Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лопатинская средняя общеобразовательная школа.
Номинация:
« Мультимедийное дидактическое пособие».
Работу выполнила:
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Жигулина Татьяна Яковлевна
2009 г.
Средние века: время рыцарей и замков. ( Мир вокруг нас 4 класс).
Цель урока:
Формировать представление о Средневековье;
Развить кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление;
Воспитывать любовь и интерес к предмету.
Задачи:
Сформировать общее представление об эпохе Средневековья.
Познакомить с основными мировыми религиями.
Дать понятие средневекового рыцаря
Познакомить с главным изобретением в Среднем веке.
Способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК
Развивать творчество учащихся, умение использовать дополнительную литературу.
Используемые образовательные ресурсы:
1.Учебник: «Мир вокруг нас» 4 класс, ч. 2, авторы А.А. Плешаков, Е.А.
Крючкова, Москва, Просвещение, 2007год.
2. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс, авторы
О.И.Дмитриева, О.А. Мокрушина, Москва «Вако» 2004 год.
3. Моя первая энциклопедия. Старинные замки, Стефании Тернбул, Москва, ООО «Торговый дом «Издательство Мир книги», 2005 год.
4. Я познаю мир. История., авторы-составители: Н.В. Чудакова, А.В. Громов, Минск, 2007год.
Оборудование:
Мультимедиапроектор, учебник, карточки с кроссвордом «Египет», карточки с тестом.
Ход урока
I. Организационный момент
Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И на досуге дуть на корабль бумажный
-Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
-Мы сегодня продолжим знакомиться со страницами всемирной истории.
II. Проверка домашнего задания.
Нескольким ученикам предлагаются карточки с тестами:
Тест.
1. Главная площадь Рима:
а) Форум;
б) Капитолий;
в) Палатин.
2. «Жилище» для богов в Древнем Египте:
а) храм;
б) саркофаг;
в) пирамида
3. Гробница фараона в Древнем Египте:
а) храм;
б) пирамида;
в) сфинкс.
4. Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте:
а) саркофаг;
б)пирамида;
в) мумия.
5. На берегах какой реки возникло Египетское государство
а) Нил;
б) Амазонка;
в) Дон.
6. Существо с телом льва и головой человека, «охраняющее»
гробницы египетских фараонов:
а) Сфинкс;
б) Апис;
в) Хеопс.
7. Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и
писать:
а) Амон-Ра;
б) Эхнатон;
в) Тот.
8. Египетский фараон, которому была построена самая большая
пирамида:
а) Эхнатон;
б) Хеопс;
в) Тутанхамон.
9.Кто, согласно легенде, был первым царем Рима?
а) Рем;
б) Ромул;
в) Нумитор.
10. Холм в Афинах, где находились главные храмы города:
а) Акрополь;
б) Агора;
в) Академия.
2.) Более подготовленным – кроссворд (В форме пирамиды).
Вопросы:
1.Основное удобрение на полях Древнего Египта.
2. На берегах какой реки возникло Египетское государство.
3. «Жилище» для богов в Древнем Египте.
4. Кто, согласно легенде, был первым царем Рима?
5. Существо с телом льва и головой человека, «охраняющее»
гробницы египетских фараонов.
6. Храм всех богов.
7. Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте.
8. Знаки, которыми писали египтяне ?
3.) Проверка выполнения. (Слайд 1)
Тест : Кроссворд:
1.а
2. а 1.Ил
3. б 2. Нил
4. а 3. Храм
5. а 4. Ромул
6. а 5. Сфинкс
7. в 6. Пантеон
8. б 7. Саркофаг
9. б 8. Иероглифы
10.а.
4.) Проверка творческого задания.
Что интересного узнали вы об этой эпохе?
Учащиеся слушают подготовленные сообщения, выставляются выполненные из картона макеты: пирамида Хеопса, Большой сфинкс, Парфенон..
5.) Подводится итог по этому этапу урока.
III. Новая тема
- Дома вы должны были подумать, какого человека вы сегодня
назвали бы рыцарем. Ваши мнения.
{Рыцарь - это смелый человек, верный своему долгу.
Рыцарь - это благородный человек.
Рыцарь — это самоотверженный, безупречный человек)
- Вы правы. В наше время, благородного, смелого, безупречного
человека можно назвать рыцарем. А в Средневековой Европе
- это феодал, тяжеловооруженный конный воин. Для рыцаря считались обязательными моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине.
