СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства оценки динамики развития обучающихся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР: из опыта разработки и реализации специальных индивидуальных программ развития детей отделения «Милосердие»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Средства оценки динамики развития обучающихся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР: из опыта разработки и реализации специальных индивидуальных программ развития детей отделения «Милосердие»

Просмотр содержимого документа
«Средства оценки динамики развития обучающихся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР: из опыта разработки и реализации специальных индивидуальных программ развития детей отделения «Милосердие»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»  Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения детей  с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными  нарушениями развития на территории Свердловской области Приветствует участников вебинара

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Свердловской области

«Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные

общеобразовательные программы»

Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями,

с тяжёлыми множественными нарушениями развития

на территории Свердловской области

Приветствует

участников вебинара

Средства оценки динамики развития обучающихся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР: из опыта разработки и реализации специальных индивидуальных программ развития детей отделения «Милосердие» Закеряева Лариса Николаевна, методист регионального ресурсного центра по развитию системы сопровождения детей  с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными  нарушениями развития на территории Свердловской области, учитель ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3»

Средства оценки динамики развития обучающихся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР: из опыта разработки и реализации специальных индивидуальных программ развития детей отделения «Милосердие»

Закеряева Лариса Николаевна,

методист регионального ресурсного центра по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями,

с тяжёлыми множественными нарушениями развития

на территории Свердловской области,

учитель ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3»

Дифференциальная психолого-педагогическая характеристика обучающихся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР Дифференцированные подгруппы обучающихся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР  1. Общая моторика . Двигательное развитие Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР ( первый  условный уровень )  2. Социально-бытовые навыки ( второй  условный уровень ) Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР ( третий условный уровень )

Дифференциальная психолого-педагогическая характеристика обучающихся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР

Дифференцированные подгруппы обучающихся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР

Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР

1. Общая моторика . Двигательное развитие

Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР

( первый условный уровень )

2. Социально-бытовые навыки

( второй условный уровень )

Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР

( третий условный уровень )

Содержание учебных предметов и коррекционных курсов  Личная гигиена Формирование условного рефлекса на высаживание на унитаз (горшок) с учётом режима дня и физиологических особенностей ребенка Формирование некоторых отдельных операций социально-бытовых и самообслуживающих действий:  - берет мыло из мыльницы;  -  удерживает мыло в руках;  - подставляет руки с мылом под воду;  - удерживает мыло в руках под струей воды:  - кладет мыло в мыльницу;  - протягивает руки для вытирания

Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

Личная гигиена

  • Формирование условного рефлекса на высаживание на унитаз (горшок) с учётом режима дня и физиологических особенностей ребенка
  • Формирование некоторых отдельных операций социально-бытовых и самообслуживающих действий:

- берет мыло из мыльницы;

- удерживает мыло в руках;

- подставляет руки с мылом под воду;

- удерживает мыло в руках под струей воды:

- кладет мыло в мыльницу;

- протягивает руки для вытирания

 Прием пищи Обучение использованию ложки при приеме пищи:  - берет ложку со стола и удерживает в руке;  - зачерпывает пищу густой консистенции;  - доносит ложку с пищей до рта;  - снимает пищу с ложки губами;  - опускает ложку в тарелку;  - зачерпывает пищу жидкой консистенции;  - доносит ложку с пищей жидкой консистенции до рта; Формирование действия пережёвывания пищи:  - берет руками, доносит до рта, пережевывает:  небольшие куски хлеба;  дробленое яблоко, морковь;

Прием пищи

  • Обучение использованию ложки при приеме пищи:

- берет ложку со стола и удерживает в руке;

- зачерпывает пищу густой консистенции;

- доносит ложку с пищей до рта;

- снимает пищу с ложки губами;

- опускает ложку в тарелку;

- зачерпывает пищу жидкой консистенции;

- доносит ложку с пищей жидкой консистенции до рта;

  • Формирование действия пережёвывания пищи:

- берет руками, доносит до рта, пережевывает:

небольшие куски хлеба;

дробленое яблоко, морковь;

 Одежда, обувь Формирование некоторых отдельных операций социально-бытовых и самообслуживающих действий при одевании/раздевании  - протягивает руки при вдевании в рукав;  - вытягивает и сгибает ноги при одевании штанов, обуви;  - стягивает/натягивает штаны с пояса до колен при раздевании и наоборот при одевании;  - стягивает с рук варежки;  - стягивает шарф с шеи;  - стягивает шапку с головы;

