СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства совершенствования координационных способностей лыжников-гонщиков.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Средства совершенствования координационных способностей лыжников-гонщиков.»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «КУЙБЫШЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»




ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

Зам. директора по УМНР

_______ ____________________


___ ____________ 20__ г.




СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 49.02.01. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА



Форма обучения: очная


Ажбаков Динар Дмитриевич


Средства совершенствования координационных способностей лыжников-гонщиков


Выпускная квалификационная работа




Руководитель: Пыжов Р.Е.




Работа защищена

с оценкой _____________ Председатель ГЭК____________________

Члены ГЭК: _________________________

_________________________

_________________________

_________________________



Куйбышев, 2022 г.

Содержание


Введение 3

Глава 1. Теоретические основы использования методик совершенствования координационных способностей лыжников-гонщиков

1.1. Понятие координационные способности и их характеристика

1.2. Лыжные гонки и их особенности

1.3. Упражнения совершенствования координационных способностей лыжников-гонщиков

Глава 2. Анализ экспериментальной работы по развитию координационных способностей лыжников-гонщиков тренера Титова О.С.

2.1. Общая характеристика исследования, методы исследования

2.2. Программа развития координационных способностей лыжников-гонщиков

2.3. Анализ и оценка результатов проведенного исследования.

2.4. Рекомендации по организации занятию по развитию координационных способностей лыжников-гонщиков


Заключение

Список литературы











Введение


Тенденции развития современного спорта демонстрируют все большее смещение в сторону повышения зрелищности соревновательной борьбы, а уровень достижений современных атлетов неуклонно продолжает расти. Это требует постоянного поиска новых средств и методов в развитии физических, интеллектуальных и моральных качеств спортсменов, а также переоценки вклада различных составляющих в достижение более высоких спортивных результатов, при необходимости использование различных форм занятий физическими упражнениями, предусмотренных школьной программой, их применение мало эффективно в связи со слабой спортивной базой общеобразовательных школ.

К числу прочих факторов, имеющих отношение к физической подготовленности и особенностям протекания физиологических механизмов, авторами выделяется и такой фактор, как способность применять адекватную технику лыжных ходов в условиях меняющегося рельефа трассы и эффективно решать тактические задачи в условиях контактной соревновательной борьбы. Подчеркивается, что в течение спринтерской гонки спортсмены до 20 раз меняют способ передвижения по дистанции. Таким образом, в настоящее время в лыжных гонках все большее значение приобретают такие способности как умение быстро перестраиваться и сохранять устойчивость в сложных технико-тактических ситуациях, т.е. координационные способности.

Современный лыжник-гонщик должен обладать хорошей реакцией и умением резко изменять направление и скорость передвижения в запале спринтерских противоборств, правильно проходить в группе соперников виражи, повороты, развороты.

Все вышеперечисленные умения и навыки формируются на основе координационных способностей. Изучением механизмов развития координационных способностей занимались многие исследователи: В.И. Лях, Н.А. Бернштейн, В.К. Бальсевич, Н.А. Фомин, А.Г. Кравцев, И.Ю. Горская, А.Г. Карпеев, А.В. Маслюков, О.Н. Урлова. Вместе с тем в данных работах в большей мере рассматриваются вопросы, связанные с общим изучением понятия координационные способности, особенностями их развития в различные возрастные периоды, а также в видах спорта имеющих скоростно-силовую направленность, такие как бадминтон, карате, конькобежный спорт. При этом, до настоящего времени многие вопросы, касающиеся указанной тематики, продолжают оставаться актуальными и требуют своей дальнейшей проработки. В частности, большое значение имеет изучение вопросов развития координационных способностей лыжников-гонщиков.

Актуальность данной проблемы послужила основой для избрания её в качестве темы выпускной квалификационной работы «Средства совершенствования координационных способностей лыжников-гонщиков»

Объект: процесс развитие координационных способностей.

Предмет: упражнения как фактор уровня формирования координационных способностей.

Цель: методики развития координационных способностей у лыжников-гонщиков.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1) изучить понятия координационных способностей и ее виды;

2) охарактеризовать особенности занятий лыжными гонками;

3) описать опытно-практическую работу Титова О.С.

Цель и задачи обусловили структуру выпускной квалификационной работы. Она состоит из введения, теоретической главы, заключения и списка литературы.

Практическая значимость. Полученные результаты могут использоваться учителями для применения средств повышения интереса детей к занятиям физической культурой.


Глава 1. Теоретическое использования методики совершенствования координационных способностей лыжников-гонщиков



1.1. Понятие координационные способности и их характеристика.


Общее понятие координационных способностей

Слово «координация» латинского происхождения. Оно означает согласованность, объединение, упорядочение. Относительно двигательной деятельности человека употребляется для определения степени согласованности его движений с реальными требованиями окружающей среды. Например, поскользнувшись, один человек с помощью компенсаторных движений восстанавливает равновесие, а другой – падает.

