Н. Кугультинова  , одну из самых замечательных, потому что речь пойдет о любви, о любви великих поэтов.









  1. Создание психологического настроя. (игра)

Любовь - что это такое? Только ли чувство к человеку противоположного пола является любовью? Тоска по человеку, влечение, светлые мечты, желание человеку добра - всё ли это любовь? А может, любовь - это что-то большее, чем чувство? Как узнать, что это любовь?

Мы с вами сейчас выполним небольшой проект на тему: "Любовь – это…".

Я поделила вас сегодня на 5 команд:

1-ая группа «синтезаторы» ( поприветствуйте наших «синтезаторов»)

2-ая «формалисты» (ваши аплодисменты)

3-я «художники» (ребята приветствуют команду)

4-я: «литературоведы» (ребята приветствуют команду)

5-я «психологи» (ребята приветствуют команду)

Каждой команде предлагается шкатулка с сюрпризом. Вы должны за определенное время ответить какое отношение, на ваш взгляд, имеет предложенный вам предмет к любви. На раздумывание вам предлагается 1 минута. Если команда не сможет ответить, им придут на помощь другие команды.

Итак, первая шкатулка ( зеркало)

вторая шкатулка (земля)

третья шкатулка( изображение солнца)

четвертая шкатулка ( книга)

пятая шкатулка (диск)

Вывод: Любовь – самое прекрасное в мире чувство, высшая нравственная ценность. Любовь многолика: любовь к матери, к ребёнку, к Родине, родному краю, к тому единственному, неповторимому для каждого из нас человеку. Нельзя человеку прожить без любви, потому что она сама в нем просыпается и им овладевает. Любовь облагораживает человека, заставляет совершать подвиги, творить жизнь и самого себя.

Сейчас мы прочитаем стихотворения А.С. Пушкина и Д.Н.Кугультинова и попытаемся понять, о какой любви наши произведения?





Учащиеся читают стихотворения  А.С.Пушкина и Д.Н.Кугультинова. Чтение сопровождается музыкой Чайковского,  Шопена, на экране слайды с текстом.

Какой теме посвящены стихотворения? (В обоих случаях поэты развивают тему неразделенной любви )


3. Анализ стихотворений.




Пушкин «Я Вас любил…»

Д.Н. Кугультинов «Монолог благодарности» (отрывок)

  1. «синтезаторы»

Определить темы и идеи стихотворений. Найти сходства и различия. Какие слова, образы повторяются.


  • Тема: неразделенная любовь лирического героя

  • Идея: по мысли поэтов, великий и простой смысл любви в умении жертвовать ради любимого человека.

  • Ключевое слово : любовь

Грустное признание о неразделенной любви 

Благодарность за испытанное чувство.

источник радости и сил находит в самоотречении.


Вывод: В поэзии Пушкина и Кугультинова важное место занимает тема любви. Оба стихотворения представляют собой исповеди-признания поэтов.

  1. «формалисты»

Определить размеры стихотворений, способы рифмовки.



Пятистопный ямб,


Четырехстопный ямб с пиррихием


Рифмовка перекрестная

Каждый стихотворный размер обладает определенной эмоциональной содержательностью . Ямб делает поэтическое произведение стройным, четким, динамичным.


Перекрестный способ рифмовки является одним из наиболее употребительных, многим поэтам он по душе благодаря гибкости в ритмическом плане.




  1. «Художники слова.»

Какие ИВС использовали поэты

Анафора: Я вас любил

Аллитерация («Л»-нежность и печаль; «Р»- символизирует разрыв

Синтаксический параллелизм


Эпитет

Метафора

Аллитерация ( «С» - торжественность)

Риторическое восклицание

Как известно, художником великолепие духовного и материального мира передается на холст посредством цвета, красок и линий. Музыкант отображает гармонию окружающего мира звуками. Скульптор для создания своих шедевров пользуется гипсом, глиной или камнем. Возможности языка, используемого писателями и поэтами, безграничны. Его применение позволяет передать и звук, и цвета, и объемы. Отличительной чертой художественной литературы является ее способность рисовать словами. При этом поэтами и писателями используются специальные выражения, обороты речи, эпитеты, метафоры и другие приемы.

