СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства выразительности в стихотворной речи. А.А. Ахматова «Мужество"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока к теме Средства выразительности в стихотворной речи. А.А. Ахматова «Мужество"

Просмотр содержимого документа
«Средства выразительности в стихотворной речи. А.А. Ахматова «Мужество"»




Конспект

урока литературного чтения

на тему «Средства выразительности в стихотворной речи. А.А. Ахматова «Мужество»,

для 4 класса














Лебедянь

2017








Тема урока

Средства выразительности в стихотворной речи. А.А. Ахматова «Мужество»

Тип урока

Изучение нового материала

Цель

Создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения А.А. Ахматовой «Мужество»

Задачи

Развивающие:

1)Способствовать развитию логического мышления, воображения, восприятия, речи.

2)Обобщить имеющиеся у учащихся знания о Великой Отечественной войне.

3)Развивать умение осмысливать лирическое произведение.

Воспитательные:

1) Способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма посредством знакомства с патриотической лирикой.

2) Способствовать развитию у учащихся нравственных качеств: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России.

3) Формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме.

Планируемые результаты

Предметные: 

  1. Способствовать развитию у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением

  2. Способствовать развитию у учащихся связной монологической речи путём вовлечения их в диалог, обсуждение

Метапредметные:

Регулятивные УУД

  1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

  2. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные УДД: 

  1. Устанавливать причинно-следственные связи

  2. Строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные УУД: 

  1. Задавать вопросы

  2. Строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные УУД: 

  1. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

  2. Формирование чувства гордости за прошлое своей страны

Оборудование

Электронная презентация, смайлики для рефлексии, аудиозапись «Мужество» А.А. Ахматова

Литература

Учебник: Э.Э.Кац, литературное чтение, 4 класс. часть II


Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1. Организация обучающихся на работу

-Здравствуйте, ребята, присаживайтесь! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Зовут меня Виолетта Витальевна.

-Ребята, а знаете, что произошло сегодня утром?

Я шла в школу и собирала улыбки. Вы удивлены?

-Я по улице шагала и улыбки собирала:

Вот улыбка малыша, до чего же хороша!

Вот улыбка почтальона-гордость нашего района,

Вот  улыбка продавщицы – очень редкая вещица,

Вот весёлый смех ребят -  для меня он просто клад.

Всем в ответ я улыбалась – получается –менялась!

-А у вас хорошее настроение?

Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, улыбнитесь нашим гостям.

Мы отправляемся в путь по дороге знаний.

-Чему вы хотите научиться?


Внимательно слушают учителя, присаживаются.






















-Выразительно читать.


Личностные: осознают свои возможности в учении; способы адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с учением, трудолюбием.


Познавательные:логические: дополняют и расширяют имеющиеся знания и имеющиеся знания о новом изучаемом предмете.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

II. Подготовка к восприятию


-Ребята, сядьте правильно и послушайте меня. (Учебник, с. 94.)

22 июня 1941 года без объявления войны на нашу Родину напала фашистская Германия. Враги, как лавина, двигались по нашей земле, разрушая города, сжигая деревни, убивая мирных жителей.

Фашисты подошли к Ленинграду (Петербургу) и окружили его. Город оказался в блокаде. Его жители умирали от голода и холода. Но не сдались врагу, отстояли свой город. На защиту Отечества поднялся весь народ. Многие писатели и поэты оказались на фронте среди защитников или в тылу в числе тех, кто помогал фронту.

Произведения писателей и поэтов о Великой Отечественной войне прославляют мужеством и героизмом тех. Кто отстоял нашу землю в грозные годы.


-Что вы знаете о Великой Отечественной войне?

-Как она коснулась вашей семьи?

-Почему писатели и поэты создали множество произведений, прославляющих подвиги героев?

-Какие произведения о Великой Отечественной войне вы уже знаете?

-С каким произведением знакомились на прошлом уроке?

-Как оно может быть связано с Великой Отечественной войной?



-Что вы знаете о Федоре Николаевиче Глинка?
















-Кто прочитает стихотворение «Москва» выразительно.

