Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями,
с тяжёлыми множественными нарушениями развития
на территории Свердловской области
Приветствует
участников вебинара
Средства оценки динамики развития обучающихся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР: из опыта разработки и реализации специальных индивидуальных программ развития детей отделения «Милосердие»
Закеряева Лариса Николаевна,
методист регионального ресурсного центра по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями,
с тяжёлыми множественными нарушениями развития
на территории Свердловской области,
учитель ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3»
Дифференциальная психолого-педагогическая характеристика обучающихся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР
Дифференцированные подгруппы обучающихся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР
Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР
1. Общая моторика . Двигательное развитие
Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР
( первый условный уровень )
2. Социально-бытовые навыки
( второй условный уровень )
Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР
( третий условный уровень )
Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
Личная гигиена
- Формирование условного рефлекса на высаживание на унитаз (горшок) с учётом режима дня и физиологических особенностей ребенка
- Формирование некоторых отдельных операций социально-бытовых и самообслуживающих действий:
- берет мыло из мыльницы;
- удерживает мыло в руках;
- подставляет руки с мылом под воду;
- удерживает мыло в руках под струей воды:
- кладет мыло в мыльницу;
- протягивает руки для вытирания
Прием пищи
- Обучение использованию ложки при приеме пищи:
- берет ложку со стола и удерживает в руке;
- зачерпывает пищу густой консистенции;
- доносит ложку с пищей до рта;
- снимает пищу с ложки губами;
- опускает ложку в тарелку;
- зачерпывает пищу жидкой консистенции;
- доносит ложку с пищей жидкой консистенции до рта;
- Формирование действия пережёвывания пищи:
- берет руками, доносит до рта, пережевывает:
небольшие куски хлеба;
дробленое яблоко, морковь;
Одежда, обувь
- Формирование некоторых отдельных операций социально-бытовых и самообслуживающих действий при одевании/раздевании
- протягивает руки при вдевании в рукав;
- вытягивает и сгибает ноги при одевании штанов, обуви;
- стягивает/натягивает штаны с пояса до колен при раздевании и наоборот при одевании;
- стягивает с рук варежки;
- стягивает шарф с шеи;
- стягивает шапку с головы;
Примерное описание качественных характеристик критериев оценивания
Баллы
Возможные виды помощи
2
ФЧ
Этапы усвоения действия (по Эльконину Д.Б)
4
И
Совместно-раздельное выполнение (начинают вместе, заканчивает сам)
Уровень активности, концентрации внимания ребенка при выполнении действия, усвоении понятия
Низкий уровень, требуется значительная предметная активизация (игрушки, стимулы и т.д.)
Частота проявления действия или понятия в повседневной деятельности
Выполнение на основе вербальных подсказок и указаний взрослого
Наличие ошибок
Единичные
Требуется незначительная активизация
Фиксировать не нужно
В большинстве случаев выполняет, стабильности нет
Фиксировать не нужно
Ожидаемые (возможные) результаты
- замечает и откликается на коммуникативную инициативу взрослого;
- смотрит в лицо, глаза педагога, удерживает взгляд на лице педагога непродолжительное время;
- прислушивается к обращенной речи, сопровождающейся легкими надавливаниями на туловище, конечности;
- фиксирует и удерживает взгляд на неподвижной светящейся игрушке;
- поворачивает голову в сторону источника света; (2 условный уровень);
- наблюдает за движениями окружающих людей;
- проявляет положительную или нейтральную реакцию на обращенную речь, своё имя;
- прислушивается «замирает» к различным неречевым звукам;
- пытается повернуть голову или перевести взгляд в сторону источника звука;
- демонстрирует предпочтение какому-либо звуку , т.е. проявляет на него эмоционально-положительную реакцию;
- воспринимает ощущения от очерчивания контуров тела;
- реагирует на различные манипуляции (игры) с руками;
Ожидаемые (возможные) результаты
- реагирует на прикосновения к рукам материалами, различными по фактуре;
- реагирует на прикосновения к рукам предметами, различными по температуре; -
- реагирует на раздражение средней части стопы;
- реагирует на прикосновения к ногам материалами, различными по фактуре;
- реагирует на тактильное воздействие на туловище (спина, живот);
- реагирует на тактильное воздействие на лицо(щёки, нос, веки);
- реагирует на воздействие на разные части тела струёй воздуха (обдувание);
- реагирует на воздействие вибрирующим предметом (массажёром);
- проявляет положительную/нейтральную реакцию на тактильные игры;
- слегка разжимает сжатый кулачок, отводит большой палец от ладони; (3 условный уровень)
- разжимает кулачки;
- непродолжительное время удерживает вкладываемый в руку предмет;
- проявляет внимание к рукам (рассматривает руки, пальцы) (2 условный уровень) и т д.
Примеры положительной динамики освоения СИПР обучающимися 2 и 3 условного уровня
- РН РП;
- увеличение времени удержания ребенком взгляда на предмете;
- РС;
- появление новой положительной реакции;
Средства мониторинга и отслеживания результативности коррекционно-педагогической деятельности с обучающимися второго и третьего условного уровня
Характер реакции
- РН - нейтральная реакция на предъявляемые раздражители
- РП - положительная реакция на предъявляемые раздражители
- РНГ - негативная реакция на предъявляемые раздражители
Виды реакции
- Голосовая
- Двигательная
- Физиологическая
- Эмоциональная
Устойчивость формируемых положительных реакций
РС - реакция стабильная (устойчивая)
РНС - реакция нестабильная (неустойчивая)
Описание реакций обучающейся третьего условного уровня отделения «Милосердие» на различные воздействия
-фиксирует взгляд на лице, предметах более 5-7 секунд;
- прослеживает взглядом предметы;
-непродолжительное время наблюдает за действиями педагога;
-эмоционально реагирует на появление педагога улыбкой;
-прислушивается к голосу учителя, звучанию игрушек и музыкальных фрагментов, успокаивается во время плача;
-вступает в «диалог» (вокальный теннис) с педагогом. Девочка, соблюдая очередность в общении, сначала сама вокализирует, «гулит», затем прислушивается к голосу педагога, выжидает паузу для ответа, затем снова «поёт»;
-эмоционально реагирует на появление мягких и звучащих игрушек, действия педагога с игрушками, наблюдает, открывает рот, улыбается и смеётся;
-отмечается положительная физиологическая реакция (в виде «гусиной» кожи) на различные прикосновения разнофактурными и разнотемпературными (теплое – прохладное) предметами и материалами (вата, кисточки, кусочки меха и др.), руками педагога к телу ребенка: разминание, надавливание, пощипывание и др.;
-прослеживается устойчивая характерная двигательная реакция ног, особенно правой (отдёргивание) при нажатии на среднюю часть стопы;
-локализует источник звука взглядом в сторону звучащего предмета и незначительным поворотом головы;
-отмечается ответная двигательная реакция рук путем прикосновения к кисти бусинами, массажными мячиками и.др., незначительное отведение больших пальцев обеих рук и раскрытие ладоней;
-поднимает и отводит руку в сторону в положении «лёжа на боку» с незначительной амплитудой движений;
-прослеживается стабильная положительная реакция на вибрационное воздействие, позиционирование.