СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сравнительные анализ одноименных стихотворений "Алёнушка" Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Сравнительные анализ одноименных стихотворений "Алёнушка" Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьев

Просмотр содержимого документа
«"Сравнительные анализ одноименных стихотворений "Алёнушка" Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева»

Кот в мешке

Кот в мешке

Кот в мешке То, что покупают, приобретают, не зная ничего о качестве, полезности приобретаемого

Кот в мешке

То, что покупают, приобретают,

не зная ничего о качестве, полезности приобретаемого

Определить размер Найти средства выразительности (эпитеты, метафоры, гиперболы и др.) Сформулировать тему Проследить за настроением Определить способ рифмовки Выделить идею Поиграем
  • Определить размер
  • Найти средства выразительности (эпитеты, метафоры, гиперболы и др.)
  • Сформулировать тему
  • Проследить за настроением
  • Определить способ рифмовки
  • Выделить идею

Поиграем

Анализ стихотворения

Анализ стихотворения

«Алёнушка» Виктор Васнецов 1881  Холст, масло  173 × 121 см  Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Алёнушка»

Виктор Васнецов

1881

Холст, масло

173 × 121 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Стихотворение «Алёнушка» Д. Б. К е дрин А.А. Прокофьев 1907-1945 1900-1971

Стихотворение «Алёнушка»

Д. Б. К е дрин

А.А. Прокофьев

1907-1945

1900-1971

Тема Сравнительный анализ одноимённых стихотворений «Алёнушка» Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева Цель Сравнить (выявить сходства и различия) одноимённые стихотворения «Алёнушка» Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева Задачи: Выполнить анализ стихотворения Д.Б. Кедрина  Выполнить анализ стихотворения А.А. Прокофьева Внести данные в таблицу Сделать выводы

Тема

Сравнительный анализ одноимённых стихотворений

«Алёнушка» Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева

Цель

Сравнить (выявить сходства и различия) одноимённые стихотворения «Алёнушка» Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева

Задачи:

  • Выполнить анализ стихотворения Д.Б. Кедрина
  • Выполнить анализ стихотворения А.А. Прокофьева
  • Внести данные в таблицу
  • Сделать выводы
Тема Сравнительный анализ одноимённых стихотворений «Алёнушка» Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева Цель Сравнить (выявить сходства и различия) одноимённые стихотворения «Алёнушка» Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева Задачи: Выполнить анализ стихотворения Д.Б. Кедрина  Выполнить анализ стихотворения А.А. Прокофьева Внести данные в таблицу Сделать выводы

Тема

Сравнительный анализ одноимённых стихотворений

«Алёнушка» Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева

Цель

Сравнить (выявить сходства и различия) одноимённые стихотворения «Алёнушка» Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева

Задачи:

  • Выполнить анализ стихотворения Д.Б. Кедрина
  • Выполнить анализ стихотворения А.А. Прокофьева
  • Внести данные в таблицу
  • Сделать выводы
Стихотворение «Алёнушка» Д. Б. К е дрин А.А. Прокофьев 1907-1945 1900-1971

Стихотворение «Алёнушка»

Д. Б. К е дрин

А.А. Прокофьев

1907-1945

1900-1971

Д. Б. К е дрин «Алёнушка», стр. 164 Стойбище осеннего тумана, Вотчина ночного соловья, Тихая царевна Несмеяна – Родина неяркая моя!  Знаю, что не раз лихая сила У глухой околицы в лесу Ножичек сапожный заносила На твою нетленную красу.  Только всё ты вынесла и снова За раздольем нив, где зреет рожь, На пеньке у омута лесного Песенку Алёнушки поёшь…  Я бродил бы тридцать лет по свету, А к тебе вернулся б умирать, Потому что в детстве песню эту, Знать, и надо мной певала мать!

Д. Б. К е дрин «Алёнушка», стр. 164

Стойбище осеннего тумана,

Вотчина ночного соловья,

Тихая царевна Несмеяна –

Родина неяркая моя!

Знаю, что не раз лихая сила

У глухой околицы в лесу

Ножичек сапожный заносила

На твою нетленную красу.

Только всё ты вынесла и снова

За раздольем нив, где зреет рожь,

На пеньке у омута лесного

Песенку Алёнушки поёшь…

Я бродил бы тридцать лет по свету,

А к тебе вернулся б умирать,

Потому что в детстве песню эту,

Знать, и надо мной певала мать!