Очевидно, первый из них имеет более высокий уровень согласованности движений, а следовательно, и более развитые координационные способности.

Координация – это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.

Координация характеризуется возможностью людей управлять своими движениями. Сложность управления опорно-двигательным аппаратом заключается в том, что тело человека состоит из значительного количества биозвеньев, которые имеют более ста степеней свободы. По точному выражению Берштейна, координация движений и есть не что иное, как преодоление чрезмерных степеней свободы наших органов движения, то есть превращение их в управляемые системы[24 с. 12].

Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с 70-х годов для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности»

По определению Берштейна, Ловкость - это единство взаимодействия функций центрального и периферического управления двигательной системой человека, позволяющих перестраивать биомеханическую структуру действий в соответствии с меняющимися условиями решения двигательной задачи.

Основу ловкости составляют координационные способности (КС). В последнее время было проведено множество исследований, касающихся изучения проявлений координационных способностей.

Виды координационных способностей

Начиная с 30-х годов, специалисты многих стран пытаются выделить способности, относящиеся к ловкости. С каждым годом число их растет. Так, в настоящее время насчитывается 2-3 «общих» способности, до 20 специальных и специфически проявляемых: общее равновесие, равновесие на предмете, быстрота перестройки двигательной деятельности, пространственная ориентация и др[3. с. 34].

Координационные способности – это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Теоретические и экспериментальные исследования позволяют выделить виды КС: специальные, специфические и общие.

Специальные КС относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности:

• в циклических и ациклических двигательных действиях;

• движения тела в пространстве (гимнастические, акробатические);

• движения манипулирования в пространстве различными частями тела (укол, удар и др.);

• перемещения предметов в пространстве (подъем тяжестей, переноска предметов);

• баллистические (метательные) на дальность и силу метания (мяча, диска, ядра);

• метательные упражнения на меткость (теннис, городки, жонглирование);

• атакующие и защитные действия в боксе, фехтовании, единоборствах;

• нападающие и защитные действия в подвижных и спортивных играх.

Специфические КС:

Способность к ориентированию – возможность индивида точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении[26, с. 23].

Способность к дифференцированию параметров движений обуславливает высокую точность и экономичность пространственных (углы в суставах), силовых (напряжение рабочих мышц) и временных (чувство времени) параметров движений.

Способность к реагированию – позволяет быстро и точно выполнять целое, кратковременное движение на известный или неизвестный заранее сигнал телом или его частью.

Способность к перестроению двигательных действий – быстрота преобразования выработанных форм движений или переключение от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям.

Способность к согласованию – соединение, соподчинение отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации.

Способность к равновесию – сохранение устойчивости позы в статических положениях тела, по ходу выполнения движений.

Способность к ритму – способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменяющимися условиями[23, с. 34].

Вестибулярная устойчивость – способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений (кувырков, бросков, поворотов)

Произвольное расслабление мышц – способность к оптимальному согласованию расслабления и сокращения определенных мышц в нужный момент.

Перечисленные способности специфически проявляются в зависимости от спортивной дисциплины. Например, способность к дифференцированию параметров движений проявляется как чувство снега у лыжников, льда у конькобежцев.

Результат развития специальных и специфических КС, своего рода их обобщения, составляет понятие «общие координационные способности». В практике физического воспитания можно наблюдать детей, которые одинаково хорошо выполняют задания на ориентирование, равновесие, ритм, т.е имеют хорошие «общие» координационные способности. Или чаще встречаются случаи, когда ученик имеет высокие координационные способности к циклическим движениям, но низкие к спортивным играм.

Итак, под общими координационными способностями мы понимаем потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции различными по происхождению и смыслу двигательными действиями[12 с 219].

Специальные координационные способности – это возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Под специфическими – понимаем возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке от- дельными специфическими заданиями на координацию (ритму, реагирование, равновесие)[7 с 87].

Все координационные способности можно разделить на потенциальные (существующие до начала какой-либо действия в скрытом виде) и актуальные (проявляемые в данный момент).

Выделяют элементарные и сложные координационные способности. Элементарной является способность точно воспроизводить пространственные параметры движений, сложные – способность быстро перестраивать двигательные действия в условиях внезапного изменения условий.

Факторы, определяющие развитие координационных способностей

Факторами, определяющими развитие координационных способностей, являются:

• способность человека к точному анализу движений;

• деятельность анализаторов, и особенно, двигательного;

• сложность двигательного задания;

• уровень развития других двигательных способностей;

• смелость и решительность;

• возраст;

• уровень общей подготовленности занимающихся.

4.Возрастно-половые и индивидуальные особенности развития координационных способностей[20, с 35].

Координационные способности человека очень разнообразны и специфичны. Поэтому и динамика их развития в онтогенезе имеет своеобразный для каждой разновидности характер.

В.И. Лях и группа отечественных ученых анализировали 35 показателей, характеризующих особенности развития различных специальных и специфических КС детей от 7 до 17 лет. Кроме того, они проанализировали исследования зарубежных ученых. В результате исследования выяснили, что одни показатели КС за период обучения возрастают на 20-30%, а другие – увеличиваются более чем на 600-1000%.

