СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средство 1234567

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Средство 1234567»

Изобразительно-выразительные средства русского языка Тренажёр для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 26) Автор презентации: Гербер Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ Парабельской СОШ им.Н.А.Образцова

Изобразительно-выразительные средства русского языка

Тренажёр для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 26)

Автор презентации: Гербер Валентина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Парабельской СОШ им.Н.А.Образцова

  Уважаемый ученик!  Данная презентация поможет Вам повторить сведения по теме «Изобразительно-выразительные средства русского языка» и закрепить их, выполнив тест. Презентация состоит из двух частей: теория и практика. Вы можете выбрать любой путь для повторения. Все действия в презентации совершаются по щелчку. Наведите курсор мыши на нужный объект – и дерзайте! Вы можете сначала повторить теорию, а можете начать сразу с практики! На каждом слайде в части «Теория»есть значок , который позволит вам сразу же перейти к тесту, точно так же в части «Практика» значок позволит вам вернуться в теорию. Удачи!

Уважаемый ученик!

Данная презентация поможет Вам повторить сведения по теме «Изобразительно-выразительные средства русского языка» и закрепить их, выполнив тест. Презентация состоит из двух частей: теория и практика. Вы можете выбрать любой путь для повторения. Все действия в презентации совершаются по щелчку. Наведите курсор мыши на нужный объект – и дерзайте! Вы можете сначала повторить теорию, а можете начать сразу с практики! На каждом слайде в части «Теория»есть значок , который позволит вам сразу же перейти к тесту, точно так же в части «Практика» значок позволит вам вернуться в теорию.

Удачи!

Теория Практика (тест)

Теория

Практика

(тест)

Изобразительно-выразительные средства русского языка лексические синтаксические звукопись примечание

Изобразительно-выразительные средства русского языка

лексические

синтаксические

звукопись

примечание

Лексические средства (тропы) синекдоха эпитет олицетворение гипербола сравнение литота метафора ирония метонимия перифраза

Лексические средства (тропы)

синекдоха

эпитет

олицетворение

гипербола

сравнение

литота

метафора

ирония

метонимия

перифраза

Эпитет - это образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выраженное именем прилагательным. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, На печальные поляны льёт печально свет она. А.С.Пушкин

Эпитет - это образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выраженное именем прилагательным.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна,

На печальные поляны льёт печально свет она.

А.С.Пушкин

Олицетворение – приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиям. Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: То как зверь она завоет, то заплачет , как дитя. А.С.Пушкин

Олицетворение – приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиям.

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя:

То как зверь она завоет, то заплачет , как дитя.

А.С.Пушкин

Сравнение – сопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого. Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО, БУДТО. Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит. Н.А.Некрасов

Сравнение – сопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого. Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО, БУДТО.

Лёд неокрепший на речке студёной,

словно как тающий сахар лежит.

Н.А.Некрасов

Метафора - перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением. Пустых небес прозрачное стекло ; Багровый костёр заката . И.А.Бунин

Метафора - перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением.

Пустых небес прозрачное стекло ;

Багровый костёр заката .

И.А.Бунин

Метонимия – иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь. Серые шлемы с красной звездою Белой ораве крикнули: «Стой!» В.В.Маяковский

Метонимия – иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь.

Серые шлемы с красной звездою

Белой ораве крикнули: «Стой!»

В.В.Маяковский

Синекдоха – разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот. И слышно было до рассвета, как ликовал француз.  (т.е. французская армия) А.С.Пушкин

Синекдоха – разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот.

И слышно было до рассвета,

как ликовал француз.

(т.е. французская армия)

А.С.Пушкин

Гипербола – излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. В.В.Маяковский

Гипербола – излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета.

Раздирает рот зевота шире

Мексиканского залива.

В.В.Маяковский

Литота – чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка ! А.С. Грибоедов

Литота – чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления.

Ваш шпиц, прелестный шпиц,

не более напёрстка !

А.С. Грибоедов

Ирония – скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному. Отколе, умная , бредёшь ты, голова ? (обращение к ослу в басне И.А.Крылова)

Ирония – скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному.

Отколе, умная , бредёшь ты, голова ?

(обращение к ослу в басне

И.А.Крылова)

Перифраза – замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты. Используется для того, чтобы избежать речевого повтора. Царь зверей (вместо лев). Братья наши меньшие (вместо животные). Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю.Лермонтов)

Перифраза – замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты. Используется для того, чтобы избежать речевого повтора.

