СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СССР в 1930-е годы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«СССР в 1930-е годы»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



Рассмотрено на заседании ЦМК


Протокол № ____от________________

Председатель Хританкова Н.Ю.

(Ф.И.О)













МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Специальность 34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)



Дисциплина: «История»

Тема 2.26. СССР в 1930 - е годы.

Разработчик – Петрова Ирина Сергеевна













2019



СОДЕРЖАНИЕ


МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ 3

МОТИВАЦИЯ 4

КОНТРОЛЬ ПО ПРЕДЫДУЩЕЙ ТЕМЕ 5

ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ 9

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО НОВОЙ ТЕМЕ 24

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26





МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ

Вид занятия – объяснение с демонстрацией наглядных пособий

Продолжительность – 90 мин.

Тип занятия – изучение нового материала


ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

1. В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования определены учебные цели:

- Формировать знания об истории России и человечества в целом, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе;

2. Развивающие цели:

- развивать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);

3. Воспитательные цели:

- воспитывать бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия (ОК 10).

Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный с использованием мультимедийной презентации.

Место проведения занятия – аудитория колледжа.





МОТИВАЦИЯ

Политика нэпа могла стабилизировать положение в экономике, создать устойчивый, постепенный рост. Но она не могла вывести страну на качественно новый виток развития, обеспечить индустриальную и военную мощь на уровне передовых государств. К тому же нэп предусматривал рыночную составляющую и наличие «эксплуататоров» в городе и деревне, что расходилось с идеалами коммунизма. Партия начала политику индустриализации, единственным серьезным источником инвестиций для развернувшегося массового строительства промышленных предприятий была деревня. Коллективизация означала фактически возвращение к внеэкономическим методам принуждения крестьян к труду. За счет этого, невзирая на общее сокращение сельскохозяйственного производства, государство стало получать огромные дополнительные доходы.

Данное занятие позволит сформировать представление о положении в экономике СССР в 30-е годы, познакомиться с причинами и сущностью сталинской модернизации, усвоить смысл понятий коллективизация и индустриализация, проследить долгосрочные экономические, социальные, политические последствия экономической модели сталинизма, а также способствует формированию бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважения социальных, культурных и религиозных различий (ОК 10).




Приложение 1

КОНТРОЛЬ ПО ПРЕДЫДУЩЕЙ ТЕМЕ

«СОЗДАНИЕ СССР»

Студентам предлагается ответить письменно на 7 вопросов - тестов 2 варианта.

Вариант I

  1. СССР был образован в:

А) 1919

Б)1921

В)1922

Г)1925

2.Укажите название проекта создания единого государства, фрагмент которого приведен ниже:

«Признать необходимым заключение договора между [республиками] об объединении их в Союз Советских Республик с оставлением для каждой из них права свободного выхода из состава Союза…»

А) план социализации

Б) план автоматизации

В) план федерализации

Г) план кооперации

3.Проект объединения советских республик, фрагмент которого приведен в задании 2,был предложен:

А) И.В. Сталиным

Б) Г.М. Кржижановским

В) Г.Я. Сокольниковым

Г) В.И. Лениным

4.Какая из перечисленных республик одна из первых вступила в СССР?

А) Латвийская ССР

Б) Узбекская ССР

В) Украинская ССР

Г) Туркменская ССР

5. Высшим органом законодательной власти в СССР в соответствии с первой Конституцией СССР стал:

А) Всесоюзный съезд Советов

Б) Центральный исполнительный комитет

В) Совет народных комиссаров СССР

Г) Совета Союза

6.Какие три полномочия из перечисленных союзные республики в соответствии с Конституцией СССР передавали центральным органам? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) просвещение

2) здравоохранение

3) международное представительство


4) транспорт

5) юстиция

6) пересмотр границ




Ответ:


7.Запишите термин, о котором идет речь.

Полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и во внешней политике.

Ответ____________________________________________________________



Вариант II

  1. Первая Конституция СССР была принята в:

А) 1918г.

Б) 1921г.

В) 1922г.

Г) 1924г.

2. Укажите название проекта создания единого государства, фрагмент которого приведен ниже: «Признать целесообразным заключение договора между советскими республиками и формального вступления состав РСФСР…»

А) план социализации

Б) план автоматизации

В) план федерализации

Г) план кооперации

3. Проект объединения советских республик, фрагмент которого приведен в задании 2,был предложен:

А) И.В. Сталиным

Б) Г.М. Кржижановским

В) Г.Я. Сокольниковым

Г) В.И. Лениным

4.Каким термином обозначалась политика, ориентированная в 1920-х гг. на подготовку, выдвижение и использование местных национальных кадров для работы в государственных учреждениях союзных республик?