- И сегодня на уроке у нас речь пойдет об эпохе, в которой жили рыцари и продолжалась которая с V века до конца XV века и называлась Средними
веками или Средневековьем. (Слайд 2)
Средние века охватывают 12 столетий между древним миром и новым временем. Когда речь идет о таком большом временном отрезке, трудно назвать точные даты его начала и конца. Одна эпоха постепенно переходила в другую. Но началом Средневековья принято считать 476 год, когда был свергнут с престола последний римский император и произошло крушение великого государства древности - Западной Римской империи.
- Чем же знаменательно это время?
Смирнова Мария.
Многое изменилось в жизни людей в средние века. Люди стали обрабатывать больше земли и собирать большие урожаи. В Европе стали выращивать растения, которых раньше не знали: рис и хлопчатник, чай и кофе, картофель и кукурузу, апельсины, помидоры, какао...
В средние века у людей появились фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы. Были изобретены порох и огнестрельное оружие. Средневековые мореплаватели открыли Америку и Австралию. В средние века образовались многие государства, существующие и поныне - Англия, Франция, Италия, Россия. Вот какое интересное время мы называем средними веками. (Слайд 3)
Учитель:
- Во все времена люди старались осмыслить то, что их окружало, понять себя, человеческую жизнь и смерть. Люди невольно очеловечивали природу. Им казалось, что она полна каких-то таинственных сил, которые правят миром и судьбами людей. Поклоняясь этим силам, люди устанавливали правила жизни. Так появились традиции, обряды, ритуалы.
Учитель:
С развитием общества изменились и верования людей. Все шире стали распространяться три основные мировые религии.
- Ответьте на вопросы:
1. Какие веры возникли в Средневековье? (Слайд 4.)
(В Средневековье распространяется христианство, возник ислам и буддизм.)
(Слайд 5)
(Христианство по всей Европе, ислам на Ближнем Востоке - у арабов, буддизм - в Индии, Китае, Японии.)
Слайд 6.
Как назывались здания для молитв у каждой веры?
(Христианство - церкви, соборы.
Ислам - мусульманские мечети.
Буддизм - буддистские храмы.)
Учитель:
Слайд 7.
Христианство появилось в 1 веке в восточной провинции Римской империи - Палестине, где была распространена религия древних иудеев. Христиане верят в Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя мира. Главный источник вероучения — Священное писание (Библия).
Слайд 8.
Ислам тоже одна из мировых религий. Это слово по-арабски означает «покорность». Ислам возник в Аравии в 7 веке. Основал его пророк Мухаммед. Последователи религии - их называют мусульманами - поклоняются единому Богу - Аллаху. Основы учения изложены в священной книге мусульман - Коране.
Раньше всех из них возник буддизм. Это было в Индии, в 5-6 вв. до нашей эры. Имя Будда получил основатель религии Сиддхартха Гаутама, достигший состояния высшего духовного совершенства. Будде поклоняются народы Юго-Восточной и Центральной Азии, Отчасти Средней Азии и Сибири.
IV. Физкультминутка.
Тишина стоит вокруг, Вышли косари на луг. Взмах косой туда-сюда. Делай раз и делай два.
5. Продолжение новой темы.
Учитель:
Из Средневековья пришло к нам прекрасное слово рыцарь!
Стекленёва Дарья. (Показ слайда 9.)
Слово «рыцарь» первоначально означало «всадник». Рыцарями
могли быть только люди «благородного» происхождения, достаточно
богатые, чтобы приобрести коня и вооружение - меч, щит, латы.
Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей,
нев больших земельных владений - герцогов, графов, баронов.
Для того чтобы стать настоящим воином-рыцарем, требовалось
много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте семи лет мальчики покидали родительский дом и становились
пажами (личными слугами) знатных феодалов (землевладельцев) или короля. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья, пению и танцам. Умение читать и писать для рыцаря считалось не обязательным.
Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился его оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал им за столом. В походе оруженосец вез доспехи (снаряжение) рыцаря, а во время боя должен был находиться за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать ему запасное оружие.
И только после нескольких лет службы отличившихся в боях оруженосцев посвящали в рыцари. Происходило это обычно в праздник, в присутствии других рыцарей, оруженосцев и, конечно, прекрасных дам. Посвящаемый в рыцари должен был встать на колени перед самым знатным из гостей. Тот наносил будущему рыцарю удар ладонью по затылку или щеке.