Д. Б. К е дрин «Алёнушка» : словарная работа Стойбище осеннего тумана, Вотчина ночного соловья, Тихая царевна Несмеяна – Родина неяркая моя!  Знаю, что не раз лихая сила У глухой околицы в лесу Ножичек сапожный заносила На твою нетленную красу.  Только всё ты вынесла и снова За раздольем нив, где зреет рожь, На пеньке у омута лесного Песенку Алёнушки поёшь…  Я бродил бы тридцать лет по свету, А к тебе вернулся б умирать, Потому что в детстве песню эту, Знать, и надо мной певала мать!  Временная стоянка Владение    Разбойники На краю деревни, далеко от людей  Неизменную, вечную    Глубокая яма на дне озера

Д. Б. К е дрин «Алёнушка» : словарная работа

Стойбище осеннего тумана,

Вотчина ночного соловья,

Тихая царевна Несмеяна –

Родина неяркая моя!

Знаю, что не раз лихая сила

У глухой околицы в лесу

Ножичек сапожный заносила

На твою нетленную красу.

Только всё ты вынесла и снова

За раздольем нив, где зреет рожь,

На пеньке у омута лесного

Песенку Алёнушки поёшь…

Я бродил бы тридцать лет по свету,

А к тебе вернулся б умирать,

Потому что в детстве песню эту,

Знать, и надо мной певала мать!

Временная стоянка

Владение

Разбойники

На краю деревни, далеко от людей

Неизменную, вечную

Глубокая яма на дне озера

Выбери лепесток-вопрос

Выбери лепесток-вопрос

Уточняющие вопросы: Насколько я поняла, автор использует метафору (скрыто сравнивает) Родину с Царевной Несмеяной и Алёнушкой? Правильно ли я поняла, что лирический герой стихотворения признается в любви Родине?

Уточняющие вопросы:

  • Насколько я поняла, автор использует метафору (скрыто сравнивает) Родину с Царевной Несмеяной и Алёнушкой?
  • Правильно ли я поняла, что лирический герой стихотворения признается в любви Родине?
Оценочный вопрос: Как вы оцениваете тон повествования, настроение, чувства лирического героя?

Оценочный вопрос:

  • Как вы оцениваете тон повествования, настроение, чувства лирического героя?
Простые вопросы (да/ нет/факт): В стихотворении упоминаются образы сказочных героев? Какие это персонажи? Какие определения даёт автор Родине?

Простые вопросы (да/ нет/факт):

  • В стихотворении упоминаются образы сказочных героев?
  • Какие это персонажи?
  • Какие определения даёт автор Родине?
Творческий вопрос (прогноз): Как вы думаете, будут ли звучать похожие мотивы в стихотворении А.А. Прокофьева?

Творческий вопрос (прогноз):

  • Как вы думаете, будут ли звучать похожие мотивы в стихотворении А.А. Прокофьева?
Практические вопросы Как бы вы сформулировали тему стихотворения? Как мы можем обозначить идею произведения?

Практические вопросы

  • Как бы вы сформулировали тему стихотворения?
  • Как мы можем обозначить идею произведения?
Объясняющие вопросы (почему): Почему лирический герой тревожится, волнуется за Родину, взволнованно говорит о ней? Почему меняется настроение лирического героя? Почему лирический герой гордится своей страной?

Объясняющие вопросы (почему):

  • Почему лирический герой тревожится, волнуется за Родину, взволнованно говорит о ней?
  • Почему меняется настроение лирического героя?
  • Почему лирический герой гордится своей страной?
А.А. Прокофьев «Алёнушка», стр. 165 Пруд заглохший весь в зелёной ряске, В ней тростник качается, шумит, А на берегу, совсем как в сказке, Милая Алёнушка сидит.  Прост венок, а нет его красивей, Красен от гвоздик, от лилий бел, Тополиный пух на платье синем, С тополиных рощ он прилетел.  С берега трава, врываясь буйно, Знать не хочет, что мертва вода, И цветёт дурман-цветком багульник Рядом, у заглохшего пруда.  Но кукушка на сосне кукует, И тропинка к берегу ведёт, Солнце щедро на воду такую Золотые обручи кладёт.

А.А. Прокофьев «Алёнушка», стр. 165

Пруд заглохший весь в зелёной ряске,

В ней тростник качается, шумит,

А на берегу, совсем как в сказке,

Милая Алёнушка сидит.

Прост венок, а нет его красивей,

Красен от гвоздик, от лилий бел,

Тополиный пух на платье синем,

С тополиных рощ он прилетел.

С берега трава, врываясь буйно,

Знать не хочет, что мертва вода,

И цветёт дурман-цветком багульник

Рядом, у заглохшего пруда.

Но кукушка на сосне кукует,

И тропинка к берегу ведёт,

Солнце щедро на воду такую

Золотые обручи кладёт.

А.А. Прокофьев «Алёнушка» Пруд  заглохший весь в зелёной ряске, В ней тростник качается, шумит, А на берегу, совсем как в сказке, Милая Алёнушка сидит.  Прост венок , а нет его красивей, Красен от гвоздик, от лилий бел, Тополиный пух на платье синем, С  тополиных рощ он прилетел.  С берега трава , врываясь буйно, Знать не хочет, что мертва вода , И цветёт дурман-цветком багульник Рядом, у заглохшего пруда .  Но кукушка на сосне кукует, И тропинка  к берегу ведёт, Солнце  щедро на воду такую Золотые обручи кладёт.