А) «конфедерация»

Б) «стратификация»

В) «автономизация»

Г) «коренизация»

5. Высшим исполнительным и административным (распорядительным) органом согласно Конституции СССР стал:

А) Всесоюзный съезд Советов

Б) Центральный исполнительный комитет

В) Совет народных комиссаров СССР

Г) Государственная дума

6. Какие три полномочия из перечисленных в соответствии с Конституцией СССР оставались в ведении союзных республик? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) оборона

2) социальное обеспечение

3) земледелие

4) денежное обращение

5) юстиция

6) бюджет





Ответ:

7.Запишите термин, о котором идет речь.

Форма государственного устройства, добровольное объединение ранее самостоятельных государств в единое союзное государство.

Ответ____________________________________________________________





КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТОВОЙ РАБОТЫ


«5» отлично – 90-100%

«4» хорошо -70-89%

«3» удовлетворительно - 50-69%

«2» неудовлетворительно - менее 50%





ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ

СССР В 1930 - Е ГОДЫ.

Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация. Коллективизация. Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г..

Вступительное слово преподавателя

Преподаватель: Ребята, опираясь на изученные нами ранее темы, попробуйте поразмышлять и ответить на вопросы

1) Почему Сталин выступил за отход от НЭПа, переход к индустриализации и массовой коллективизации? (Отрицательные стороны политики НЭП)

2) В чем состояла суть сталинской идеи о скорейшем построении социализма в одной стране? (необходимость укрепление обороноспособности страны, развитие тяжелой индустрии.

Преподаватель: История 30-х гг. XX века нашей страны полна событиями, вокруг которых остаётся много вопросов и неоднозначных оценок. Сегодня на занятии мы попробуем с вами воссоздать объективную картину модернизации в России через исторические документы, кинохронику того времени. Преподаватель: Работа с раздаточным материалом. (Приложение 2) Ребята, вам предлагается ряд плакатов и фотографии. Все они имеют отношение к нашей теме «СССР в 1930-е годы. Коллективизация и индустриализация» Рассмотрите их. Попробуйте сформулировать цель нашего занятия. Записывают тему занятия. Формулируют цель (познакомиться с процессами индустриализации и коллективизации).

Предпосылки социалистической индустриализации и коллективизации




Преподаватель: Изучают схему, записывают в тетрадь.

Преподаватель: Издревле Россия была крестьянской страной. Крестьяне составляли большинство населения, их труд кормил и одевал Россию, а также давал немало товаров для внешней торговли. Однако на протяжении нескольких веков крестьяне были лишены права собственности на землю. Реформа 1861 года – попытка решить проблему, но неудачная. Во время революции и Гражданской войны большинство крестьян поддержало большинство, поскольку их правительство обещало народу землю. Руководство СССР провозгласило опорой только беднейшую часть крестьян, а зажиточных объявило кулаками - враждебным элементом. Введение термина «кулаки».

Смотрят кинохронику. Формулируют и записывают определение.

Преподаватель: Кто - же такие кулаки? Кулак - зажиточный крестьянин, связанный с любыми видами предпринимательской деятельности или крепкий хозяин, который не хотел вступать в колхоз.

Преподаватель: Из-за неурожая 1920 г., положение в деревне ухудшилось. Крестьяне недовольны продразверсткой, то и дело вспыхивают стихийные бунты. В них Советская власть обвинила кулаков. Несмотря на замену продразверстки продналогом, хлеба в стране все равно не хватало.

Преподаватель: В декабре 1927 года – XV съезде ВКП (б) – поставлена задача «перехода распыленных крестьянских хозяйств на рельсы крупного производства». С 1928 – 1929 гг. страна взяла курс на коллективизацию. Что же такое коллективизация? Коллективизация добровольное производственное кооперирование мелких и средних крестьянских хозяйств.

Преподаватель: Работа с текстом учебника. Каковы цели коллективизации?

Ответы: - обеспечение индустриализации дешевой рабочей силой за счет массового ухода крестьян из деревни; - ликвидация кулачества как класса;- перекачка средств из аграрного сектора экономики в промышленный сектор.