Одежда, обувь

  • Формирование некоторых отдельных операций социально-бытовых и самообслуживающих действий при одевании/раздевании

- протягивает руки при вдевании в рукав;

- вытягивает и сгибает ноги при одевании штанов, обуви;

- стягивает/натягивает штаны с пояса до колен при раздевании и наоборот при одевании;

- стягивает с рук варежки;

- стягивает шарф с шеи;

- стягивает шапку с головы;

Примерное описание качественных характеристик критериев оценивания  Баллы Возможные виды помощи   2  ФЧ Этапы усвоения действия (по Эльконину Д.Б)  4   И Совместно-раздельное выполнение (начинают вместе, заканчивает сам) Уровень активности, концентрации внимания ребенка при выполнении действия, усвоении понятия Низкий уровень, требуется значительная предметная активизация (игрушки, стимулы и т.д.) Частота проявления действия или понятия в повседневной деятельности Выполнение на основе  вербальных подсказок и указаний взрослого Наличие ошибок Единичные Требуется незначительная активизация Фиксировать не нужно В большинстве случаев выполняет, стабильности нет Фиксировать не нужно

Примерное описание качественных характеристик критериев оценивания

Баллы

Возможные виды помощи

2

ФЧ

Этапы усвоения действия (по Эльконину Д.Б)

4

И

Совместно-раздельное выполнение (начинают вместе, заканчивает сам)

Уровень активности, концентрации внимания ребенка при выполнении действия, усвоении понятия

Низкий уровень, требуется значительная предметная активизация (игрушки, стимулы и т.д.)

Частота проявления действия или понятия в повседневной деятельности

Выполнение на основе  вербальных подсказок и указаний взрослого

Наличие ошибок

Единичные

Требуется незначительная активизация

Фиксировать не нужно

В большинстве случаев выполняет, стабильности нет

Фиксировать не нужно

Ожидаемые (возможные) результаты - замечает и откликается на коммуникативную инициативу взрослого; - смотрит в лицо, глаза педагога, удерживает взгляд на лице педагога непродолжительное время; - прислушивается к обращенной речи, сопровождающейся легкими надавливаниями на туловище, конечности; - фиксирует и удерживает взгляд на неподвижной светящейся игрушке; - поворачивает голову в сторону источника света; (2 условный уровень); - наблюдает за движениями окружающих людей; - проявляет положительную или нейтральную реакцию на обращенную речь, своё имя; - прислушивается «замирает» к различным неречевым звукам; - пытается повернуть голову или перевести взгляд в сторону источника звука; - демонстрирует предпочтение какому-либо звуку , т.е. проявляет на него эмоционально-положительную реакцию; - воспринимает ощущения от очерчивания контуров тела; - реагирует на различные манипуляции (игры) с руками;

Ожидаемые (возможные) результаты

- замечает и откликается на коммуникативную инициативу взрослого;

- смотрит в лицо, глаза педагога, удерживает взгляд на лице педагога непродолжительное время;

- прислушивается к обращенной речи, сопровождающейся легкими надавливаниями на туловище, конечности;

- фиксирует и удерживает взгляд на неподвижной светящейся игрушке;

- поворачивает голову в сторону источника света; (2 условный уровень);

- наблюдает за движениями окружающих людей;

- проявляет положительную или нейтральную реакцию на обращенную речь, своё имя;

- прислушивается «замирает» к различным неречевым звукам;

- пытается повернуть голову или перевести взгляд в сторону источника звука;

- демонстрирует предпочтение какому-либо звуку , т.е. проявляет на него эмоционально-положительную реакцию;

- воспринимает ощущения от очерчивания контуров тела;

- реагирует на различные манипуляции (игры) с руками;

 Ожидаемые (возможные) результаты - реагирует на прикосновения к рукам материалами, различными по фактуре; - реагирует на прикосновения к рукам предметами, различными по температуре; - - реагирует на раздражение средней части стопы; - реагирует на прикосновения к ногам материалами, различными по фактуре; - реагирует на тактильное воздействие на туловище (спина, живот); - реагирует на тактильное воздействие на лицо(щёки, нос, веки); - реагирует на воздействие на разные части тела струёй воздуха (обдувание); - реагирует на воздействие вибрирующим предметом (массажёром); - проявляет положительную/нейтральную реакцию на тактильные игры; - слегка разжимает сжатый кулачок, отводит большой палец от ладони; (3 условный уровень) - разжимает кулачки; - непродолжительное время удерживает вкладываемый в руку предмет; - проявляет внимание к рукам (рассматривает руки, пальцы) (2 условный уровень) и т д.