  1. «Литературоведы»



  1. «психологи»

какие чувства вызывают у вас эти произведения






1-ая группа («синтезаторы»): Найти общее в стихотворениях. Что объединяет. Какие слова, образы повторяются.

^ 2-ая («формалисты»): Сколько строф, вид строфы (сколько стихов), вид рифмы, способ рифмовки, размер стихотворений.

3-я («лексикологи»): Сколько строф, вид строфы (сколько стихов), вид рифмы, способ рифмовки, размер стихотворений.


^ 4-я: («литературоведы»): Какие ИВС использовали поэты.

5-я («психологи»): какие чувства выражены в стихотворениях; как, насколько авторы «выдают» свое присутствие. 







Слово учителя:

Любовная лирика Пушкина насчитывает несколько десятков стихотворений, написанных в различные периоды и посвященных нескольким женщинам. Чувства, которые испытывал поэт к своим избранницам, поражают своей силой и нежностью, перед каждой женщиной автор преклоняется, восхищаясь ее красотой, умом, грацией и самыми разнообразными талантами.

В 1829 году Александр Пушкин написал, пожалуй, одно из самых знаменитых своих стихотворений «Я вас любил: любовь еще, быть может…». Историки по сей день спорят о том, кому именно было адресовано это послание, так как ни в черновиках, ни в чистовом варианте поэт не оставил ни одного намека на то, кто же является той таинственной незнакомкой, которая вдохновила его на создание этого произведения.

 

И в поэзии Кугультинова важное место занимает любовная лирика. Его стихи «Рождение любви», «Утомленный, недовольный», «Ты в глаза мне, как в зеркало, долго смотрела», исполнены глубокого чувства, доброго видения отношений мужчины и женщины




А. С. Пушкин свое стихотворение посвятил…

Стихотворения Фета А.А. :

«Это утро, радость эта…»

«Георгины»

«Первый ландыш»

«Я жду… Соловьиное эхо…»

Стихотворения Тютчева Ф.И.:

«Видение»

«Как сладко дремлет сад темно-зеленый…»

«Смотри, как на речном просторе…»

«Первый лист»

«Как неожиданно и ярко…»

Учащиеся коротко сообщают о стихотворении, используя матрицу для анализа стихотворения.  Делают выводы и записывают их в таблицу:

Образ мира

А.А. Фет

Ф.И.Тютчев

Лирический герой и автор

Нет сословных характеристик.

Я = природа

Я и мироздание. Космическое сознание

Эмоциональный тон

Радость

Печаль о несовершенстве бытия и мироздания

Взгляд на мир

Созерцатель

Мыслитель

Образ Музы

Не проклинать , а наслаждаться. Свобода – народная поэзия.

Поэзия божественная, небесная

Язык

Импрессионален, непосредственен, субъективно-впечатлителен, музыкален. Наличие повторов, анафор, вопросов, напевных интонаций.

Образный параллелизм, ораторские нотки, восклицания, вопросительные интонации, риторические интонации, высокая патетика.

3 этап. Сопоставительный анализ текстов.

Предлагается проанализировать стихотворения сходной тематики и выявить общие черты и различия в авторских взглядах. Данные анализа систематизируются в таблице, работа проводится в группах. Сопоставляются стихотворения «Какая ночь! Как воздух чист…» А.Фета и «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» Ф.И.Тютчева (1-я группа)


Краски

Звуки

Запахи и вкусовые ощущения

Образы

Ночь у Фета

Серебристый лист, свет полночный

Не вздохнет; тишиною грудь полна

Тоньше запах сочных трав; воздух чист

Ум светлей, мирнее нрав

Ночь у Тютчева

Темно-зеленый сад, негой голубой, убеленный цветами, месяц золотой.

Музыки дальней слышны восклицанья, ключ говорит, проснулся чудный еженощный гул

Сладко дремлется, сладко светит

Звездный сонм горит; мир бестелесный, слышный, но незримый, теперь роится в хаосе ночном.