Преподаватель: Политика «сплошной коллективизации» проводилась в жизнь под лозунгом, сформулированным И. В. Сталиным в статье «Год великого перелома».

Работа с историческим документом «Из статьи И. В. Сталина «Год великого перелома» (Приложение 3) Задание к документу: Каковы причины и суть сталинского «великого перелома»? Ответы: Деревня – источник продовольствия; деревня – основной канал средств для нужд индустриализации.

Преподаватель: Статья И.В. Сталина была воспринята как руководство к действию. Власти с помощью войск ГПУ в течение короткого времени (за 1,5-2 года) убрали из деревни опасные для себя слои населения.

Преподаватель: Ребята, а как вы думаете какие это слои? (Ответ: кулаки и зажиточные середняки).

Записывают в тетради понятия

ГПУ – Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР. Раскулачивание - уничтожение зажиточного крестьянства с целью получения средств на коллективизацию.

Процесс раскулачивания

Преподаватель: Задание группе (работа с видеоматериалом). Просмотрев видеоролик «Раскулачивание», ответьте на вопрос: Какими методами проходил процесс раскулачивания? (Ответ: арест и выселение крестьян).

Преподаватель: По разным сведениям, число раскулаченных составило от 3,5 до 9 млн. чел. Часть из них была брошена в тюрьмы, а основную массу переместили в отдаленные районы. Оставшиеся в родных местах крестьяне, опасаясь за свою судьбу, записывались в колхозы.

Преподаватель: Для того, чтобы посмотреть как жили колхозники, какие беды их постигали, давайте обратимся к текстам документа, который лежит перед вами. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы. Задание к документу (Из письма крестьянина председателю ВУЦИК Г.И. Петровскому. 1932 г.). (Приложение 4).

1.На какие особенности политики коллективизации обращает внимание крестьянин, говоря о главных причинах голода в деревне? 2. Кого он считает главным виновником сложившегося положения? 3. Как подобные настроения интерпретировались и использовались высшим руководством страны?

Преподаватель: 2 марта 1930 года – статья И.В. Сталина «Головокружение от успехов». В народе Сталин – заступник крестьян. План хлебозаготовок за 1932 год не был выполнен, поскольку оказался непосильным для деревни. Кто-то должен был за это ответить. Не даешь государству зерно – стало быть, ты – кулак. Голод 1933 года унес свыше 5 млн. жизней, число крестьян сократилось на 1/3, но госзакупки в 1934 году по сравнению с 1928 годом выросли вдвое. Сельское хозяйство, как и все в стране, стало управляемым. Крестьяне, боясь репрессий, записывались в колхозы.

Итоги коллективизации

Преподаватель: Коллективизация окончательно завершилась к середине 1930-х годов. Сталин торжествовал - не смотря на сокращение производства зерна, его поставки государству увеличились в 2 раза. Коллективизация создала условия для проведения индустриализации. В город ринулась масса крестьян, пополнившая ряды рабочего класса.

Преподаватель: Индустриализация. Задание на развитие внимания и памяти (задание выполняется письменно). (Приложение 5).

За 1 минуту во всех строчках таблицы найдите и посчитайте понятия и словосочетания, относящиеся к теме индустриализация СССР. В столбике радом с каждой строчкой запишите это понятие и укажите количество слов.

1

делительвосточнаяафрикаиндустриализацияфоедалзамок

1

2

городперекрестокмодеризацияводопроводмодернизация

1

3

государствоэшелонразвитиябизнесторговляприбыльцена

1

4

рожьпшенохлебозаготовительныйкризисовеспросоячмень

1

Ответы

Индустриализация

Модернизация

Эшелон развития

Хлебозаготовительный

Кризис

Преподаватель: Вспомним, что означают понятия индустриализация. Индустриализация – процесс создания крупной, технически развитой промышленности, прежде всего отраслей тяжелой промышленности, который производят орудия и средства производства.

Преподаватель: Работа с учебником. Прочитайте стр.155-158

Определите источники средств для индустриализации:

Источники средств для индустриализации:

-вывоз из страны сырья (нефть, лес, пушнина), золота и сокровищ музеев;

-экспорт хлеба;

-принудительные займы у населения;

- возросшие налоги на население;

-низкий уровень жизни населения;

-дешевая рабочая сила;

-бесплатный труд узников;

-организация соревнования и ударничества;

-трудовой героизм и энтузиазм советских людей.