Установили, что в разные возрастные периоды, развитие КС протекает разновременно и разнонаправлено. Однако наиболее интенсивно показатели разных КС нарастают с 7 до 11-12 лет. Авторы единогласны, что в названные возрастные периоды существуют особенно благоприятные психически-интеллектуальные, анатомо-физиологические и моторные предпосылки для быстрого развития и совершенствования КС.

Начиная со второй половины среднего школьного возраста различные КС изменяются противоречиво. Так, у мальчиков 12-13 лет увеличиваются абсолютные показатели КС в циклических, ациклических, баллистических локомоциях (вероятно, это связано с параллельным ростом кондиционных способностей).

Способность к ориентированию в пространстве наблюдается с 13 до 16 лет (особенно у мальчиков).

Способность к равновесию имеет сенситивные периоды у девочек до 13, а мальчики до 14 лет.

После 11 лет у девочек и 13 лет у мальчиков темпы роста способности к ритму резко замедляются вплоть до студенческого возраста.

Способность к перестроению двигательных действий у девочек после 11-12 лет уменьшается. У мальчиков же эта способность медленно улучшается в течение всего времени обучения.

В отличие от других, способность к расслаблению мышц у мальчиков с 7 до 10 лет существенно не изменяется. Наиболее резкое улучшение выявилось с 10 до 11 лет. Затем, с 12 до 14 лет происходит некоторая стабилизация данного показателя, который вновь улучшается с 14 до 15 лет. У девочек наблюдали аналогичные изменения данной способности. К 15 годам способность расслаблять мышцы у юношей и девушек достигает уровня взрослого человека.[9, с. 18].

Быстрота реагирования в простых и сложных условиях прогрессирует к 13 годам у девочек и к 14 у мальчиков.

Необходимо отметить, что во все периоды школьного возраста, и девочки и мальчики имеют индивидуальные особенности в уровне развития

КС. Особенно впечатляют те дети, которые показывают результаты намного превышающие результаты сверстников и даже спортсменов. Как утверждают ученые, это говорит о значительной обусловленности наследственных факторов. В уровне развития координационных способностей, в отличие от силы, быстроты и выносливости, одаренные дети практически не уступают взрослым людям.

Таким образом, разные проявления координационных способностей имеют своеобразную возрастную динамику биологического развития. Тем не менее, наиболее высокие темпы их естественного прироста приходятся на препубертатный возраст. В подростковом возрасте координационные возможности существенно ухудшаются, а в дальнейшем – сначала стабилизируются, а с 40-50 лет начинают ухудшаться.

Измерение координационных способностей

При разработке проблемы тестирования специалисты до сих пор сталкиваются с необходимостью поиска ответов по меньшей мере на три вопроса:

1. Каковы критерии оценки координационных способностей?

2. С помощью каких методов можно наиболее полно измерить

уровень развития координационных способностей?

3. Как организовать тестирование?

Критерии оценки координационных способностей

Критерии – это общие признаки, на основании которых оцениваются способности. Критериями КС являются четыре признака: правильность, быстрота, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики.

Координационные способности человек может проявить через какое-либо одно свойство, например, точность попадания в цель, стабильность выполнения действия. Однако чаще человек проявляет КС через совокупность свойств. Например, точность, быстрота и находчивость.

Для оценки координационных способностей используют следующие методы:

• наблюдений;

• экспертных оценок;

• аппаратурные методы;

• тестов.

Метод наблюдений является одним из самых древних. Учитель или тренер, проводят занятия, имеет возможность наблюдать насколько успешно (легко и быстро) обучается ученик двигательным действиям. Качество наблюдений можно повысить, если опираться при этом на различные критерии оценки КС: правильность, точность, находчивость, рациональность.

Координировать свою двигательную деятельность можно по одному критерию, например, в циклических локомоциях – по скорость, баллистических – точность. Но необходимо помнить, что все критерии не являются однозначными. Например, быстрота как критерий оценки КС может быть: быстрота перестройки двигательных действий, скорость овладения новыми двигательными действиями, быстрота реагирования. Однако чаще человек координирует свою деятельность по комплексным критериям: по точности, быстроте, находчивости в спортивных играх.

Следует также отметить, что одни критерии характеризуют явные (абсолютные) КС, а другие скрытые КС (относительные). Например, челночный бег 3х 10 м - это абсолютный показатель, а разность между бегом 3х 10 м и 30 м по прямой – относительный, указывающий на скрытые скоростные способности[27, с. 45].

Главный недостаток этого метода в том, что он не позволяет вы- явить точные, количественные оценки координационного развития, со- поставить их в соответствие с возрастным развитием.

Метод экспертных оценок - мнение опытных специалистов по оценке КС. Но и этот метод имеет свои недостатки. Основным являются то, что за выполненное действие ученик в итоге получает субъективную оценку. Недостатком метода также является то, что бывает сложно привлекать квалифицированных специалистов на занятия физическими упражнениями.

