СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Средства формирования интереса к чтению у старшеклассников».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации обобщён опыт работы над формированием интереса к чтению.

Просмотр содержимого документа
««Средства формирования интереса к чтению у старшеклассников».»

Автор: Аксокор А.Х., учитель МКОУ «Гмелинская СШ им.В.П.Агаркова»

Автор: Аксокор А.Х., учитель МКОУ «Гмелинская СШ им.В.П.Агаркова»

Год от года резко снижается интерес учащихся к чтению. Школой ведётся активная работа по пропаганде чтения. Но почему эта работа становится малоэффективной?
  • Год от года резко снижается интерес учащихся к чтению. Школой ведётся активная работа по пропаганде чтения. Но почему эта работа становится малоэффективной?
Причины снижения интереса к чтению Внимание современного подростка перехватывают более зрелищные и лёгкие для восприятия телевидение, радио, Интернет (средства массовой информации). Развивается культура, которую называют по-разному:

Причины снижения интереса к чтению

  • Внимание современного подростка перехватывают более зрелищные и лёгкие для восприятия телевидение, радио, Интернет (средства массовой информации).
  • Развивается культура, которую называют по-разному: "визуальная", "электронная культура". Меняется домашняя среда, в которой растет ребенок, и к домашней библиотеке добавляются фонотека, видеотека, компьютерная игротека.
  • Книжный рынок «наводнён» «Краткими пересказами», «Шпаргалками», «Золотыми сочинениями», которые уродуют вкус и интеллект ученика.
  • Школьные библиотеки обновляются лишь учебной литературой.
  • Низкий уровень семейного чтения (или его отсутствие)
Чтобы интерес к чтению не угас,  процесс чтения необходимо поддерживать.

Чтобы интерес к чтению не угас, процесс чтения необходимо поддерживать.

Инсценировка произведений, отрывков произведений Ведение читательских дневников Сотрудничество с библиотекой Комментарий к произведениям Творческие работы Элементы занимательности, игры Беседы по прочитанным произведениям Внеклассная работа Викторины Передача опыта родителей, семейных традиций по  воспитанию любви к книге, чтению на общешкольных и  классных родительских собраниях. Создание интриги Реклама произведения
  • Инсценировка произведений, отрывков произведений
  • Ведение читательских дневников
  • Сотрудничество с библиотекой
  • Комментарий к произведениям
  • Творческие работы
  • Элементы занимательности, игры
  • Беседы по прочитанным произведениям
  • Внеклассная работа
  • Викторины
  • Передача опыта родителей, семейных традиций по

воспитанию любви к книге, чтению на общешкольных и

классных родительских собраниях.

  • Создание интриги
  • Реклама произведения
Пробуждение интереса подростка к чтению через кинематограф . Ни для кого не секрет, что нынешнее поколение, живущее среди разнообразных средств массовой информации, – это поколение аудиовизуалов, людей, воспринимающих мир преимущественно глазами и ушами, а не другими органами чувств.

Пробуждение интереса подростка к чтению через кинематограф .

  • Ни для кого не секрет, что нынешнее поколение, живущее среди разнообразных средств массовой информации, – это поколение аудиовизуалов, людей, воспринимающих мир преимущественно глазами и ушами, а не другими органами чувств.
Подростку легче и приятнее посмотреть кинофильм, чем прочитать книгу, по которой этот фильм снят. Но, взрослым знаком и другой эффект: фильм, как правило, оказывается менее интересным, чем лежащая в его основе книга. Предлагая подростку сравнить кинофильм и книгу (или, в другом порядке, книгу и кинофильм), можно организовать индивидуальное или групповое обсуждение вокруг сравнения, можно спровоцировать интерес ребенка к чтению.
  • Подростку легче и приятнее посмотреть кинофильм, чем прочитать книгу, по которой этот фильм снят. Но, взрослым знаком и другой эффект: фильм, как правило, оказывается менее интересным, чем лежащая в его основе книга. Предлагая подростку сравнить кинофильм и книгу (или, в другом порядке, книгу и кинофильм), можно организовать индивидуальное или групповое обсуждение вокруг сравнения, можно спровоцировать интерес ребенка к чтению.
На уроке по повести  «Гранатовый браслет» И. А. Куприна мы использовали видеофрагменты художественного фильма А. Роома, в которых отражены ключевые эпизоды повести. А также подготовленный ученик прочитал под музыку Бетховена последнее письмо Желткова к княгине Вере.
  • На уроке по повести  «Гранатовый браслет» И. А. Куприна мы использовали видеофрагменты художественного фильма А. Роома, в которых отражены ключевые эпизоды повести.
  • А также подготовленный ученик прочитал под музыку Бетховена последнее письмо Желткова к княгине Вере.
ЗАЯВЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ - на уроке (или целый урок) выделяется время для совместного чтения и обсуждения «заявленного» произведения, т. е. такого, которое выбирают сами дети, основываясь на своём интересе к определённому произведению и испытывая потребность поделиться своими впечатлениями с одноклассниками и учителем. Такое чтение способствует поддержанию интереса школьников к чтению, а учителю даёт дополнительную возможность для выявления читательских интересов детей и раскрытия их внутреннего мира. Основная методическая особенность уроков «заявленного» чтения заключается в том, что сами авторы заявок читают произведение классу, выбирая себе по необходимости помощников в чтении (учителя, ребят), и задают ход его Обсуждения через вопросы и задания одноклассникам («А вам понравилось это произведение? Чем?»).

ЗАЯВЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

  • - на уроке (или целый урок) выделяется время для совместного чтения и обсуждения «заявленного» произведения, т. е. такого, которое выбирают сами дети, основываясь на своём интересе к определённому произведению и испытывая потребность поделиться своими впечатлениями с одноклассниками и учителем. Такое чтение способствует поддержанию интереса школьников к чтению, а учителю даёт дополнительную возможность для выявления читательских интересов детей и раскрытия их внутреннего мира. Основная методическая особенность уроков «заявленного» чтения заключается в том, что сами авторы заявок читают произведение классу, выбирая себе по необходимости помощников в чтении (учителя, ребят), и задают ход его Обсуждения через вопросы и задания одноклассникам («А вам понравилось это произведение? Чем?»).
Беседы (личные) Какое произведение прочитали? О чём оно? Что больше всего запомнилось (понравилось, поразило) в произведении? Почему? Можно поделиться впечатлениями о произведении, которое прочитали сами. («Заводно́й апельси́н» романа Энтони Бёрджесса, Э.Л.Войнич «Овод» и др.)

Беседы (личные)

  • Какое произведение прочитали?
  • О чём оно?
  • Что больше всего запомнилось (понравилось, поразило) в произведении? Почему?
  • Можно поделиться впечатлениями о произведении, которое прочитали сами.
  • («Заводно́й апельси́н» романа Энтони Бёрджесса, Э.Л.Войнич «Овод» и др.)
Инсценировка произведений Басни Отрывки произведений о войне Рассказы писателей (например, А.П.Чехова) Сказки

Инсценировка произведений

  • Басни
  • Отрывки произведений о войне
  • Рассказы писателей (например, А.П.Чехова)
  • Сказки
Инсценировка произведений 1 Класс делится на группы с разным количеством учащихся (3,4,5,6) 2 Каждая группа выбирает произведений для инсценировки 3 Подготовка 4 Защита

Инсценировка произведений

  • 1 Класс делится на группы с разным количеством учащихся (3,4,5,6)
  • 2 Каждая группа выбирает произведений для инсценировки
  • 3 Подготовка
  • 4 Защита
Сотрудничество с библиотекой Проведение уроков совместно с библиотекарем Библиотечные классные часы Книжкины недели Викторины, конкурсы

Сотрудничество с библиотекой

  • Проведение уроков совместно с библиотекарем
  • Библиотечные классные часы
  • Книжкины недели
  • Викторины, конкурсы
Сотрудничество с библиотекой 1 Совместно с библиотекарем выбирается произведение, по которому будет проводиться викторина (после этого за неделю до викторины детям объявляется название книги и автор и даётся время на прочтение) 2 Подготовка вопросов викторины по содержанию произведения 3 Проведение письменной или устной викторины 4 Подведение итогов и награждение

Сотрудничество с библиотекой

  • 1 Совместно с библиотекарем выбирается произведение, по которому будет проводиться викторина (после этого за неделю до викторины детям объявляется название книги и автор и даётся время на прочтение)
  • 2 Подготовка вопросов викторины по содержанию произведения
  • 3 Проведение письменной или устной викторины
  • 4 Подведение итогов и награждение
Классные часы После проведения занятия рекомендуется список произведений для чтения  Можно рассказать эпизоды из произведения, связанные с тематикой классного часа

Классные часы

  • После проведения занятия рекомендуется список произведений для чтения
  • Можно рассказать эпизоды из произведения, связанные с тематикой классного часа
Подвиг Сталинграда, герои Сталинградской битвы, земляки - герои (Ю. Бондарев «Горячий снег», Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке», Е.Ильина «Четвёртая высота» и др.) Дети и война (В.Богомолов «Иван», В. Катаев «Сын полка» и др.) Что такое дружба? Наши взаимоотношения и т.д. (В.Железников «Чучело» и др.)
  • Подвиг Сталинграда, герои Сталинградской битвы, земляки - герои (Ю. Бондарев «Горячий снег», Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке», Е.Ильина «Четвёртая высота» и др.)
  • Дети и война (В.Богомолов «Иван», В. Катаев «Сын полка» и др.)
  • Что такое дружба? Наши взаимоотношения и т.д. (В.Железников «Чучело» и др.)
Творческие работы Сочинения Иллюстрации Кроссворды Проекты Данные виды работ проводятся не только после изучения программного материала по литературе, но и после прочтения произведений для дополнительного чтения.

Творческие работы

  • Сочинения
  • Иллюстрации
  • Кроссворды
  • Проекты
  • Данные виды работ проводятся не только после изучения программного материала по литературе, но и после прочтения произведений для дополнительного чтения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!