Кот в мешке
Кот в мешке
То, что покупают, приобретают,
не зная ничего о качестве, полезности приобретаемого
- Найти средства выразительности (эпитеты, метафоры, гиперболы и др.)
- Проследить за настроением
- Определить способ рифмовки
Поиграем
Анализ стихотворения
«Алёнушка»
Виктор Васнецов
1881
Холст, масло
173 × 121 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Стихотворение «Алёнушка»
Д. Б. К е дрин
А.А. Прокофьев
1907-1945
1900-1971
Тема
Сравнительный анализ одноимённых стихотворений
«Алёнушка» Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева
Цель
Сравнить (выявить сходства и различия) одноимённые стихотворения «Алёнушка» Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева
Задачи:
- Выполнить анализ стихотворения Д.Б. Кедрина
- Выполнить анализ стихотворения А.А. Прокофьева
- Внести данные в таблицу
- Сделать выводы
Тема
Сравнительный анализ одноимённых стихотворений
«Алёнушка» Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева
Цель
Сравнить (выявить сходства и различия) одноимённые стихотворения «Алёнушка» Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева
Задачи:
- Выполнить анализ стихотворения Д.Б. Кедрина
- Выполнить анализ стихотворения А.А. Прокофьева
- Внести данные в таблицу
- Сделать выводы
Стихотворение «Алёнушка»
Д. Б. К е дрин
А.А. Прокофьев
1907-1945
1900-1971
Д. Б. К е дрин «Алёнушка», стр. 164
Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна –
Родина неяркая моя!
Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.
Только всё ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Алёнушки поёшь…
Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!
Д. Б. К е дрин «Алёнушка» : словарная работа
Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна –
Родина неяркая моя!
Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.
Только всё ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Алёнушки поёшь…
Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!
Временная стоянка
Владение
Разбойники
На краю деревни, далеко от людей
Неизменную, вечную
Глубокая яма на дне озера
Выбери лепесток-вопрос
Уточняющие вопросы:
- Насколько я поняла, автор использует метафору (скрыто сравнивает) Родину с Царевной Несмеяной и Алёнушкой?
- Правильно ли я поняла, что лирический герой стихотворения признается в любви Родине?
Оценочный вопрос:
- Как вы оцениваете тон повествования, настроение, чувства лирического героя?
Простые вопросы (да/ нет/факт):
- В стихотворении упоминаются образы сказочных героев?
- Какие это персонажи?
- Какие определения даёт автор Родине?
Творческий вопрос (прогноз):
- Как вы думаете, будут ли звучать похожие мотивы в стихотворении А.А. Прокофьева?
Практические вопросы
- Как бы вы сформулировали тему стихотворения?
- Как мы можем обозначить идею произведения?
Объясняющие вопросы (почему):
- Почему лирический герой тревожится, волнуется за Родину, взволнованно говорит о ней?
- Почему меняется настроение лирического героя?
- Почему лирический герой гордится своей страной?
А.А. Прокофьев «Алёнушка», стр. 165
Пруд заглохший весь в зелёной ряске,
В ней тростник качается, шумит,
А на берегу, совсем как в сказке,
Милая Алёнушка сидит.
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветёт дурман-цветком багульник
Рядом, у заглохшего пруда.
Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведёт,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладёт.
А.А. Прокофьев «Алёнушка»
Пруд заглохший весь в зелёной ряске,
В ней тростник качается, шумит,
А на берегу, совсем как в сказке,
Милая Алёнушка сидит.
Прост венок , а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
С берега трава , врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода ,
И цветёт дурман-цветком багульник
Рядом, у заглохшего пруда .
Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведёт,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладёт.
Выводы (формулируем в группах)
- В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как_______________, так и ____________ .
- Стихотворения объединены не только _____________, но и темой: оба они посвящены ___________, ________________.
- Значит, для обоих поэтов сказочный образ А__________ – символ ____________.
- Лирический герой Кедрина размышляет о _________ судьбе своей страны, её __________, выражает веру в их ___________, величие.
- В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её к____________, г______________.