Аппаратурный или инструментальный метод позволят получить оценку развития отдельных компонентов (признаков). Это методы био- механики, физиологии.

Двигательные тесты. При отборе двигательных тестов необходимо, чтобы они отвечали следующим требованиям:

• были доступны для всех возрастных групп;

• не выражали собой сложных двигательных умений, требующих специального обучения;

• не требовали сложного оборудования;

• давали достаточно полную картину о динамике изменения всех специальных и специфических КС.

Общие указания по методике тестирования:

• обеспечить определенный уровень мотивации на выполнение тестов (концентрация внимания);

• предоставить возможность 2-3 попыток выполнения зачетного теста для того, чтобы исключить влияние каких-либо помех;

• контрольные испытания необходимо проводить в начале основной части занятия после небольшой разминки;

• контрольные испытания рекомендуют проводить дважды в год. Отдельные тесты до и после прохождения конкретного материала;

• целесообразно проводить в соревновательной форме.

Основными тестами, применяющимися на практике являются: Для оценки КС, относящихся к целостным двигательным действиям используют тесты:

- челночные бег 3х 10 м;

- три кувырка вперед;

- метание теннисного мяча на дальность.

Для оценки способности к дифференцированию:

- бросок мяча в цель, стоя спиной к цели;

- прыжки вниз на разметку;

Для оценки способности к ориентированию в пространстве:

- маятник – бросок – цель;

Для определения комплексной реакции:

- упражнение – реакция – мяч;

Для определения способности к равновесию:

- повороты на гимнастической скамейке

- стойка на одной ноге

Таким образом, основополагающим принципом является утверждение о том, что координационные способности накапливаются с двигательным опытом. И, как считают многие отечественные ученые, чем большим числом многосторонних и варьированных навыков и умений владеет человек и чем, следовательно, богаче его двигательный опыт, тем выше будет уровень его координационных способностей[6, с. 27].


1.2. Лыжные гонки и их особенности.


Рассмотрим методику развития некоторых координационных способностей. Для начала рассмотрим методику развития таких координационных способностей, как совершенствование «чувства времени», «чувства пространства» и «чувства мышечных усилий». Специфически проявляемые КС разнообразны. Среди их можно выделить: способности к дифференцированию, ориентированию, равновесию, реакции и ритму. Они являются наиболее значимыми, т.к. проявляются в трудовой, спортивной деятельности, быту. Именно развитию этих способностей необходимо уделять наибольшее внимание в процессе физического воспитания школьников и юных спортсменов.

Способности, основанные на проприорецептивной чувствительности (мышечном чувстве), достаточно специфичны. Это — способности к воспроизведению, оценке, отмериванию, дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движений. Объяснить наличие такого числа так называемых простых способностей можно, вероятно, тем, что управление движениями по различным параметрам осуществляется с помощью различных проприорецепторов. Проприоцепторы – концевые образования нервных волокон в скелетных мышцах, связках, суставных сумках; раздражаются при сокращении, напряжении или растягивании мышц.

Способности к воспроизведению, оценке, отмериванию и дифференцированию параметров основаны преимущественно на точности двигательных ощущений, выступающих нередко в сочетании со зрительными и слуховыми. При малом моторном опыте ощущения и восприятия занимающегося еще слишком грубы, неточны, плохо осознаваемы. В результате этого они допускают существенные ошибки в воспроизведении, оценке или дифференцировании пространственных, временных, пространственно-временных и силовых признаков движений[10, с.36].

По мере приобретения опыта ощущения и восприятия о параметрах выполняемых движений становятся более точными, отчетливыми и ясными. Так, спортсмены в условиях эксперимента способны выполнять движения с точностью по амплитуде до 0,3°, по длительности — до 0,1 с, по интенсивности усилий — до 0,5. В каждом виде спорта и физических упражнений мышечно-двигательные ощущения и восприятия носят специфический характер. Специализированные восприятия в спортивной деятельности иначе называются чувствами.

Из этого следует, что способности к воспроизведению, дифференцированию, отмериванию и оценке пространственных, временных и силовых параметров движений, действий или деятельности в целом, весьма разнообразны, носят специфический характер и развиваются в зависимости от особенностей определенного вида спорта[17, с. 27].

Вместе с тем данные способности хотя и можно представить как самостоятельно существующие простые способности, все же изолированно они встречаются крайне редко. Кроме этого, эти способности находятся в определенных отношениях и связях с другими специальными и специфическими КС, а также с физическими и психическими способностями. Эти связи обусловлены тем, что в реальной двигательной деятельности координация движений выступает как целостный психомоторный процесс.