Царь зверей (вместо лев).

Братья наши меньшие (вместо животные).

Автор «Героя нашего времени»

(вместо М.Ю.Лермонтов)

Синтаксические средства (фигуры речи) антитеза риторический вопрос инверсия риторическое обращение градация эллипсис оксюморон лексический повтор парцелляция вопросно-ответная форма изложения анафора синтаксический параллелизм эпифора однородные члены предложения

Синтаксические средства (фигуры речи)

антитеза

риторический вопрос

инверсия

риторическое обращение

градация

эллипсис

оксюморон

лексический повтор

парцелляция

вопросно-ответная форма изложения

анафора

синтаксический параллелизм

эпифора

однородные члены предложения

Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Антитеза часто создаётся с помощью антонимов. Ты и убогая , Ты и обильная , Ты и могучая , Ты и бессильная , Матушка-Русь! Н.А.Некрасов

Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Антитеза часто создаётся с помощью антонимов.

Ты и убогая , Ты и обильная ,

Ты и могучая , Ты и бессильная ,

Матушка-Русь!

Н.А.Некрасов

Инверсия – обратный порядок слов. Досадно было, боя ждали. М.Ю.Лермонтов

Инверсия – обратный порядок слов.

Досадно было, боя ждали.

М.Ю.Лермонтов

Градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения (смыслового или эмоционального). Все грани чувств, все грани правды Стёрты в мирах, в годах, в часах. А.Белый

Градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения (смыслового или эмоционального).

Все грани чувств, все грани правды

Стёрты в мирах, в годах, в часах.

А.Белый

Оксюморон – контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу. Мёртвые души, живой труп, грустная радость, сладкая горечь воспоминаний.

Оксюморон – контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.

Мёртвые души, живой труп,

грустная радость,

сладкая горечь воспоминаний.

Парцелляция –намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей – две и более. А всё Кузнецкий мост и вечные французы… Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! А.С.Грибоедов

Парцелляция –намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей – две и более.

А всё Кузнецкий мост и вечные французы…

Губители карманов и сердец!

Когда избавит нас творец

От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок!

А.С.Грибоедов

Анафора – единоначатие, повторение сходных слов в начале строф или близко расположенных фраз. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди , когда наводят грусть Жёлтые дожди… К.Симонов

Анафора – единоначатие, повторение сходных слов в начале строф или близко расположенных фраз.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди , когда наводят грусть

Жёлтые дожди…

К.Симонов

Эпифора – повторение одних и тех же слов или фраз в конце нескольких рядом стоящих конструкций. Мне бы хотелось знать, отчего  я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник ? Н.В.Гоголь

Эпифора – повторение одних и тех же слов или фраз в конце нескольких рядом стоящих конструкций.

Мне бы хотелось знать, отчего

я титулярный советник ? Почему именно

титулярный советник ?

Н.В.Гоголь

Риторический вопрос – вопрос, который ставится не с целью получения ответа, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. Что день грядущий нам готовит? А.С.Пушкин

Риторический вопрос – вопрос, который ставится не с целью получения ответа, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению.

Что день грядущий нам готовит?

А.С.Пушкин

Риторическое обращение – эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевлённым объектам. Звёздочки ясные, звёзды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете! С.Есенин

Риторическое обращение – эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевлённым объектам.

Звёздочки ясные, звёзды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете!

С.Есенин

Эллипсис – пропуск сказуемого, придающий речи динамизм. Мы сёла – в пепел, грады – в прах. В.Жуковский

Эллипсис – пропуск сказуемого, придающий речи динамизм.

Мы сёла в пепел, грады в прах.

В.Жуковский

Лексический повтор – намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания. Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!

Лексический повтор – намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания.

Казалось, всё в природе уснуло:

спала трава, спали деревья, спали облака!

Вопросно-ответная форма изложения – форма изложения при которой чередуются вопросы и ответы. Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.

Вопросно-ответная форма изложения – форма изложения при которой чередуются вопросы и ответы.

Что делать? Не знаю.

У кого спросить совета? Неизвестно.

Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения. Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской. М.Ю.Лермонтов

Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения.

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской.

