Тема: Средние века: время рыцарей и замков
Цели: формировать представление о Средневековье; познакомить с эпохой Средних веков, достижениями, особенностями, нормами морали.
Формируемые УУД: познавательные — самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные - устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование: учебник
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Блицопрос
• Назовите государства Древнего мира.
• Что такое иероглиф?
• В честь кого строили храмы в Древнем Египте?
• Что такое пирамиды? Кто такие фараоны?
• Что является сердцем Афин?
• Назовите знаменитую древнюю постройку в Афинах. (Парфенон.)
• Назовите древние постройки в Риме. (Римский форум, Пантеон, Колизей.)
2. Тест
1. Главная площадь Рима:
а) Форум б) Капитолий в) Палатин
2. Жилище для богов в Древнем Египте:
а) храм б) саркофаг в) пирамида
3. Гробница фараона в Древнем Египте:
а) храм б) пирамида в) сфинкс
4. На берегах этой реки возникло Египетское государство:
а) Нил б) Амазонка в) Дон
5. Существо с телом льва и головой человека, охраняющее гробницы египетских фараонов:
а) Сфинкс б) Апис в) Хеопс
6. Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать:
а) Амон-Ра б) Эхнатон в) Тот
7. Холм в Афинах, где находились главные храмы города:
а) Акрополь б) Агора в) Академия
3. Индивидуальное задание на карточке
— Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания.
Главная площадь Рима - ... (Форум). Жилище для богов в Древнем Египте — ... (храм). Гробница фараона в Древнем Египте — ... (пирамида). Египетское государство возникло на берегу реки ... (Нил). Существо с телом льва и головой человека, охраняющее гробницы египетских фараонов, — ... (Сфинкс). Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать, — ... (Тот). Холм в Афинах, где находились главные храмы города, называется ... (Акрополь).
III. Самоопределение к деятельности
(У каждого на парте стихотворение.)
— Прочитайте. Добавьте в стихотворение нужное слово.
На щите моем эмблема
И девиз «Любовь и честь!».
Докажу я непременно,
Что они на свете есть.
Я невинных защищаю,
Преступления отмщаю —
Лишь за правду должен биться
Каждый благородный... (рыцарь).
— Что вы можете сказать о рыцарях? (Ответы детей.)
— Когда жили рыцари?
(Ученики затрудняются ответить на данный вопрос или отвечают неточно.)
— Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Средние века: время рыцарей и замков».)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о Средних веках.)
Хочу пригласить вас сегодня
В Средние века.
Берлин, Амстердам, Копенгаген
Возникли уже тогда.
— Предлагаю поработать сегодня по плану из следующих вопросов.
(План записан на доске.)
IV. Открытие нового знания
1. Работа по учебнику С. 15
— Что означает слово «средний»? (1) Обычно словом «средний» называют что-то посредственное, ничем не примечательное. Например, средние успехи в работе, учебе. 2) То, что находится в середине чего-либо, как среда в середине рабочей недели.)
— Какое из этих значений больше подходит для определения эпохи? Почему? (Подходит второе значение, так как Средние века — это период между Древним миром и Новым временем.)
— Какая же эпоха в истории называется Средними веками? (Предположения детей.)
— Где мы можем найти ответ на этот вопрос? (В книге, в учебнике.)
— Прочитаем текст на с. 15. (Ученики читают текст.)
— Что вы узнали о Средневековье? (Ответы детей.) (Учитель делает дополнения. См. дополнительный материал к уроку.)
— Постараемся ответить на второй вопрос: какие религии возникли в Средневековье?
С развитием общества изменились и верования людей. Появились новые боги, старых забывали. Многобожие, или политеизм, уступало место единобожию — монотеизму. Это было связано с экономическим развитием общества и изменениями в образе жизни людей. Немалую роль сыграли и географическое положение стран, их связи друг с другом. Все шире стали распространяться следующие мировые религии.
С. 17-18
— Какие? И вновь обратимся к учебнику. (В Средневековье распространяются мировые религии: иудаизм, христианство, ислам и буддизм.)
— Как назывались здания для молитв? (У христиан — церкви, соборы; у мусульман — мечети; у буддистов — храмы; у иудаистов — синагога.)
Христианство появилось в I в. в восточной провинции Римской империи — Палестине, где была распространена религия древних иудеев. Христиане верят в Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя мира. Главный источник вероучения — Священное Писание (Библия).
Ислам — тоже одна из мировых религий. Это слово по-арабски означает «покорность». Ислам возник в Аравии в VII в. Основал его пророк Мухаммед. Последователи религии — их называют мусульманами — поклоняются единому Богу, Аллаху. Основы учения изложены в священной книге мусульман — Коране.
Раньше всех этих религий возник буддизм. Это было в Индии, в V—VI вв. до н. э. Имя Будда получил основатель религии Сиддхартха Гаутама, достигший состояния высшего духовного совершенства. Будде поклоняются народы Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти Средней Азии и Сибири.
Иудаизм — вера в единого Бога. Названа по имени одного из родоначальников евреев Иуды.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме
— Главным изобретением в Средневековье было книгопечатание. Прочитайте текст на с. 20 учебника.
— Кто открыл способ, как можно быстрее и легче создавать книги? (Этот способ открыл немец Иоганн Гутенберг.)
VII. Применение новых знаний
2. Творческие задания (на выбор)
1. Представьте себя рыцарем, живущим в старинном замке. Расскажите, каким вы представили себе замок. Чем занимались обитатели замка? Вам нужно принять гостей в своем замке. Как же вы будете развлекать их?
2. Какие знаки могли бы стать символами Средневековья? Нарисуйте. Обоснуйте свой рисунок.
3. Представьте себя участниками рыцарского турнира. Опишите его. Воспользуйтесь иллюстрацией на с. 19 учебника.
4. А сейчас представьте, что вы готовитесь стать рыцарем. Для этого вам необходимо придумать свой девиз и герб. Будьте внимательны. Подумайте о том, что и каким цветом вы изобразите.
3. Работа с загадками
— Отгадав загадки, вы узнаете о великих открытиях и изобретениях Средневековья, которыми мы пользуемся и сегодня.
Сидит Пахом на коне верхом,
Сам неграмотный, а читать помогает. (Очки.)
При виде еды не считают ворон,
Бросаются дружно с обеих сторон:
Один — разрезает, другая — цепляет.
Обоим работы в тарелке хватает. (Нож, вилка.)
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас! (Часы.)
— Отгадайте слово по лексическому значению.
Застежка, обычно в виде твердого кружка, продеваемого в петлю. (Пуговица.)
— Как называется взрывчатое соединение или смесь? (Порох.)
— Какое изобретение было главным в Средние века? (Книгопечатание.)
VIII. Подведение итогов урока
— Посмотрите на план. На все ли вопросы плана мы нашли ответ?
— Достигли поставленной цели?
(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 21 учебника.)
— Какой вывод можем сделать? (Эпоха Средних веков оставила будущим поколениям опыт, достижения, внесла большой вклад в развитие всего человечества.)
IX. Рефлексия
— Что показалось на уроке наиболее интересным?
— Где можно применить новые знания?
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать? Какие трудности возникли в работе?
— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)
Я благодарю вас за сегодняшний урок и в знак благодарности приготовила для вас иллюстрации рыцарей, которые вы можете раскрасить дома. Будьте смелыми, отважными, честными, защищайте свою семью и Родину.
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 15—21 учебника.