Способности точно воспроизводить, оценивать, отмеривать и дифференцировать параметры движений развиваются прежде всего при систематическом применении обще- и специально-подготовительных координационных упражнений, методов и методических приемов развития специальных КС. Эффективность педагогического воздействия можно повысить, если использовать методические подходы, направленные на совершенствование этих способностей. Эти подходы основаны главным образом на системном выполнении заданий, предъявляющих повышенные требования к точности выполнения двигательных действий или отдельных движений. Их можно представить в двух основных вариантах: аналитические (избирательные) задания на точность воспроизведения, оценки, отмеривания и дифференцирования преимущественно одного какого-либо параметра движений (пространственного, временного или силового) и синтетические — на точность управления двигательными действиями в целом. Понятно, что такое разделение условно, так как точность, скажем, пространственного параметра изолированно от точности временного или силового признака движений не встречается. В реальном процессе управления и регулирования движением эти виды точности всегда выступают в органическом единстве. Поэтому, хотя и возможно преимущественное, дифференцированное воздействие на улучшение точности одного какого-либо параметра движений, но обязательной является установка на достижение точности выполнения двигательного действия в целом[8, с. 56].

Задания на точность воспроизведения эталонных пространственных, временных, пространственно-временных и силовых параметров шире представлены в физических упражнениях с относительно стандартной кинематической структурой (акробатические, гимнастические, общеразвивающие упражнения.). Примерами их могут быть: задания на точность воспроизведения одновременных или последовательных движений и положений рук, ног, туловища при выполнении общеразвивающих упражнений без предметов, ходьба или бег по разметкам и (или) за заданное время; повторные передачи или броски мяча (снаряда) по одной и той же траектории на одинаковое расстояние[19, с. 65].

В тесной связи с заданиями на точность воспроизведения параметров движений следует систематически использовать задания, которые требуют точности оценки и отмеривания этих параметров. Например, при выполнении общеразвивающих упражнений школьника просят самостоятельно и по возможности точно оценить амплитуду движений, выполняемых руками, ногами или туловищем; при легкоатлетическом беге, прыжках или метаниях — дальность прыжка с места или разбега, дальность метания или скорость бега и т. п. Самооценку ученика сверяют с результатом, зафиксированным преподавателем. Задания на точность дифференцирования параметров движений, как правило, наиболее трудные для исполнителя. Они должны выполняться либо по методике „контрастных заданий», требующих относительно грубых дифференцировок, либо по методике „сближаемых заданий», где необходимы тонкие дифференцировки. Эти методики впервые описал и применил коллектив исследователей, возглавляемый В. С. Фарфелем. Суть методики „контрастных заданий» состоит в чередовании выполнения определенных упражнений, резко различающихся по какому-либо параметру.

Важная роль в совершенствовании способностей, основанных главным образом на проприорецептивной чувствительности, принадлежит координационным упражнениям, специально направленным на повышение отчетливости мышечно-двигательных восприятии или чувств: мяча, планки, дистанции, воды, снаряда. Для улучшения названных способностей целесообразно использовать методический подход, в основе которого повышенные требования к другим анализаторам, и подход, при котором контроль за качеством и ходом управления двигательным действием осуществляется главным образом посредством „мышечного чувства». Примерами таких заданий являются исключение или ограничение зрительного контроля при ведении, бросках и передачах мяча. Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды, с использованием в тренировке непривычных снарядов, инвентаря, оборудования, с использованием игрового и соревновательного методов.

Поэтому для гармонического и всестороннего развития координационных способностей у лыжников-гонщиков следует включать в тренировочный процесс большой круг разнообразных обще- и специально подготовительных координационных упражнений из самых различных видов спорта [3, с. 34].


1.3. Упражнения совершенствования координационных способностей лыжников-гонщиков.


При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.

1) стандартно-повторного упражнения;

2) вариативного упражнения;

3) игровой;

4) соревновательный.

Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода — со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения.

К первому относятся следующие разновидности методических приемов:

- строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в полсилы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);

- изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений — бросок мяча вверх из исходного положения стоя — ловля сидя и наоборот);

- изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);

- «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);

выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);

- выполнение упражнений с исключением зрительного контроля — в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, с булавами, ведение мяча и броски в кольцо)[5, с 112].

Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров.

Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Например, при проведении игры «Пятнашки» ставится задача как можно больше играющих «запятнать» за 3 мин или «запятнать» с помощью волейбольного мяча, или «запятнать» в определенном участке тела [21, с 23].

Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности.

Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время [11, с. 55].

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.

Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья.

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт[23, с. 132].

Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.

Специальные упражнения для совершенствования координационных движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно-сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями.

На спортивной тренировке применяют две группы таких средств:

Подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта;

Развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта (например, в баскетболе специальные упражнения в затрудненных условиях - ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку, после выполнения на гимнастических матах нескольких кувырков подряд, ловля мяча от партнера и бросок в корзину и др.)[13, с. 34].

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.

Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.

Подвижные и спортивные игры должны применяться не только в период начального обучения движениям, но и в период совершенствования (в усложненных условиях). Они позволяют совершенствовать такие качества, как смелость, инициативность, решительность, скорость, быстрота реагирования, ориентировка, находчивость, самостоятельность, координация движений и т.д.