М.Ю.Лермонтов

Однородные члены предложения – перечисляемые действия, предметы признаки. Были это весёлые, сильные и смелые люди! М.Горький

Однородные члены предложения – перечисляемые действия, предметы признаки.

Были это весёлые, сильные

и смелые люди!

М.Горький

Звукопись  (игра звуками для усиления выразительности) ассонанс аллитерация

Звукопись (игра звуками для усиления выразительности)

ассонанс

аллитерация

Ассонанс – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков. Быстро леч у я по рельсам ч у г у нным.  Д у маю д у м у сво ю . Н.А.Некрасов

Ассонанс – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.

Быстро леч у я по рельсам ч у г у нным.

Д у маю д у м у сво ю .

Н.А.Некрасов

Аллитерация – повторение в стихотворной речи одинаковых согласных. Морозом выпитые лужи хр у ст ят и хр упки, как хр у ст аль. И.Северянин

Аллитерация – повторение в стихотворной речи одинаковых согласных.

Морозом выпитые лужи

хр у ст ят и хр упки, как хр у ст аль.

И.Северянин

В широком смысле к средствам выразительности также относятся: синонимы контекстные антонимы контекстные синонимы фразеологизмы диалектизмы антонимы

В широком смысле к средствам выразительности также относятся:

синонимы

контекстные антонимы

контекстные синонимы

фразеологизмы

диалектизмы

антонимы

Синонимы – близкие по значению слова. Мой ласковый и нежный зверь.

Синонимы – близкие по значению слова.

Мой ласковый и нежный зверь.

Контекстные синонимы – слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении). Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации… М.Шолохов

Контекстные синонимы – слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении).

Грузное тело его исполнено гибкой,

звериной грации…

М.Шолохов

Антонимы – слова с противоположным значением. Ты и могучая , ты и бессильная ,  Матушка-Русь! Н.А.Некрасов

Антонимы – слова с противоположным значением.

Ты и могучая , ты и бессильная ,

Матушка-Русь!

Н.А.Некрасов

Контекстные антонимы – слова, которые противопоставлены по значению только в данном тексте. Мильоны –вас. Нас – тьмы , и тьмы, и тьмы. А .Блок

Контекстные антонимы – слова, которые противопоставлены по значению только в данном тексте.

Мильоны –вас. Нас – тьмы ,

и тьмы, и тьмы.

А .Блок

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле. За тридевять земель. Работать спустя рукава. Как снег на голову.

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле.

За тридевять земель.

Работать спустя рукава.

Как снег на голову.

Диалектизмы – слова, употребляемые только жителями той или иной местности(диалект в переводе с греческого означает «местный говор»). В некоторых российских деревнях полотенце по-другому называют рушником , белку – векшей , зайца – ушканом .

Диалектизмы – слова, употребляемые только жителями той или иной местности(диалект в переводе с греческого означает «местный говор»).

В некоторых российских деревнях

полотенце по-другому называют

рушником , белку – векшей ,

зайца – ушканом .

Тест по теме «Изобразительно-выразительные средства русского языка»  В тесте - 15 заданий.  Каждое задание имеет 4 варианта ответа.  Необходимо выбрать один правильный. Для этого наведите курсор мыши на объект . Если Вы правильно ответили,  то объект меняет цвет на зелёный ,  если Вы ошиблись - то на . В любой момент Вы можете вернуться к теории,  выбрав значок . Перейти к тесту далее

Тест по теме «Изобразительно-выразительные средства русского языка»

В тесте - 15 заданий.

Каждое задание имеет 4 варианта ответа.

Необходимо выбрать один правильный.

Для этого наведите курсор мыши на объект .

Если Вы правильно ответили,

то объект меняет цвет на зелёный ,

если Вы ошиблись - то на .

В любой момент Вы можете вернуться к теории,

выбрав значок .

Перейти к тесту

далее

1. Какая стилистическая фигура заключается в том,  что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению, для эмоционального выделения смысловых центров текста? риторический вопрос эллипсис риторическое обращение вопросно-ответная форма изложения далее

1. Какая стилистическая фигура заключается в том,

что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению, для эмоционального выделения смысловых центров текста?

риторический вопрос

эллипсис

риторическое обращение

вопросно-ответная форма

изложения

далее

2. Какая стилистическая фигура используется автором в данном стихотворном отрывке? Девушка пела в церковном хоре О всех уставших в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море,  О всех, забывших радость свою. (А.Блок) эпифора инверсия градация анафора далее

2. Какая стилистическая фигура используется автором в данном стихотворном отрывке?

