СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства обучения плаванию юных пловцов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале представлены основные средства обучения плаванию юных пловцов, разработаны комплексы упражнений для обучения и совершенствования техники спортивных способов плавания. 

Просмотр содержимого документа
«Средства обучения плаванию юных пловцов»

Средства обучения плаванию юных пловцов

К основным средствам обучения плаванию относятся следующие группы физических упражнений:

1) общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше;

2) учебные прыжки в воду;

3) игры и развлечения на воде;

4) упражнения для изучения техники спортивных способов плавания и совершенствования в ней.

Общеразвивающие и специальные физические упражнения применяются в целях:

- повышения уровня общего физического развития занимающихся;

- совершенствования основных физических качеств, определяющих успешность обучения и тренировки в плавании (координация движений, сила, быстрота, выносливость, подвижность в суставах);

- организации внимания занимающихся и предварительной подготовки к изучению основного учебного материала в воде.

Для повышения уровня общего физического развития занимающихся, способствующего быстрому и качественному освоению навыка плавания, используются самые разнообразные физические упражнения и занятия другими видами спорта: строевые и общеразвивающие гимнастические упражнения; спортивные и подвижные игры, легкоатлетические упражнения, ходьба на лыжах; бег на коньках; гребля; езда на велосипеде.

Выполнение общеразвивающих упражнений на уроках плавания направлено главным образом на укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование мышечного корсета и воспитание правильной осанки. Целесообразно использовать другие виды физических упражнений (ходьбу, бег, спортивные и подвижные игры), а также широко применять повторный и интервальный методы выполнения гимнастических упражнений (серии).

Специальные физические упражнения направлены на развитие специальных качеств пловца. Сюда относятся разнообразные упражнения с резиновыми амортизаторами на развитие силы мышечных групп, принимающих участие в гребковых движениях; упражнения для развития подвижности в плечевых, голеностопных, коленных суставах и позвоночного столба; упражнения для чередования напряжения и расслабления мышц, принимающих участие в гребковых движениях руками и ногами.

Имитационные упражнения на суше позволяют ознакомиться с формой и характером упражнения перед выполнением его в воде, что повышает успешность освоения сущности движения.

При изучении и совершенствовании спортивной техники выполняется имитация отдельных элементов и их связок, выделение граничных поз пловца с остановками и статическими напряжениями в этих позах для лучшего освоения координационной структуры движения.

Применение учебных прыжков в воду в учебно-тренировочных занятиях по плаванию в группах начальной подготовки 2-го и 3-го годов обучения повышает эмоциональность занятий, воспитывает смелость и уверенность, подготавливает к изучению стартового прыжка.

Прыжки в воду выполняются в начале основной или заключительной части занятия плавания. Если занимающиеся освоили несколько прыжков, то вход в воду в начале урока можно начинать прыжком в воду по команде тренера.

В группах начальной подготовки 2-го года обучения изучение стартовых прыжков проводится только в большой ванне бассейна, в глубокой её части. Сначала все простейшие прыжки разучиваются с низкого бортика, затем с бортика высотой 30 см. и далее – со стартовой тумбочки. Прыжки выполняются только по команде тренера, поочерёдно. Команда для следующего прыжка подаётся, когда предыдущий прыгун отплывёт на безопасное расстояние или выйдет из воды.

Основные упражнения для изучения прыжков в воду:

1. Стоя на бортике и зацепившись за его край пальцами ног, принять положение упора присев, вытянуть руки вверх (голова между руками), наклониться вниз и, потеряв равновесие, упасть в воду;

2. Стоя на бортике бассейна и зацепившись за его край пальцами ног, поднять руки вверх (голова между руками), наклониться вперёд-вниз и, потеряв равновесие, упасть в воду;

3. То же, что и предыдущее упражнение, но согнуть ноги в коленях и оттолкнуться от бортика;

4. Стартовый прыжок и скольжение без движений до полной остановки с регистрацией пройденного расстояния (по голове).

В группах начальной подготовки 3-го года обучения проводится совершенствование техники выполнения стартов, изучаются различные варианты его выполнения.