Ряд авторов отмечают, что для развития координационных движений могут быть использованы любые упражнения, но лишь постольку, поскольку они включают элемент новизны. Помере автоматизации навыки значение данного физического упражнения как средства развития координации движений уменьшается. Развития ловкости упражнения из гимнастики, игровые и соревновательные упражнения, подчеркивает не нужно доводить их до автоматизма, а наоборот, комплексы упражнений должны подбираться так, чтобы перед игроками постоянно были новые задачи.

Тренировка координационных способностей может достаточный эффект лишь при применение специальных целенаправленных и систематизированных педагогических воздействий

В.И. Лях предлагает два вида упражнений для развития координации движений:

1. Аналитические; направленные на развитие координационных способностей, относящиеся к однородным группам двигательных действий (например, все виды акробатических упражнений, циклические движения, разновидности ходьбы, бега, плавания, метательные движения).

2. Синтетические; координационные упражнения, которые содействуют развитию 2-х или более координационных способностей (эстафеты, подвижные и спортивные игры, полоса препятствий и т.д.).

Подводя итоги, можно сказать, большинство координационных упражнений, применяемых в тренировочных занятиях лыжниковгонщиков, носят генерализованный характер, т. е. воздействуют одновременно на координационные и другие двигательные способности (прежде всего скоростные, скоростно-силовые, выносливость), а также влияют на техническую подготовленность спортсменов. Их преимущественное воздействие на определенную способность или двигательный навык определяется только методической направленностью этих упражнений.

Представленный метод измерения уровня координации исключительно прост (простота оборудования, методологии, быстрота получения конечного результата) и имеет высокую диагностическую ценность (добросовестность (0,75) и достоверность (0,82))[2, с. 13.].























Глава 2. Анализ экспериментальной работы по развитию координационных способностей лыжников-гонщиков тренера

Титова О.С.


2.1. Общая характеристика исследования, методы исследования


Для проведения анализа мы взяли опыт работы Титова Олега Сергеевича, тренера-преподавателя Детско-юношеской спортивной школы города Куйбышева, Олег Сергеевич работал по развитию координационных способностей лыжников-гонщиков группы начальной подготовки.

Для проведения опытно-практической были поставлены задачи:

1. Проанализировать авторскую программу, упражнений совершенствования координационных способностей лыжников-гонщиков.

2. Проанализировать экспериментальную работу Титова О.С..

3. Составить рекомендации для развития координационных способностей.

Опытно-практическая работа проводилась в три этапа.

1. этап – констатирующий этап. На этом этапе проводился сбор информации пот работе

2. этап - формирующий этап. Анализ полученных данных

3. этап - контрольный этап. Рекомендации по организации занятий по развитию координационных способностей лыжников-гонщиков.

Для исследования были использованы методы:

- Педагогического наблюдения;

- Метод анализа;

- Метод опроса и анкетирования.

Экспериментальная работа тренера-преподавателя длилась с ноября 2021 по март 2022. Была взята группа начальной подготовки, девочки 14-15 лет, в количестве 12 человек.

В начале своей работы провел контрольное тестирование по определению уровня координационных способностей занимающихся. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Начальное тестирование для определения уровня координационных способностей.

Двигательный тест

Уровень выполнения

Количество обучающихся

Челночный бег (3 x 10 м)

Высокий

1

Средний

3

Низкий

8

Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения

Высокий

0

Средний

5

Низкий

7

Метание теннисного мяча на дальность (из положения ноги врозь).

Высокий

2

Средний

4

Низкий

6

Полученные данные констатируют, то что, у большинства занимающихся низкий уровень координационных способностей.


2.2. Программа развития координационных способностей лыжников-гонщиков.

После определения уровня координационных способностей, была разработана программа с определенными упражнениями лыжника, на развитие координационных способностей, как на снегу, так и в зале.

Предложенные упражнения включались в каждое тренировочное занятие.

Прыжковая имитация, напоминает прыжки многоскоками с низким ведением стоп. Выполняется на равнине без палок и на подъёме с палками и без них. Упражнения «конькового хода», которые помогут развить координационные способности у детей:

1. ИП - Стойка лыжника (СЛ). Смещаясь в правую сторону, толчком левой ногой сделать выпад вперед-вправо, стремясь как можно позже подставить маховую ногу (правую) под падающее туловище. Следить за полным выпрямлением толчковой ноги (от опоры ее не отрывать), вернуться в ИП. При повторении поочередно менять толчковую ногу для выполнения выпадов в разные стороны.

2. ИП - СЛ. на одной ноге, другая отведена назад. Следить за тем, чтобы выпад начинался со смещения туловища и отталкивания ногой, а не с махового движения. Под падающее туловище маховая нога подставляется.

3. Многократные прыжки на двух ногах из стороны в сторону, используя при повторении различные исходные положения ног: колени вместе, пятки вместе и колени врозь, взявшись руками за пятки изнутри.

