СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средние века: время рыцарей и замков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Средние века: время рыцарей и замков.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лопатинская средняя общеобразовательная школа.











Номинация:

« Мультимедийное дидактическое пособие».






















Работу выполнила:

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Жигулина Татьяна Яковлевна


2009 г.


Средние века: время рыцарей и замков. ( Мир вокруг нас 4 класс).

Цель урока:

Формировать представление о Средневековье;

Развить кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление;

Воспитывать любовь и интерес к предмету.

Задачи:

  1. Сформировать общее представление об эпохе Средневековья.

  2. Познакомить с основными мировыми религиями.

  3. Дать понятие средневекового рыцаря

  4. Познакомить с главным изобретением в Среднем веке.

  5. Способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК

  6. Развивать творчество учащихся, умение использовать дополнительную литературу.

Используемые образовательные ресурсы:

1.Учебник: «Мир вокруг нас» 4 класс, ч. 2, авторы А.А. Плешаков, Е.А.

Крючкова, Москва, Просвещение, 2007год.

2. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс, авторы

О.И.Дмитриева, О.А. Мокрушина, Москва «Вако» 2004 год.

3. Моя первая энциклопедия. Старинные замки, Стефании Тернбул, Москва, ООО «Торговый дом «Издательство Мир книги», 2005 год.

4. Я познаю мир. История., авторы-составители: Н.В. Чудакова, А.В. Громов, Минск, 2007год.

Оборудование:

Мультимедиапроектор, учебник, карточки с кроссвордом «Египет», карточки с тестом.

Ход урока

I. Организационный момент

Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки,

И на досуге дуть на корабль бумажный

-Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

-Мы сегодня продолжим знакомиться со страницами всемирной истории.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Нескольким ученикам предлагаются карточки с тестами:

Тест.

1. Главная площадь Рима:

а) Форум;

б) Капитолий;
в) Палатин.

2. «Жилище» для богов в Древнем Египте:

а) храм;

б) саркофаг;

в) пирамида

3. Гробница фараона в Древнем Египте:

а) храм;

б) пирамида;

в) сфинкс.

4. Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте:

а) саркофаг;

б)пирамида;

в) мумия.

5. На берегах какой реки возникло Египетское государство

а) Нил;

б) Амазонка;

в) Дон.

6. Существо с телом льва и головой человека, «охраняющее»
гробницы египетских фараонов:

а) Сфинкс;

б) Апис;

в) Хеопс.

7. Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и
писать:

а) Амон-Ра;

б) Эхнатон;

в) Тот.

8. Египетский фараон, которому была построена самая большая
пирамида:

а) Эхнатон;

б) Хеопс;

в) Тутанхамон.

9.Кто, согласно легенде, был первым царем Рима?

а) Рем;

б) Ромул;

в) Нумитор.

10. Холм в Афинах, где находились главные храмы города:

а) Акрополь;

б) Агора;

в) Академия.


2.) Более подготовленным – кроссворд (В форме пирамиды).

Вопросы:


1.Основное удобрение на полях Древнего Египта.

2. На берегах какой реки возникло Египетское государство.

3. «Жилище» для богов в Древнем Египте.

4. Кто, согласно легенде, был первым царем Рима?

5. Существо с телом льва и головой человека, «охраняющее»
гробницы египетских фараонов.

6. Храм всех богов.

7. Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте.

8. Знаки, которыми писали египтяне ?


3.) Проверка выполнения. (Слайд 1)

Тест : Кроссворд:

  • 1.а

  • 2. а 1.Ил

  • 3. б 2. Нил

  • 4. а 3. Храм

  • 5. а 4. Ромул

  • 6. а 5. Сфинкс

  • 7. в 6. Пантеон

  • 8. б 7. Саркофаг

  • 9. б 8. Иероглифы

  • 10.а.


4.) Проверка творческого задания.

Что интересного узнали вы об этой эпохе?

Учащиеся слушают подготовленные сообщения, выставляются выполненные из картона макеты: пирамида Хеопса, Большой сфинкс, Парфенон..

5.) Подводится итог по этому этапу урока.

III. Новая тема

- Дома вы должны были подумать, какого человека вы сегодня
назвали бы рыцарем. Ваши мнения.

{Рыцарь - это смелый человек, верный своему долгу.

Рыцарь - это благородный человек.

Рыцарь — это самоотверженный, безупречный человек)

- Вы правы. В наше время, благородного, смелого, безупречного

человека можно назвать рыцарем. А в Средневековой Европе
- это феодал, тяжеловооруженный конный воин. Для рыцаря считались обязательными моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине.