А.А. Прокофьев «Алёнушка»

Пруд заглохший весь в зелёной ряске,

В ней тростник качается, шумит,

А на берегу, совсем как в сказке,

Милая Алёнушка сидит.

Прост венок , а нет его красивей,

Красен от гвоздик, от лилий бел,

Тополиный пух на платье синем,

С тополиных рощ он прилетел.

С берега трава , врываясь буйно,

Знать не хочет, что мертва вода ,

И цветёт дурман-цветком багульник

Рядом, у заглохшего пруда .

Но кукушка на сосне кукует,

И тропинка к берегу ведёт,

Солнце щедро на воду такую

Золотые обручи кладёт.

Выводы  (формулируем в группах) В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как_______________, так и ____________ . Стихотворения объединены не только _____________, но и темой: оба они посвящены ___________, ________________. Значит, для обоих поэтов сказочный образ А__________ – символ ____________. Лирический герой Кедрина размышляет о _________ судьбе своей страны, её __________, выражает веру в их ___________, величие. В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её к____________, г______________.

Выводы (формулируем в группах)

  • В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как_______________, так и ____________ .
  • Стихотворения объединены не только _____________, но и темой: оба они посвящены ___________, ________________.
  • Значит, для обоих поэтов сказочный образ А__________ – символ ____________.
  • Лирический герой Кедрина размышляет о _________ судьбе своей страны, её __________, выражает веру в их ___________, величие.
  • В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её к____________, г______________.
Выводы В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как сходства , так и ____________ . Стихотворения объединены не только _____________, но и темой: оба они посвящены ___________, ________________. Значит, для обоих поэтов сказочный образ А__________ – символ ____________. Лирический герой Кедрина размышляет о _________ судьбе своей страны, её __________, выражает веру в их ___________, величие. В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её к____________, г______________.

Выводы

  • В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как сходства , так и ____________ .
  • Стихотворения объединены не только _____________, но и темой: оба они посвящены ___________, ________________.
  • Значит, для обоих поэтов сказочный образ А__________ – символ ____________.
  • Лирический герой Кедрина размышляет о _________ судьбе своей страны, её __________, выражает веру в их ___________, величие.
  • В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её к____________, г______________.
Выводы В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как сходства , так и различия . Стихотворения объединены не только _____________, но и темой: оба они посвящены ___________, ________________. Значит, для обоих поэтов сказочный образ А__________ – символ ____________. Лирический герой Кедрина размышляет о _________ судьбе своей страны, её __________, выражает веру в их ___________, величие. В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её к____________, г______________.

Выводы

  • В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как сходства , так и различия .
  • Стихотворения объединены не только _____________, но и темой: оба они посвящены ___________, ________________.
  • Значит, для обоих поэтов сказочный образ А__________ – символ ____________.
  • Лирический герой Кедрина размышляет о _________ судьбе своей страны, её __________, выражает веру в их ___________, величие.
  • В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её к____________, г______________.
Выводы В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как сходства, так и различия . Стихотворения объединены не только названием , но и темой: оба они посвящены ___________, ________________. Значит, для обоих поэтов сказочный образ А__________ – символ ____________. Лирический герой Кедрина размышляет о _________ судьбе своей страны, её __________, выражает веру в их ___________, величие. В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её к____________, г______________.

Выводы

  • В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как сходства, так и различия .
  • Стихотворения объединены не только названием , но и темой: оба они посвящены ___________, ________________.
  • Значит, для обоих поэтов сказочный образ А__________ – символ ____________.
  • Лирический герой Кедрина размышляет о _________ судьбе своей страны, её __________, выражает веру в их ___________, величие.
  • В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её к____________, г______________.
Выводы В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как сходства , так и различия . Стихотворения объединены не только названием , но и темой: оба они посвящены Родине , ________________. Значит, для обоих поэтов сказочный образ А__________ – символ ____________. Лирический герой Кедрина размышляет о _________ судьбе своей страны, её __________, выражает веру в их ___________, величие. В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её к____________, г______________.

Выводы

  • В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как сходства , так и различия .
  • Стихотворения объединены не только названием , но и темой: оба они посвящены Родине , ________________.
  • Значит, для обоих поэтов сказочный образ А__________ – символ ____________.
  • Лирический герой Кедрина размышляет о _________ судьбе своей страны, её __________, выражает веру в их ___________, величие.
  • В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её к____________, г______________.
Выводы В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как сходства , так и различия . Стихотворения объединены не только названием , но и темой: оба они посвящены Родине , патриотизму . Значит, для обоих поэтов сказочный образ А__________ – символ ____________. Лирический герой Кедрина размышляет о _________ судьбе своей страны, её __________, выражает веру в их ___________, величие. В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её к____________, г______________.