Преподаватель: В 1925 г. состоялся 14 съезд партии, который вошел в историю как съезд индустриализации, хотя слово индустриализация на съезде даже не прозвучало. Была провозглашена как важнейшая задача «Превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование в страну, производящую их». В 1927 году началась разработка первого пятилетнего плана экономического и социального развития СССР. В мае 1929 года он был утверждении V Всесоюзным съездом Советов. План предусматривал увеличить производство промышленной продукции на 180%, причем продукции тяжелой промышленности на 230%, а сельскохозяйственной на 55%. Уже в декабре 1929 года Сталин выдвинул лозунг: «Пятилетку в четыре года». Первый пятилетний план 1928-1932, Второй пятилетний план 1933-1937 года. Работа по таблице:

Вопросы

Сталин

Бухарин

Причины кризиса

Слабая промышленность порождает товарный голод.

Ошибки в реализации экономического курса.

Виновник

Кулак-саботажник

Политический руководитель страны.

Пути выхода

Индустриализация и коллективизация:

- ускоренные темпы

- развитие тяжелой промышленности

- коллективизация крестьянских хозяйств

- ликвидация кулачества как класса

- централизованное планирование

Поиск экономических рычагов:

- постепенные темпы

- развитие лёгкой промышленности.

- развитие кооперативного движения в деревне

- усиление налогообложения кулаков

- рыночные элементы.

Вопросы к таблице:

  1. Какая точка зрения вам кажется более верной? Ответ обоснуйте.

  2. Почему победила точка зрения Сталина?

Преподаватель: Иосиф Сталин предлагает начать форсированную индустриализацию. Форсированная индустриализация – индустриализация, которая осуществляется ускоренными темпами. Немалую роль в проведении форсированной индустриализации сыграл и народный энтузиазм. 1935 г. – начало стахановского движения. Стахановцы: А. Стаханов, Н.Изотов, М. Мазай, П.Кривонос, А.Бусыгин, П.Ангелина, Е.В. и М.И. Виноградовы.

Преподаватель: Стахановское движение

Преподаватель: Стахановское движение имело определенные преимущества перед, например, социалистическим соревнованием. Важным источником индустриализации стала дешевая рабочая сила деревни. Значительную роль при освоении районов с тяжелыми климатическими условиями, строительстве каналов, на лесозаготовках играло использование труда заключенных и спецпереселенцев (раскулаченных и высланных крестьян). В годы первых пятилеток главное управление лагерей (ГУЛАГ) ежегодно привлекало около 1 млн. заключенных

Преподаватель: Ведение понятия ГУЛАГ. Главное Управление исправительно - трудовых лагерей .

Преподаватель: Практическая работа по вариантам с текстом параграфа.

Задание для I варианта: Прочитайте текст учебника стр. 156-158 и заполните таблицу графу «Индустриализация в СССР»:

Цели

Особенности

Источники

1) ликвидация технико-экономической отсталости;

2) достижение экономической независимости от стран Запада;

3) создание мощной оборонной промышленности;

4) развитие базовых отраслей промышленности (топливная, металлургическая, химическая, машиностроение).

1)форсированные темпы;

2)началась с тяжелой промышленности, а не легкой;

3)за счет внутренних резервов;

4)централизованное распределение ресурсов.


1) вывоз хлеба и других с/х продуктов;

2) вывоз сырья, природных богатств (нефть, лес);

3) вывоз золота, распродажа сокровищ

4) трудовой энтузиазм и героизм рабочих; 5) стахановское, ударническое движение;

6) труд заключённых ГУЛАГа;

7) займы у населения)


Задание для II варианта:

Используя текст учебника стр. 151-154, заполните графу «I пятилетка»; покажите по карте крупнейшие стройки пятилетки

Первые пятилетки

Вопросы

I пятилетка

II пятилетка

1. Годы

1928-1932гг.

1933-1937гг.

2. Основные задачи

превращение страны из аграрной в аграрно-индустриальную.

завершить переход от капитализма к социализму

3. Крупнейшие стройки

Магнитогорский и Кузнецкий

металлургические комбинаты.

Сталинградский и Харьковский тракторные заводы. Днепрогэс.

Шахты Донбасса и Кузбасса. Московский и Горьковский автомобильные заводы.

Челябинский тракторный

Азовсталь, запорожсталь.

Уральский, Крамоторский заводы тяжелого машиностроения. Авиационные заводы в Харькове, Москве, Куйбышеве.