- И сегодня на уроке у нас речь пойдет об эпохе, в которой жили рыцари и про­должалась которая с V века до конца XV века и называлась Средними
веками или Средневековьем. (Слайд 2)


Средние века охватывают 12 столетий между древним миром и новым временем. Когда речь идет о таком большом временном от­резке, трудно назвать точные даты его начала и конца. Одна эпоха постепенно переходила в другую. Но началом Средневековья приня­то считать 476 год, когда был свергнут с престола последний рим­ский император и произошло крушение великого государства древ­ности - Западной Римской империи.

- Чем же знаменательно это время?


Смирнова Мария.

Многое изменилось в жизни людей в средние века. Люди стали обрабатывать больше земли и собирать большие урожаи. В Европе стали выращивать растения, которых раньше не знали: рис и хлоп­чатник, чай и кофе, картофель и кукурузу, апельсины, помидоры, какао...

В средние века у людей появились фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы. Были изобретены порох и огнестрельное оружие. Средневековые мореплаватели открыли Америку и Австралию. В средние века образовались многие госу­дарства, существующие и поныне - Англия, Франция, Италия, Рос­сия. Вот какое интересное время мы называем средними веками. (Слайд 3)

Учитель:

- Во все времена люди старались осмыслить то, что их окружало, понять себя, человеческую жизнь и смерть. Люди невольно очелове­чивали природу. Им казалось, что она полна каких-то таинственных сил, которые правят миром и судьбами людей. Поклоняясь этим си­лам, люди устанавливали правила жизни. Так появились традиции, обряды, ритуалы.

Учитель:

  • С развитием общества изменились и верования людей. Все шире стали распространяться три основные мировые религии.


  • Прочитайте текст на стр. 16-17 учебника.


- Отве­тьте на вопросы:

1. Какие веры возникли в Средневековье? (Слайд 4.)

(В Средневековье распространяется христианство, возник ис­лам и буддизм.)

(Слайд 5)

  • Где распространялись эти веры?

(Христианство по всей Евро­пе, ислам на Ближнем Востоке - у арабов, буддизм - в Индии, Китае, Японии.)

Слайд 6.

  • Как назывались здания для молитв у каждой веры?

  • (Христи­анство - церкви, соборы.

  • Ислам - мусульманские мечети.

  • Буддизм - буддистские храмы.)


Учитель:

Слайд 7.

Христианство появилось в 1 веке в восточной провинции Рим­ской империи - Палестине, где была распространена религия древ­них иудеев. Христиане верят в Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя мира. Главный источник вероучения — Священное писа­ние (Библия).

Слайд 8.

Ислам тоже одна из мировых религий. Это слово по-арабски оз­начает «покорность». Ислам возник в Аравии в 7 веке. Основал его пророк Мухаммед. Последователи религии - их называют мусуль­манами - поклоняются единому Богу - Аллаху. Основы учения из­ложены в священной книге мусульман - Коране.

Раньше всех из них возник буддизм. Это было в Индии, в 5-6 вв. до нашей эры. Имя Будда получил основатель религии Сиддхартха Гаутама, достигший состояния высшего духовного совершенства. Будде поклоняются народы Юго-Восточной и Центральной Азии, Отчасти Средней Азии и Сибири.

IV. Физкультминутка.

Тишина стоит вокруг, Вышли косари на луг. Взмах косой туда-сюда. Делай раз и делай два.

5. Продолжение новой темы.

Учитель:

Из Средневековья пришло к нам прекрасное слово рыцарь!

Стекленёва Дарья. (Показ слайда 9.)

Слово «рыцарь» первоначально означало «всадник». Рыцарями

могли быть только люди «благородного» происхождения, достаточно

богатые, чтобы приобрести коня и вооружение - меч, щит, латы.

Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей,

нев больших земельных владений - герцогов, графов, баронов.

Для того чтобы стать настоящим воином-рыцарем, требовалось

много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте семи лет мальчики покидали родительский дом и становились

пажами (личными слугами) знатных феодалов (землевла­дельцев) или короля. Там они обучались фехтованию, борьбе, вер­ховой езде, метанию копья, пению и танцам. Умение читать и писать для рыцаря считалось не обязательным.

Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыца­рю, становился его оруженосцем. В его обязанности входило ухажи­вать за лошадьми и собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислу­живал им за столом. В походе оруженосец вез доспехи (снаряжение) рыцаря, а во время боя должен был находиться за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать ему запасное оружие.

И только после нескольких лет службы отличившихся в боях оруженосцев посвящали в рыцари. Происходило это обычно в праздник, в присутствии других рыцарей, оруженосцев и, конечно, прекрасных дам. Посвящаемый в рыцари должен был встать на ко­лени перед самым знатным из гостей. Тот наносил будущему рыца­рю удар ладонью по затылку или щеке.