Девушка пела в церковном хоре

О всех уставших в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою. (А.Блок)

эпифора

инверсия

градация

анафора

далее

 3. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения – это… парцелляция антитеза инверсия параллелизм далее

3. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения – это…

парцелляция

антитеза

инверсия

параллелизм

далее

4. Намеренное дробление предложения на значимые смысловые части – это… парцелляция градация инверсия параллелизм далее

4. Намеренное дробление предложения на значимые смысловые части – это…

парцелляция

градация

инверсия

параллелизм

далее

5. Обратный порядок слов в предложении с целью усиления выразительности речи – это… аллегория градация инверсия эпифора далее

5. Обратный порядок слов в предложении с целью усиления выразительности речи – это…

аллегория

градация

инверсия

эпифора

далее

6. Одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение образа, понятия – это… лексический повтор градация инверсия эпифора далее

6. Одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение образа, понятия – это…

лексический повтор

градация

инверсия

эпифора

далее

7. Какой приём использован в цитируемой строке М.Ю.Лермонтова? «Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг» метонимия сравнение оксюморон антитеза далее

7. Какой приём использован в цитируемой строке М.Ю.Лермонтова?

«Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг»

метонимия

сравнение

оксюморон

антитеза

далее

8. Какой приём использован в цитируемой строке А.Твардовского? «Полночь в моё городское окно входит с ночными дарами» олицетворение гипербола литота синекдоха далее

8. Какой приём использован в цитируемой строке А.Твардовского?

«Полночь в моё городское окно входит с ночными дарами»

олицетворение

гипербола

литота

синекдоха

далее

9. Какой приём использован в цитируемой строке А.С.Пушкина? «Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал» метафора метонимия эпитет антитеза далее

9. Какой приём использован в цитируемой строке А.С.Пушкина?

«Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал»

метафора

метонимия

эпитет

антитеза

далее

10. Синтаксическая конструкция, внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака? антитеза градация эллипсис парцелляция далее

10. Синтаксическая конструкция, внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака?

антитеза

градация

эллипсис

парцелляция

далее

11. Какой приём использован в цитируемой строке А.С.Пушкина? «Страна восходящего солнца – мечта каждого путешественника» олицетворение литота перифраза эпитет далее

11. Какой приём использован в цитируемой строке А.С.Пушкина?

«Страна восходящего солнца – мечта каждого путешественника»

олицетворение

литота

перифраза

эпитет

далее

12. Какой термин обозначает стилистический контраст, противопоставление разных явлений и понятий? оксюморон антитеза антонимы анафора далее

12. Какой термин обозначает стилистический контраст, противопоставление разных явлений и понятий?

оксюморон

антитеза

антонимы

анафора

далее

13. Художественное преуменьшение? литота сравнение синекдоха метафора далее

13. Художественное преуменьшение?

литота

сравнение

синекдоха

метафора

далее

14. Какой приём использован в цитируемых строках А.Блока? «Милый друг, и в этом тихом доме, Лихорадка бьёт меня. Не найти мне место в тихом доме Возле мирного огня» инверсия анафора эпифора параллелизм далее

14. Какой приём использован в цитируемых строках А.Блока?

«Милый друг, и в этом тихом доме,

Лихорадка бьёт меня.

Не найти мне место в тихом доме

Возле мирного огня»

инверсия

анафора

эпифора

параллелизм

далее

15. Какой приём использован в цитируемой строке С.Есенина? «Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым» градация сравнение оксюморон эллипсис далее

15. Какой приём использован в цитируемой строке С.Есенина?

«Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым»

градация

сравнение

оксюморон

эллипсис

далее

Изобразительно-выразительные средства делают нашу речь более яркой, образной и эмоциональной!

Изобразительно-выразительные

средства делают нашу речь

более яркой,

образной и эмоциональной!

Ресурсы: « Единый государственный экзамен 2016» С.В.Драбкина, Д.И.Субботин, Москва «Интеллект-центр» 2016 http://www.lenagold.ru/

Ресурсы:

  • « Единый государственный экзамен 2016» С.В.Драбкина, Д.И.Субботин, Москва «Интеллект-центр» 2016
  • http://www.lenagold.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!