или

«Что ты клонишь над водами…» Ф.И. Тютчева и «Ива» А.Фета. (2-я группа)


Эпитеты, определения

Глаголы

Образы, сравнения

«Что ты клонишь над водами…» (Тютчев)

Дрожащими листами, жадными устами, белую струю

Об иве:

Клонишь, ловишь, томится, трепещет

О струе:

Бежит, плещет, блещет, смеется

Ива – девушка, ее любовь несчастна.

«Ива» (Фет)

Чудные извивы, золотые переливы, дрожащего стекла, зеленый водопад

Лирический герой:

Сядем, уловил, я дрожу, ты дрожишь

Ива:

Ветви перегнулись, бороздят

Как зеленый водопад, как живые, как иглою, листья воду бороздят. Влюбленные под ивой. Счастье.

4 этап: делаем выводы.

Заполняем до конца таблицы, обобщаем материал.

5 этап: отвечаем на проблемные вопросы.

Возвращаемся к эпиграфу урока, обобщаем все выводы о своеобразии творчества поэтов, об общих чертах в их творчестве и о различиях.

6 этап: рефлексия.

Создаем синквейн о поэте и по впечатлениям об уроке.

Синквейн – белый стих строго заданной формы:

1 строка – любое существительное.

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола движения

4 строка – крылатое выражение

5 строка – слово, усиливающее содержание.

7 этап: домашнее задание.

Сочинение – анализ одного из разобранных стихотворений.









III. Выразительное чтение стихотворений учащимися.


IV. - Обратимся к истории создания стихотворений. ( Сообщение ученика: «Поэтический шедевр А.С.Пушкина был создан в 1825 году. Его стихотворение явилось своеобразной маленькой поэмой о подлинной любви. Первая встреча с А.П.Керн на балу и кратковременное увлечение ею летом 1825 года в селе Михайловском – вот реальная основа стихотворения. А.П.Блок посвятил свое стихотворение жене, к которой был бесконечно привязан и которую очень любил).


И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Конец стихотворения А.А.Блока печален и пессимистичен:

Уж не мечтать о подвигах, о славе,

Все миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его постой оправе

Своей рукой убрал я со стола).

- Какова композиция произведений? Какова смысловая нагрузка такого строения стихотворений? (Обращает на себя внимание одинаковое количество строф в стихотворениях – шесть. Кольцевая композиция произведений символизирует возврат к юности. Пробуждение души открыло поэту возможность упоения творчеством. В стихотворении Блока в кольцевой композиции заключено противопоставление первой строфы и последней. Поэт не думает ни о доблестях, ни о славе, он ищет хотя бы нежности, но не находит ее).

- Приковывает наше внимание портретные описания лирических героинь. Найдем эти описания и сравним. (В обоих стихотворениях женский образ связан с иными мирами. У Пушкина: «небесные черты», у Блока: «ты не снизошла», «синий плащ» как символ небесного. Образы лирических героинь даны лишь в самых общих чертах: «голос нежный», «милые черты» - у Пушкина; «прекрасное лицо», «ты милая» - у Блока.)

- Что придает музыкальность стихотворениям? (Ассонансы (повтор [ о ], [ а ] ) придают напевность и музыкальность стихам, аллитерация (повтор [ р], [л] ) передает взволнованность и эмоциональность лирических героев).

- С помощью какого размера создается ритмический рисунок стихотворений? (Стихотворения написаны трехстопным ямбом с пиррихием; способ рифмовки тоже одинаковый – перекрестный).

- Оба стихотворения богаты изобразительно-выразительными средствами языка. Какими? (Одним из средств выразительности стихотворений является многосоюзие - повтор союза «и», повтор местоимения «ты» подчеркивает интимный характер произведений. Также в стихотворениях мы находим сравнения («как мимолетное виденье», «как молодость свою»); метафоры («во мраке заточенья», «лицо сияло на столе»); эпитеты («небесные черты», «проклятый рой»); олицетворения («шли годы», «тянулись дни», «летели дни»).

-Что усиливает драматизм ситуации? (Стихотворения написаны в форме воспоминаний лирических героев, обращенных в настоящее. Любовь оставила неизгладимый след в их душах, поэтому мотив памяти объединяет произведения («душе настало пробужденье», «и вспомнил я тебя пред аналоем»). Чувство утраченной любви усиливается от строфы к строфе. У Блока о расставании с любимой упоминается трижды, у Пушкина – один раз, поэтому драматизм ситуации не так остро ощущается, как у Блока).