Основные технические упражнения для этой возрастной группы:

1. Стартовый прыжок с вылетом по крутой траектории вверх, крутым входом в воду (как бы в одну точку), мощными гребковыми движениями под водой с помощью ног дельфином и переходом к плавательным движениям кролем на груди или дельфином;

2. Предыдущее упражнение, но с гребком руками и ногами брассом и переходом к плавательным движениям брассом;

3. Стартовый прыжок в гимнастический обруч, через шест, установленный в диапазоне оптимального угла вылета;

4. Стартовый прыжок с акцентом на: а) быстрое выполнение подготовительных движений; б) быстрое выполнение отталкивания; в) дальность прыжка.

Применение игр и развлечений в учебно-тренировочных занятиях способствует:

  1. Повышению эмоциональности и уменьшению монотонности занятий;

  2. Воспитанию морально-волевых качеств, самостоятельности, активности, инициативы;

  3. Укреплению коллектива, воспитанию чувства товарищества;

  4. Умению применять полученные навыки в изменяющихся условиях.

Игры и развлечения на воде проводятся в конце основной и заключительной частях урока. Продолжительность игры зависит от её содержания, задач, стоящих перед занятием, возраста и подготовленности участников, их эмоционального состояния и степени утомления.

Для повышения уровня технической подготовленности спортсменов нами разработан комплекс специальных упражнений, направленный на совершенствование техники спортивных способов плавания.

На этапе начальной подготовки после первого года обучения плаванию спортсмены владеют основами техники спортивных способов плавания. Поэтому основной задачей технической подготовки спортсменов 2-го и 3-го годов обучения является совершенствование техники плавания. Для совершенствования техники спортивных способов плавания в группах начальной подготовки второго года обучения разработан следующий комплекс упражнений.

Для стиля плавания кролем на груди:

1. Плавание с помощью движений кролем на груди, на боку с различным положением рук (обе впереди; одна впереди, другая у бедра; обе у бёдер), а также с доской в руках.

2. Ныряние в длину на 10-12 метров с помощью движений ногами кролем, руки вперёд.

3. Плавание кролем с помощью движений ногами и гребков одной рукой, другая вверху или у бедра (вдох в сторону руки, выполняющей гребки либо в сторону прижатой руки).

4. Плавание с помощью движений руками кролем и поплавком между бёдрами.

5. То же, но с заданием коснуться кистью подмышки во время проноса руки. Локоть при этом должен находиться в подчёркнуто высоком положении.

6. То же, но с заданием коснуться пальцами бедра в конце гребка.

7. То же, что и упражнение 4, но с лопаточками.

8. Плавание кролем с «подменой». Ноги совершают непрерывные движения. Выполняется 3 гребка левой рукой (другая вытянута вперёд), в момент окончания 3-го гребка левой рукой правая подхватывает движение и в свою очередь выполняет 3 гребка (левая завершает движение над водой и вытягивается вперёд). Вдох производится в сторону гребковой руки.

9. То же, но во время выполнения гребков одной рукой другая находится у бедра.

10. Плавание кролем на «сцепление». Ноги совершают непрерывные движения. Одна рука вытянута вперёд, другая – у бедра. Сделать вдох в сторону прижатой руки, затем выполнить длинный гребок одной рукой с одновременным проносом над водой другой. После небольшой паузы в движениях рук выполняется вдох, но теперь в другую сторону, и снова меняется положение рук.

11. То же, но в момент паузы в движениях рук сделать дополнительно 6 ударов ногами.

12. Плавание кролем с «обгоном». Ноги совершают непрерывные движения. Из положения руки вперёд (кисти соприкасаются) выполнить длинный гребок и движение над водой одной рукой, после соприкосновения кистей – то же другой рукой и т.д.

13. То же, но в момент касания кистей вверху задержать руки и сделать дополнительно 6 ударов ногами.

14. Плавание кролем с задержкой дыхания, с различным количеством гребков, приходящихся на один вдох, с дыханием в обе стороны.

15. Плавание кролем с полной координации движений в лопатках.

16. Плавание кролем на груди в ластах.

Для стиля плавания кролем на спине:

1. Плавание с помощью движений кролем на груди, на боку и на спине с различным положением рук (обе впереди; одна впереди, другая у бедра; обе у бёдер), а также с доской в руках.

2. Ныряние в длину (6-8 метров) с помощью движений ногами кролем на спине, руки вперёд, кисти вместе, голова затылком на руках.

3. Плавание кролем на спине с помощью движений руками и поплавком между бёдрами.

4. То же с лопаточками.