4. Итоги

СССР из страны. ввозящей промышленное оборудование. превратился в страну производящую оборудование.

СССР превратился в индустриальную, экономически независимую державу.


5.Лозунги

«Техника решает всё!»

«Кадры решают всё!»


Задание для III варианта: Используя текст учебника стр. 156-158, обсудите и заполните таблицу графу «II пятилетка»;

Задание для IV варианта: Используя текст стр. 156-158 учебника, обсудите экономические и социальные последствия стахановского движения.

Экономические

Социальные

1) распространилось во многих отраслях промышленности

2) повышены нормы выработки в промышленности на 15-20 %



1)социальное расслоение рабочего класса

2)частая смена работы

3)низкий уровень трудовой и производственной дисциплины

4)хулиганство и пьянство

5)усиление репрессивных мер:

1938 г. введение трудовых книжек

1932-1933 гг. введение паспортов

«Итоги первых пятилеток»

Положительные

Отрицательные

Достижение экономической независимости

Создание автаркической экономики

Превращение СССР в мощную индустриально-аграрную державу

Создание возможностей для военно-политической экспансии сталинского руководства

Укрепление обороноспособности страны, создание мощного военно-промышленного комплекса

Замедление развития производства предметов потребления и сельского хозяйства

Развитие новых отраслей промышленности, строительство новых заводов и фабрик

Стимулирование экстенсивного развития экономики, движение к экологической катастрофе

2-е место в мире по абсолютным объемам промышленного производства

Применение мер внеэкономического принуждения

Преподаватель: На рубеже 1920-1930гг. В СССР ценой разорительной для крестьян коллективизации и уничтожения частного предпринимательства была проведена социалистическая индустриализация, которая вывела страну на 2-е место в мире по уровню промышленного развития после США, но уровень жизни населения существенно снизился. В стране на смену многоукладной экономике пришла административно-командная экономика в стране. Коллективизация и индустриализация способствовали формированию культа личности И.В. Сталина.

Приложение 2



Приложение 3

ИСТОРИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

ИЗ СТАТЬИ И.В. СТАЛИНА «ГОД ВЕЛИКОГО ПЕРЕЛОМА».

7 ноября 1929 год.

Мы идём на всех парах по пути индустриализации – к социализму оставляя позади нашу вековую «рассейскую» отсталость. Мы становимся страной металлической, страной автомобилизации, страной тракторизации.

И когда посадим СССР на автомобиль, а мужика на трактор,- пусть попробуют догнать нас почтенные капиталисты, кичащиеся своей «цивилизацией». Мы ещё посмотрим, какие из стран можно будет тогда «определить» в отсталые, какие в передовые.

Далее в статье говорилось «о коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию. Крестьяне пошли в колхозы, пошли целыми деревнями, волостями, районами.



Приложение 4

ИСТОРИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

ПИСЬМО КРЕСТЬЯНИНА СЕЛА КРЫХАЕВО ОСТЕРСКОГО РАЙОНА ЧЕРНИГОВСКОГО ОКРУГА УССР М.М. ТАВЛУЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ВУЦИК Г.И. ПЕТРОВСКОМУ.

14 мая 1932 г.

Я хочу жить, но не могу, умираю с голода. Как у нас в селе Крыхаеве, так и по всему Остерскому району настоящая голодовка: пуд муки ржаной — 100 руб., пуд картошки — 20 руб., и то нигде не купишь. И много случаев, [когда] мужик купил пуд, дал 100 руб., а у него милиция отобрала. Еще. многие убивают себя и мрут с голоду. В Крыхаеве начался голодный тиф, приехала бригада врачей из района, закрыли школу и ну ликвидировать тиф, навезли из района продуктов, подкормили больных и перестали умирать от голода. В селе умерло от голода три души здоровых [физически крепких людей], много детей и стариков. Страшное бедствие (идет] по селу, а тут еще наводнение затопило 25% посева озими и нужно снова засевать землю, но никто не собирается сеять, ибо нечем.