Ожидаемые (возможные) результаты

- реагирует на прикосновения к рукам материалами, различными по фактуре;

- реагирует на прикосновения к рукам предметами, различными по температуре; -

- реагирует на раздражение средней части стопы;

- реагирует на прикосновения к ногам материалами, различными по фактуре;

- реагирует на тактильное воздействие на туловище (спина, живот);

- реагирует на тактильное воздействие на лицо(щёки, нос, веки);

- реагирует на воздействие на разные части тела струёй воздуха (обдувание);

- реагирует на воздействие вибрирующим предметом (массажёром);

- проявляет положительную/нейтральную реакцию на тактильные игры;

- слегка разжимает сжатый кулачок, отводит большой палец от ладони; (3 условный уровень)

- разжимает кулачки;

- непродолжительное время удерживает вкладываемый в руку предмет;

- проявляет внимание к рукам (рассматривает руки, пальцы) (2 условный уровень) и т д.

Примеры положительной динамики освоения СИПР обучающимися 2 и 3 условного уровня  РН РП;  увеличение времени удержания ребенком взгляда на предмете;  РС;  появление новой положительной реакции;

Примеры положительной динамики освоения СИПР обучающимися 2 и 3 условного уровня

  • РН РП;
  • увеличение времени удержания ребенком взгляда на предмете;
  • РС;
  • появление новой положительной реакции;

Средства мониторинга и отслеживания результативности коррекционно-педагогической деятельности с обучающимися второго и третьего условного уровня  Характер реакции РН - нейтральная реакция на предъявляемые раздражители РП - положительная реакция на предъявляемые раздражители РНГ - негативная реакция на предъявляемые раздражители  Виды реакции   - Голосовая  - Двигательная  - Физиологическая  - Эмоциональная

Средства мониторинга и отслеживания результативности коррекционно-педагогической деятельности с обучающимися второго и третьего условного уровня

Характер реакции

  • РН - нейтральная реакция на предъявляемые раздражители
  • РП - положительная реакция на предъявляемые раздражители
  • РНГ - негативная реакция на предъявляемые раздражители

Виды реакции

- Голосовая

- Двигательная

- Физиологическая

- Эмоциональная

Устойчивость формируемых положительных реакций  РС - реакция стабильная (устойчивая)  РНС - реакция нестабильная (неустойчивая)

Устойчивость формируемых положительных реакций

РС - реакция стабильная (устойчивая)

РНС - реакция нестабильная (неустойчивая)

Описание реакций обучающейся третьего условного уровня отделения «Милосердие» на различные воздействия

-фиксирует взгляд на лице, предметах более 5-7 секунд;

- прослеживает взглядом предметы;

-непродолжительное время наблюдает за действиями педагога;

-эмоционально реагирует на появление педагога улыбкой;

-прислушивается к голосу учителя, звучанию игрушек и музыкальных фрагментов, успокаивается во время плача;

-вступает в «диалог» (вокальный теннис) с педагогом. Девочка, соблюдая очередность в общении, сначала сама вокализирует, «гулит», затем прислушивается к голосу педагога, выжидает паузу для ответа, затем снова «поёт»;

-эмоционально реагирует на появление мягких и звучащих игрушек, действия педагога с игрушками, наблюдает, открывает рот, улыбается и смеётся;

-отмечается положительная физиологическая реакция (в виде «гусиной» кожи) на различные прикосновения разнофактурными и разнотемпературными (теплое – прохладное) предметами и материалами (вата, кисточки, кусочки меха и др.), руками педагога к телу ребенка: разминание, надавливание, пощипывание и др.;

-прослеживается устойчивая характерная двигательная реакция ног, особенно правой (отдёргивание) при нажатии на среднюю часть стопы;

-локализует источник звука взглядом в сторону звучащего предмета и незначительным поворотом головы;

-отмечается ответная двигательная реакция рук путем прикосновения к кисти бусинами, массажными мячиками и.др., незначительное отведение больших пальцев обеих рук и раскрытие ладоней;

-поднимает и отводит руку в сторону в положении «лёжа на боку» с незначительной амплитудой движений;

-прослеживается стабильная положительная реакция на вибрационное воздействие, позиционирование.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!