V. - Таким образом, в результате сравнительного анализа двух стихотворений мы пришли к выводу, что литература – это развивающееся и повторяющееся явление. Стихотворения по времени написания разделяет 83 года, и, несмотря на это, в произведениях А.С.Пушкина и А.А.Блока мы находим больше общего, чем различного. Запишем в тетрадь выводы по уроку в форме таблицы.



Схожее в стихотворениях


Различное в стихотворениях


- тема

- идея

- композиция

- размер стиха

- звуковая организация

- лексический состав языка

- синтаксические конструкции


- смысловая нагрузка кольцевой композиции

- звучание финальных строк

- движение времени

- настроение лирических героев



VI.На этом этапе урока учитель оценивает выразительное чтение стихотворений и ответы учащихся. Отмечает общую активность детей на уроке.



^ III. Исследовательская групповая работа учащихся (выполнение заданий)

Ребята получают пакеты с заданиями (до урока они были разделены на группы).

1-ая группа («синтезаторы»): Найти общее в стихотворениях. Что объединяет. Какие слова, образы повторяются.

^ 2-ая («формалисты»): Сколько строф, вид строфы (сколько стихов), вид рифмы, способ рифмовки, размер стихотворений.

3-я («лексикологи»): Какие пласты лексики использованы, тематические группы слов, прилагательные, глаголы.

^ 4-я: («литературоведы»): Какие ИВС использовали поэты.

5-я («психологи»): какие чувства выражены в стихотворениях; как, насколько авторы «выдают» свое присутствие. 

^ IV. Отчет групп о результатах исследования 


1-ая группа («синтезаторы»)

Общим является почти одинаковый возраст поэтов. В стихотворениях один герой – береза, одно время действия: года (зима) и суток (денница – заря), одно место действия (у окна - под окном), общие детали - ветки.


2-ая группа(«формалисты») 

У Пушкина любовь – глубокое, нравственно чистое и самоотверженное чувство, облагораживающее человека. В душе поэта осталась светлая память о любви и радость неожиданной встречи с тем, что, казалось, утрачено навсегда. Блок же рассказывает нам об ушедшей любви, он скорбит о потерянной чистой мечте, в которую теперь не способен так сильно верить).

- Поэтому так по-разному звучат финалы стихотворений? (Да. Стихотворение А.С.Пушкина заканчивается оптимистично:





№ 1

№ 2

Строф

3

4

Вид строфы 

четверостишие

Вид рифмы 

мужская и женская

Способ рифмовки 

перекрестная рифма

Размер

3-хстопный ямб 

3-хстопный хорей 


Выводы. Стихотворение №1 длиннее. Мы выяснили, почему. В нем больше описаний, подробностей. Разный размер соответствует разным интонациям. 


3-я группа («лексикологи»)






№ 1

№ 2

Лексика

Возвышенная лексика ветви Устаревшая, поэтическаяденница 

Нейтральная ветки заря

сниженная обсыпает (осыпает


Прилагательные 

печальная траурный 

белая, пушистые, снежная, сонная, золотой, новый

Глаголы

Висят, люблю замечать, стряхнут,

От глагола – разубрана (не сама)

жаль (жалею), от глагола – радостен (радуюсь)

Принакрылась, распустились стоит, горят, обсыпает

Местоимения

Моего, я (люблю), я, мне

Под моим

Выводы. Автор стихотворения №1 использует возвышенную, поэтическую лексику, у другого автора лексика простая. В первом стихотворении прилагательные передают настроение, во втором – рисуют. Глаголы в первом называют в основном действия автора, которые являются чувствами. Во втором о действиях автора не говорится. Местоимений больше в первом. Они все личные.