4. ИП - СЛ, прыжки с ноги на ногу с боковым выталкиванием вправо, затем влево и вернуться в ИП. При повторении изменить направление первого прыжка.

5. Многократные боковые прыжки в сторону на одной ноге. Прыгая вправо, приземляться на правую, и наоборот. Выполнять равное количество прыжков в каждую сторону.

6. ИП - СЛ, поочередные выпады вправо, затем влево с возвращением в ИП после каждого движения.

7. ИП - СЛ. Перенести массу тела на левую ногу, толкаясь вверх, сделать энергичный мах вперед-вверх согнутой в коленном суставе правой ногой и разноименной рукой, а затем длинный выпад вперед - в сторону с поворотом туловища, чтобы локоть маховой руки (левой) коснулся колена правой ноги. Вернуться в ИП. Повторять в разные стороны. Следить за выпрямлением толчковой ноги в положении выпада. Для усиления маха ногой и рукой можно приподняться на носок толчковой ноги.

8. Выпады из стороны в сторону в движении.

9. Прыжок в длину с места с поворотом на 90 °, 180°.

10. Ведение мяча на месте одной рукой из стороны в сторону с большой амплитудой движения.

Для развития координационных способностей использовались задания:

1. Пройти заданный отрезок одновременным бесшажным ходом за наименьшее количество отталкиваний.

2. Пройти заданный отрезок одновременным ходом, отталкиваясь у ориентиров. Условия те же, что и в упражнении для скользящего шага, но учитываются и изучаемый одновременный ход, возраст, пол, и подготовленность школьников.

3. Одновременными ходами пройти участок с воротами из палок с верхней перекладиной, отталкиваясь палками между воротами, про скользить под ними в положении наклона .

4. Подскоки на обеих ногах на месте и на спуске («Зайчик»);

Упражнение выполняется на равнине или пологом подъеме. Опорная (например, левая) нога на плоско поставленной лыже скользит вперед и чуть в сторону (чем меньше в сторону - тем лучше). Корпус следует держать над ней и наклонится вперед. Руки с палками вынести вперед и оттолкнутся, правой ногой тоже оттолкнуться вниз - вбок, ставя для этого лыжу на ребро. После этого встать на нее и оттолкнуть левой ногой без палок, палками толкнуться только вместе с правой ногой;

Ноги все время полусогнуты (чем круче подъем, тем сильнее), распрямляются только в момент отталкивания. Делать 20-30 шагов, поменять сторону отталкивания и сделать еще 20-30 шагов, толкаясь палками вместе с другой (в этом примере - левой) ногой.



2.3. Анализ и оценка результатов проведенного исследования.

В марте 2022 года, под закрытие сезона Олег Сергеевич провел контрольное тестирование, по определению уровня развития координационных способностей. Данные представлены в таблице 3.

Таблица 2.

Результат контрольного тестирования, по определению уровня развития.

Двигательный тест

Уровень выполнения

Количество обучающихся

Челночный бег (3 x 10 м).

Высокий

5

Средний

4

Низкий

3

Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения.

Высокий

4

Средний

4

Низкий

4

Метание теннисного мяча на дальность (из положения ноги врозь).

Высокий

3

Средний

6

Низкий

3

Полученные данные констатируют, то что, у большинства занимающихся повысился уровень координационных способностей.

Для того чтобы определить, являются ли предложенные средства развития координационных способностей лыжников-гонщиков эффективными, мы составили сводную таблицу 4.







Таблица 4.

Сводная таблица для определения координационных способностей лыжников-гонщиков.

Двигательный тест

Уровень развития

Количество на первом этапе

Количество на контрольном этапе

Челночный бег (3 x 10 м).

Высокий

1

5

Средний

3

4

Низкий

8

3

Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения.

Высокий

0

4

Средний

5

4

Низкий

7

4

Метание теннисного мяча на дальность (из положения ноги врозь).

Высокий

2

3

Средний

4

6

Низкий

6

3


Для получения данных мы взяли двигательный тест «челночный бег(3 x 10 м) и выявили результат, что у большинства занимающихся повысился уровень координационных способностей.

В диаграмме представлено процентное соотношение результатов, которое наглядно дает понять, что уровень координационных способностей лыжников-гонщиков вырос.




2.4. Рекомендации по организации занятий по развитию координационных способностей лыжников-гонщиков.


Для эффективной организации занятий по развитию координационных способностей лыжников-гонщиков были составлены рекомендации:

1.Обязательно подготовить всю необходимую документацию по организации занятия.

2.Занятия проводить с постоянным числом занимающихся.

3.Познакомить с теоретической частью занятий по развитию координационных способностей лыжников-гонщиков.

4. Проверить наличие медицинского допуска обучающихся.

5. Организовать место для занятий.

6. Проводить тренировочные занятия, внеурочные занятия, конкурсы.

7. Организовать контроль над соблюдением мер безопасности.

8. Обеспечить контроль над состоянием здоровья.