Чумак Альбина.
Слайд 10.
А чтобы в мирное время не притупилось их военное искусство, рыцари участвовали в специально организованных военных состязаниях, которые назывались турнирами. На турнире два рыцаря скакали навстречу друг другу верхом на конях и, нанося удары длинными копьями, старались выбить противника из седла.
(Показ слайда 11.)
Рыцарь обычно носил ленту, эмблему или платок своей возлюблено дамы. Это был ее знак. Если рыцарь побеждал, он приносил славу не только себе, но и даме, знак который он носил.
(Показ слайда12.)
Жили рыцари в замках. Замок - это дворец и крепость феодала. Замки Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Средней Азии возводились в хорошо защищенных местах: главная башня окружалась валами, рвами, стенами.
(Показ слайда 13.)
Суровые, мощные замки с XI-XII вв. становятся более живописными, свободными по планировке, с XIII-XIV вв. превращаются в сложные комплексы построек, и, наконец, в дворцовые ансамбли.
Замки знати были не очень удобными жилищами. В них было сыро, холодно, гуляли сквозняки. Первые замки не имели стекол в окнах и водопровода. Помещения освещались факелами из веток дерева или пучков тростника. Короли и знать строили себе замки для защиты от врагов. Чем занимались обитатели замка? Хозяин замка охотился, принимал гостей, устраивал пиры, женщины занимались рукоделием.
Учитель:
Главным изобретением в Среднем веке было изобретение книгопечатания. Прочитайте текст на стр. 20.
Проверка усвоения прочитанного.
VI.Закрепление изученного.
( Для закрепления используются слайды с 16- 20.
По щелчку мыши появляется вопрос, а после ответа детей- следующий щелчок – правильный ответ.)
Как ученые узнают о жизни людей в Средневековье? (В Средневековье создавались первые книги)
Как изменился облик Европы за время Средневековья? (За время средневековья было построено множество замков, церквей, соборов, мечетей, храмов. Некоторые сохранились до наших дней.)
Какие религии возникли в Средние века? (Христианство, ислам и буддизм)
Как назывались здания для молитв? (Христианские церкви и соборы, мусульманские мечети, буддистские храмы)
Кто такие рыцари Средневековья? (Воин на коне, закованный в латы, в шлеме, с мечом и щитом.)
Для чего строили замки? (Замки служили надежной защитой)
Где строили замки? (Их воздвигали на высоком холме, обрывистом утесе, острове посреди реки.)
Какие укрепительные сооружения были у замков? (Замки были окружены глубоким рвом с водой. У ворот был подземный мост. В жилище вели тяжелые дубовые ворота, окованные железом. Вход в замок преграждала металлическая решеткаi с острыми зубьями наверху)
-Удобное ли было это жилище? (Жилище было не очень удобным. Стекол на окнах не было. В замке было холодно, сыро, сквозняки гуляли по комнатам и коридорам.)
Чем занимались обитатели замка? (Женщины занимались, рукоделием, хозяин охотился, принимал гостей, устраивали рыцарские турниры.)
Кто первым нашел способ создать книгу? (Немец Иоганн Гутенберг)
Что он предложил использовать? (Предложил использовать разборный шрифт)
Как назывались металлические буквы? (Литеры)
Какой год считается годом рождения книгопечатания?
(!445 г.)
6. Итог урока.
Покажите цветом: какое настроение вызвал у вас данный урок?
(Красный, синий, зелёный, коричневый)
7. Домашнее задание.
1. Стр 15 -20: стр. 21:.
2. .ВЫПОЛНИТЬ задания № 1-3
3.Творческое задание:
Подготовить сообщение, кроссворд, ребус, мини –сочинение, макет замка из подручного материала.
Список используемых образовательных ресурсов:
1.Учебник: «Мир вокруг нас» 4 класс, ч. 2, авторы А.А. Плешаков, Е.А.
Крючкова, Москва, Просвещение, 2007год.
2. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс, авторы
О.И.Дмитриева, О.А. Мокрушина, Москва «Вако» 2004 год.
3. Моя первая энциклопедия. Старинные замки, Стефании Тернбул, Москва, ООО «Торговый дом «Издательство Мир книги», 2005 год.
4. Я познаю мир. История., авторы-составители: Н.В. Чудакова, А.В.
Громов, Минск, 2007год.