Выводы

  • В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как сходства , так и различия .
  • Стихотворения объединены не только названием , но и темой: оба они посвящены Родине , патриотизму .
  • Значит, для обоих поэтов сказочный образ А__________ – символ ____________.
  • Лирический герой Кедрина размышляет о _________ судьбе своей страны, её __________, выражает веру в их ___________, величие.
  • В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её к____________, г______________.
Выводы В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как сходства , так и различия . Стихотворения объединены не только названием , но и темой: оба они посвящены Родине , патриотизму . Значит, для обоих поэтов сказочный образ Аленушки – символ ____________. Лирический герой Кедрина размышляет о _________ судьбе своей страны, её __________, выражает веру в их ___________, величие. В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её к____________, г______________.

Выводы

  • В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как сходства , так и различия .
  • Стихотворения объединены не только названием , но и темой: оба они посвящены Родине , патриотизму .
  • Значит, для обоих поэтов сказочный образ Аленушки – символ ____________.
  • Лирический герой Кедрина размышляет о _________ судьбе своей страны, её __________, выражает веру в их ___________, величие.
  • В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её к____________, г______________.
Выводы В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как сходства , так и различия . Стихотворения объединены не только названием , но и темой: оба они посвящены Родине , патриотизму . Значит, для обоих поэтов сказочный образ Аленушки –символ Родины.  Лирический герой Кедрина размышляет о _________ судьбе своей страны, её __________, выражает веру в их ___________, величие. В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её к____________, г______________.

Выводы

  • В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как сходства , так и различия .
  • Стихотворения объединены не только названием , но и темой: оба они посвящены Родине , патриотизму .
  • Значит, для обоих поэтов сказочный образ Аленушки –символ Родины.
  • Лирический герой Кедрина размышляет о _________ судьбе своей страны, её __________, выражает веру в их ___________, величие.
  • В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её к____________, г______________.
Выводы В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как сходства , так и различия . Стихотворения объединены не только названием , но и темой: оба они посвящены Родине , патриотизму . Значит, для обоих поэтов сказочный образ Аленушки –символ Родины.  Лирический герой Кедрина размышляет о тяжёлой судьбе своей страны, её народа , выражает веру в их силу , величие. В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её к____________, г______________.

Выводы

  • В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как сходства , так и различия .
  • Стихотворения объединены не только названием , но и темой: оба они посвящены Родине , патриотизму .
  • Значит, для обоих поэтов сказочный образ Аленушки –символ Родины.
  • Лирический герой Кедрина размышляет о тяжёлой судьбе своей страны, её народа , выражает веру в их силу , величие.
  • В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её к____________, г______________.
Выводы В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как сходства , так и различия . Стихотворения объединены не только названием , но и темой: оба они посвящены Родине , патриотизму . Значит, для обоих поэтов сказочный образ Аленушки –символ Родины.  Лирический герой Кедрина размышляет о тяжёлой судьбе своей страны, её народа , выражает веру в их силу , величие. В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной природой , её красотой , гармонией.

Выводы

  • В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как сходства , так и различия .
  • Стихотворения объединены не только названием , но и темой: оба они посвящены Родине , патриотизму .
  • Значит, для обоих поэтов сказочный образ Аленушки –символ Родины.
  • Лирический герой Кедрина размышляет о тяжёлой судьбе своей страны, её народа , выражает веру в их силу , величие.
  • В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной природой , её красотой , гармонией.
Создадим БУРИМЕ   … имя  … земли … как знамя … принесли

Создадим

БУРИМЕ

имя

земли

как знамя

принесли

Вспомним Средства выразительности поэтической речи  Художественные определения: Скрытые сравнения Обращение к неживому как к живому Уподобление одних явлений другим Намеренный повтор тех или иных звуков Использование красок Художественные определения: Скрытые сравнения Обращение к неживому как к живому Уподобление одних явлений другим Намеренный повтор тех или иных звуков Использование красок Художественные определения: Скрытые сравнения Обращение к неживому как к живому Уподобление одних явлений другим Намеренный повтор тех или иных звуков Использование красок

Вспомним

Средства выразительности поэтической речи

  • Художественные определения: Скрытые сравнения Обращение к неживому как к живому Уподобление одних явлений другим Намеренный повтор тех или иных звуков Использование красок
  • Художественные определения: Скрытые сравнения Обращение к неживому как к живому Уподобление одних явлений другим Намеренный повтор тех или иных звуков Использование красок
  • Художественные определения:
  • Скрытые сравнения
  • Обращение к неживому как к живому
  • Уподобление одних явлений другим
  • Намеренный повтор тех или иных звуков
  • Использование красок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!