Вывод по главе 2. Итак, для повышения результатов координационных способностей лыжников-гонщиков, была разработана программа развития координационных способностей, после был проведен контрольный тест, которая свидетельствует о достижении высоких результатов.

В итоге проделанной работы, можно сделать вывод, что предлагаемые средства развития координационных способностей лыжников-гонщиков являются эффективными.
























Заключение


Движение лыжника-гонщика на дистанции разнообразны и сложны. Он должен на высокой скорости быстро и точно оценивать постоянно меняющуюся обстановку и принимать верное решение, уметь преодолевать внезапно возникающие препятствия в гонке, уметь реагировать на резкое изменение направления и скорости движения, правильно проходить в группе соперников виражи, повороты, развороты.

Анализ специфики лыжных гонок позволил выделить значимые координационные способности лыжников-гонщиков:

- способность к реагированию;

- способность к перестроению двигательных действий (ориентационная способность);

- способность к равновесию;

- дифференцированная способность.

Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы:

- строго-регламентированного упражнения;

- стандартно-подготовительного упражнения;

- вариативного упражнения;

- игровой;

- соревновательный;

- направленного сопряжения

Таким образом, анализ литературных данных позволяет утверждать, что развитие координационных способностей оказывает огромное влияние на успешную деятельность лыжников-гонщиков, так как при занятиях лыжными гонками огромная роль отводится технической подготовке.

Координационные упражнения, применяемые в тренировочных занятиях лыжников-гонщиков, носят генерализованный характер, воздействуя одновременно на координационные и другие двигательные способности (прежде всего скоростные, скоростно-силовые, выносливость), влияя на техническую подготовленность спортсменов. Их преимущественное воздействие на определенную способность или двигательный навык определяется только методической направленностью этих упражнений.

Таким образом, координация характеризуется возможностью людей управлять своими движениями, а координационные способности – это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия.






















Список литературы


1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Doc/fgos-ooo.doc–41 с.

2. Ашмарин Б.А. «Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании». Физическая культура и спорт, 2005 г.-223с.

3. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н. «Теория и методика физического воспитания». Учебник для студентов 2007г.-221с.

4. Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 312 с

5. Бальсевич, В; К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В. К. Бальсевич; М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 112 с.

6. Вайнбаум, Я. С. Физическое воспитание и спорт / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова. - М.: Академия, 2013.-46 с.

7. Виленский, М.Я. Физическая культура (спо) / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: КноРус, 2018. – 87 с.

8. Вострокнутов В.С. Формирование интереса учащихся к занятиям физической культуры//Методические рекомендации.- Москва: Изд. Регион, 2009г. 38-43с

9. Губа, В. П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи / В.П. Губа, О.С. Морозов, В.В. Парфененков. - М.: Советский спорт, 2015. – 32 с.

10. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.- 2-3c.

11. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. и допол. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 486 с.

12. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. (Факторы обуславливающие эффективность спортивной деятельности) ч.1. М., «Просвещение», 2011. – с. 219.

13. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Теория и история физической культуры. М.: КноРус, 2020. 448 с.

14. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 256 с.

15. Лях В.И., Копылов Ю.А., Малыхина Т.А. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации //Теория и практика физической культуры. 2013, № 9, с. 49-51.

16. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский. – 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 2008. – 383 с.

17. Педагогика. Под ред. В. В. Белорусовой и И.Н. Решетень. М., «Физкультура и спорт», 2005. – 143 с.

18. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2016. – 512 с.

19. Психологические вопросы физического воспитания в школе. – М., 1996. – 78 с.

20. Психология. Под ред. В. М. Мельникова. М., «Физкультура и спорт», 1987. – 38 с.

21. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.

22. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. М., «Физкультура и спорт», 1978, 206 с.

23. Физическая культура студента: Учебник / под ред. профессора, д.п.н., В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. – 448 с.

24. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001, 264-270 с.

25. Элективные курсы по физической культуре. Практическая подготовка / под ред. Зайцев А. А. М.: Юрайт, 2020. 228 с

26. Чернов И.В., Ревунов Р.В. Организация учебно-тренировочного процесса по физической культуре в высшем учебном заведении (на примере тяжёлой атлетики). М.: Лань, 2019. 14 с.

27. Ягодин В. В. Физическая культура. Основы спортивной этики. М.: Юрайт, 2019. 58 с.

30. Шликенридер, П. Лыжный спорт / П. Шликенридер. – Мурманск: Тулома, 2008. – 288 с.

31. Управление движением. / Под ред. А.А. Митькина. – М.: Наука, 2000. – 68 с. 62 44.Фарфель В.С.

32. Управление движениями в спорте / В.С. Фарфель. – М.: Советский спорт, 2011. – 202 с.

33. Развитие координационных способностей и равновесия у детей младшего школьного возраста / О.Н. Трофимов. – Ярославский педагогический вестник. – Том II. - 2011. - № 3. – С. 22-24.

34. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.

35. Лях, В.И. Координационные способности школьников. Монография / В.И. Лях. – Минск: Полымя, 1989. – 160 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!