5. Плавание кролем на спине с помощью движений ногами и одной рукой, другая вытянута вперёд или прижата к бедру.

6. Плавание кролем на спине с «подменой». Ноги совершают непрерывные движения. Выполняется 3 гребка левой рукой (другая вытянута вперёд), в момент окончания 3-го гребка левой рукой правая подхватывает движение и в свою очередь выполняет 3 гребка (левая завершает движение над водой и вытягивается вперёд).

7. То же, но во время выполнения гребков одной рукой другая находится у бедра.

8. Плавание кролем на спине на «сцепление». Ноги совершают непрерывные движения. Одна рука вытянута вперёд, другая – у бедра. Выполнить длинный гребок одной рукой с одновременным проносом над водой другой. После небольшой паузы снова меняется положение рук.

9. То же, но в момент паузы в движениях рук сделать дополнительно 6 ударов ногами.

10. Плавание кролем на спине с «обгоном». Ноги совершают непрерывные движения. Из положения руки вперёд (кисти соприкасаются) выполнить длинный гребок и движение над водой одной рукой, после соприкосновения кистей – то же другой рукой и т.д.

11. То же, но в момент касания кистей вверху задержать руки и сделать дополнительно 6 ударов ногами.

12. Плавание на спине с помощью движений ногами дельфином и гребков одновременно двумя руками.

13. Плавание кролем на спине с полной координации движений в лопатках.

14. Плавание кролем на спине с чередованием попеременных и одновременных движений.

Для стиля плавания брасс:

1. Плавание (руки у бёдер или вытянуты вперёд) с помощью движений ногами брассом на груди или на спине, с доской или без неё.

2. То же, но на наименьшее количество отталкиваний ногами, сохраняя заданную скорость на отрезке.

3. Ныряние в длину на 10-12 метров с помощью движений ногами брассом, руки вытянуты вперёд.

4. Плавание с помощью непрерывных и нешироких движений ногами брассом, лёжа на груди, руки у бёдер, подбородок на поверхности воды.

5. Плавание с помощью движений ногами брассом на груди и на спине, колени сомкнуты (поплавок зажат между коленями).

6. Плавание с помощью непрерывных движений руками брассом и ногами дельфином.

7. Плавание с помощью непрерывных движений руками брассом с поплавком между бёдрами.

8. Предыдущее упражнение, но без поплавка, ноги у поверхности воды и расслаблены.

9. Передвижение брассом с полной координацией движений, чередуя два-три цикла ныряния (с обычным гребком руками) с двумя-тремя циклами движений по поверхности.

10. Предыдущее упражнение, но ныряние выполняется с длинным гребком руками до бёдер.

11. Ныряние брассом на 10-12 метров с полной координацией движений и длинным гребком руками до бёдер. Используется для совершенствования обтекаемого положения тела и длинного гребка руками, применяемого при выходе на поверхность после старта и поворота.

12. Плавание брассом на наименьшее количество гребков, сохраняя заданную скорость на отрезке.

Для стиля плавания дельфин:

1. Плавание на груди с помощью движений ногами дельфином на груди и на спине с различным положением рук: обе вверху; одна вверху, другая у бедра; обе у бедра.

2. Плавание с помощью движений ногами дельфином в положении на боку, нижняя рука впереди, верхняя – у бедра.

3. То же, но обе руки у бёдер. Применяется в плавании на коротких отрезках.

4. Плавание с помощью движений ногами дельфином с доской в руках.

5. Ныряние в длину на 10-12 метров с помощью движений ногами дельфином.

6. Плавание с помощью движений руками дельфином и поплавком между бёдрами; дыхание через цикл.

7. То же, но без поплавка, ноги расслаблены и вытянуты у поверхности.

8. Плавание с помощью движений руками дельфином и ногами кролем.

9. Плавание с помощью движений ногами дельфином и укороченных гребков руками брассом.

10. Плавание дельфином с различными вариантами дыхания, вдох через один, два или три цикла движений рук.

11. Плавание дельфином с помощью движений ногами и одной руки, другая вытянута вперёд, в ритме двухударного слитного дельфина, для вдоха голова поворачивается в сторону гребущей руки.

12. Предыдущее упражнение, но другая рука у бедра, вдох в сторону прижатой руки.

13. Плавание дельфином на наименьшее количество гребков руками, сохраняя заданную скорость на отрезке.

14. Плавание дельфином в ластах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!