Чумак Альбина.

Слайд 10.

А чтобы в мирное время не притупилось их военное искусство, рыцари участвовали в специально организованных военных состяза­ниях, которые назывались турнирами. На турнире два рыцаря скака­ли навстречу друг другу верхом на конях и, нанося удары длинными копьями, старались выбить противника из седла.

(Показ слайда 11.)

Рыцарь обычно носил ленту, эмблему или платок своей возлюб­лено дамы. Это был ее знак. Если рыцарь побеждал, он приносил славу не только себе, но и даме, знак который он носил.

(Показ слайда12.)

Жили рыцари в замках. Замок - это дворец и крепость феодала. Замки Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Средней Азии возводи­лись в хорошо защищенных местах: главная башня окружалась ва­лами, рвами, стенами.

(Показ слайда 13.)

Суровые, мощные замки с XI-XII вв. стано­вятся более живописными, свободными по планировке, с XIII-XIV вв. превращаются в сложные комплексы построек, и, наконец, в дворцовые ансамбли.

Замки знати были не очень удобными жилищами. В них было сыро, холодно, гуляли сквозняки. Первые замки не имели стекол в окнах и водопровода. Помещения освещались факелами из веток дерева или пучков тростника. Короли и знать строили себе замки для защиты от врагов. Чем занимались обитатели замка? Хозяин замка охотился, принимал гостей, устраивал пиры, женщины занимались ру­коделием.

Учитель:

  • Главным изобретением в Среднем веке было изобретение кни­гопечатания. Прочитайте текст на стр. 20.

  • Проверка усвоения прочитанного.


  • Кто открыл способ как быстрее и легче создать книги? (Этот способ открыл немец Иоганн Гутенберг.)


VI.Закрепление изученного.

( Для закрепления используются слайды с 16- 20.

По щелчку мыши появляется вопрос, а после ответа детей- следующий щелчок – правильный ответ.)

  • Как ученые узнают о жизни людей в Средневековье? (В Сред­невековье создавались первые книги)

  • Как изменился облик Европы за время Средневековья? (За время средневековья было построено множество замков, церквей, соборов, мечетей, храмов. Некоторые сохранились до наших дней.)

  • Какие религии возникли в Средние века? (Христианство, ис­лам и буддизм)

  • Как назывались здания для молитв? (Христианские церкви и соборы, мусульманские мечети, буддистские храмы)

  • Кто такие рыцари Средневековья? (Воин на коне, закованный в латы, в шлеме, с мечом и щитом.)

  • Для чего строили замки? (Замки служили надежной защитой)

  • Где строили замки? (Их воздвигали на высоком холме, обрывистом утесе, острове посреди реки.)

  • Какие укрепительные сооружения были у замков? (Замки были окружены глубоким рвом с водой. У ворот был подземный мост. В жилище вели тяжелые дубовые ворота, окованные железом. Вход в замок преграждала металлическая решеткаi с острыми зубьями наверху)

-Удобное ли было это жилище? (Жилище было не очень удобным. Стекол на окнах не было. В замке было холодно, сыро, сквозняки гуляли по комнатам и коридорам.)

  • Чем занимались обитатели замка? (Женщины занимались, рукоделием, хозяин охотился, принимал гостей, устраивали рыцарские турниры.)

  • Кто первым нашел способ создать книгу? (Немец Иоганн Гутенберг)

  • Что он предложил использовать? (Предложил использовать разборный шрифт)

  • Как назывались металлические буквы? (Литеры)

  • Какой год считается годом рождения книгопечатания?

  • (!445 г.)

6. Итог урока.

Покажите цветом: какое настроение вызвал у вас данный урок?

(Красный, синий, зелёный, коричневый)

7. Домашнее задание.

1. Стр 15 -20: стр. 21:.

2. .ВЫПОЛНИТЬ задания № 1-3

3.Творческое задание:

Подготовить сообщение, кроссворд, ребус, мини –сочинение, макет замка из подручного материала.

Список используемых образовательных ресурсов:

1.Учебник: «Мир вокруг нас» 4 класс, ч. 2, авторы А.А. Плешаков, Е.А.

Крючкова, Москва, Просвещение, 2007год.

2. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс, авторы

О.И.Дмитриева, О.А. Мокрушина, Москва «Вако» 2004 год.

3. Моя первая энциклопедия. Старинные замки, Стефании Тернбул, Москва, ООО «Торговый дом «Издательство Мир книги», 2005 год.

4. Я познаю мир. История., авторы-составители: Н.В. Чудакова, А.В.

Громов, Минск, 2007год.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!