Выводы
- В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как сходства , так и ____________ .
- Стихотворения объединены не только _____________, но и темой: оба они посвящены ___________, ________________.
- Значит, для обоих поэтов сказочный образ А__________ – символ ____________.
- Лирический герой Кедрина размышляет о _________ судьбе своей страны, её __________, выражает веру в их ___________, величие.
- В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её к____________, г______________.
Выводы
- В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как сходства , так и различия .
- Стихотворения объединены не только _____________, но и темой: оба они посвящены ___________, ________________.
- Значит, для обоих поэтов сказочный образ А__________ – символ ____________.
- Лирический герой Кедрина размышляет о _________ судьбе своей страны, её __________, выражает веру в их ___________, величие.
- В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её к____________, г______________.
Выводы
- В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как сходства, так и различия .
- Стихотворения объединены не только названием , но и темой: оба они посвящены ___________, ________________.
- Значит, для обоих поэтов сказочный образ А__________ – символ ____________.
- Лирический герой Кедрина размышляет о _________ судьбе своей страны, её __________, выражает веру в их ___________, величие.
- В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её к____________, г______________.
Выводы
- В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как сходства , так и различия .
- Стихотворения объединены не только названием , но и темой: оба они посвящены Родине , ________________.
- Значит, для обоих поэтов сказочный образ А__________ – символ ____________.
- Лирический герой Кедрина размышляет о _________ судьбе своей страны, её __________, выражает веру в их ___________, величие.
- В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её к____________, г______________.
Выводы
- В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как сходства , так и различия .
- Стихотворения объединены не только названием , но и темой: оба они посвящены Родине , патриотизму .
- Значит, для обоих поэтов сказочный образ А__________ – символ ____________.
- Лирический герой Кедрина размышляет о _________ судьбе своей страны, её __________, выражает веру в их ___________, величие.
- В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её к____________, г______________.
Выводы
- В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как сходства , так и различия .
- Стихотворения объединены не только названием , но и темой: оба они посвящены Родине , патриотизму .
- Значит, для обоих поэтов сказочный образ Аленушки – символ ____________.
- Лирический герой Кедрина размышляет о _________ судьбе своей страны, её __________, выражает веру в их ___________, величие.
- В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её к____________, г______________.
Выводы
- В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как сходства , так и различия .
- Стихотворения объединены не только названием , но и темой: оба они посвящены Родине , патриотизму .
- Значит, для обоих поэтов сказочный образ Аленушки –символ Родины.
- Лирический герой Кедрина размышляет о _________ судьбе своей страны, её __________, выражает веру в их ___________, величие.
- В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её к____________, г______________.
Выводы
- В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как сходства , так и различия .
- Стихотворения объединены не только названием , но и темой: оба они посвящены Родине , патриотизму .
- Значит, для обоих поэтов сказочный образ Аленушки –символ Родины.
- Лирический герой Кедрина размышляет о тяжёлой судьбе своей страны, её народа , выражает веру в их силу , величие.
- В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её к____________, г______________.
Выводы
- В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как сходства , так и различия .
- Стихотворения объединены не только названием , но и темой: оба они посвящены Родине , патриотизму .
- Значит, для обоих поэтов сказочный образ Аленушки –символ Родины.
- Лирический герой Кедрина размышляет о тяжёлой судьбе своей страны, её народа , выражает веру в их силу , величие.
- В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной природой , её красотой , гармонией.
Создадим
БУРИМЕ
… имя
… земли
… как знамя
… принесли
Вспомним
Средства выразительности поэтической речи
- Художественные определения: Скрытые сравнения Обращение к неживому как к живому Уподобление одних явлений другим Намеренный повтор тех или иных звуков Использование красок
- Художественные определения: Скрытые сравнения Обращение к неживому как к живому Уподобление одних явлений другим Намеренный повтор тех или иных звуков Использование красок
- Художественные определения:
- Скрытые сравнения
- Обращение к неживому как к живому
- Уподобление одних явлений другим
- Намеренный повтор тех или иных звуков
- Использование красок