4-ая группа(«литературоведы»)






№ 1

№ 2

Эпитеты

печальная траурный 

белая, пушистые, снежная, сонная, золотой, новый

Сравнение 

Как гроздья винограда

Точно серебром, снежною каймой, белой бахромой

Олицетворение

Прихотью мороза разубрана

Береза принакрылась, сонная тишина, заря лениво обходит 

Инверсия

прихотью мороза разубрана она

ветвей концы висят,

люблю игру денницы я замечать





Выводы. Второе стихотворение более образное, в нем больше олицетворений, эпитетов. Оно красочнее. Называются цвета: белый, серебряный, золотой. Упоминание зари напоминает алый цвет. Эпитеты в первом не рисуют, а передают ощущения. В нем более сложное построение предложений – инверсия. А сравнение как гроздья винограда подсказывает, что это стихотворение принадлежит скорее всего Фету. Потому что Есенин, выросший в деревне в средней полосе России, вряд ли видел тогда виноград.

Учитель. Вот вы и ответили на первый вопрос. Действительно, стихотворение «Печальная береза» принадлежит Фету.


5-ая группа(«психологи»). 

В ст-ии №1 первым словом сразу создается печальное настроение. А во второй строфе оно усиливается словомтраурный. Он видит красоту березы: как гроздья винограда ветвей концы висят, но все равно ему грустно. В этом стихотворении больше рассказывается о чувствах автора, а не о березе.

В ст-ии №2 лирический герой не называет своих чувств. Но он очень подробно описывает березу, ее ветки, и мы понимаем, что он любуется и восхищается березой и всем, что видно из окна. Он с нежностью говорит о березе: принакрылась, как будто застеснялась. Его, покрытая снегом, береза словно в невестином платье, а не в саване.

Лирический герой ст-я №1 воспринимает мир трагично. В ст-ии №2 лирический герой не называет своих чувств. Но он очень подробно описывает березу, ее ветки, и мы понимаем, что он любуется и восхищается березой и всем, что видно из окна. Он с нежностью говорит о березе: принакрылась, как будто застеснялась. Его, покрытая снегом, береза словно в невестином платье, а не в саване. Мы думаем, что ст-ие1принадлежит Фету, а №2 – Есенину.


Учитель. Вот вы и на второй вопрос ответили. Ребята по-разному читали стихотворения, потому что они разные по настроению. Но сейчас встал еще вопрос. Что огорчает Фета, почему ему грустно смотреть на красоту? Перечитаем первую строфу. 

Береза убрана по прихоти, т.е. в руках мороза ее судьба. Почему драматизм повествования усиливается в последней строфе? И от птиц зависит береза, т.е. от внешних, стихийных сил. Фет рано пришел к выводу, что человек бессилен перед лицом судьбы. Счастье и красота хрупки и недолговечны. Какие факты его биографии подтверждают это? (Загадка отцовства, безрезультатная служба в погоне за дворянством, любовь…)


^ V.Заключительное слово учителя

Вы плодотворно поработали. Были очень внимательны к поэтическому слову. Слово в стихотворении содержит одновременно и черту человеческого состояния и позволяет передать общее лирическое состояние мира. Благодаря сравнению на первый взгляд одинаковых стихотворений вы увидели, что в стихах поэтов отражается их внутренний мир, особенности мироощущения, весь их жизненный опыт. Для Фета характерна тесная связь изображаемых картин природы и вызванных ими чувств, переживаний. Последнее для него дороже. Особенность есенинских стихов о природе – живописность и образность. Есенин с большим мастерством передал чувство восхищения родной природой, личную сопричастность всему окружающему миру. В стихотворении открывается тайна познания света, которое начинается с удивления прекрасным. 

VI. Оценки. Домашнее задание.

Может быть, у вас есть «знакомое» дерево? Если нет – познакомьтесь и напишите сочинение-миниатюру: «Дерево под моим окном», «Тополь в снегу», «Сон березы»…

В силу концентрированности поэтического смысла лирика тяготеет к ритмической организации, стихотворному воплоще­нию, так как слово в стихе более нагружено эмоциональным смыслом, нежели в прозе: «Поэзия, по сравнению с прозой, обладает повышенной емкостью всех составляющих ее элементов... Само движение слов в стихе, их взаимодействие и сопоставление в условиях ритма и рифм, отчетливое выявление звуковой стороны речи, даваемое стихотворной формой, взаимо­отношения ритмического и синтаксического строения и т.п. — все это таит в себе неисчерпаемые смысловые возможности, ко­торых проза, в сущности, лишена... Многие прекрасные стихи, если их переложить прозой, окажутся почти ничего не значащими, ибо их смысл создается главным образом самим взаимодействием стихотворной формы со словами». (Литературный энциклопедический словарь. М., 1987)