В Крыхаеве два колхоза: первый (имени] Петровского — 55 хозяйств, и второй [имени] Пятилетки — 30 хозяйств. Сева и не начинали, ибо никто не идет на работу, т.к. (все) оголодали. Кони у крестьян дохнут — нечем кормить, потому что сено и продукты у крестьян отобрали и картошку всю погноили в баржах на реках Десна и Днепр, Осенью 31 года людей мучили, чтобы свозили картошку на склады, а теперь мучают, чтоб вывозили гной из складов. Вот в Остере на базаре громадный склад картошки на весь базар [так] воняет, что все плачут, разве ж это не их труд пропадает напрасно и некому на это обратить внимание. ,[ Вот] почему уже не хватает сил работать, смотреть на все, из-за чего и обращаюсь с покорнейшей просьбой к Вам, Григорий Петрович, обратить на это внимание и спасти от голодовки Остерский район.

Мы читаем наших земляков письма из-за границы, которые пишут, как они живут, что все у них дешево. И вот хотели удрать из Крыхаева Кат Дмитро и из Ивонинки — один, которых поймали и отправили на Соловки. А у нас вот (в Крыхаеве] я не рад жизни и сейчас жена противна, а дети страшные враги, когда я сижу день не евши и вяжу сетку, а только покурю и запью водою, а тут вешаются {на меня] дети и плачут, говорят: «Найди где-нибудь, купи хлеба или картошки». И это все как ножом в сердце. «На что я вас на свет пустил», — думаю. И становится жалко, отношу сетку на склад и иду до базара в Остер [20 км], покупаю мешок картошки и тут милиция [меня] забрала, ведут к костру и потом-то ссыпают [мешок в огонь], чтоб было жарче.

И теперь один у другого крадет коров, кур, цыплят и овец порезали и поели, а теперь приходится вместе умирать. По другому жизни уже нет. Не думаем хозяйствовать и пахать землю, ибо раздали посевные карточки, чтоб осенью сдали продуктов определенное количество. Столько продуктов получить невозможно, даже если бы у мужика был скот и был перегной, а сейчас без перегноя никакого урожая у нас в Крыхаеве на песках не будет. И мало кто собирается пахать землю, так как все зерно отобрано и вывезено из села на станцию, а купить нельзя, да уже никому ничего не нужно. А кто не взял посевную карточку, того судили до четырех лет тюрьмы. Вот такая у нас свобода. И не знаю, что за такое постановление у центра, чтоб от селян отбирать все из продуктов до фунта или это на месте выдумывают, что просто ужас.

Как в нашем селе, так и по району принуждают [вступать] в колхоз, но идут через силу и не последняя беднота, а лодыри и [те], кого надо раскулачивать. В колхозах нигде еще порядки не устроены. Скот гибнет и коней много [погибает], работать не на чем. Везде, и по совхозам, масса была картошки не выкопана, хлеба не убрато, сего загубили в траве или в копнах из-за того, что работники не получали продуктов и одежды, а лишь газеты и директивы, а это ни к чему. Нужно обеспечивать продуктами и мануфактурой, ныне — готовой одеждой, а не директивами и подходом к жизни. Например, в Крыхаеве в колхозы поступили директивы в 31 году сеять ячмень и гречку по 4 десятины. Колхозники уверяют, что там не будет ничего и надо сеять другие культуры. Но сказано по ка-кой-то директиве и посеяли и выросли на 4 га гречки 33 пуда, а ячменя 40 пудов. Из 4 га! Так и по колхозам конец [наступит]. Работать работай, а есть — извини. И вот работа стоит, а колхозники разбегаются, потому что — зарез: кормят инструкциями и директивами. И вот я и просил ВУЦИК проехать по селам и убедиться, что делается в колхозах, дать директивы, чтобы работа шла как надо, а самое главное, я прошу от всей души пожалеть бедного мужика и спасти от голодной смерти. И тогда мужик любил бы свою страну, и не была бы колхозная работа каторгой.

Мы в основу плана положили посевные площади, но это лишнее. Надо больше убран, и привести все в порядок. А то повсюду урожаи не убираются, а гибнут из-за неосновательной платы за уборку, а все принудительно. А коли силою колодезь копать, то воды не пить. Раньше у пана было больше земли, чем теперь в совхозе, а все убиралось больше, т. к. всегда [он) кормил рабочих и платил, а теперь все принудительно и работа стоит. А тут и надо делать, как требует жизнь. А то контрактуй землю и скот, и работай, а сам сиди голодный и платы не спрашивай. И на этот год у нас весь скот не увеличивает стадо, а уничтожается. У бедняка есть две коровы — одну забрать, а у середняка забрали последнюю к теперь контрактуй и бедняк корову, а на базах скот дохнет. А овечек и свиней уже нет ни у кого, ведь нечего давать свиньям, надо зерно и картошку, а ее нет, ибо отбирают и всяк ждет гибели, а не живет. Вот так у нас в Крыхаеве и районе, и этим надо кому -то озаботиться, отвести народ от погибели, ибо коли человек голоден, он злой, и если его работа не ценится, он [ее] бросает. Так вот к теперь. Все принудительно. Работай, а платы и еды не спрашивай [неразборчиво). И это на местах не нужно никому, заглянули бы из центра. А может быть, так надо, не знаю. Но я смотрю и вижу: крутом же боль, а не жизнь. Если земля родила урожай, кто-то должен собрать и [не] везти на свалки, как, например, картошку.