-Как считаете, что нового узнаем на уроке? С чем познакомимся?


- Ребята, посмотрите на портрет, знаком ли вам этот человек, кто она?

-Что вы знаете о ней?

Рассказ об авторе

-Ребята, я предлагаю вам обратиться к учебнику на стр.94 и прочитать сведения об Анне Андреевне Ахматовой.

-Кто желает прочитать биографию ясно и понятно, чтобы все поняли.

Работа с выставкой книг

- Посмотрите, у нас с вами на уроке много книг А.А. Ахматовой, их вы можете взять в библиотеке и внимательно изучить.


- Сегодня мы познакомимся с произведением А.А. Ахматовой «Мужество»


- Что значит «быть мужественным»?

- Каких людей вы считаете героями?  


Словарная работа

Ребята, как вы понимаете слова: гимназия, сборники, блокада, мужество, подвиг.

(Работа с интерактивной доской: соединение определения со значением слова)

-Ребята, а значение слов мы можете узнать в толковом словаре Ожегова. Словарь вы можете взять у себя в библиотеке.








-Что вдохновило Ахматову на написание стихов о Великой Отечественной войне? -С какой целью были написаны эти стихи?

Обучающиеся внимательно слушают учителя.






















Отвечают на вопросы. Рассказывают о Великой Отечественной войне, делают предположения. Вспоминают произведения о Великой Отечественной войне.

(С. Маршак «Все пути ведут в Берлин», Константин Симонов

«Кукла», «Родина» и другие.)

-«Москва» (в сокращении) Федор Иванович Глинка.

Федор Николаевич Глинка

русский поэт, публицист. Окончил кадетский корпус, служил в армии. Первое стихотворение «Глас патриота». Участник Отечественной войны, Бородинского сражения и заграничных походов, описанных Глинка в «Письмах русского офицера» (1815-1816), которые принесли ему первую литературную известность. 

Обучающиеся читаю стихотворение.

Тема урока - произведения о Великой Отечественной войне, цель урока: познакомиться с произведением о Великой Отечественной войне.






-Анна Андреевна Ахматова.



Один из обучающихся читает вслух, остальные следят по тексту.








Обучающиеся внимательно слушают учителя






- Храбрость, присутствие духа в опасности. Проявить мужества и стойкости.





Гимназия- государственное учебное заведение.

Сборники - собрание на одном носителе информации (книга, оптический диск и так далее) нескольких произведений.

Блокада - действия, направленные на изоляцию объекта путём пресечения всех его внешних связей.

Мужество - волевое деяние, совершаемое осознанно, реализация которого требует от индивида преодоление страха за себя, за кого-то, за что-либо и вызванное нравственными мотивами или добродетельностью.
Подвиг - доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях.

- На написание стихов о Великой Отечественной войне Ахматову вдохновила блокада Ленинграда, страдания и мужество его жителей, не отдавших город фашистам. Эти стихи были написаны для того, чтобы поддержать боевой дух народа, помочь людям вынести все несчастья.

Личностные: осознают свои возможности в учении, способы адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с учением, трудолюбием.



Познавательные:логические: дополняют и расширяют имеющиеся знания и имеющиеся знания о новом изучаемом предмете.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.












Познавательные:логические: дополняют и расширяют имеющиеся знания и имеющиеся знания о новом изучаемом предмете.








Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.







Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.




Познавательные:логические: дополняют и расширяют имеющиеся знания и имеющиеся знания о новом изучаемом предмете.


  1. Первичный синтез

- Ребята, сейчас прослушаетестихотворение: «Мужество» А.А. Ахматова и следите по тексту на с.95.

Внимательно слушают произведение, следят по тексту.



Личностные: осознают свои возможности в учении, способы адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с учением, трудолюбием.

Физкультминутка

Включаю видео «Танец маленьких утят», повторяю движения вместе с детьми

Повторяют движения за учителем

Личностные: желание сохранить свое здоровье.


  1. Анализ














































  1. Вторичный синтез



















  1. Подведение итогов урока

1.Беседа








2.Рефлексия




3. Оценка работы обучающихся




4.Инструктаж по домашнему заданию




  1. Организованное окончание урока

-Понравилось стихотворение или нет? Почему?