В общем виде содержа­тельность стихотворных размеров можно обозначить следую­щим образом: двухстопные и четырехстопные ямбы и особенно хореи создают бодрый, веселый ритм, выражают радостное, светлое чувство («Чародейкою Зимою...», «Зима недаром злится...», «Люблю грозу в начале мая...» Ф.И. Тютчева).

Длинные пятистопные и шестистопные ямбические строки передают про­цесс размышления, интонация спокойная, размеренная («Дума», «Как часто пестрою толпою окружен» М.Ю. Лермонтова).

Применение трехсложных размеров связано с тяжелым, четким ритмом: такое стихотворение выражает сложные переживания лирического героя, его уныние, пессимизм («Тучи», «И скучно, грустно...» М.Ю. Лермонтова).

Применение тонической систем стихосложения создает свободный, легкий ритм, энергичную интонацию, повышенное настроение (стихотворения В.В. Маяковского).


















Каждый раз, когда один делится чем-то с другими, он приобретает гораздо больше. Это принцип жертвенности – бескорыстная любовь – отдавая другим, мы получаем несоизмеримо больше. Настоящая любовь – это чудо, так как жизнь другого человека становится для нас важнее собственной. Если мы любим, то мы удваиваем свою жизнь, потому что проживаем как бы две жизни: свою собственную и любимого человека.


Немецкий писатель Г. Гауптман считал: «Всё, что не окрашено любовью, остаётся бесцветным». А в каких символах, цветах вам, ребята, представляется любовь? В какие цвета, по-вашему, любовь окрашивает мир?

Учащимся предлагается нарисовать символы любви. После окончания работы каждая группа поясняет смысл своего символа. Слово родителям.


Кл. рук. В заключение нашего разговора я хочу предложить вам своеобразный «Нравственный кодекс влюблённых». Вы можете согласиться с ним, можете вписать свои законы и правила, которые должны соблюдать все влюблённые без исключения.

(8слайд)


НРАВСТВЕННЫЙ КОДЕКС ВЛЮБЛЁННЫХ


.

Влюблённый, знай: ты отвечаешь за того, кого любишь.

Влюблённый, помни:

- Главное условие долгой неугасаемой любви – восхищение любимым.

- Самосовершенствуйся – тобой будут восхищаться и любить.

- Уважай любимого человека, цени в нем его индивидуальность.

- Любовь – самое хрупкое, самое ранимое из всего, что существует на свете. Она не сможет долго жить без доверия друг к другу, верности, умения понимать и прощать.

- Любовь – это тайна для двоих, она не должна стать достоянием многих.

- Никакие материальные блага не смогут заменить любовь.

- в любви важнее всего отдавать, а не брать. Для взаимной любви должны отдавать двое.

- Нет любви без веры в неё. Даже в самых тяжёлых жизненных ситуациях надо жить, надо любить, надо верить.

Кл. рук. Давайте же запомним этот разговор, который вели сегодня. Будем соблюдать правила для влюблённых и будем помнить слова В. Высоцкого:

Если не любил –

Значит, не жил и не дышал. Заключительное слово классного руководителя.


(9слайд)

Рефлексия: Ребятам предлагается обменяться мнениями, что им помог понять классный час, что понравилось, а что нет в обсуждении темы. Хотели бы они продолжить разговор о любви?



















(10слайд)

Благодарю за все. Да, я постиг,

Что человек, себя всех выше ставя,

Не должен попирать мечты других,

Что себялюбец счастлив быть -не вправе.

Лишь там любовь, где человек, любя,

Способен отрешиться от себя.

Спасибо вам! В горниле трудных дней

Себя и жизнь воспринял я иначе

И ваше счастье полюбил сильней,

Чем собственное счастье и удачу,

и в самоотречении открыл

Источник новой радости и счастья






Я вас любил: любовь еще быть может,

В моей душе угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то верностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!