Приложение 5

ЗАДАНИЕ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ (ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПИСЬМЕННО)

За 1 минуту во всех строчках таблицы найдите и посчитайте понятия и словосочетания, относящиеся к теме индустриализация СССР. В столбике радом с каждой строчкой запишите это понятие и укажите количество слов.

1

делительвосточнаяафрикаиндустриализацияфоедалзамок

1

2

городперекрестокмодеризацияводопроводмодернизация

1

3

государствоэшелонразвитиябизнесторговляприбыльцена

1

4

рожьпшенохлебозаготовительныйкризисовеспросоячмень

1




Приложение 6

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО НОВОЙ ТЕМЕ

Опираясь на опорный конспект, устно ответьте на вопросы (не оценивается)

1.Дайте определение понятию кулаки?

2. Дайте определение понятию коллективизация?

3. Дайте определение понятию индустриализация?

4. Дайте определение понятию раскулачивание?

5. Дайте определение понятию ГУЛАГ?

6.Назовите основные цели коллективизации.

7.Назовите основные источники средств индустриализации.

8.Назовите положительные и отрицательные итоги первых пятилеток.




Приложение 7

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Чтение текста учебника [2, с.151-164].

Индивидуально:

Подготовьте сообщение по одной из предложенных тем в соответствии с требованиями.

п/№

Тема сообщения

1

Стахановское движение

2

Шахтинское дело

3

Конституция СССР 1936 года


ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СООБЩЕНИЯ

1. Сообщение оформляется на компьютере, сдается преподавателю в мультифоре.

2. Шрифт Times New Roman, 14 пт, межстрочный интервал – одинарный, поля по 1,5 см справа и слева, поля выравниваются по ширине, заголовок – посредине. Ф.И. автора – по правому краю.

3. Объем сообщения – 2-3 страницы формата А 4; время выступления – не более 10 минут.

4. В сообщении не выделяются главы; недопустимы орфографические ошибки, опечатки, записи и исправления ручкой или карандашом.

5. В конце сообщения указывается список информационных источников.

6. Сообщение может сопровождаться мультимедийной презентацией (по желанию автора).

Например,

ХРИСТОФОР КОЛУМБ


Иванов Максим, студент 219 группы

отделения «Сестринское дело»


Христофор Колумб (Cristoforo Colombo) – великий испанский адмирал, отважный мореплаватель, уникальный первооткрыватель. Большую часть своей сознательной жизни он провел, путешествуя по разным уголкам Земного шара. Этот удивительный человек – первый из жителей Европы ступил на берега Южной и Центральной Америки, Антильских и Багамских островов, ходил под Парусом по Саргассовому и Карибскому морям. Знаменит, прежде всего, открытием Америки в 1492 году…


Информационные источники:

  1. Загладин Н.В., Симония Н.А. Учебное пособие по истории [Текст] / М: ГП «Русское слово - учебник», 2011.-400 с.

  2. Носков В.В., Андреевская Т.П. История с конца XV до конца XVIII века [Электронный ресурс]/ Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII века - Режим доступа http://knowhistory.ru/836-velikie-geograficheskie-otkrytiya.html




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира в XX – начале XXI века. 11 класс / Н.В. Загладин, Н.А.Симония. – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. – 480 с.

  2. Жукова Л.В. Справочник. История России с древнейших времен: для школьников и выпускников. ФГОС/Л.В.Жукова.- 11-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2018.- 527,[1]с.

  3. Самыгин П.С. История: учебное пособие для студентов средних профессиональных заведений [Текст]: / Самыгин П.С. – 17-е изд. – Ростов-на-Дону: «Феникс» - учебное пособие, 2012.- 474с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!