-О чём данное стихотворение?




-Какие эмоции испытывает автор?

-Какие эмоции Ахматова хочет передать читателям?

-Что вы почувствовали, прослушивая данное стихотворение?

-Какие слова произвели на вас особенное впечатление?

- Прочитайте первую строку стихотворения.

Ахматова имеет в виду весы древнегреческой богини Фемиды.

- Фемида-богиня правосудия. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки людей, их дела.


- Как вы думаете, что же лежит на весах правосудия?

- Почему Анна это страшное военное время Анна Ахматова называет часом мужества?

- Как Ахматова описывает героизм наших людей?

- Ради чего, по мнению Ахматовой, совершался героизм?

- Какие эпитеты использует поэтесса, говоря о русском слове? (Великое, свободное, чистое)

- Почему она использует именно эти слова?

Прочитайте 5,6,7 строки,

- Какой звук повторяется в этих строчках? («р»)

- Зачем Ахматова использовала этот приём- повторение звука в словах? Что хотела этим показать? (Твёрдость характера, стойкость русского духа.)

- Каким словом Анна Ахматова заканчивает стихотворение? Что хотела сказать этим словом?


- Ребята, назовите слова, значения которых вам не понятны.


- Кто желает прочитать стихотворение выразительно?

Предлагаю расставить паузы и смысловые ударения в тексте, обсудить их предназначение.


Предлагаю хорошо читающему ученику прочитать стихотворение, соблюдая расставленные паузы и смысловые ударения.


-Какова основная мысль стихотворения?






-С каким произведением мы сегодня познакомились?

-Кто его написал?

-Какая главная мысль стихотворения?

- Как вы думаете, а в обычной жизни человек может проявлять мужество?



- Сейчас каждый оценит свою работу на уроке. Кто все понял, кто был активным, я предлагаю поднять веселый смайлик. Кто был менее активен на уроке и что-то не понял – поднимут грустный смайлик.


- Сегодня на уроке активно работали и правильно отвечали (назвать имена детей). Всем остальным я желаю быть такими же активными, правильно вести себя на уроках и хорошо учиться.

-Дома выучите стихотворение наизусть.





-На этом наш урок окончен. Всем спасибо. До свидания.



-Данное стихотворение о том, что даже в тяжелое военное время народ ценит и бережёт свой родной язык.

-Автор испытывает чувство гордости за свою страну, свой народ, свой родной язык. Ахматова стремится передать читателям боевой настрой, желание бороться за свою страну, за жизнь будущих поколений, за свободу, за родную речь.









Обучающиеся внимательно слушают преподавателя, отвечают на поставленные вопросы, высказывают свое мнение.




Обучающиеся внимательно слушают преподавателя, отвечают на поставленные вопросы, высказывают свое мнение.



Обучающиеся внимательно слушают преподавателя, отвечают на поставленные вопросы, высказывают свое мнение.




Обучающиеся внимательно слушают преподавателя, отвечают на поставленные вопросы, высказывают свое мнение.


Называют незнакомые слова. Вместе с учителем (при помощи словаря) выясняют их значения.


Один из учеников читает стихотворение.




Один из учеников выразительно читает стихотворение.




Предлагают свои варианты ответа. Основная мысль стихотворения: необходимо защитить свою Родину и родной язык.



- «Мужество»


-Анна Андреевна Ахматова.

Предлагают свои варианты ответа. Основная мысль стихотворения: необходимо защитить свою Родину и родной язык.


Проводят самооценку.




Внимательно слушают учителя.






-Записывают домашнее задание.






Встают

Личностные: осознают свои возможности в учении, способы адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с учением, трудолюбием.







Познавательные: читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: выполнять построение речевого высказывания в устной форме.




Личностные: понимают в чем значение знаний для человека и принимают его.


Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; выполняют оценку результатов своей работы



Личностные: положительное отношение к учению












Личностные: понимают в чем значение знаний для человека и принимают его.












Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; выполняют оценку результатов своей работы






Личностные: положительное отношение к учению





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!